Влияние стресса на развитие ребенка

Влияние стресса на развитие ребенка thumbnail

У детей избыточный или длительный ответ организма на стресс может повлиять на их развитие. Стресс может оказывать вредное воздействие на обучение, поведение и их здоровье на протяжении всей жизни.

Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового детства. Когда ваше тело находится под угрозой, оно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол.

Когда угроза активирует системы реагирования на стресс маленького ребенка в среде, характеризующейся поддерживающими отношениями со взрослыми, эта среда смягчает психологические последствия. Поэтому они разрабатывают здоровые системы реагирования на стресс. Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, и ребенок видит нарушение в этих отношениях, это может повлиять на его системы и структуру мозга.

В отсутствие отношений реагирования со взрослыми, осуществляющими уход, системы реагирования на стресс у ребенка переключаются и остаются в состоянии повышенной готовности. Общие эффекты увеличивают вероятность задержек в развитии, проблем с обучением и поведенческих проблем у детей. Кроме того, они более подвержены риску диабета, болезней сердца, депрессии, наркомании, алкоголизма и других проблем со здоровьем в зрелом возрасте.

Исследования показали, что хронический и тяжелый стресс может стать токсичным для развивающегося мозга и биологических систем. Значительные ситуации в жизни, такие как бедность, жестокое обращение, отсутствие заботы или агрессивная среда, могут быть пусковыми механизмами.

Влияние стресса на развитие ребенка

Стресс в детстве

Опыт раннего детства играет важную роль в том, как мозг развивается и функционирует. Взаимодействие между ребенком и его окружением влияет на долгосрочное обучение, поведение и здоровье. Чтобы развить здоровую структуру мозга, для ребенка очень важно иметь восприимчивых родителей. Кроме того, они должны развивать позитивные отношения. 

В общем, реакция на стресс — это физиологическая реакция на неблагоприятное событие или сложные обстоятельства. Это вызывает биохимические изменения в нервной, эндокринной и иммунной системах. Тем не менее, стресс не всегда негативная вещь. Он может быть положительным, терпимым или токсичным.

Положительная реакция на стресс необходима для роста и развития ребенка. Ребенок получает поддержку через социальные и эмоциональные амортизаторы, такие как спокойствие и защита родителей. Ребенок приобретает мотивацию и сопротивление после каждого положительного стрессового ответа.

Реакции на токсичный стресс являются более серьезными, частыми и стойкими. Точно так же организм реагирует в большей степени, и эти биохимические реакции потенциально могут негативно повлиять на структуру мозга.

В терпимых реакциях на стресс, когда неприятности устранены, мозг и органы полностью восстанавливаются, если ребенок защищен восприимчивыми отношениями. Таким образом, их родители должны поддерживать их как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Влияние стресса на развитие ребенка

Токсический стресс у детей

Токсический стресс у детей является ненормальной реакцией на стресс. Это приводит к устойчивому повышению уровня кортизола. Кроме того, существует стойкое воспалительное состояние, при котором организм не может исправить эти изменения. Это происходит независимо от того, прошел стресс или нет.

Токсический стресс приводит к постоянной активации реакции на стресс. В частности, тело не может вернуться к нормальной жизни. Отсутствие поддержки, уверенности или эмоциональной привязанности со стороны лиц, осуществляющих уход, может помешать нормальной реакции на стресс.

Токсический стресс у детей является очень серьезной проблемой. Дети, которые испытывают токсический стресс, подвержены риску неблагоприятных долгосрочных последствий для здоровья. Тем не менее, многие из эффектов могут проявиться только в зрелом возрасте. Эти неблагоприятные последствия для здоровья включают неадекватные навыки преодоления стресса. Кроме того, они могут быть подвержены риску психического заболевания, нездорового образа жизни или физических заболеваний.

Чем более неблагоприятен опыт ребенка, тем больше вероятность того, что задержки развития и последующие проблемы со здоровьем проявятся. Например, болезни сердца, диабет, токсикомания, депрессия и другие.

Влияние стресса на развитие ребенка

Развитие мозга и токсический стресс

Дети испытывают внешнее поведение, такое как агрессия, и внутреннее поведение, такое как тревога и депрессия. Проблема заключается в том, что такое поведение не является уникальным для детей, чье развитие затронуто стрессом и травмой. Часто люди, окружающие ребенка, видят только агрессивного ребенка. Они не видят ребенка, который просто пытается заставить кого-то осознать боль, в которой он находится.

Травма, которая вызывает токсический стресс и его последствия, также может иметь тонкий эффект нормализации. Дети, которые не имеют более широкого представления о мире, могут подумать, что насилие в семье является нормальным явлением или что насилие в обществе так же естественно, как дождь.

С точки зрения развития, ребенок, который испытывает трудности, подвержен риску постоянных изменений структуры мозга, эпигенетических модификаций и измененной генетической функции. Долгосрочные последствия для здоровья и развития имеют решающее значение и включают повышенный риск заболеваний, связанных со стрессом.

Реакция на токсический стресс влияет на нейроэндокринно-иммунную сеть. Следовательно, это также приводит к длительному и ненормальному ответу кортизола. Результирующая иммунная дисрегуляция, которая включает стойкое воспалительное состояние, увеличивает риск и частоту инфекций у детей.

Кроме того, ученые считают, что реакция на токсический стресс может привести к другим  психологическим расстройствам,  таким как депрессивные расстройства, отсутствие самоконтроля, посттравматическое стрессовое расстройство и психоз.

Кроме того, мы знаем, что взрослые, которые испытывали трудности в раннем детстве, также страдают от большего количества физических заболеваний и плохих результатов в отношении здоровья. Эти плохие последствия для здоровья варьируются и включают в себя алкоголизм, хроническую обструктивную болезнь легких, депрессию, рак, ожирение, мысли о самоубийстве или заболевание коронарной артерии, а также многие другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Влияние стресса на головной мозг ребенка

Рейтинг
34

Информация о негативном влиянии стрессов на когнитивную сферу ребенка и советы родителям

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни. Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми. Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.

Старая реакция на новые проблемы

Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу. Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление. Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.

Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет. Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро. Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.

Испытывает ли ребенок хронический стресс?

Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок. Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).

Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами

Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.

Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.

Как различные виды стресса влияют на ребенка

Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола. Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.

Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать. Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем. Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)

Стресс: им можно заразиться

Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.

Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.

Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.

Можно ли лечить стресс другим стрессом?

Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.

Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.

Мощное противоядие

Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.

Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам. Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам. В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.86 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
21.07.2016

Источник

                    Влияние стрессовых ситуаций на организм ребенка

МБДОУ детский сад комбинированного вида №52      

                                                                         «Ласточка» педагог-психолог Поливанова М.А.  

     С понятием «стресс», мы сталкиваемся ежедневно. Если речь идет о детях, этим термином, как правило, обозначаются любые проблемы – от сломанной любимой игрушки до расставания с родителями. Существующие механизмы проявления стресса, одинаковые для детей и взрослых.  Исследования знаменитого канадского физиолога Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме т.е. происходит срыв защитных механизмов, и это, в свою очередь приводит к так называемому дистрессу – состоянию, от которого как раз и следует оберегать ребенка.

Дистресс – вид стресса, характеризующийся наибольшей степенью выраженности, оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека.

Выделяются три стадии развития стресса:

1. Стадия тревоги. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. В этот момент повышается уровень адреналина, расширяются зрачки, появляется сухость во рту, учащается сердцебиение и дыхание. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разделу так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, мигрени, аллергии и т.п. Если неприятная ситуация разрешается, организм трубит «отбой», и его работа возвращается в нормальное русло.

2.Стадия сопротивления. Когда борьба с раздражителями затягивается, организму приходится переходить на новый режим работы. В результате человек становится очень восприимчивым к зрительной, слуховой и тактильной информации и начинает вести себя по принципу «я разведчик, а кругом враги».

3. Стадия истощения, или дистресса. Энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защита оказываются сломанными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличии от первой  стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптированных резервов и ресурсов. У людей, долгое время переживающих стресс, снижается иммунитет, нарушается сердечный ритм, и возникают серьезные проблемы со сном.

Возрастные особенности реагирования на стресс.

Дети реагируют на травмирующие события по разному. И интенсивность их переживаний зависит в первую очередь от возраста.

0-3 года. Вегетативная нервная система, отвечающая за перестройку организма во время  критических ситуаций, у таких малышей совсем не зрелая. Младенец реагирует на негативные факторы всем телом: повышением температуры, нарушениями пищеварения, появлением сыпи и регрессом – потерей уже приобретенных навыков (ползанья, ходьбы и т.д.). Описанные симптомы возникают в ответ на любой раздражитель: отъезд мамы, неожиданный визит бабушки, перегрев на солнце – все это может спровоцировать негативные реакции.

4-7 лет.   В этом возрастном промежутке у малыша начинают интенсивно созревать структуры мозга, отвечающие за контроль над собственными движениями и действиями. Именно на этих важнейших процессах в первую очередь и отражается стресс. У ребенка могут появиться двигательная расторможенность, разнообразные  тики, навязчивые движения (накручивание волос, обкусывание ногтей), а также страхи и фантазии неприятного содержания. Обычно взрослые реагируют на подобные проявления крайне  негативно  и начинают активно воспитывать «слишком избалованного» малыша. Но на самом деле баловство или непослушание здесь ни при чем. Ребенку просто необходимо избавиться от лишнего адреналина – гормона, выделяющегося в результате стресса и «сгорающего» исключительно в мышцах. В таких случаях активные занятия спортом будут значительно полезнее наказаний и ненужных нравоучениях.

Причины стресса и пути их приодаления

  В настоящее время стало очень модно отдавать своих детей на дополнительные занятия в различные развивающие центры, кружки спортивные секции. Рано утром подъем в детский сад, после бегом на плавание и английский, вечером выполнение домашних заданий. А на выходные запланирован теннис и футбол. В данном случае стресс бьет по всем системам организма. Ребенок часто оказывается лишенным дневного отдыха, поздно ложиться спать, ест «непонятно когда». В результате малыш находится в постоянном напряжении доже во время сна.

 Как избежать дистресса. Подстраивать график занятий под режим ребенка, а не наоборот. Внимательно относится к детскому «не хочу», возможно ребенок отказывается идти на занятия потому, что он очень устал. Обеспечить малышу свободное время (не менее двух часов в день).

    Физическое и моральное насилие, это не только рукоприкладство и оскорбления но и угрозы со стороны взрослого. Ребенок верит в то, что если он будет бегать то его «приклеят к стулу», или если будет говорить плохие слова «отрежут язык», и начинает нервничать даже в самых безобидных ситуациях. Замечания и угрозы, которые ребенок слышит ежедневно от взрослого, полностью занижают его самооценку, и не дают ему возможность почувствовать себя хорошим. Во избежание дистресса у ребенка родителям необходимо сменить стиль своего воспитания, и при выборе педагогов нужен не  «самый лучший» учитель, а прежде всего добрый и любящий детей.  

    Частые ссоры в семье или развод родителей, провоцирует сильнейший стресс у ребенка, который становится невольным свидетелем конфликта. Семья как надежный тыл, сама превращается в поле боя, ребенку буквально некуда идти за поддержкой. Для того чтобы избежать дистресса у малыша родителям необходимо создать видимость доброжелательных отношений даже если конфликт носит принципиальный характер. Если все же дошло до развода, постарайтесь создать условия для частого общения малыша с отцом.

    Рождение второго ребенка, повторный брак одного из родителей заставляет ребенка сомневаться в своей значимости. С помощью различных выходок и капризов малыш пытается проверить любовь родителей, а получает «нагоняй» воспринимает как доказательство изменений в их отношении к нему. Горечь и недоумения, которые испытывает малыш, постепенно переходит в стресс. Не умиляйтесь новорожденному в присутствии ребенка. Не уставайте заверять наследника в том, что лучше старшего сына или дочери никогда не будет.

Смерть родственника или питомца. Многие дети не делают разницы между уходом из жизни дедушки или, например кота: и тот и другой для малыша являются членом семьи. Чувство привязанности ребенка не находит выхода, он оказывается один на один с проблемой, которую не способен решить самостоятельно.  Не говорите, что родственник  уехал, а кот убежал,  такое утверждение дает ему повод для обиды.  Расскажите малышу о том, что смерть один из законов жизни.  

Источник