Влияние среды на рост и развитие ребенка

Влияние среды на рост и развитие ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

 Cеверина Н.В.

 Дошкольная педагогика

 Тема: Влияние среды на развитие ребенка

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Источник

Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.

Биологический фактор

Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.

Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.

Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).

Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.

Социальная среда

Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.

В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.

Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.

Окружение

На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.

Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.

Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.

Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.

Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.

Источник

Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость роста и развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (питание, время года, психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И наконец, некоторые факторы являются результатом сложного взаимодействия наследственных и внешних факторов.

На темпы роста и биологического созревания оказывает влияние характер питания. Сбалансированное по калорийности и белковому составу питание не только способствует оптимальному темпу роста в детском и подростковом возрасте, но и замедляет процессы старения. Напротив, ограничения в питании, особенно белковое голодание, приводит к задержке роста, а избыточное питание ускоряет инволюционные перестройки (старение организма). Зависит скорость роста и от времени года. Более быстрый продольный рост происходит в весеннее время, а более интенсивные прибавки в весе – осенью.

Задержка роста ребенка может быть обусловлена психологическими факторами. Хронический эмоциональный стресс приводит к нарушению секреции гормона роста, в результате чего снижаются показатели роста ребенка или подростка. Подтверждение этому – меньшие размеры тела детей, выросших в условиях асоциальных семей, жестокого воспитания или эмоциональной депривации.

Таким образом, в процессе роста и развития организма реализуются сложные формы взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды.

Под средой понимают совокупность окружающих человека условий, определяющихся факторами неорганической природы (температура, освещенность, содержание кислорода в воздухе и т.д.), факторами органической природы (воздействия со стороны живых существ и растений, а также продуктов их жизнедеятельности) и социальными факторами. Все социальные факторы, влияющие на человека (детско-материнские и внутрисемейные отношения, условия и взаимоотношения в учебном заведении или на предприятии), объединяются понятием “социальная среда”.

Среда определяет условия существования живого существа, из нее поступают информация и вещества, необходимые для жизнедеятельности, в нее выделяются продукты обмена. Социальная среда влияет на формирование поведения, характера, личностных качеств, мотиваций и эмоций человека, является необходимым условием развития речи и сознания. Поэтому все особенности жизнедеятельности человека можно рассматривать только в единстве с биологической и социальной средой.

Наследственность – это признаки и свойства, “закодированные” в генетическом аппарате и передаваемые родительским организмом своему потомству при размножении. Наследственность человека изучена в настоящее время в значительно меньшей степени, чем механизмы наследования признаков у простых растительных и животных организмов. Тем не менее имеются интересные данные о наследственной обусловленности многих физических признаков человека и предпосылок к формированию определенных психических качеств (например, особенностей темперамента).

Для человека справедливы основные законы наследственности, изученные на простых растительных и животных организмах. Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков (тип телосложения, цвет глаз, волос, группа крови и многие другие) определяется еще до рождения. Эти признаки называются жестко детерминированными – на их формирование в развитии организма внешняя среда оказывает минимальное воздействие. Однако большинство признаков – относительно детерминированные и на их формирование условия среды оказывают значительное воздействие. Так, к примеру, передаваемая по наследству музыкальная одаренность достигает высокого уровня развития только при регулярных занятиях музыкой, которые позволяют развиться им в полной мере. Имеют наследственную предрасположенность, но определяются в значительной степени внешней средой такие признаки человека, как интеллект, лингвистические способности, рост и масса, сила и ловкость мышц, предрасположенность к некоторым заболеваниям и др. Внешняя среда оказывает влияние уже с эмбрионального этапа развития, поэтому общая картина оказывается довольно сложной и трудно прогнозируемой. Между генами и признаками нет прямой связи: развитие одного признака может зависеть от влияния нескольких генов, а один ген может оказывать влияние на развитие различных признаков.

Хотя формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе внутриутробного развития определяется генотипом, а плод относительно хорошо защищен от многих внешних воздействий и получает через плаценту все необходимое для существования, многие факторы, влияющие на материнский организм, могут влиять и на развивающийся организм ребенка. Наиболее изучено влияние неблагоприятных факторов – алкоголя, никотина, некоторых лекарственных веществ, радиации и др. Особенно неблагоприятным является воздействие повреждающих факторов во время закладки важнейших органов, происходящей в течение первых 8 недель внутриутробного развития. Это может привести к рождению ребенка с различными физическими дефектами. Влияние положительных факторов, таких как спокойная мелодичная музыка, общение родителей с плодом и т.п., изучено в меньшей степени, но представляет большой интерес.

В постнатальном развитии ребенка роль воздействия внешней среды возрастает. Мозг новорожденного к моменту рождения является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Созревание высших отделов нервной системы человека в значительной степени происходит после рождения. Особенности характера, свойства памяти, произвольного внимания, мышления и многие другие черты высшей нервной деятельности определяются не только природными задатками, но и условиями воспитания и обучения. Это подтверждается наблюдениями за развитием детей, выросших в нетипичных условиях среды. Так, в конце 1930-х гг. французская этнографическая экспедиция обнаружила в дебрях Амазонки племя, находившееся по уровню развития в каменном веке. Поскольку основным продуктом питания у них являлся мед, племя назвали “медовой цивилизацией”. Перед отъездом во Францию члены экспедиции взяли с собой маленькую девочку, которая воспитывалась в дальнейшем одинокой француженкой и получила имя Мария Ивон. После окончания с отличием гимназии эта девочка окончила университет и стала доктором этнографии.

Возможность негативного влияния факторов среды на развитие ребенка показывают примеры детей-“маугли” – детей, с маленького возраста выросших вне воздействия человеческого общества. Так, например, известна история ребенка-волка из немецкого городка Гессе. В 1344 г. местные жители поймали существо, которое оказалось попавшим в раннем возрасте в волчью стаю и одичавшим мальчиком. Согласно описанию мальчик жил с волками, которые приняли его в стаю как собственного волчонка. Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо. Членораздельно говорить он не умел, мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу. Данный факт является далеко не единственным и показывает, насколько мощным фактором развития является для человека социальная среда.

Спорными являются границы возможностей ребенка в максимально стимулирующих развитие условиях. Адепты раннего развития утверждают, что правильно организованная стимуляция физического и психического развития в раннем возрасте в несколько раз повышает уровень возможностей ребенка в обучении и в спортивных достижениях.

Интересен факт, что в детстве средовые факторы играют большую роль, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что у взрослых генетические программы уже актуализированы, а в детском возрасте факторы среды (формы обучения, воздействие родителей и педагогов, окружения, в котором развивается ребенок) могут способствовать активизации дополнительных потенциальных возможностей.

Таким образом, обобщая данные генетики, физиологии, психофизиологии, педагогики, можно предположить существование наследственно определенных потенциальных возможностей физического и психического развития детей и подростков, в то время как уровень их реализации зависит от факторов внешней среды.

Источник