Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка
Ирина Постриганова
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Через театрализованную деятельность, со взрослыми и сверстниками, дошкольники ощущают себя актёрами, моделируя ситуации, события, сюжеты которых копируют из поведения взрослых. Эти игры можно со смелостью называть театральной постановкой, так как в них присутствуют все элементы театральной деятельности: сценарий, роли, декорации, музыкальное сопровождение и другие моменты театральных постановок. Наблюдая за детьми, за их поведением, речью, можно представить, как будет выглядеть общество в ближайшем будущем, через полтора десятка лет. Театральная деятельность должна занять особое место, сыграть важную роль в дошкольном образовании.
Посредством театральной деятельности в детском саду дети ознакомятся с национальными традициями, историей, литературой разных жанров, музыкальными произведениями, искусством, живописью. Помимо практических занятий в стенах детского сада, лучшим вариантом показать окружающий творческий мир – это организация регулярных походов в дома культуры, театры, музеи, на выставки, роль которых состоит в том, чтобы почерпнуть новые идеи для развития собственных творческих способностей.
Отдельно хочется отметить, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованная деятельность выступает эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащающая его опыт, активизирующая интерес к искусству, способствующая раскрытию и развитию артистических способностей.
Источник
Екатерина Митасова
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент времени материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачивается формы коллективной деятельности.
Поэтому нравственное развитие в современном мире является одним из важнейших компонентов развития личности в целом, который подразумевает развитие таких качеств, как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение поделиться с другим, т. е. те качества, которые проявляются у ребенка при его общении со сверстниками и более широко – с другими людьми. Таким образом, нравственное развитие понимается как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать, развитие чувства «МЫ» в детском коллективе. Другими словами, самым важным в нравственном воспитании детей представляется именно нравственное отношение к окружающим людям, уважение их интересов, доброжелательное к ним отношение.
В период старшего дошкольного детства у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Поэтому при формировании нравственной сферы особое внимание уделяется умению считаться с мнением окружающих, при необходимости уметь отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов.
В то же время можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствуют персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей компонентов нравственной сферы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что занятия с использованием средств театрализованной деятельности развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре.С этой целью используются игровые приемы:
• внезапное появление театральной куклы или педагога в костюме какого-либо героя с предложением поиграть;
• игровые действия с пальчиковыми куклами;
• пение песен;
• пересказ произведения с помощью куклы;
• игровые объявления по «громкоговорителю»;
• принятие педагогом игровой роли на себя;
• игровые упражнения;
• изготовление игровых атрибутов;
• беседы о посещении театра с показом действий актера и т. д.
С целью поддержания игровой атмосферы педагог так же использует различные приемы:
• внесение новой игрушки, декораций;
• доброжелательная реплика, напоминание, совет;
• обогащение репертуара;
• анализ игровых действий с детьми;
• строительство сцены театра с помощью модуля и его элементов, из крупного строительного материала;
• изготовление пригласительных билетов на спектакль для малышей;
• рассматривание иллюстраций журналов, книг, афиш.
Распределение ролей также требует от педагога использования всевозможных приемов:
• назначение на роль по желанию ребенка;
• предложение роли ребенку педагогом исходя из того, какая роль ему особенно полезна (с согласия ребенка);
• выбор на роль по итогам игровых заданий;
• выполнение роли по очереди и т. д.
Разумеется, что перечисленные нами приемы не охватывают всего их многообразия и использования их в педагогической практике.
Таким образом, театрально – игровая деятельность, являясь своеобразным видом игровой деятельности дошкольника,имеет свои особенности: она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей (сказочных персонажей, их взаимоотношений в соответствии с сюжетом и содержанием произведения с обязательным внесением элементов творчества. Театрально-игровая деятельность является свободной, добровольной деятельностью, для которой характерны самодеятельный характер, высокая активность, контактная зависимость участников. Способность к творчеству в целом.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое место театрализации. Театрализованная деятельность способствует развитию речи ребенка, театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи – двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваютсяпсихические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи, совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения.
Источник
Марина Пушкарская
Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников
Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников.
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,
приобщает его к духовному богатству.
(В. А. Сухомлинский)
Театр – это всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. И как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.
Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Занимаясь с детьми театром,мы ставим перед собой цель: сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Театрализованные игры помогают нам, педагогам, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе, делать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнять её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение всестороннего воспитания детей. У них развивается художественный вкус,творческие способности. Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В игре-драматизации каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Театрализованные представления развивают творческие способности детей. Творчество – это страна чудес.Ребенок учится: думать, чувствовать, воспринимать, фантазировать, экспериментировать.
Театрализованная деятельность по возрастным группам
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:
-настольного театра игрушек,
-настольного плоскостного театра,
-плоскостного театра на фланелеграфе,
-пальчикового театра.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
– мягкой игрушки,
– деревянный театр,
– конусный театр,
-театр народной игрушки,
– плоскостных фигур,
– театр ложек
– театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.
В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.
На что направлена театрализованная деятельность?
– На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
– На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
– На развитие фантазии;
– На формирование волевых качеств;
– На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка
Театрализованная игра:
– Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
– Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
– Совершенствует артикуляционный аппарат;
– Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Театрализованные игры (классификация Л. В. Артемовой):
– Режиссерские игры.
– Игры-драматизации.
– Настольный театр.
– Теневой театр.
– Театр на фланелеграфе
– Игры-драматизации с пальчиками.
– Игры-драматизации с куклами бибабо.
– Импровизация.
– Игры-имитации.
– Ролевые диалоги.
– Инсценировки и спектакли.
Речь ребенка и различные виды театра:
Пальчиковый театр
*Способствует развитию речи, внимания, памяти;
*формирует пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр картинок и фланелеграф
– Развивают творческие способности;
– Содействуют эстетическому воспитанию;
– Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Вязаный театр
– Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
– Формирует творческие способности, артистизм;
– Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный, настольный театр
– Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
– Сопровождать движения пальцев речью;
– Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр-топотушки
– Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
– Знакомит с народным творчеством;
– Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке
– Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
– Помогает справиться с переживаниями, страхами;
– Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Игра-драматизация
Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
– Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
– Способствует самопознанию и самовыражению личности;
– Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.
Плоскостной театр:
-Способствует владению техникой упражнений куклами настольного театра,
положительному эмоциональному подъёму детей,помогает сплочению детского коллектива.
Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Виды кукольных театров.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.Рассмотрим их разновидности:
-настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки;
-стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
-театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
– верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые куклы);
– напольные куклы (марионетки, конусный театр);
-театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок).
Источник