Влияние социальной среды на психическое развитие ребенка

Влияние социальной среды на психическое развитие ребенка thumbnail

Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая его макро­среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни. Иллюстрацией этого влияния могут служить описанные в литературе случаи (в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Индии), когда маленькие дети были унесены животными и их развитие проходило вне челове­ческого общества, в логове зверей. Несмотря на свою специфическую человеческую организацию, поведение этих детей напоминало повадки животных. Они, как пра­вило, отлично лазали и прыгали, бегали на четвереньках, издавали нечленораздельные звуки, ели, как звери; далеко не все из них даже после продолжительных занятий научились говорить.

Отводя ведущую роль в развитии ребенка внешним воздействиям, советские психологи одновременно придают особое внимание изменчивости окружающей среды, исходя из принципа историзма в понимании психического раз­вития жизни человека. И жизнь подтверждает справед­ливость такой позиции. Примером могут служить те из­менения, сдвиги в развитии сознания, культурного уровня окраин дореволюционной России, которые произошли за годы Советской власти, создавшей благоприятные условия для развития личности. Подтверждением этого являют­ся и результаты специальных исследований, например изучение влияния социально-исторических условий на пси­хическое развитие детей, проведенное Р. Г. Гуровой и А. В. Запорожцем на Алтае в 1929 и 1966 гг., исследо­вание развития познавательных процессов в отсталых от­даленных кишлаках и в центральных районах Узбекиста­на, где социальные преобразования уже затронули основ­ные слои населения, проведенное Л. С. Выготским и А. Р. Лурия в 20—30-е гг.[38]

Широкая макросреда имеет, бесспорно, огромное влияние на развитие человека. Конкретными же условиями, которые оказывают влияние на процессы развития, явля­ются только те элементы среда, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда тесно свя­зывает ребенка с окружающим его большим миром, макро-средой. Выбор ближайшей среды во многом определяется индивидуальными; и возрастными особенностями ребенка, отношением к нему взрослых, товарищей, значимостью их, характером воспитания. Oт того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать. Исключительно важную роль отношений в психическом развитии неоднократно отмечал А. С. Макаренко, считавший, что выключить личность, изолировать ее, выгнать из отношений совершенно невозможно, техни­чески невозможно,— следовательно, невозможно предста­вить себе эволюцию отдельной личности, а можно пред­ставить себе только эволюцию отношений.

Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу лишь когда ребенок заговорит. Уже в самые пер­вые месяцы жизни характер заботы взрослых в значитель­ной степени определяет психическое развитие детей. Об этом свидетельствуют специальные исследования, много­численные наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты с окружающи­ми взрослыми, порождает острую чувствительность к отно­шению старших, готовность перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, овладе­вают специфическими человеческими действиями. Однако эта столь важная потребность не возникает (крайне запаздывает) при «госпитализме». Лишенные возмож­ности общения дети не проявляют интереса к окружающе­му миру, остаются погруженными в полудремотное состоя­ние, пассивно реагируя на внешние первичные стимулы. Исследования советских ученых (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, И. Л. Фигурина, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и др.) показали, что подлинной причиной «госпитализма» является ограниченность микро-среды, недостаток общения детей со взрослыми. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, убедительно доказали не только отчетливое превосходство в развитии детей, имеющих опыт тесного общения со взрослыми, но и возможность ликвидации отставания в развитии младенцев, воспитывающихся при дефиците обще­ния. Для этого достаточно было провести 3—4 раза ин­дивидуальные занятия с ними по 7—8 мин[39]. Особо важную – роль в формировании потребности в общении у таких детей играли воздействия взрослого, который авансом уже к младенцу относился как к субъекту и личности.

Как советскими, так и зарубежными исследовате­лями[40] замечено, что формирование личностных качеств ре­бенка в значительной степени определяется семейной ат­мосферой, в которой он живет: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию, проявляют ли они к’ нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли отношения в семье теплый, дружественный характер или преобладают в них официальность, холодность и т. д. Специальные исследования и жизненные наблюдения показывают, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и под­держки, в демократической атмосфере, имеют немало преимуществ в своем психическом развитии.

С поступлением в детский сад еще один очень зна­чимый для ребенка взрослый включается в его микро­среду — воспитатель. Характер общения воспитательницы с детьми, ее оценки их поведения в большой мере сказы­ваются на психическом развитии дошкольников, их отно­шениях, на формировании самосознания детей.

Читайте также:  Развитие интеллектуального и творческого потенциала одаренного ребенка

Фактически микросреда, представляющая собой со­циальную ситуацию развития ребенка, по своей социаль­но-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой.

На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится генетически первичная диада — «мать (значи­мые взрослые) — дитя». К. ней затем подключается систе­ма «сверстник — сверстник», которая закономерно видоиз­меняется в процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс — группа ГПТУ, послешкольный кол­лектив, студенческая группа, производственный кол­лектив, вплоть до кружка пенсионеров, и возвращение в рамки семейной микросреды.

Движение личности по группам совершается не только по вертикальной оси, но и по горизонтальной. В каждый данный момент жизни человек оказывается вовлеченным в целую систему различных (по своему происхождению, характеру деятельности, размерам, длительности сущест­вования, субъективной значимости и т. д.) контактных и неконтактных общностей. Структура личностной микросреды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая си­туация межличностного взаимодействия: роль, статус, ха­рактер общения и взаимоотношений, эмоциональное бла­гополучие и т. п.

Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие, на развитие его личности. Однако личностные качества, считают со­ветские психологи, не просто «сообщаются» или приви­ваются ребенку извне. Он не пассивный объект внеш­них воздействий. Специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка, со средой, в процессе его деятельности в ней. Важное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выпол­няет человек в коллективе, насколько активно он дей­ствует в нем, в какой степени является носителем его общественного мнения.

Источник

Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.

Биологический фактор

Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.

Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.

Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).

Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.

Социальная среда

Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.

В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.

Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.

Окружение

На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.

Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.

Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.

Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.

Читайте также:  Взгляд выготского на отклоняющиеся развитие ребенка

Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.

Источник

Среди внешних факторов, которые влияют на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, то есть общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные условия жизни. Иллюстрацией этого влияния могут быть описаны случаи (Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия), когда развитие маленьких детей происходило не в человеческом обществе, а среди диких зверей. их поведение, несмотря на специфическую человеческую организацию, напоминала поведение животных. Они, как правило, прекрасно лазили и прыгали, лазали, выдавали невнятные звуки, ели, как звери. Далеко не все из них даже после длительных занятий научились говорить.

Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), Стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения). В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияют на психическое развитие личности.

Макросреда влияет на развитие ребенка, и ощутимым влияние элементов среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда связывает ребенка с его макросредой. На выбор ближайшего среды влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношение к ней взрослых, товарищей, их значение для ребенка, специфика воспитания. От того, какие люди образуют микросреду ребенка, как они с ней общаются и которые она имеет с ними отношения, зависит, какие свойства личности у нее будут преобладать.

Микросреда действует на ребенка с первых дней его жизни. Это значит, что от опеки взрослых во многом зависит его психическое развитие. Об этом свидетельствуют исследования, наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении в людьми, побуждает ее искать контакты с взрослыми, делает ее чувствительной к отношениям взрослых, готовой перестроить свое поведение в соответствии с их подсказок, овладеть специфическими человеческими действиями. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полусонном состоянии, пассивно реагируют на внешние первичные стимулы. В них запоздалый развитие движений, они отстают в овладении языком, пиддатливиши своих ровесников болезням. Эта патология детского развития охарактеризована как госпитализм.

Госпитализмглубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания.

Причиной госпитализма является ограниченность микросреды, недостаточность общения детей со взрослыми. Как показали специальные исследования, этот дефицит можно преодолеть целенаправленными индивидуальными занятиями.

На формирование личностных качеств ребенка в значительной степени влияет атмосфера в ее семье: или занимают родители одинаковую позицию; проявляют к ней преимущественно строгость и требовательность или нежность и требовательность; насколько теплые дружеские отношения в семье и т. Жизненным опытом и наукой доказано, что дети, которые воспитываются в доброжелательной, демократичной атмосфере, имеют много преимуществ в своем психическом развитии.

Со вступлением в дошкольное учреждение в микросреду ребенка включается очень важный взрослый – воспитатель. От общения с ним, его поведения тоже зависит психическое развитие, отношения, формирование самосознания дошкольников.

В общем микросреда по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.

На старте жизненного пути личности находится генетически первичная диада: “мать (важные взрослые) – ребенок”. Затем к ней подключается система “сверстник – сверстник”, которая видоизменяется в процессе онтогенеза: группа дошкольного учреждения, школьный класс, внешкольное коллектив, студенческая группа, трудовой коллектив, семейное микросреду. Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на ее эмоциональное самочувствие, развитие его личности. Однако ребенок не является пассивным объектом внешних воздействий, она тоже действует, влияет. В этом интерактивном процессе формируются ее специфические человеческие свойства. Важное значение при этом играют ее роль, функция в группе, активность в ней.

Источник

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Читайте также:  Курсовая работа по сенсорному развитию ребенка раннего возраста

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник