Влияние сверстников на развитие ребенка

Влияние сверстников на развитие ребенка thumbnail

Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.

Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.

Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.

Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.

В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.

Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.

Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:

  • — владеют разнообразными социальными навыками;
  • — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
  • — чувствительны к потребностям и действиям других;
  • — не навязывают свою волю другим детям;
  • — соглашаются играть рядом с другими детьми;
  • — умеют поддержать дружеские отношения;
  • — при необходимости приходят на помощь;
  • — способны поддержать разговор;
  • — делятся интересной информацией;
  • — откликаются на предложения других детей;
  • — умеют разрешать конфликты;
  • — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).

В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.

Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.

Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.

По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.

Задания для самопроверки

  • 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
  • 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.

Основная литература

  • 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

  • 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
  • 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.

Источник

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Читайте также:  Развитие ребенка до года екатеринбург

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Читайте также:  Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка

Источник

Важную роль в развитии личности
ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое
на него общением со сверстниками. Симпатия к
другим детям, возникающая в раннем детстве,
переходит у дошкольника в потребность общения со
сверстниками. Эту потребность хорошо выразил
шестилетний ребенок, который, возражая, матери,
предложившей заменить собой отсутствующего
товарища, сказал: “Мне надо ребенков, а ты не
ребенок”.

Потребность в общении развивается на основе
совместной деятельности детей в играх, при
выполнении трудовых поручений и т.д.

В условиях общественного дошкольного
воспитания, когда ребенок постоянно находится с
другими детьми, вступает с ними в разнообразные
контакты, складывается детское общество, где
ребенок приобретает первые навыки поведения в
коллективе, установления взаимоотношений с
окружающими, которые являются не наставниками, а
равные ему участниками совместной жизни и
деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие
личности ребенка заключается, прежде всего, в
том, что именно в условиях общения со
сверстниками ребенок постоянно сталкивается с
необходимостью применять на практике
усваиваемые нормы поведения по отношению к
другим людям, приспосабливать эти нормы и
правила к разнообразным конкретным ситуациям. В
совместной деятельности детей непрерывно
возникают ситуации, требующие согласования
действий, проявления доброжелательного
отношения к сверстникам, умения отказаться от
личных желаний ради достижения общей цели. В этих
ситуациях дети далеко не всегда находят нужные
способы поведения. Нередко между ними возникают
конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не
считаясь с правами сверстников.

Общение и совместная деятельность
обеспечивают упражнение детей в правильности
поступках, которое совершенно необходимо для
того, чтобы ребенок не только знал нормы
поведения, но и практически ими
руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на
развитие личности детей, усвоение ими норм
поведения служит складывающееся в группе
общественное мнение.

В группе трехлетних детей еще нет общего мнения
о тех или иных предметах, событиях, поступках.
Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение
другого. Но в четыре-пять лет дети начинают
прислушиваться к мнению сверстников и
подчиняются мнению большинства, даже если оно
противоречит их собственным впечатлениям и
знаниям. Такое подчинение мнению большинства
носит название конформности. Конформность
обнаруживается в опыте, когда нескольких детей
специально подговаривают сказать, например, про
черную и белую пирамидки, стоящие на столе, что
обе белые. Ребенок, не участвовавший в сговоре,
выслушав мнение двух-трех сверстников, на вопрос
“Какого цвета пирамидки?” тоже отвечает: “Они
белые”.

В шесть лет комфортность у детей значительно
снижается. Конформность у дошкольников является
переходным этапом в овладении умением
согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей
она закрепляется и может стать отрицательным
свойством личности.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам,
первоначально являются простым повторение
оценок воспитателя. Когда трех-, четырехлетних
детей спрашивают: “Кто у вас в группе самый
хороший?”, они дают ответы типа: “ Лена, потому
что она быстро кушает” или “Витя, потому что он
всегда слушается”. Но постепенно оцениваются
дети, которые знают много игр, делятся игрушками
с товарищами, защищают слабых и т.д.

Оценка со стороны группы особенно важна для
детей, начиная с четырех-, пятилетнего возраста.
Они стараются воздержаться от поступков,
вызывающих неодобрение сверстников, заслужить
их положительное отношение.

Каждый ребенок занимает в группе определенное
положение, которое выражается в том, как к нему
относятся сверстники. Обычно выделяются два-три
ребенка, многие хотят дружить, сидеть рядом на
занятиях, им подражают, охотно выполняют их
просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются
и дети, их не принимают в игры, им не хотят давать
игрушки. Остальная часть детей располагается
между этими “полюсами”. Степень популярности,
которой пользуется ребенок, зависит от многих
причин: его знаний, умственного развития,
особенностей поведения, умения устанавливать
контакты с другими детьми, внешности, физической
силы и выносливости и т.д.

Положение в группе сверстников существенно
отражается на развитии личности ребенка. От
этого зависит, насколько ребенок чувствует себя
спокойным, удовлетворенным, в какой мере он
усваивает нормы поведения по отношению к
сверстникам. Дети с низкой популярностью, не
надеясь на сочувствие и помощь со стороны
сверстников, нередко становятся эгоистичными,
замкнутыми. Дети с особенно высокой
популярностью могут “заразиться” излишней
самоуверенностью, зазнайством. От воспитателя
требуется большая работа, направленная на
регулирование детских взаимоотношений, создание
в группе общей благожелательной атмосферы,
выравнивание положения, занимаемого в группе
разными детьми.

Читайте также:  Признаки задержки развития ребенка 2 лет

Источник

Симпатия к детям, появляется в раннем возрасте, со временем становится потребностью в общении с ними. Развивается эта потребность на основе совместной игры, выполнения трудовых поручений и т. Для 4-5-летних детей ощутимым наказанием является лишение их возможности общаться с ровесниками.

Ребенок, который постоянно находится среди сверстников, имеет с ними различные отношения, приобретает первых навыков поведения в коллективе, устанавливает равноправные и равноценные отношения, приобретает опыт сожительства и спивдияльности. Именно среди сверстников ребенок формируется как общественное существо. При таких обстоятельствах она действует, реализует себя “как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького общества с интересами, требованиями, связями” (А. В сова). По мнению Я. Коломинського, дошкольная группа генетически ранним степенью социальной организации людей, который сменяется затем школьным коллективом.

В общении со сверстниками ребенок постоянно оказывается перед необходимостью реализовывать на практике нормы поведения в отношении других людей, применять их в различных ситуаций. В совместной деятельности детей непрерывно возникает необходимость согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы новединкы. Часто между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое право, не принимая во внимание права сверстников. Вмешиваясь в конфликты, решая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Общение и совместная деятельность вправляют детей в правильных поступках, необходимых, чтобы ребенок знал нормы поведения и руководствовалась ими.

Влияние детского окружения на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения обеспечивает также коллективное мнение. В группе 3-летних детей ее еще нет, мнение одного ребенка не влияет на мнение другого. Однако в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников, подчиняются мнению большинства, даже если она противоречит их впечатлением и знанием, то есть проявляют конформность.

Конформность (лат. Соп formis – подобный) – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей, приспосабливать ее к их требованиям.

Ярким примером проявления склонности к конформности является опыт, во время которого специально подготовленные дети сказали о черной и белой пирамидки, что они обе белые. Ребенок, не принимала участия в заговоре, выслушав мнение сверстников, на вопрос о цвете пирамидки также ответила, что они белые.

В 6-летних детей конформность существенно снижается. Всего в дошкольном периоде конформность является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мысли. Однако у некоторых детей она закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

Каждый ребенок занимает в группе дошкольного учреждения определенное положение, которое выражается в отношении к ней сверстников. Как правило, двое-трое детей пользуются наибольшей популярностью: с ними хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы. Почти в каждой группе есть дети, с которыми мало общаются, не делятся игрушками, которых не привлекают к играм. Остальные дети позиционируются между этими полюсами. Уровень популярности ребенка зависит от его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умение устанавливать контакты, внешности, физической силы и выносливости и т.

Особой популярностью пользуются общительные, дружелюбные, веселые, эмоционально и умственно развитые дети, умеющие придумывать и организовывать игры, имеют определенные художественные способности, активны на занятиях, достаточно самостоятельны в своих действиях, имеют привлекательную внешность.

Наименее популярные – неуверенные в себе, необщительные или слишком коммуникабельны, надоедливые, озлобленные дети. В основном они отстают от своих сверстников в развитии, безынициативны, иногда имеют плохую произношение (дислексия), недостатки внешности. Воспитатель не должен оставлять таких детей без внимания. Его задача – выявить и развить у них положительные качества, выработать адекватную самооценку, уровень притязаний, повысить статус в системе личностных отношений. Все это требует педагогического такта, мудрости, просмотра своего отношения к таким детям, личной мотивации и усилий в сотрудничестве.

Воспитатель должен уравновешенно относиться к авторитетным среди сверстников детей, чтобы роль лидера не получила развития в них зазнайства, высокомерия, склонности унижать других. Воспитатель должен знать, благодаря каким качествам дети получили лидерство, на чем основывается их авторитет. Поскольку не всегда нравственность и ценностные ориентации таких детей отвечают возрастным задачей. Иногда в позиции лидера может оказаться ребенок, склонный навязывать свою волю другим, несмотря на интересы и права остальных детей. Такие лидеры часто имеют неограниченное влияние на сверстников.

В дошкольном возрасте у детей возникают сложные и многообразные отношения со сверстниками, которые в значительной степени влияют на становление их личности. Выявить характер личностных отношений детей в группе воспитателю позволяет наблюдательность, использование специальных методов социально-педагогических и психологических исследований (беседа, социометрический метод, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Изучение этих отношений является предпосылкой целенаправленного формирования их с целью создания для каждого ребенка благоприятного эмоционального климата в группе.

Источник