Влияние снижения зрения на психическое развитие ребенка
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Маннанова З.М., педагог-психолог
ГБОУ Белебеевская специальная
школа – сад № 37 «Ягодка» IV вида
Нарушение зрительных функций вызывает ряд отклонений в психическом развитии ребенка. Сложности его развития заключаются в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии.
Нарушение зрения у детей дошкольного возраста затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности.
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, игре, овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. (1,3)
Необходимо иметь в виду, что дети со зрительной депривацией оказываются в стрессовых ситуациях значительно чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства. На это указывали отечественные тифлопсихологи, отмечавшие, что среди слабовидящих можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим имеющих такие качества характера, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Однако, при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, и ребенок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Некоторые особенности психических процессов
у детей с нарушением зрения
Особенности внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Из-за недостаточности зрительных функций у детей дошкольного возраста часто нарушено непроизвольное внимание. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому, у детей с нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Рассматривая специфические особенности памяти у детей с нарушениями зрения, дошкольного возраста, специалисты отмечают, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован образ воспринимаемого объекта, ранее. Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания, способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание слабовидящими детьми точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как нормально видящим сверстникам — 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени, например каникулярный период, между подкреплениями, отрицательно сказывается на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия.
Особенности восприятия. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования специалистов в этой области показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими детьми определенной суммы знаний, умений и навыков.
Особенности мышления. Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления, и примерно, в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. Специфическое развитие ребенка, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности к определенному вторичному нарушению развития. (2)
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что психическое развитие детей с нарушениями зрения носит специфический характер и несколько отличается от темпа развития нормально видящих сверстников. Опираясь на мнение специалистов можно сделать вывод, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию психических процессов. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.
Список литературы
1.Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.- 204 с.
2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
3.Петров В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Источник
ДЕТЕЙ
ДЕФЕКТ – это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.
По своему происхождению ДЕФЕКТЫ делятся на: врождённые и приобретённые.
Врождённые и приобретённые дефекты зрения (заболевания прозрачных и преломляющихся сред, сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга и т.д.) относятся к ПЕРВИЧНЫМ СОМАТИЧЕСКИМ ДЕФЕКТАМ. Эти аномалии в свою очередь вызывают ВТОРИЧНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето – и цветоощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, восприятия, представления и т.д.). Таким образом, ВТОРИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ – представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект (НР: снижение остроты зрения) влечёт за собой другой (отклонения в процессе восприятия). Следовательно, между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклонения не только образуют длинные цепи последовательно возникающих психических дефектов, но и взаимодействуют между собой.
Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С.Выготским. Он раскрыл структуру дефекта, соотношение первичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.
Одновременно с Л.С.Выготским было выдвинуто положение, согласно которому ЗАДАЧЕЙ специальной педагогики – является компенсация вторичных дефектов, причём главным образом доразвитие ВПФ, поскольку с его точки зрения, компенсация в области элементарных функций возможна только при устранении соматического дефекта. Такой взгляд на СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА и область, в которой возможно педагогическое вмешательство, закрепился в дефектологии и повлёк за собой неоправданное противопоставление первичного и вторичного дефектов и ограничение функций педагога и психолога компенсацией последних. Несомненно, что компенсация первичного дефекта достигается, прежде всего, благодаря медицинскому вмешательству (медикаментозное, хирургическое и другие воздействия). Однако противопоставление первичного и вторичного дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоление последних себя не оправдывают. Современные исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельствуют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функции, причём компенсация недостаточности психических функций (НР, развитие восприятия) в ряде случаев влечёт за собой ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕНСАЦИЮ (НР, улучшение зрительных функций). Такого рода случаи есть проявление закона «ЕДИНСТВА СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ», согласно которому структура определяет функции. Но, кроме этого, согласно данному закону функции в свою очередь оказывают влияние на структуру (НР, гиподинамия, малоподвижность вызывает дегенеративные структурные изменения мышц, их атрофию, и, наоборот, активизации функций ведёт к совершенствованию соответствующей структуры). Отсюда следует, что ЗАДАЧЕЙ КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ – является воздействие на весь комплекс вторичных отклонений и на вызвавший их соматический дефект.
Любой ДЕФЕКТ, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к АВТОМАТИЧЕСКОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле КОМПЕНСАЦИЮ – можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определённых функций (В Павловском понимании КОМПЕНСАЦИЯ является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций).
Но компенсаторное приспособление при наличии таких тяжёлых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства из вне. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ – явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.
КОМПЕНСАЦИЯ ЗАВИСИТ:
1) от конституционных особенностей человека (фенотипа);
2) от возраста индивида (чем раньше начинается компенсаторное
приспособление, тем успешнее оно протекает);
3) от волевой установки (сознательной целенаправленности на
компенсацию);
4) от характера дефекта, подлежащего компенсации;
5) от побочных дефектов;
6) от факторов внешней среды, социальных условий.
ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИМИ ОТКЛОНЕНИЙ в психическом развитии является ключевой для психологии слепых и слабовидящих. Данное положение вытекает из основных задач тифлопсихологии: установление основных закономерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и теоретическое обоснование целесообразности использования тех или иных путей для формирования полноценной личности.
В результате многолетних исследований КОМПЕНСАТОРНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ в тифлопсихологии сложился взгляд на КОМПЕНСАЦИЮ – как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое и многие другие подобные этому определения являются достаточно ёмкими и охватывают различные формы и уровни компенсаторного приспособления – от безусловно рефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.
КОМПЕНСАЦИЮ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ в самом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, стоящей перед специальной школой, следует рассматривать как возмещение, преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые обуславливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздно ослепших – реадаптации) к новым условиям жизни.
ДЕФЕКТ НЕОДНОЗНАЧНО ВЛИЯЕТ на отдельные структурные компоненты личности. Существуют такие личностные свойства (например, мировоззрение, моральные черты характера и т.д.) на формирование которых слепота, слабовидение и связанные с ними вторичные отклонения не могут оказать никакого влияния. ДЕФЕКТ ЗРЕНИЯ лишь провоцирует появление неблагоприятных условий, при которых могут формироваться негативные и даже патологические черты характера (эгоизм, эгоцентризм, негативизм и др.).
На современном этапе развития тифлопсихологии перед дефектологами стоит задача коррекции, компенсации и профилактики вторичных нарушений.
ПРОФИЛАКТИКЕ в современной дефектологии должен быть дан приоритет не только потому, что появилась реальная возможность реабилитационной работы по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ, но прежде всего потому, что есть все основания предполагать – широкое распространение среди инвалидов по зрению неврозоподобных состояний, неврозов, различных наврозо-психических нарушений в известной мере связано с перестройкой ВНД, происходящей в ходе коррекционной работы. Дело в том, что в процессе СПОНТАННОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ К ДЕФЕКТУ формируются ПСЕВДОКОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, прочные поведенческие стереотипы, которые подлежат переделке в ходе коррекционной работе. В то же время хорошо известно, что в основе неврозов лежит ломка динамических стереотипов. Избежать этого можно только ПУТЁМ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА в процессы адаптации слепых и слабовидящих (врождённый или рано приобретённый дефект) и восстановления гомеостаза (равновесия индивида с окружающей средой), т.е. РЕАДАПТАЦИИ лиц, полностью или частично потерявших зрение в зрелом возрасте.
Практика воспитания и обучения аномальных детей свидетельствует о том, что РАННЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления. То же самое следует сказать о результатах реабилитационной работы со взрослыми инвалидами по зрению, начинающейся непосредственно вслед за проявлением дефекта.
Рассматривая КОМПЕНСАЦИЮ – как приспособление к новым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомических изменений, следует иметь в виду случаи так называемой ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИИ – заключающейся в приспособлении к дефекту. Практически это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путём использования сохранных органов чувств. В данном случае мы сталкиваемся не только с отсутствием осознаваемой перестройки, но и с противодействием обычно имеющему место «СТИХИЙНОМУ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ». Есть основания предполагать, что такое противодействие, обусловлено как физиологически – прочностью ранее, до слепоты, сложившегося динамического стереотипа, врождённым стремлением вести себя как существо оптическое, так и психологически – желанием внешне, поведенчески не отличаться от нормально видящих.
Источник
· Роль зрения в жизнедеятельности человека
· Понятие «дефект зрения»
· Структура «вторичных отклонений» в психическом развитии слепых и слабовидящих детей
· Особенности проявления закономерностей отклоняющегося развития в психическом развитии детей с дефектом зрения
В процессе филогенеза человек сформировался как «существо по преимуществу оптическое» [48, с.241]. Зрение является основным источником информации в сфере чувственного познания, благодаря тому, что оно представляет собой весьма «совершенную дистантную сенсорную способность» [14, с.226]. Оно дает человеку весьма широкого диапазона и тонко дифференцированные данные об окружающем мире. Зрение обеспечивает относительно адекватное восприятие предметов, явлений, ситуаций, соответствующее их объективным характеристикам. Это достигается тем, что глаз, как это точно отметил Сеченов В.М., различает 8 категорий признаков: форму, величину, цвет, удаление (расстояние до объекта), направление (расположение объекта относительно себя, других объектов, сторон света и пр.), телесность, покой, движение. К выше перечисленным признакам, выделяемым визуально, следует добавить еще один – освещенность (светлоту).
Зрительное восприятие – наиболее «опредмеченное» [48, с.215] объективированное восприятие. В форме, цвете и других зрительно воспринимаемых признаках отыскиваются качества, свойства, характеризующие предмет, т.е. совершается акт объективации, который состоит в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.
Вместе с тем, как отмечал Л.С.Рубинштейн, «зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания» [48, с.215]. Независимо от состояния удовольствия или неудовольствия субъекта через зрительные ощущения и восприятие реализуется связь его сознания с окружающим миром.
Зрение – неисчерпаемый источник эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветового зрения; предметы, воспринимаемые в цвете, да и сам цвет в состоянии оказывать на человека сильное эмоциональное воздействие. Гете писал: «Люди в общем очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвет освещенных предметов делаются для нас хорошо видимыми» (цитата по книге: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002, с. 216). Совершенство формы и цвет могут «радовать глаз» человека.
Совершенно очевидно, что слепота и слабовидение обуславливают серьезные, в отдельных случаях невозместимые потери в области чувственного познания, а потому могут повлиять на развитие психики и ее проявления.
Вероятность влияния нарушенных зрительных функций на психическое развитие ребенка зависит от степени тяжести зрительного недостатка. Она особенно высока, в том случае, когда зрительное нарушение достигает уровня зрительного дефекта. В тифлопсихологии под зрительным дефектом понимается зрительный недостаток определенной степени тяжести, показателем которой в первую очередь является состояние остроты зрения и поля зрения, позволяющее отнести ребенка к категории слепых или слабовидящих.
Свое конкретное выражение зрительный дефект находит в нарушениях зрительных ощущений и особенностях зрительного восприятия, составляющих, по-Выготскому, первичный дефект. Причиной первичного дефекта является соматический дефект – патология зрительной анализаторной системы.
Следует помнить, что «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением отдельных функций» [15, с.3]. Первичный дефект, проявляющий себя как тяжелое нарушение зрительных ощущений и восприятия, обуславливает вторичный дефект, выраженный в нарушении развития представления. Указанные выше дефекты могут обуславливать возникновение дефекта третьего порядка, представленного нарушениями в развитии памяти, мышления, речи. Перечисленные выше дефекты развития провоцируют появление дефекта четвертого порядка – нарушения в развитии личности.
Таким образом, сложная структура дефекта развития обуславливается взаимосвязью возникающих у ребенка негативных отклонений от нормы в психическом развитии. Между соматическим дефектом и другими аномалиями психофизического развития складываются сложные структурные функциональные связи: нарушения в психическом развитии могут составлять длинные цепи последовательно возникающих и взаимодействующих между собой физических и психических недостатков. В связи с этим данное психическое явление обозначается в современной специальной психологии термином «дефект развития» (ЕрмаковВ.П., Якунин Г.А., Сорокин В.М. и др.).
В возникновении нарушений развития из-за дефекта зрения проявляется ряд закономерностей, свойственных всем категориям детей с отклоняющимся развитием. Первая из них: «чем ближе вторичные отклонения в психическом развитии к первичному нарушению, тем массивнее их проявления, и тем сильнее они сказываются на различных видах деятельности ребенка» [15, с.3].
Первичный дефект при тяжелом нарушении зрения локализуется в чувственной сфере познания человеком окружающего мира, осуществляемого посредством ощущений и восприятия. Продуктами данных психических процессов являются образы материальных предметов и их частей, их физических внешних качеств, а также образы элементарных внешних связей между материальными предметами: функциональных, пространственных. Возникающие образы ощущения и восприятия откладываются в памяти как «образ-представление» [48, с.329], который также входит в сферу чувственного познания. Образы ощущений, восприятия и представления, а также перцептивная и мнемическая деятельности в процессе их развития испытывают влияние ограниченных возможностей зрительной анализаторной системы при слепоте и слабовидении.
Вторая закономерность отклоняющегося развития проявляется в том, что нарушения психического развития не только в их количественном, но и качественном выражении находятся в зависимости от «степени выраженности первичного нарушения» [15, с.4], т.е. от степени тяжести зрительного дефекта и времени его возникновения. Тем больше своеобразия в развитии, чем раньше произошло нарушение зрительных функций и чем оно тяжелее. С учетом такого влияния аномального фактора лица с дефектом зрения подразделяются на слепых и слабовидящих (в зависимости от состояния остроты зрения и поля зрения), слепорожденных и ослепших (в зависимости от времени утраты зрения). Слепорожденными считаются лица, потерявшие зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющие зрительных представлений. К ослепшим относятся лица, потерявшие зрение после трех лет. На современном этапе развития специальной психологии выделяется группа поздноослепших, временные показатели утраты зрения которой пока точно не обозначены. В настоящее время у подавляющего большинства слепых и слабовидящих (до 90%) дефект зрения является врожденным или рано приобретенным.
Вместе с тем, как указывает А.И.Зотов, Л.И.Солнцева, Ю.А.Кулагин и др., нарушения в развитии, обусловленные прямо, непосредственно, или опосредованно влиянием дефекта зрения, не устраняют общих закономерностей, свойственных нормальному психическому развитию. «…сохраняются все стадии психического развития, наблюдаемые в норме» [15,с.4], сменяющие друг друга с той же последовательностью; наличествуют те же самые сенситивные периоды в развитии определенных функций; в той же последовательности и на основании тех же закономерностей сменяются формы ведущей деятельности; темп и результаты процесса развития психики зависят от индивидуальных и личностных особенностей ребенка; психическое развитие ребенка с дефектом зрения, также как и нормально видящего, находится в зависимости от условий воспитания и обучения.
Особенности проявления этих закономерностей в процессе отклоняющегося развития заключаются в следующем: изменяются временные границы стадий психического развития; сдвигаются сроки наступления и окончания сенситивных периодов; возникают специфические трудности в овладении соответствующей возрасту ведущей деятельностью; индивидуальные особенности в состоянии оказывать положительное или отрицательное влияние на реализацию процессов компенсации и коррекции; развитие личности ребенка с дефектом зрения имеет свои особенности; воспитание и обучение, и в первую очередь, их коррекционно-развивающая направленность, в большей степени, чем для нормально видящих детей, определяют психическое развитие слепого или слабовидящего ребенка.
Отклонения в развитии ребенка не могут оцениваться только, как отрицательные. В противном случае была бы невозможна компенсация зрительного дефекта, понимаемая в тифлопсихологии как «универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушение или утрату определенных функций» [41, с.39]. Зрительный дефект благодаря возможности его компенсации, по мнению Солнцевой Л.И., «еще не предрешает тяжести аномального развития», дефект развития не является «фатальным» в данном случае [54, с.10]. А.Г.Литвак отмечает, что даже «у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы» [41, с.19]. Однако процесс достижения таких результатов, по заключению А.Г.Литвака, будет не только растянут во времени, но в ряде случаев специфичен.
Специфические особенности психического развития слепых и слабовидящих детей проявляются в следующем: «во-первых, ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление, оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и пр.) зависят также от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от нарушений в области восприятия и представлений), и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждение, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.) [41,с.18].
Вопросы и задания к самопроверке
1. Объясните значение следующих ключевых терминов: чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, мышление, память, зрительный дефект, развитие, нормальное развитие, аномальное (отклоняющееся) развитие, дефект развития, первичный дефект, вторичный дефект, дефект развития третьего порядка, дефект развития четвертого порядка, закономерности развития.
2. Почему С.Л.Рубинштейн называл человека оптическим существом?
3. В каких случаях при патологических изменениях зрительного анализатора говорят о наличии зрительного дефекта?
4. Объясните содержание понятий «дефект развития».
5. Докажите, что при слепоте или слабовидении ребенка дефект его развития имеет сложную структуру. Что является причиной первичного дефекта и каковы особенности его проявления у слепых и слабовидящих детей? Объясните взаимосвязь между первичным и вторичным дефектом, вторичным дефектом и нарушениями в развитии третьего, четвертого порядков.
6. Согласны ли вы с заключением авторов учебного пособия «Основы специальной психологии», что взаимодействие компонентов в сложной структуре дефекта развития идет как «снизу вверх, так и сверху вниз» [53, с.34].
7. Можно ли говорить о том, что между психическим развитием нормально видящих и детей с дефектом зрения нет ничего общего? Если есть общие закономерности, то объясните, как они проявляются?
8. Объясните, как закономерности отклоняющегося развития проявляются в развитии детей с дефектом зрения?
9. В чем, по мнению А.Г.Литвака, состоит специфическое в развитии слепых и слабовидящих детей?
10. Почему современная тифлопсихология не считает, что дефект развития является неизбежным для детей с нарушением зрения?
Литература для аннотирования и конспектирования
1. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петроа В.Г. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. – 1983. – №6. с.3-6.
2. Общие закономерности отклоняющегося развития // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002. С. 37-43.
Источник