Влияние старшего поколения на развитие ребенка
«Влияние старшего поколения на воспитание детей» — консультация для родителей
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свое время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор малыша. Ребенок приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми
«Бабушка и детство» – слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает всё доброе, незабываемое на долгие годы – уют в дом и вечную сказку, весёлую потешку и колыбельную песню, пословицы и поговорки, ласковое прикосновение рук и слово, исцеляющее ребячьи огорчения…
Бабушка и дедушка – воспитатели своих детей в прошлом и воспитатели своих внуков в настоящем. Опыт внутрисемейных отношений, приобретенный ребенком в дошкольные годы, не может не сказаться в дальнейшем каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком.
Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребенка потому, что ничего от него не требуют, но всегда готовы помочь, выслушать, посочувствовать.
Привилегия старшего поколения в помощи молодым родителям имеет положительные стороны, наименьшая из них – искренняя любовь к внукам. Бабушка и дедушка после мамы и папы – самые родные люди для ребёнка. Но отношение страшного поколения к внукам несет другую основу. Они в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценности детства и каждого радостного прошедшего дня. Старшее поколение – не только хранители семейного очага, но и источник истории многих знаний. Их рассказы, подкрепленные семейными реликвиями, не только приближают ребенка к истории своей семьи. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи и имеют своё прошлое, настоящее и будущее. Формируются первые представления о преемственности поколений. Между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах: совместные прогулки, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, игры, чтение. Отсутствие тесного понимания детей со старшим поколением семьи эмоционально разъединяет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становиться поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Что такое богатство? Все считают по-разному – кому-то достаточно денег, кому-то драгоценностей, кто-то богат друзьями, кот-то богат знаниями сказок, загадок, пословиц и поговорок.
Владимир Иванович Даль писал: что пословицы – «это цвет народного ума, самобытной стаи, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый», М. А. Шолохов назвал пословицы «сгустками разума народной мудростью», «крылатой мудростью». Это хорошие определения поэтических формул мысли, какими являются пословицы.
Половица – явление мысли, языка и искусства.
Главное в пословице, как манере фольклора не её логическая природа, а художественный образ.
Я сейчас приведу несколько примеров пословиц и поговорок, которые отражают воспитательное влияние старшего поколения на детей.
1.«Молодежь плечами крен, а старость головою»
2.«Стар, да дюж»
3.« У молодого- сила, у старого- ум »
4.«Стар да умён – два угодья в нём»
5.«Не красна старость гадами, а красна делами»
6.«Молодой на служу, старый на своем»
7.«У кого есть дед, у того и обед»
8.«Баба-бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.”
9.«Нет милее дружка, чем родная бабушка»
10.«Гори солнце тепло, при бабушки добро»
11.”У кого есть бабушка и дед, то не знает бед.”
12.”Для внука дедушка- ум, а бабушка- душа”
13.”Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка”
14.”Бабушка на печь, а дед по дрова.”
15.”Голова седая, да душа молодая.”
16.”Борода сивая, да душа красивая.”
Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, исполняя каждое желание ребенка, задаривая его подарками. Зачастую они подрывают авторитет родителей, когда разрешают делать ребенку то, что родители запрещают. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, замещая собой настоящую мать ребенка, требуя, чтобы все с ними всем делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, во все вмешиваются. И главная трудность состоит в том, что они оказывают решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него не несут, и, когда что-то идет не так в воспитании ребенка, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье разные. Многое зависит от близости отношений, возраста семьи, ее социальной зрелости. Идеальной моделью сегодня считаются отношения на расстоянии, когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения. Семейные традиции, сохраняемые старшими членами семьи, передаются из поколения в поколения, создают условия для развития личности ребенка в атмосфере любви, радости и понимания.
Источник
Семья – это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то “мистическая связь”: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.
Начало дискуссии. Какой из двух позиций вы придерживаетесь?
Позиция 1. Существует распространенное мнение о том, что помощь старшего поколения молодой семье оказывает благоприятное воздействие на ее воспитательный потенциал.
Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите свою сигнальную карточку.
Позиция 2. Существует и прямо противоположная позиция: родители должны воспитывать детей сами, так как старшее поколение не всегда благоприятно воздействует на ребенка. Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите карточку.
Присутствующим предлагается объединиться в 2 группы, в зависимости от того, кто какой позиции придерживается. Каждая группа обсуждает и формулирует свои мнения.
А сейчас предлагаем обменяться мнениями по данному вопросу.
Примерные вопросы дискуссии:
- В чем вы видите ценность участия бабушек и дедушек в семейном воспитании внуков?
- Зависит ли, на ваш взгляд, характер педагогического воздействия со стороны старшего поколения от совместного или раздельного проживания с внуками?
- Отчего, на ваш взгляд, больше всего дети капризничают с бабушками и меньше всего слушаются их?
- Почему от бабушек и дедушек менее всего исходит запретов, а используемые чаще связаны с безопасностью ребенка ( не брать ножницы, спички и т.д.)?
Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты.
Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!» А опыт выращивания своих собственных детей дает им основания думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.
Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего, акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой или с ними обоими.
Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания, необходимо развернуть именно в сторону ребенка. Давайте попробуем понять его. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли я сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?» И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — понимание ребенка, принятие его тайн и детских озабоченностей.
Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и повести, наконец, в зоопарк.
Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им, опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот. К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, что не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно — к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного рода, то другого. Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут.
Выделяют три основных типа бабушек: “формальная”, или “обычная”; “активная”, или “увлеченная”; “далекая”, или “отстраненная”, “символическая”.
“Обычные бабушки” принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу “обычной”. Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это “просто так” или “за хорошее поведение”, “за то, что она маленькая”. В качестве наказаний “в случаях плохого поведения”, непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.
“Активные”, “увлеченные бабушки” имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за “вранье, лень, грубость” ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
“Далекие”, “отстраненные бабушки” затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения “с другой стороны”, т. е. бабушки “отстраненного” типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье – воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания – единственный вид совместной деятельности.
Исторический экскурс
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение “старших родителей”. В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. “Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь”, – говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.
По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.
Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им “не давать много воли”, наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.
В завершение разговора о воспитательной роли бабушек и дедушек, хочется еще раз отметить те позитивные действия по отношению к ним, которые могут демонстрировать представители среднего поколения — мамы и папы. Они влияют на становление ребенка, поскольку позиция родителей по отношению к своим родителям формирует основной психологический скелет. Это сотрудничество, сотворчество в воспитании всех членов семьи. Взаимопонимание, взаимоподдержка, сформированные у ребенка с малых лет, безусловно, скажутся на качестве его взаимоотношений не только со старшим поколением, но и со сверстниками в дальнейшем. Толерантность по отношению к родителям мужа или жены тоже будет присутствовать.
Нельзя забывать о том, что ребенок не понимает сложностей семейных родовых взаимоотношений. Необходимо помнить о различиях в мировоззрении и психологической реакции на реалии современной жизни, которые демонстрирует старшее поколение, и относиться к этому уважительно и с пониманием.
Опросник для молодых родителей «Бабушка и дедушка в семье».
Выберите, пожалуйста, один из трех вариантов ответа на каждый вопрос и обведите его в кружок.
- Если Ваши дети захотели мороженное ли конфеты, как вы думаете, бабушка и дедушка удовлетворят их желание?
А. если это перед едой, то нет;
Б. да, но лишь изредка;
В. Почти всегда.
2. Дети разбрасываю вещи, игрушки. Как поступят бабушка и дедушка?
А. сделают замечание;
Б. потребуют немедленно все собрать;
В. Сами приведут все в порядок.
3. Как поступят бабушка или дедушка, если их внуки употребят какие-то обидные и грубые слова?
А. запретят впредь говорить так;
Б. если это случится еще раз, то накажут;
В. Сделают вид, что не слышали, или попытаются обратить все в шутку.
4. Как дедушка или бабушка воспитывают у внуков стремление к труду?
А. личным примером;
Б. требовательно;
В. Стремятся освободить их от труда.
5. Как они поступают, если дети просят купить им какую-нибудь игрушку?
А. обещают, но не спешат с покупкой;
Б. все зависит от ее стоимости;
В. Сразу же исполняют желание внуков.
6. Учат ли бабушка или дедушка своих внуков отличать хорошее от плохого?
А. всегда объясняют;
Б. ругают;
В. Считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся.
7. Внуки, вытирая пыль, случайно разбивают любимую вазочку бабушки. Как она отреагирует?
А. поможет собрать осколки;
Б. строго отчитает;
В. Запретит впредь вытирать пыль.
8. Каково отношение бабушки и дедушки к проявлению самостоятельности у внуков?
А. поощряют с малых лет;
Б.им нравиться это качество;
В. Считают, что внуки еще слишком малы.
9. Внукам предстоит вместе с воспитателем убирать мусор на участке детского сада. Что в таком случае скажут им бабушка или дедушка?
А. посоветуют быть старательными;
Б. Вообще не обсуждают этот вопрос;
В. Будут ворчать, что уборка участка – не их дело.
10. Внуки в чем-то провинились. Как реагируют на это бабушка или дедушка?
А. ругают;
Б. наказывают тем, что лишают какого – то лакомства или запрещают делать то, что нравиться.
В. Оправдывают.
Источник