Влияние социальных сетей на развитие ребенка
Маленькие дети быстро учатся пользоваться компьютерами, поначалу малыши используют их для игр, а когда становятся школьниками и могут читать – появляется интерес к социальным сетям.
Когда малыш заведет собственный профиль в социальной сети, перед ребенком откроется ряд новых возможностей – он сможет активно переписываться со сверстниками, слушать музыку, публиковать жизненные статусы и личные фотографии у себя в профиле.
Однако многие родители обеспокоены влиянием социальных сетей на детей, поэтому попробуем подробно разобраться в этом вопросе.
Влияние социальных сетей на детей
Сказать однозначно о негативном или позитивном влиянии социальных сетей на детей невозможно, ведь каждый ребенок – это отдельная личность, которая находится в процессе формирования. Влияние социальных сетей на детей зависит от того, с какой целью ребенок проводит время в интернете – для получения информации о «запрещенных» темах или для расширения своего кругозора. Возможно, он заведет «хорошие» или «плохие» знакомства.
Общение в социальных сетях может повлиять на формирование словарного запаса у детей. Конечно, плохие слова дети берут только из социальных сетей, однако из-за свободного употребления ненормативной лексики в комментариях, объявлениях и статьях ребенок на подсознательном уровне может перенять такую манеру общения.
Также родители опасаются виртуального совращения детей – пользуясь анонимностью интренет-общения и зная о любопытстве детей к взрослой теме, сексуальные извращенцы могут втянуть малышей в виртуальные интимные отношения.
Даже если в идеале ребенок будет использовать интернет, чтобы общаться со своими сверстниками, у него может появиться зависимость от социальной сети – еще одно негативное явление.
Также, несмотря на безвредность современных мониторов компьютеров для организма, частое нахождение в режиме онлайн может привести к проблемам с осанкой и зрением, к тому же ребенок мало двигается, от чего страдает общее самочувствие.
Контроль ребенка за компьютером
Взрослые стремятся контролировать ребенка, чтобы оградить от негативного влияния социальных сетей, а также от влияния интернета на детей. Но как им это сделать, если они практически не проводят время в виртуальном мире?
Можно поставить пароли и пользоваться «родительским контролем» сайтов, хотя это не всегда может перенаправить детский интерес в нужное русло. К тому же есть риск возникновения обратной ситуации – ребенок попытается всячески обойти запреты, чтобы получить желаемое.
Ситуация усугубляется из-за отсутствия возможности социальных сетей следить за всем поступающим от пользователем контентом, а значит, ребенок может натолкнуться на националистическую или порнографическую информацию. Профили в социальных сетях довольно часто взламывают, поэтому время ребенок, даже сам не желая этого, может увидеть запретную информацию.
Родители должны насторожиться, если:
- у ребенка в друзьях появились сомнительные личности
- ребенок стал тратить деньги на виртуальные развлечения
- у малыша отсутствуют реальные друзья
- осанка или зрение ребенка стали ухудшаться
- все свободное время малыш старается провести в интернете
У ребенка должны быть отработаны навыки живого общения с людьми, а из-за активной виртуальной жизни малыша они могут не развиваться, что может привести к проблемам социализации, отсутствию реальных друзей, нежеланию налаживать контакт со взрослыми.
Малышам нравится проводить время в интернете, поэтому родители должны знать о влиянии социальных сетей на детей как можно больше, чтобы предостеречь от возможных опасностей и знать, как защитить ребенка в интернете. Имейте в виду, что активная виртуальная жизнь влияет на формирование навыков общения ребенка и его личность.
Подготовила Катерина Василенкова
Источник
Дата публикации: 05.04.2019
Социальные сети — неотъемлемая часть современной жизни. Благодаря им люди, находящиеся на любом расстоянии, имеют возможность беспрепятственно общаться, обмениваться фотографиями и другой интересной информацией. Но обретя такую полезную возможность, многие начинают ею злоупотреблять. Бесконтрольное времяпровождение в интернете приводит к размытию границ между реальностью и иллюзией, в результате чего влияние социальных сетей может представлять настоящую опасность.
Согласно результатам исследований, к группе повышенного риска относятся офисные работники, проводящие за компьютером 8-10 часов в день и, конечно же, подростки, подверженные массовому влиянию и находящиеся в безостановочном поиске новых эмоций. Их восприимчивая психика находится в стадии усиленного формирования. Становление характера взрослеющей личности напрямую зависит от того, что её окружает. Поэтому социальные сети не лучшим образом влияют на поведение детей от 12 до 18 лет.
Разумеется, подростки считают, что общение в сети помогает им:
- заводить друзей и поддерживать с ними отношения;
- завоевывать популярность и одобрение сверстников;
- ощущать необходимую поддержку;
- получать достаточно внимания;
- самоутверждаться в глазах знакомых.
Родители же, в свою очередь, могут отмечать беспричинное раздражение, угнетенное настроение или, наоборот, неконтролируемый прилив эмоций у своих чад. Причиной тому является излишняя впечатлительность, присущая подросткам. Именно она мешает им получать пользу от социальных сетей. Чтобы оценить весь масштаб проблемы, нужно разобраться, в чем заключается опасность этой модной виртуальной тенденции.
Как соцсети влияют на современных тинейджеров?
Несмотря на кажущуюся безобидность, сайты для общения в интернете наносят реальной жизни непоправимый урон. Они отнимают массу ценного времени, которое могло бы быть потрачено на учебу или физическое развитие. Помимо колоссальных временных затрат, они препятствуют адекватному мышлению, оказывая влияние и искажая чувство мировосприятия. В результате такого воздействия и без того восприимчивый подросток обретает массу психологических проблем, становясь более закомплексованным и нервным.
Результатом влияния социальных сетей может стать:
- Неумение общаться в реальной жизни. Освоив виртуальные коммуникации, подросток приходит к выводу, что контактировать с людьми в интернете гораздо проще: тут он может скрыть свои эмоции или взять тайм-аут на размышления. При живом общении эта возможность отсутствует. А привыкший к социальным сайтам ребенок уже не может правильно и быстро сформулировать свой ответ, в связи с чем испытывает немалые трудности.
- Интеллектуальная деградация. Подростковый возраст — самое лучшее время для усвоения новой, достаточно сложной информации. Проводя время в интернете, дети пренебрегают учебой, лишая себя возможности получать новые и интересные познания.
- Отсутствие способности грамотно формулировать мысли и желания. Донести их до виртуального собеседника гораздо проще — тут допустимы элементарные орфографические ошибки, напрочь отсутствует пунктуация, а вместо правильной формулировки сложных предложений можно заменить любую эмоцию смайлом.
- Зависть. Глядя на красивые посты своих друзей, подросток начинает невольно комплексовать. Он убеждается в том, что его жизнь не так насыщена и интересна, как у его сверстников. В результате этого вся деятельность ребенка концентрируется в стремлении сыграть правильную роль, запечатлеть лучшие кадры своей повседневности, при чем не для собственного удовлетворения, а для одобрения друзей.
- Потеря интереса к реальности. Подростки, зацикленные на виртуальном общении, не могут представить свою жизнь без друзей из интернета. Просмотр новостей в ленте вызывает у них гораздо больше эмоций, чем простые человеческие ценности.
- Искаженное восприятие себя. Самоутверждение подростка напрямую зависит от числа подписчиков и количества лайков под его постами. По его мнению, от этих критериев зависит отношение к нему окружающих. Так, популярный в социальной сети ребенок становится самовлюбленным, а у владельца недостаточно просматриваемого аккаунта начинают формироваться комплексы.
- Эмоциональная иллюзия. Из-за отсутствия живого общения подросткам сложно распознавать настоящие эмоции друг друга, в результате чего диалог с собеседником иногда воспринимается в корне неверно — несторожно сказанное слово может оттолкнуть и даже ранить.
- Беспричинная ревность. Влюбленных подростков подстерегают ещё большие проблемы. Необдуманное добавление в друзья особей противоположного пола или ненавязчивое общение с ними может превратить нежную и понимающую вторую половинку в настоящую фурию, готовую взорваться от одного неверного слова.
- Зацикленность на внешности. Новые смартфоны открывают для подростков уникальные возможности. Владельцы современных девайсов могут делать потрясающие снимки, не отличающиеся от профессиональных звездных фотографий. И если после этого ребенок не получает желаемого одобрения, он начинает искать в себе недостатки. И самое странное — находит! Даже не задумываясь о том, что причиной отсутствия лайков может быть низкая посещаемость сайта, плохая камера или просто неподходящий ракурс.
- Низкая стрессоустойчивость. Раньше люди выплескивали весь негатив в лицо собеседнику. Сейчас же драки в подворотнях трансформировались в виртуальные разборки, нередко становящиеся массовой травлей неугодного. Такое развитие событий может не только унизить, но и спровоцировать настоящую депрессию.
Из-за негативного влияния на подростка обрушивается целый спектр надуманных проблем, значение которых сильно переоценивается в силу переходного возраста. У испытывающих постоянный стресс отмечаются беспричинные перепады настроения и нарушения сна. Находясь в постоянном нервном напряжении, они перестают извлекать пользу от общения в социальных сетях и всё чаще чувствуют себя одинокими и недопонятыми.
Кроме эмоциональных и социальных проблем подросткам, проводящим много времени в интернете, становится сложнее выполнять повседневные задачи и грамотно распоряжаться собственным временем. Из-за длительного погружения в виртуальный мир у них ухудшается способность концентрировать внимание, в результате чего дети становятся рассеянными, забывчивыми и тревожными.
Негативное влияние не ограничивается психологическими проблемами. У подростков нередко отмечается ухудшение умственного развития. Отследить эти показатели можно, проанализировать школьную успеваемость. Как правило, под влиянием социальных сетей учащиеся начинают отставать по предметам, которые ранее с легкостью воспринимали. Им становится сложно с первого раза понять всю информацию, доносимую учителем.
Замыкает список проблем, возникших под влиянием социальных сетей, ухудшение здоровья подростка. Из-за малоподвижного образа жизни у него меняется осанка, от которой зависит формирование и расположение органов брюшной полости. Нередко страдает и зрение, сохранность которого не способны гарантировать даже самые современные смартфоны, планшеты и ноутбуки.
Как помочь подростку избежать негативного влияния социальных сетей?
Большинство родителей, заметивших у ребенка виртуальную зависимость, ошибочно считают своей главной миссией вложить правильные мысли в голову неразумного чада. Чтобы это сделать, не нужно ежедневно окружать его нареканиями, запретами или отбирать телефон. Необходимо правильно донести до подростка всю информацию о влиянии, которому он неосознанно подвергся. Но делать это нужно с особой деликатностью, подчеркивая право ребенка иметь собственные интересы.
Избежать негативного влияния от социальных сетей можно, научив извлекать пользу от них:
- Да, в виртуальном мире находить друзей и расширять круг общения намного проще. Но зачем нужны знакомые, с которыми нельзя выйти погулять и поговорить вживую? Подросткам важно понимать, что настоящее удовольствие от дружбы можно получать не глядя в экран, а при реальном контакте с собеседником.
- Социальные сети предлагают пользователям не только общение. Здесь можно узнавать важные новости о происходящем в мире, находить интересные факты из любой интересующей области, а также правильно организовывать свой досуг — в бесплатном доступе предоставлена целая масса интересных книг, фильмов или видеоуроков.
- Использование интернета может помочь и в учебе. В социальных сетях есть немало школьных групп, предоставляющих всю необходимую информацию в понятном подросткам формате.
Кроме того, родители должны рассказать подростку о конфиденциальности, которую он теряет, заполняя анкету и выкладывая фото в сети. Благодаря общедоступной информации любой заинтересованный вор или мошенник может с легкостью определить местонахождение ребенка или других членов семьи, а также сподвигнуть неопытного подростка на незаконную деятельность.
Чтобы избежать негативного влияния, нужно отвлекать ребенка от использования социальных сетей, максимально приобщая его к реальному миру. Для этого можно почаще устраивать семейные выезды на природу, походы в культурные центры. Не лишним будет и организация досуга для подростка с его сверстниками (поездки в летний лагерь, на соревнования и пр.).
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Современное общество тесно связано с информационными технологиями, и гаджеты являются его неотъемлемой частью. Благодаря им у нас появилась возможность доступа к всемирной сети Интернет и социальным сетям. Последние почти не имеют возрастных и профессиональных ограничений, потому доступ детей к ним является практически свободным.
Сегодня поговорим о том, как влияют соцсети ребенка с точки зрения психологического и общего развития.
А что хорошего?
Давайте начнем с положительных сторон, и попробуем определить, какую пользу могут принести онлайн платформы для общения и обмена информацией детям:
- Общение. Конечно, реальное не заменить ничем, но вот разнообразить его таким образом вполне возможно. Ведь найти друзей по интересам можно, невзирая на расстояния, в любой точке мира. А это, несомненно, ведет не только к расширению круга общения, а и пополнению общеобразовательных знаний.
- Возможность быть в курсе актуальных событий. Часто учителя поощряют учеников к пользованию такими платформами, ведь это очень удобно. У себя на странице они анонсируют предстоящие контрольные, тесты, раздают задания в личные сообщения и создают группы, где обсуждают различные вопросы, связанные с учебой.
Но кроме учебы чадо также может найти группы по интересам, из которых сможет узнавать о предстоящих событиях (к примеру, концерты, выставки, представления, конкурсы).
- Развитие взаимоотношений. Общение в соцсетях – это своеобразная поддержка реальных отношений со сверстниками и взрослыми. Ведь с помощью таких ресурсов они учатся поздравлять друг друга с праздниками, комментируют фото, обмениваются видео, делятся впечатлениями, и часто начинают общаться с теми, с кем стесняются делать это в реальной жизни.
- Возможность получать дополнительные знания и консультации. Учителя и родители – уже не единственные источники информации, соцсети дают возможность подписаться на различных специалистов, коучей, публичных личностей, задать интересующий вопрос или получить короткую консультацию по интересующей теме.
- Формирование навыков. Век цифровых технологий выставляет свои требования, и чтобы быть на гребне, нужно им соответствовать. Хотя бы минимально. Потому работа с платформами для общения и обмена информацией – это полезные и перспективные знания и умения.
Будьте на чеку!
Если между родителями и детьми существует договоренность о лимите времени, проведенном в социальных сетях и контенте, который будет там просматриваться и использоваться, ничего страшного не произойдет. Но в случае, когда время никто не ограничивает и гаджеты являются одним из главных предметов, замеченных в руках чада, последствия могут быть плачевными.
- Зависимость. Это главное зло, которое преследует детей, однажды зарегистрировавшихся на подобных ресурсах. Им необходимо постоянно пролистывать ленту новостей, обновлять страницу в ожидании новой информации и т.д. Соответственно, на первом месте в голове будут именно эти пункты, а не занятия или увлечения.
- Откат в развитии. В ходе исследований выяснилось, что в случае «зависания» в своих любимых сетях, мозг маленького человека будто делает откат до более ранних форм развития, и чадо начинают увлекать примитивные вещи. Такие как яркие цвета и веселая музыка, без учета смысла.
- Развитие меланхолии и депрессии. Просмотр фотографий знакомых и публичных личностей, практически свободный доступ к информации об их жизни, которую демонстрируют на видео, часто является причиной появления депрессивных настроев у подростков. Причина тому проста: они постоянно сравнивают себя с другими, и когда это сравнение проходит не в их пользу, начинают считать себя ущемленными, ущербными, недостойными.
А все это – верный путь к серьезным психологическим проблемам.
- Социальная изоляция. Те, кто проводит в соцсетях более 3 часов в день, входят в группу риска по появлению проблем с умственным развитием и социальной адаптацией. Такие дети часто теряют коммуникационные навыки – язык жестов, тон.
Кроме этого могут появиться проблемы со сном, ухудшиться взаимоотношения с родителями. Потому очень важно, чтобы взрослые обращали пристальное внимание на то, чем и как долго занимается ребенок в течение дня.
Важные рекомендации
Очень важно сохранить родительский авторитет, и построить доверительные отношения в семье. Тогда все вопросы и проблемы, в том числе и доступа к соцсетям и количестве времени, проведенном там, будут решаться намного проще.
- Поощряйте живое общение со сверстниками и друзьями. Предлагайте купить билеты в кино, сходить вместе в парк развлечений, на пикник, отправиться в поход.
И не забывайте о собственном примере. Если вечером вся семья сидит в гаджетах, вместо того, чтобы делиться впечатлениями за день, то с большой долей вероятности чадо также переймёт эту модель поведения.
- Перестаньте «пилить». От того, что вы постоянно будете твердить о вреде соцсетей, желание зайти в них вряд ли уменьшиться. Вместо этого развивайте другие интересы чада и способствуйте его заинтересованности в реальных, а не виртуальных увлечениях.
- Расскажите о безопасности. Не вступать в сомнительные сообщества, не публиковать личную информацию, не общаться с людьми, которые настаивают на этом, в случае запугивания или угроз обязательно уведомить родителей. Эти и еще многие моменты вы должны проговаривать систематически, чтобы избежать неприятностей.
Можно долго спорить о вреде и пользе социальных сетей, но полностью исключить их из жизни точно не получится. Да и незачем. Главная задача родителей – помочь чаду адаптироваться к новым технологиям с учетом его безопасности и потребностей.
Источник