Влияние современных игрушек на психическое развитие ребенка

Елена Гульцева
Влияние игрушки на развитие ребенка. Отрицательное воздействие современной игрушки.

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Cтановление внутреннего мира ребенка немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны, с другой стороны, игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка, задумываются ли они нам тем, что игрушка – это не просто забава?

Выбрать игрушкув настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (трансформеры, пауки, Бетмэны, и пр., невиданные даже самыми молодыми родителями. Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический и педагогический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии.Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.

Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме – важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, – это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.

Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития.Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям.При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. На стадии ролевой игры ребёнок делает ещё одно открытие, а уже отделённый от мира «серьёзных предметов» мир игрушекподвергается очередному расщеплению: оказывается, одна и та же игрушка может выступать в совершенно различных качествах. С одной стороны, с помощью игрушки можно выполнять те же действия, что и взрослый (например, из тарелки кормить куклу) и этим действиям ребёнок учится, подражая взрослым. Но, с другой стороны, игрушкимогут переживать чудесные трансформации: ту же тарелку можно назвать лодкой и отправить в плавание. Этой же, магической функции игрушки ребёнка никто не учит – он её открывает сам (ведь он знает, что взрослые дяди не плавают в тарелках).

Игра и связанные с ней игрушки – одно из важных средств познания окружающего мира. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад.Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и.недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т. е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка раннего возраста с дцп

Рассмотрим современные игрушки. Для девочек это кукла Барби. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они – дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней “бой-френда”. На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка – зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации, она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, она часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца, чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.

Сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие -самый короткий путь решения проблем.

Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Подводя краткий итог, отметим, что игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.

Развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка.

К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ. В соответствии с ГОСТом контролируется размер и вес игрушек, проводится проверка прочности крепления деталей, которые могут быть оторваны и откушены. Все игрушки должны иметь маркировку. На потребительской упаковке или вкладыше должен указываться возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка. Маркировку на русском языке наносят или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий товар. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой и несмываемой.

Источник

СТАТЬЯ: «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА». 

             Игрушка -это специально изготовленный  предмет, служащий для развлечения

и психического развития ребёнка. Игрушка это изображение людей и животных.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка по леонтьеву

Их роль и функциональное  назначение, способствует развитию различных форм общения

Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства ,исследовать окружающий мир, учат общаться с родственниками и познавать себя.  Действуя с игрушкой ребёнок адаптируется в окружающем мире , преобщиться к жизни взрослых. Игрушка-предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребёнок берет в игре на себя роль мамы,надо иметь в руках « куклу-дочку»,которую можно укладывать спать,кормить,одевать и т.д.Игрушка должна быть такой ,чтобы ребёнок мог с ней активно действовать,разыгрывать свою роль. Бывает так,что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел.Сейчас высоко рассматриваеться проблема о неправильном использовании игрушки.Каким образом,она не благоприятно влияет на психику и здоровье детей?Чем руководствуються взрослые,покупая игрушку для своего ребёнка, задумываються ли они над тем,что игрушка это не просто забава.Подбор игрушек дело серьёзное и ответственное От успешного выбора игрушки зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии Исходя из определяющей роли игрушки   в развитии ребенка,взрослым следует осознанно подходить к её выбору.Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно:наряду с традиционными (куклы,мишки.,мячики,неволяшки,

матрешки)появляются новые (   трансфермеры, пауки,Бетмэны

, роботы и т.д.)Как выбрать то,что нужно ребёнку? Чрезвычайно важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства,но и возможный психологический и педагогический эффект. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребёнка и способствовать становления новых форм его деятельности.Выбирая ту или иную игрушку взрослый должен сразу представить,что ребёнок с ней будет делать.Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов,с помощью игрушек ребёнок познает свойства предмета,мыслей.При игре активизируються все познавательных прцессы:Воображение,внимание,

,память,мышление.Игрушки являются отображением нашей действительности.Редко встретишь современного ребёнка, у которого нет игрушечный о могильник а или планшета,не говоря уже об бесчисленных машинках и прочей техники.Казалось бы в этом нет ничего плохого взаимодействия с такими игрушками,ребёнок имитирует поведение взрослого,а следовательно обучаеться. Но есть одна прблема:в погоне за увеличением продаж,производители стремяться максимально приблизить игрушку к её реальному аналогу. Детский планшет или игрушечный компьютер практически не отличить от взрослого,и он с огромным количеством электроники..Все,что остаеться ребёнку это просто нажимать кнопки,и получать запрограммированный результат.Соответственно замедляет у ребёнка мыслительный процесс,никакого развития воображения,отсутствие игровой деятельности,и способствует нарушению не окрепшей нервной системы.Но переутомление и перевозбуждение,это не самая главная проблема для ребенка,которую могут нести современные игрушки .Современные игрушки несут в мир ребёнка искаженые  образы.Многочисленые функции не дают ребёнку контролировать игрушку,говорить за неё, совершать определённые действия.Это тоже сказывается на развитии ребенка.Играя в современные игрушки (Бетмэнов,роботов,трансформеры) ребёнок причиняет не намеренно физический вред.Играя с такими игрушками ребёнок становиться жёстким и злым,соответственно с возрастом у ребёнка развиваться агрессия.Родителям следует помнить, что игрушка предназначен не только для развлечения,но ребёнок с помощью игрушки обязательно чему-нибудь научиться.Игрушка представляет собой определённый образ,шаблон,ориентируясь на который ребёнок учиться проживать эмоции и строить  взаимоотношения со сверстники. И если образ игрушки несёт неправильный посыл,например агрессивный,то родителям нужно быть внимательным при выборе игрушек.Не ленитесь играть с ребёнком, и объяснять ему простые истины,нести положительные эмоции,больше разговаривать с ребёнком в игре,придумывать игровые ситуации.Игра-это идеальная ступень для обучения и развития у ребёнка всех умственные и психологический процессов.Игры и положительные игрушки пробуждают у детей заботливое,бережное отношение,внимательность и нежность,помогают накопить опыт положительных эмоций.Трасформеры,роботы и т.д.-способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка,которые могут реализоваться  в жизни по отношению к более слабыми животным и маленьким детям.

Полезная игрушка ставит перед собой благородный воспитательную  задачу- учит добру и красоте,пониманию и сопереживанию.Игрушка закладывают в душу ребёнка понятия добра и зла.Любое проигранное действие ребёнка, способно осуществиться в реальности.Поэтому родителям внимательно нужно относиться к выбору игрушек и к ситуациям,  когда ребёнок проявляет безразличие,агрессию,жестокость по отношению к игрушками. Итак, игра являеться ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней формируются важнейшие свойства и качества ребёнка. И прежде чем купить игрушку ребёнку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих,  бесполезных накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки,а на те которые воспитывают у ребёнка чувство доброты, способность к вере,  красоте и мудрость.

Источник

Мария Пичугина
Консультация «Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста»

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

2. Виды игрушек и требования к ним

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Читайте также:  Карты психического развития ребенка форма

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.

Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:

1) 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т. д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

2) 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.

3) 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

2. Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка – игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек:

1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.

2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.

3. Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.

4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.).Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).

5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.

6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).

7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).

8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки:

1. Игрушка должна быть безопасна.

2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.

3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.

4. Не нести в себе угрозу или насилие.

5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.

6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возрастапринято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.

2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.

Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.

3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности – пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.

4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.

5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Источник