Влияние сми на развитие ребенка

Малика Мамадалиева
Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка»

Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования. Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Сидение перед экраном полностью всех устраивает,особенно родителей: малыш не капризничает, не хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое. Безусловно, родители заботятся о развитии ребенка и пытаются занять его интересным делом, когда покупают малышу видеокассеты, диски, компьютерные игры. Но если взрослые не будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для психического развития ребёнка, так и для здоровья (нарушение зрения, осанки, дефицит движений, .

Врачи-гигиенисты свидетельствуют, что большинство дошкольников смотрят телевизор без правильного выбора, от 40 мин до 2 часов в день, то есть до 14 часов в неделю. Таким образом, просмотр телепередач ежедневно формирует у детей привычку проводить каждый вечер у экрана, какой бы не была передача.

Один из самых негативных последствий такого «телевизионной и компьютерной» жизни есть отставание в развитии ребенка. В последние годы родители,педагоги все чаще вспоминают об этой проблеме: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный.

Кажется, что ребенок сидит у экрана, постоянно слышит разговоры и занят достаточно интересным делом. Но речь – это не повторение чужих слов и их запоминание. Формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре своими движениями, мыслями и чувствами. Следовательно, происходит пассивное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие.

Информация уже подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализа. В большинстве случаев дети не хотят, чтобы им родители читали книги, они проявляют желание просматривать сказки на видео. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребенка не развивается желание самостоятельно научиться читать. Впоследствии это очень негативно скажется при поступлении ребенка в школу.

Нельзя не забывать об особой чувственности детей и способности детской психики к внушению. Чувство страха, опасности возникают у ребенка после просмотра кадров с насилием, войны, убийством. Взрослый может не заметить изменений в поведении ребенка, но страшные образы и звуки могут волновать его в виде снов, повышении тревожности или невротических симптомов.

Нужно также обратить внимание на эффект привычки агрессивного поведения. Регулярный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства, у детей развивается жестокость. Если регулярно через определённое время на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе начинает формироваться сценарий агрессивного поведения. Попадая в социум, ребенок вспоминает тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает подражать увиденному. Наблюдения X. Хекхаузена доказали, что дети, в семье часто подвергаются насилию, любимыми передачами выбирают те, в которых присутствует насилие, а любимыми героями считают агрессивных.

В конце остановимся на влиянии рекламы на психику ребенка. У ребенка дошкольного возраста психика особенно уязвима к образам, их быстрой смене, мерцанию. Постоянный просмотр рекламы стимулирует и возбуждает нервную систему ребёнка, что приводит к формированию психологической зависимости. Эффект мерцания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбоя.

Упомянутое выше не означает потребность исключить из жизни детей СМИ. Это невозможно и несущественно. Ведь существует много телепередач и компьютерных игр, являющиеся энциклопедией нравственности и знаний об окружающем мире. Но подключать детей к такой информационной технике можно в том случае, когда они действительно готовы использовать ее по назначению, когда она станет для них средством получения необходимой и полезной информации, а не полновластным хозяином их душ.

Источник

Как СМИ зомбируют сознание ребёнка.

1. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей. 

Читайте также:  Развитие ребенка по геометрическим фигурам

2. В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения. 

3. Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов. 

4. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности. 

5. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать. 

6. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам» 

7. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. 

8. Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью. 

9. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций. 

10. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве. 

Далее, хотим вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей. 

Читайте также:  Развитие речи ребенка 1 год 10 мес

• Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. 

• Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю. 

• Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы. 

• До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет. 

• Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером: 

– повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы 

– расстройство сна, нарушение памяти и внимания 

– рост аллергических реакций организма 

– изменение в костно-мышечной системе 

– специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой 

– развитие близорукости 

На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. 

Автор: Детский психолог Филиппова Ольга Владимировна  

Источник

Негативное влияние СМИ на развитие детей

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой – сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.

Негативное влияние Современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.

Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам»

Читайте также:  Примеры индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец

Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

                  Далее, хотим вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.

Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.

Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.

До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:

повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы

расстройство сна, нарушение памяти и внимания

рост аллергических реакций организма

изменение в костно-мышечной системе

специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой

развитие близорукости

На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. Надеюсь, моя небольшая лепта, поможет вам в этом.

Источник