Влияние среды на пренатальное развитие ребенка

Влияние среды на пренатальное развитие ребенка thumbnail

Пренатальное развитие, его особенности

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Но даже в материнской утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Период пренатального развития – это период от зачатия до рождения.

Особенности психического развития в пренатальный период. С четвертого месяца можно почувствовать движения малыша – сначала легкие, почти незаметные дуновения, потом – более сильные. Но крошка не только двигается, он активно исследует окружающее: чувствует, слышит, видит.

Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели ребенок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании внешнего мира. Но восприятие звуковой информации – сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребенок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для „внешнего” пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело – тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и легким мамы ребенок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.

Малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Начиная с последнего триместра беременности кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, не одинаковое.

Брюшная стенка маминого живота в сочетании с одеждой полностью защищает глазки малыша от света. начиная с 16 недели беременности, приборы фиксируют движения глазных яблок, причем с 23-й недели эти движения становятся более интенсивными, а с 26-й недели малыш на короткое время уже приоткрывает свои крошечные веки.

Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает совершать первые движения и активно интересоваться своим телом.
Влияние среды на пренатальное развитие

Учение об аномалиях развития называется тератологией. Тератоген – это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода, например, вирус или химический препарат. Иногда воздействие на мать тератогена нарушает развитие эмбриона или плода, однако чаще всего увеличивает вероятность появления аномалий развития.

Под влиянием отдельных факторов окружающей среды или их совокупности могут возникнуть различные нарушения функций тех или иных органов. На состояние плода могут повлиять лекарства, наркотики, алкоголь, курение, радиация, возраст матери, стресс, а также болезни и другие внутренние факторы.

Для ребенка появление на свет является стрессовым событием, однако большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться этим стрессом. Новорожденными называют детей в течение первого месяца жизни. Основная часть этого периода уходит на приспособление ребёнка к окружающей среде и переход к независимому от матери осуществлению таких функций организма, как дыхание, терморегуляция, пищеварение и кровообращение.

Возможности формирования привязанности (бондинга). Ребенок рождается между 37-й и 40-й неделей.Уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга, или образования эмоциональной связи. Некоторые психологи считают, что ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей. Однако другие исследователи полагают, что бондинг не имеет такого существенного значения, какое ему приписывается (за исключением матерей, относящихся к группе риска), ранний контакт не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на дальнейшее развитие ребёнка.

Источник

[Крайг. Психология развития]

До сих пор мы говорили только о нормальном течении пренатального развития. Предполагалось, что описанная нами строгая последовательность событий разворачивается в идеальных внешних условиях. Эти идеальные события включают: хорошо развитый мешок амниона с упругой прокладкой из амниотической жидкости, нормально функционирующие плаценту и пуповину, достаточный приток кислорода и питательных веществ и — что не менее важно — отсутствие болезнетворных микроорганизмов и токсичных химических продуктов.

Большинство беременностей (от 92 до 95%) продолжаются положенный срок и заканчиваются рождением здоровых, нормально развитых детей. Тем не менее каждый год около 5-8% детей (от числа живорожденных) появляются на свет с врожденными дефектами. Эти дефекты варьируют от серьезных аномалий, которые влекут за собой неизбежную и практически мгновенную смерть новорожденных, до минимальных физических или психических дефектов, не оказывающих существенного влияния на последующее развитие ребенка. Хотя людям хотелось бы думать, что врожденные дефекты могут быть только у чужих детей и что они как-то связаны с наследственностью родителей, на самом деле их появление возможно у любого новорожденного, и лишь незначительное их количество объясняется действием генетических факторов. Большинство врожденных дефектов обусловлены внешними воздействиями в процессе пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды.

Читайте также:  Развитие костей у ребенка 8 лет

Данный раздел мы начинаем с рассмотрения возраста и общего здоровья матери. Затем мы поговорим о множестве вредоносных веществ, грозящих здоровью матери и ее будущего ребенка.

Тема 1. Влияние внутриутробной среды на развитие плода

План:

Возраст матери

Состояние здоровья и питание матери

Вопрос №1

Пока еще нет полного понимания механизма воздействия возраста матери на пренатальное развитие ребенка. Наибольшее количество успешных родов происходит у матерей в возрасте 20-30 лет. Матери-подростки и матери старше 35-40 лет подвержены наибольшему риску выкидыша, рождения мертвого ребенка, ребенка с врожденными аномалиями. Главнейшей причиной повышения риска у матерей-подростков является недостаточная зрелость их организмов для вынашивания и рождения здорового, способного к нормальному развитию ребенка. Среди других рисков, ожидающих родителей-подростков, можно упомянуть социально-экономические факторы, а также злоупотребление алкоголем и другими видами психоактивных препаратов.

Результаты исследований более 1,2 миллиона беременностей в Дании показали, что у матерей старше 40 лет выкидыши происходят более чем в 50% случаев, у матерей старше 45 лет — в 75% случаев, тогда как у матерей в возрасте 20-24 лет — лишь в 9% случаев. При исследовании врожденных аномалий рассматривалась взаимосвязь между возрастом матери и синдромом Дауна. Широко известны данные, согласно которым его появление повышается с 1 случая на 800 новорожденных у матерей до 35 лет до 1 случая на 25 новорожденных у матерей 45 лет и старше. Конечно, такая статистика не означает, что женщинам старше 35-40 лет не следует заводить детей. Как уже отмечалось ранее, большинство выкидышей происходит на ранних стадиях беременности, и хотя они могут ввергать родителей в отчаяние, их воздействие на мать обычно минимально. Что касается синдрома Дауна, то одно его появление на 25 рождений — это всего лишь шанс в 4%. Тем не менее очевидно, что пожилым матерям следует учитывать эту статистику при принятии решения завести ребенка.

Гормональный баланс и особенности развития тканей пожилых матерей, готовящихся к своим первым родам, являются одним из факторов частого возникновения дефектов пренатального развития или аномалий младенцев, рождающихся у этих представителей популяции

Одна из теорий объясняет возрастающий с возрастом матери риск для ребенка тем, что пожилые матери обладают более старыми яйцеклетками (напомним, что все яйцеклетки женщины формируются еще до ее собственного рождения). Просто в силу своего возраста яйцеклетка может обладать дефектами, влияющими на развитие ребенка. Также в этом случае повышается риск разрушения яйцеклетки: чем старше яйцеклетка, тем большее количество времени она подвергается воздействию вредных агентов. Кроме того, у этих женщин более старые организмы, что может повышать риск выкидыша. Наконец, еще одним фактором является изменение гормонального баланса пожилых матерей.

Вопрос №2

Будущие матери, имеющие нормальное телосложение, поддерживающие сбалансированную диету, богатую протеином и кальцием, и прибавляющие в весе за период беременности до 25 фунтов (11,33 кг), могут рассчитывать на появление здорового ребенка. Недостаточное питание плода может быть вызвано несбалансированной диетой матери, нехваткой витаминов или нарушением обмена веществ в ее организме. Наиболее очевидными его признаками являются пониженный вес плода, маленькие размеры головы и всего тела по сравнению с существующими нормами развития. Высказывались предположения, что недостаточное питание плода может являться причиной таких болезней, возникающих уже в зрелом возрасте, как повышенное кровяное давление, коронарная болезнь сердца и болезнь щитовидной железы, а также шизофрения. У плохо питающихся беременных женщин чаще случаются выкидыши, дети часто рождаются недоношенными или умирают вскоре после рождения.

Программы дополнительного питания, назначаемые младенцам с рождения, могут значительно улучшить состояние детей, получавших недостаточное питание в утробе матери. Результаты лонгитюдного исследования, проводившегося в Гватемале, показали, что дополнительное питание в младенчестве и раннем детстве приводило к почти немедленному улучшению состояния здоровья этих детей. Еще более впечатляющими оказались долгосрочные результаты специальных программ обеспечения детей пищей, богатой протеином. Спустя многие годы те, кто получал дополнительное питание с рождения, в подростковом и юношеском возрасте показали значительно более высокие результаты в тестах на общую осведомленность, вычислительные навыки, навыки чтения, словарный запас и скорость переработки информации, чем дети, не получавшие дополнительного питания до 2-летнего возраста. Эта разница была наиболее заметной среди детей из бедных семей, а также детей, получивших хорошее начальное образование.

Каковы же последствия непродолжительных болезней и недостаточного питания? Проводившиеся на животных исследования показали, что мать может защитить плод от последствий кратковременного недоедания за счет ресурсов собственного организма, а также предотвратить опасное для здоровья истощение ее собственных тканей. Таким образом, и мать, и плод, по-видимому, способны полностью восстановить здоровье после кратковременного недостатка питания. Следовательно, если будущая мать, прежде жившая в приемлемых условиях, будет вынуждена некоторое время в течение беременности питаться плохо, но после рождения ее ребенок будет получать усиленное питание и внимательный уход, это, скорее всего, предотвратит появление долговременных нарушений. К тому же если период недостаточного питания плода был непродолжительным, его последствия можно компенсировать с помощью специальных программ детского питания или сочетания программ оздоровления, питания и ухода.

Читайте также:  Развитие ребенка три месяца невролог

Тема 2. Тератогены и их воздействие

План:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние внешней среды на пренатальное развитие.

Пренатальное развитие и кризис новорожденности

Тема 10

Вопросы:

1. Стадии развития ребёнка в период беременности.

3. Семья и рождение ребёнка.

1. Стадии развития ребёнка в период беременности

В ходе него происходит развертывание унаследованного потенциала. Развитие младенца происходит в строго контролируемой среде – матке и проходит ряд стадий.

Начинается с оплодотворения – зигота.

Герминальный период – время быстрого дробления зиготы и превичной организации клеток (две недели). Иногда при дроблении две практически одинаковых клетки, они развиваются в два одинаковых организма – монозиготные близнецы. Имеют одинаковый пол и одинаковые физические признаки. Две яйцеклетки дают дизиготных близнецов могут иметь разный пол и признаки обычных братьев и сестер. Внедрение оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки (имплантация может не наступать, яйцеклетка погибает и беременность не наступает).

Эмбриональный период – структурное развитие зародыша (6 недель). Развитие систем и органов, частей тела.

Фетальный период – созревание плода. С 3 месяца до родов. Начинают функционировать мышцы, органы и системы организма. Плод начинает шевелиться, брыкаться, поворачивать голову, а затем и все тело. Совершает некоординированные движения глаз, шевелит губами, хмурится, открывает рот, отрыбатывает понемногу дыхательные движения, совершает сосательные движения, сосет большой палец (к концу 7 месяца).

На 8 мес. организм ребёнка готовится к встрече с внешним миром. Под кожей формируется жировой слой. Открывает глаза и видит свои руки ( как полагают учёные). Полагают, что с 32 недели плод начинает сознавать происходящее. С переходом на 9 мес. устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования, завершается развитие слуха.

В течение девятого месяца продолжает расти и переворачивается вниз головой, для прохождения по родовым путям. Мать передает антитела для защиты плода от болезней. И др. изменения к родам.

Некоторые исследователи считают, что в пренатальный период возможно обучение.

Большинство специалистов по детскому развитию скептически относятся к этому, говорят, что речь может идти лишь об эмоциональной близости.

Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а так же взаимодействием факторов наследственности.

Учение об аномалиях – тератология (тератос –урод, чудовище).

Тератогены – токсические агенты, вызывающие нарушения нормального развития (увеличивают вероятность появления аномалий развития) (наркотики, алкоголь, курение, гармоны, резус-фактор , возраст матери).

Тяжесть нарушений зависит от продолжительности неблагоприятного воздействия, от стадии развития плода на момент действия, состояние здоровья матери, наследственные факторы и т.д.

1-3 неделя пренатальная смерть.

3-8 серьезные нарушения структуры

12-38 физиологические дефекты и незначительные нарушения структуры.

Переход из питающей плод среды материнского организма в гораздо менее надежную и даже суровую внешнюю среду. Кислород и питательные вещества больше не будут подаваться через плаценту и пуповину. Новорожденные теперь сами должны дышать и сообщать о своих потребностях внешнему миру, который может и не откликнуться на сигналы малыша.

Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Fast Ethernet и 100VG – AnyLAN как развитие технологии Ethernet
  2. I. Экономическое развитие США в 1914-1990 гг.
  3. II. Развитие зрительного восприятия
  4. II. Развитие мануфактурного производства.
  5. II.КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Направлены на развитие ОК -6.
  6. III. Информативное чтение. Направлено на развитие компетенции ОК-1, ОК -2,ОК-5, ОК-6, ПК-47, ПК-48 (45 мин)
  7. III. Информативное чтение. Направлено на развитие компетенции ОК-1, ОК -2,ОК-5, ОК-6, ПК-48 (45 мин)
  8. III. Информативное чтение. Направлено на развитие компетенции ОК-1,ОК-2, ОК-5, ОК-6, ПК-48 (45 мин)
  9. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (30 минут)
  10. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (40 минут)
  11. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (45 минут)
  12. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (45 минут)

Источник

• Хотя большинство беременностей в США завершаются своевременными родами здоровых младенцев, иногда наблюдаются врожденные аномалии; большинство из них являются результатом воздействия среды, в которой протекало пренатальное развитие.

• Наиболее часто дети с врожденными аномалиями развития появляются у несовершеннолетних матерей и женщин в возрасте от 35 до 40 лет.

• Неправильное или недостаточное питание плода может быть вызвано дефицитом питательных веществ, а также нарушениями пищеварительных процессов и метаболизма женщины; беременности матерей, питающихся неправильно либо недостаточно, чаще заканчиваются выкидышем.

Читайте также:  Единство организма и среды в развитии ребенка

• Наилучшая гарантия своевременного рождения здорового ребенка — посещение специального медицинского учреждения начиная с первого триместра беременности.

• Существуют критические периоды развития, в течение которых развивающийся ребенок подвержен наибольшему риску появления аномалий различных типов в результате воздействия тератогенов — болезней, препаратов, токсинов, химикатов и т. п., непосредственно воздействующих на ребенка или постепенно накапливающихся в его организме.

• Многие вирусные заболевания могут преодолевать плацентарный барьер и вызывать такие врожденные аномалии, как слепота, глухота, повреждения мозга или деформация конечностей; большинство бактериальных болезней неспособно преодолеть плацентарный барьер.

• Некоторые предписанные врачами препараты и многие медикаменты, продаваемые в аптеках без рецепта, могут проникать сквозь плацентарный барьер и наносить вред развивающемуся ребенку.

• Злоупотребление алкоголем может приводить к обширным необратимым поражениям плода; среди симптомов фетального алкогольного синдрома — недостаточный вес новорожденного, физические и неврологические аномалии.

• Обнаружена несомненная связь курения и таких аномалий плода, как высокая степень самопроизвольных абортов (выкидышей), рождение мертвого ребенка и преждевременные роды.

• Младенцы, испытавшие на себе воздействие употребляемого матерью во время беременности кокаина, испытывают сложности с контролем реакций своей нервной системы, часто громко кричат и демонстрируют неспособность заснуть; на последующих стадиях развития среди таких детей высок процент расстройств внимания и нарушения способности к обучению.

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка 211

Роды

• Роды происходят в три этапа: начальные схватки, схватки и роды, отхожде-ние последа.

• Эпизиотомия имеет большее распространение в США, чем в других странах мира.

< Биология родов универсальна; опыт деторождения существенно варьирует как в различных культурах, так и в рамках каждой культуры.

• Термин «традиционные роды» 150 лет назад имел совершенно другой смысл, чем сегодня.

• С прогрессом современной медицины процесс родов все чаще совершается не дома, а в клинике, где мать может воспользоваться помощью компетентного персонала и услугами всех достижений медицинских технологий.

• Сегодня многие родители из США и других западных стран, ожидающие рождения ребенка, выбирают естественные или подготовленные роды; они посещают специальные занятия, где узнают о биологии родов, мать тренируется выполнять упражнения на расслабление, а отец или друг выступает в роли помощника во время схваток и родов.

• Родовспомогательные центры предлагают приближенные к домашним условия родов в качестве альтернативы традиционным условиям роддома; в родовспомогательных центрах роды часто принимают не врачи, а медсестры-акушерки.

• Три популярные процедуры дородовой диагностики младенцев: ультразвуковые исследования, амниоцентез и анализ ворсинок хориона; перинатоло-ги используют также фетальные мониторы.

• Одной из распространенных причин применения кесарева сечения при родах является ягодичное предлежание плода; многие исследователи считают, что процедура кесарева сечения в США применяется излишне часто.

• Здоровье новорожденных оценивается с помощью шкалы Апгар через 1 и через 5 минут после родов.

Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска

• Новорожденные младенцы, обладающие недостаточным весом, требуют специального лечения и ухода.

• Недоношенные дети могут рождаться в результате действия разнообразных факторов. Недостаточный вес доношенных детей часто является результатом неправильного или плохого питания.

• В связи с тем, что младенцев, родившихся до срока, необходимо помещать в инкубаторы, их родителям гораздо сложнее сформировать раннюю привязанность к ним; подобные проблемы могут возникать при лечении в стационарных условиях младенцев с физическими недостатками, относящихся к группе риска.

• Преждевременно родившиеся младенцы и новорожденные, относящиеся к группе риска, могут достигать нормального уровня развития при условии

212 Часть I. Начало

поддержки родителей и получения специального ухода в течение первых 2 лет жизни.

Развивающаяся семья

• Среднестатистический родившийся в срок младенец весит от 2,5 до 4,3 кг, его рост составляет от 48 до 56 см.

• Хотя роды являются стрессом для новорожденного, он начинает приспосабливаться к новой окружающей среде по мере начала функционирования дыхания, кровообращения, пищеварения и температурной регуляции.

. Привязанность — это взаимные отношения между родителями и ребенком, возникающие с момента его рождения; она усиливается, если родители сразу после появления ребенка на свет устанавливают с ним телесный контакт.

• Привязанность лучше формируется, если при родах используется мало медикаментов, что позволяет новорожденному активно воспринимать новую среду в течение первого часа жизни.

• Адаптация к исполнению роли родителей — важный жизненный этап для взрослых, особенно при рождении первого ребенка; они должны совершить экономические и социальные изменения в своей жизни, модифицировать существующие отношения.

• Беременной женщине необходимо приспособиться к многочисленным физическим, психологическим и социальным изменениям.

• Отцы так же эмоционально реагируют на беременность своих жен, как и сами будущие матери.

• Установки обоих родителей относительно беременности и родов формируются культурой, к которой они принадлежат.

Часть II

Детство

ГЛАВА 5

ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ:

Источник