Влияние стихийного обучения и воспитания на развитие ребенка
Воспитатель 2 младшей группы
Крайкина Наталья Вячеславовна
Чернцкое Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
Современный подход к воспитанию: Стихийное воспитание.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Макаренко А.С.
Стихийное воспитание – отсутствие цели воспитания, или цель размыта. Воспитательные меры ситуативные, определяются настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Такой подход обусловлен размытыми представлениями о смысле жизни, соответственно – размытыми представлениями о воспитании, либо вообще отсутствием каких- либо представлений об этом.
Л.И. Божович говорила, что если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребёнка весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества должен осуществляться под контролем воспитания.
Вильгельм Август Лай – является одним из известнейших педагогов и психологов. Он писал « Первобытное воспитание имеет место и сейчас, поскольку оно является проявлением стихийного воздействия окружающей среды». Лай утверждал, что это стихийное воспитание является истинно народным воспитанием, а потому должно быть взято как основа и исходный пункт для воспитания вообще.
Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно.
Такой подход к воспитанию сродни безответственности, так как семья осталась почти единственным институтом воспитания. Роль семьи в воспитании всегда была ведущей. В семье оно идет через подражание поведению родителей.
Как отражается стихийное воспитание?
Стихийное воспитание сегодня характерно для многих, особенно молодых семей. Тревога эта вызвана тем, что оно обусловливает развитие у ребенка многих негативных проявлений — индивидуализма, неумения общаться со сверстниками и посторонними взрослыми и грубости.
Вот лишь один из примеров, иллюстрирующих мою мысль.
По улице идут двое — молодой мужчина с сынишкой лет пяти. Малыш вдохновенно рассказывает отцу обо всем, что произошло в детском саду. При этом он, как и большинство детей, немного фантазирует, что-то преувеличивает. Отец достаточно категорично обрывает ребенка: «Не заливай, Андрей. Кончай трепаться!» Форма словесного выражения отца и та легкость, с которой он его употребил, шокировала невольных свидетелей этой сцены. В отличие от них, малыш не придал ей никакого значения и спокойно продолжал свой рассказ, уснащая его словами типа «горланил», «заткнул ему глотку», «врезал по морде», «черт возьми»… Почему ребенок, которому от роду всего лишь несколько лет, спокойно употребляет столь недетские выражения? Почему отец не сделает ему замечание? Скорее всего он не придает им должного значения, поскольку эта речь понятна и привычна, естественна для них двоих и не вызывает дискомфорта. Это семейный лексикон, складывающийся не день и не два. Описанный факт не может не огорчать.
И все-таки, если бы этот отцовский просчет можно было объяснить одной лишь его недальновидностью, было бы не так страшно. Однако нередко мужчины подсознательно культивируют, сами насаждают такой жаргон, «заботясь» о своем ребенке, прививая тем самым якобы мужские черты, бойцовский характер. Подобное представление об «эталоне мужества» является упрощенным и примитивным. Однако оно призывает к тому, чтобы малыш с первых лет своей жизни переходил от слов к делу. Не случайно в таких семьях отцы с легкостью советуют сыновьям: «Не жди, чтобы ударили тебя. Бей первым. Тогда будут бояться и никогда не тронут». Призывая к агрессивности, «заботливые» родители рассуждают приблизительно так: «Впереди у сына нелегкая жизнь, а жизнь — это борьба. И здесь требуется умение работать локтями». Но о борьбе с чем и против кого идет речь? Да и можно ли считать такой способ самоутверждения приемлемым для жизни среди людей? Жаль, что система воспитания, основанная на уважении к личности любого человека, кажется таким родителям слишком сложной и ненадежной.
Ребенок учится жить в обществе, усваивая те модели социального поведения, которые демонстрируют взрослые. Усваивает стихийно, часто вопреки желанию взрослых, причем негативное прививается легче и быстрее, чем позитивное.
Ребенок — это зритель, родители — актеры. Дом — его первый и единственный театр. Какую пьесу придумали и поставили родители? Может быть, он хотел бы другую, но у него права выбора нет.
Во взаимоотношениях родителей с детьми самое главное — научиться прислушиваться к мнению другого, в умении поступиться своим желанием и пойти навстречу другому, а не навязывать или настаивать на своей точке зрения. Воспитание — самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека.
Хорошо воспитанный ребенок соблюдает нравственные нормы всегда.
Результаты воспитания проявляются в степени усвоения наперед заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются от ребенка добиться родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения.
Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм.
Источник
Лекция3. «Основные проблемы возрастной психологии»
1. Понятие проблема, виды проблем возрастной психологии.
2.Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности.
3. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
4.Проблема соотношения задатков и способностей
5. Проблема сравнительного влияния на развитие возрастных изменений(эвол, револ, ситуац)
6. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии
Литература :см. Л№1
Словарь: проблема,возрастные изменения; эволюционные, революционные, ситуационные возрастные изменения; задатки, способности, психика, поведение,
Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности.
Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной стороны, это развитие зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.
С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.
Но точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не возможно. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
Другая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь достаточно четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи ишколы, школы и общества на развитие детей.
Проблема соотношения задатков и способностей
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей.Ее можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологическиеи поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?
Проблема сравнительного влияния на развитие возрастных изменений(эвол, револ, ситуац)
Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т. е. не исчезает без подкрепления и в случае прекращения действия вызвавших его факторов? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это – их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые иглубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но, изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
- 1. Как связаны между собой процессы развития и воспитания?
- 2. Всегда ли воспитание способствует развитию?
- 3. Что представляет собой стихийное семейное воспитание?
- 4. Каковы основные источники формирования родительского поведения?
Каждый из нас, наблюдая за развитием здорового ребенка, может лично убедиться, что рано или поздно малыш овладевает основными новообразованиями периода раннего детства: начинает ходить, говорить и т.д. По выражению С.Г. Якобсон, «сама жизнь гарантирует становление некоторого минимального уровня основных человеческих способностей». Но своевременность и особенно качество развития в значительной степени определяются условиями, в которых оно происходит. Среди них ведущее значение имеют условия, преднамеренно или спонтанно создаваемые взрослыми.
Процесс развития ребенка, происходящий в ходе взаимодействия со взрослыми (прямого или опосредованного), называется «воспитанием». Ребенок «развивается, воспитываясь», подчеркивал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, то есть воспитание включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраивается над ним.
Воспитание в таком понимании может быть как стихийным, скрытым, так и целенаправленным, специально конструируемым.
Стихийное воспитание не имеет четкой структуры и осуществляется в процессе спонтанного взаимодействия людей в условиях их повседневных взаимоотношений. Целенаправленное воспитание – это целостный, специально организованный педагогический процесс, представляющий собой преднамеренное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие взрослого с детьми, обеспечивающее их своевременное и качественное развитие.
В настоящее время первым и ведущим субъектом воспитания детей признается семья. Как декларируется в «Конвенции о правах ребенка» (1989, преамбула), «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания». Поэтому именно родители являются для своих детей первыми педагогами, отмечается в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Они обладают «преимущественным правом на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» и «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст. 44, п.1).
Однако большинство родителей не имеет педагогического образования, многие из них, к сожалению, не читают адресованную им методическую литературу. Что же побуждает их поступать по отношению к детям вполне определенным образом?
Как отмечает Г.Г. Филиппова, мотивационные и операциональные компоненты родительского поведения формируются и развиваются на протяжении детства и юности в рамках различных видов деятельности, среди которых особое значение имеют сюжетная ролевая и режиссерская игра «дочки-матери» и «нянь- чанье» – общение с маленьким ребенком. Играя с куклами, изображающими младенцев, дети моделируют поведение родителей, их действия и отношения. При взаимодействии же с настоящими младенцами они осваивают адекватные коммуникативные действия, получая обратную связь.
Стихийно складывающиеся у человека представления о том, как нужно обращаться с малышами, таким образом, имеют социальный характер, будучи зафиксированными в способах действий, первоначально осваиваемых ребенком по подражанию близким родственникам, а также в традициях, установках, культурных ценностях и т.п. Вместе с тем, по мнению Г.Г. Филипповой, существуют и биологические основы родительского поведения. Сам облик младенца (относительно большая голова, крупные глаза, длинные ресницы, пухлые щечки и т.п.) становится неосознаваемым стимулом, побуждающим человека к проявлению заботы и нежности. Взрослый инстинктивно устанавливает оптимальную дистанцию в общении с малышом (наклоняется над ним или берет его на руки), улыбается ему, произносит звуки повышенным тоном, ритмично («сюсюкает»), делает паузы и т.п.
Оптимальное сочетание биологических и социальных составляющих родительского поведения обусловливает его адекватность. Но может иметь место и их рассогласование, одной из причин которого является различие представлений о способах обращения с детьми, существующих в разных социальных культурах.
Так, например, в африканских племенах малыш целыми днями находится рядом со своей матерью. Чтобы иметь возможность работать, она большим платком привязывает его к своему бедру или спине. Хорошо ли это? Современные исследования доказывают несомненную пользу такого ношения ребенка. Он находится в физиологичной позе (с согнутыми конечностями), в тактильном контакте с матерью, слышит биение ее сердца, чувствует ее запах, ощущает ритмичное покачивание при ходьбе, по первому же своему требованию получает материнское молоко – все это обеспечивает ему состояние эмоционального комфорта.
В отличие от африканского малыша, которого можно образно назвать «ручным», европейский ребенок – «кроватный». В нашей стране на протяжении многих лет педиатры требовали от родителей держать малыша в отдельной неподвижной кроватке, кормить строго по расписанию, не «приучать к рукам», не баюкать. В русских народных традициях было принято к тому же туго пеленать младенца, выпрямляя его согнутые ножки, закрывать рот соской. В результате главной задачей «кроватного» ребенка становилась борьба за удовлетворение жизненно важных потребностей: в еде (разве он мог понять, что его обязательно накормят, но только в установленный час?), движении (ведь пеленки не позволяли ему спонтанно сгибать и выпрямлять ручки и ножки), впечатлениях (неподвижное лежание с взором в белый потолок, вызывало «информационный голод»). И потому очень быстро малыш привыкал плачем (а точнее, криком) звать взрослого, который вносил изменения в такую неестественную ситуацию: брал на руки, качал, переносил в другое место, распеленывал и т.п., но потом вновь возвращал успокоившегося младенца в кроватку. В итоге 3-6 часов детского плача (в сумме за сутки) становились для взрослых «нормой».
Между тем, как доказывают многочисленные исследования (в частности, канадских ученых A. Hunziker, Ronald G. Barr), младенцы плачут гораздо меньше, если родители чаще носят их на руках. При этом удобное приспособление, называемое «слинг», подобное платкам африканок, позволяет уменьшить нагрузку на материнский организм и освободить руки.
Число сторонников слингоношения с каждым годом возрастает, и, возможно, уже в ближайшем будущем в нашей культуре младенцы станут «ручными», а не «кроватными». Но не совершают ли взрослые в соответствии с принятыми традициями других серьезных ошибок в воспитании своих детей? Например, правильно ли поступают те из них, кто разговаривает с годовалыми малышами на «детском» языке, называя машину «би-би», собаку «ав-ав» и т.п.? К ответу на данный вопрос мы вернемся в главе, посвященной речевому развитию детей, а пока подытожим вышесказанное.
Зафиксированные в той или иной культуре традиционные представления о способах взаимодействия с ребенком могут как благоприятствовать, способствовать его развитию, так и тормозить, нарушать его.
При этом не только спонтанные, но и преднамеренно осуществляемые взрослыми воздействия могут препятствовать детскому развитию. Так, например, в советский период в нашей стране детей принимали в ясли с двухмесячного возраста, полагая, что в учреждении воспитание будет осуществляться успешнее, чем в семье. Между тем проводимые в те годы исследования зарубежных ученых (Дж. Боулби, М. Айнсворз, Э. Пиклер и др.) убедительно доказывали, что в условиях общественного воспитания невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка. В яслях младенец может стать только «кроватным» (точнее, «манежным»), поскольку двое взрослых не могут заменить мать каждому из пятнадцати и более воспитанников.
Поэтому необходимы научное изучение факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка в период раннего детства, обоснование процесса воспитания как целенаправленного, осознанного содействия развитию малыша, разработка и осуществление педагогической деятельности, направленной на создание условий, максимально благоприятных для реализации возрастного и индивидуального потенциала развития каждого из детей. Этим и занимается педагогика раннего возраста.
Контрольные задания:
- 1. Объясните, почему дети раннего возраста племен Уганды по ряду показателей психомоторного развития опережают российских малышей?
- 2. Приведите аргументы, доказывающие ошибочность данного высказывания: «Ну и пусть малыш поплачет, надо же привыкать, ведь мать не может быть всегда рядом».
- 3. Обратившись к материалам сайта «Слингоконсультант.ру» или другим источникам, выделите «плюсы» и «минусы» использования слингов и рюкзаков «кенгуру».
Источник