Влияние сми на развитие психики ребенка

Влияние сми на развитие психики ребенка thumbnail

От автора: Статья Лауреат международной конференции: Россия, г. Новосибирск 6 февраля 2014 г. см.: — URL: (17).pdf

Влияние средств массовой информации на развитие личности  ребенка

В. П. ТруфановаО. А. Плотникова

В нашей реальной действительности много времени люди уделяют своей карьере, улучшению своего материального достатка, а семья и воспитание детей перестают занимать важное место в жизни человека. Сегодня родители мало уделяют времени своему ребенку. Поэтому на воспитание детей начинает влиять не его мать и отец, а телевизор, который по большому счету хорошему научить их не может, как и заменить родителей. И ученые в области психологии обеспокоены, что мы можем в скором будущем получить поколение неуправляемых, агрессивных и жестоких людей с деформированной психикой [8]. Большую роль в этой деформации сознания ребенка играют и средства массовой информации. Неокрепшая или еще несформированная психика ребенка часто не готова выдержать информационную атаку. Понимание бережного отношения к становлению личности приходит в процессе изучения психологии человека.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному пониманию личности. Одна из таких самых распространенных концепций в психологической науке принадлежит американскому психологу, представителю эго-психологии Э. Эриксону. Он связывал личностное становление с эпигенетическим  принципом генетической предопределенности стадий развития, формирующих целостность личности. Э. Эриксон выделил восемь кризисов формирования человека. По данным его исследований, самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности. Первые стадии обусловлены исключительно общением взрослых людей с ребенком, в первую очередь матери. После чего, главными становятся отношения в семье и позиция отца и матери по отношению к ребенку. Затем возрастает роль учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка [16].

В возрасте от 3 до 11 лет у детей развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки [10]. И в этот период, когда ребенок только начинает формироваться как личность, на него влияют не только его родители, что должно быть как само собой разумеющееся, а телевидение создает образ окружающего мира. Излишний просмотр телевизионных программ, создает у детей тревогу и волнение. В последствии такая ситуация вызывает замену индивидуального мышления на групповое, формируется зависимость. В результате этого просмотр телевизора тормозит личностное развитие ребенка, его способности мыслить самостоятельно.

Дети как самые восприимчивые и некомпетентные  зрители переживают наибольшее воздействие со стороны визуальных средств массовой информации. Так 20%  детей в возрасте от 9 месяцев замедляются в развитии, если их родители замещают живое общение телевизором.  Если дети продолжают смотреть телевизор, то к 3 годам они отстают от сверстников уже на  год. По данным статистики, мальчики и девочки в возрасте от 4 до 10 лет смотрят телевизор около 2,5 часов в день; от 11 до 14 лет – 3 часа в день. Старше 15 лет – 4 часа в день. С этого возраста девочки тратят на просмотр телевизора на полчаса больше мальчиков. Американские психологи вычислили: подростки к двенадцати годам становятся свидетелями 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению [12].

Исследования психологов доказали, что в наше время 25% детей в возрасте четырех лет переживают нарушения речевого развития. Для сравнения,  в середине 70-х годов XX века дефицит речи рассматривался только у 4% детей того же возраста [11].

Средства массовой информации, в частности телевидение, являются одним из влиятельнейших институтов социализации личности человека. По результатам проведенного анализа в России и за рубежом можно говорить о наличии координации между стремлением к просмотру сцен насилия и порождающимся агрессивным поведением среди молодежи [7].

Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел  первые опыты, связанные с  влиянием средств массовой информации на поведение человека. В исследованиях участвовали дети от 3 до 7 лет. Им показывались короткометражные мультфильмы, в которых взрослый человек негативно обращался с куклой Бобо. После просмотра этих сцен детям давалось время на игру в пределах 10–20 минут, а исследователь в это время сосредоточенно наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их действия и поступки. По результатам этого опыта было выявлено, что часть детей повторяли поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии [3].

Доктором психологических наук, профессором Л. Н. Матвеевой из МГУ было проведено исследование: подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ фиксировали наиболее интересные для них моменты с помощью  датчиков. В результате опыта, высокий интерес у испытуемых вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер.  При просмотре телевизора  человек воспринимает в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишается способности отличить их от более тонких чувств [9].

По мнению ученых, огромное количество детей под влиянием западной кинопродукции, становятся жестокими, дерзкими и грубыми людьми, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств [2]. Враждебность на экране телевизора делает детей более агрессивными по отношению к другим людям и к неодушевленным предметам. Дети начинают воспринимать насилие как приемлемый способ разрешения конфликтов.

Многие телевизионные передачи формируют у детей равнодушие к злу и отсутствие сострадания к другим людям или неодушевленным предметам. В мультфильмах, телепередачах все проблемы и конфликты в большинстве решаются силовыми методами, и дети беспечно их копируют.

Ученые из Американской медицинской ассоциации провели исследования в области влияния средств массовой информации на развитие ребенка.  За годы обучения в школах, дети видят по телевидению 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Исследователи сделали заключение, что некоторые телевизионные программы распространяют непристойности и разврат: в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь, партнеры не состоят в браке [1].

После просмотра подобных передач и фильмов ребенок не может разделить виртуальную реальность от действительности, и воспринимает такое поведение как план для подражания, результатом чего станет формирование жестокого стиля мышления и отрицание семейных ценностей. Исследования социологов свидетельствуют, что 58% молодых людей стремятся подражать поведению актеров, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% подростков готовы совершить противоправные действия, основываясь на их действия и поступки [6].

В каждом ребенке формируются определенные стереотипы. Рекламные ролики отображают непристойные образцы поведения – ее герои, неприличны, двусмысленны, агрессивны. Телевидение ограничивает свободу и работу мышления ребенка и отрицательно сказывается на его интеллекте. Стремление равняться на общепринятые образцы делает детей марионетками в руках рекламы. Телевизионная информация имеет большую силу внушения. Если взрослые люди в состоянии провести границу между реальным и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам спокойно и выдержанно его воспроизводить.

Помимо психического влияния средств массовой информации на ребенка существует еще и угроза его физическому здоровью. На неокрепший организм действуют излучения, исходящие от экрана, мелькание ярких пятен, частая смена изображений. Излучение имеет аккумуляционный характер, что оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему[5].

Читайте также:  В каком возрасте отдавать ребенка в школу раннего развития

Часто меняющиеся изображения негативно влияют на зрительный аппарат ребенка, на работу сердца и мозга, ослабляют внимание. Реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров или продукции сомнительного качества.

Офтальмологи утверждают, что к восьми годам происходит полное формирование хрусталика глаза, и  до этого возраста ребенку противопоказано смотреть на экран телевизора. При просмотре телевизионных программ, глаза  человека совершают неощутимые скачки, так называемые саккады. Нормой принято считать  — от 2 до 5 в секунду. Число саккад при воздействии на глаза человека телевизора  резко снижается [13].

Ученые Университета Монреаля, исследовательского центра университета Сент-Жюстин и Университета Мичигана провели изучение среди 1314 детей. Оно осуществлялось в рамках долгосрочного анализа развития детей в канадской провинции Квебек. Исследователями проводился опрос родителей на предмет того, сколько времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев и 53 месяцев, оценивались успехи в учебе, психологическое состояние, физическое здоровье и индекс массы тела. По результатам исследования, просмотр большого количества телевизионных передач в детском возрасте, позднее в жизни приводил к таким итогам [15]:

– снижение на 7% интереса к школе;

– снижение на 6% успеваемости по математике;

– снижение на 10% надругательств и оскорблений со стороны других учащихся;

– снижение на 13% физической активности в выходные дни;

– повышение на 10% перекусов между приемами пищи;

– повышение на 5% массы тела;

Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической пассивности в более позднем возрасте. Просмотр телевизора забирает время, снижает  развивающую деятельность, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие.

Средства массовой информации оказывают в большой степени болезнетворное влияние не только на психику детей, но и на их физическое здоровье. Просмотр телевизора ухудшает поведение детей из-за нарушенного режима их дня и недостатка сна. Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок отдохнул, у него хорошее настроение, он активен и деятелен, в противном случае, он будет капризен, вял или, напротив, перевозбужден.

Ученые из Японии провели исследование, в результате которого выяснили, что дети, которые ложатся спать после полуночи, как правило, плохо себя ведут. Самое спокойное поведение и отсутствие излишней импульсивности показали  дети, чей сон составляет не менее 8-ми часов в день[14]. Строгое и четкое регламентирование времени, отведенного на просмотр телепередач, в значительной мере принесет пользу ребенку, избавит его от пагубных последствий излучения от телеэкрана.

  По данным ВОЗ требования к организации кинопросмотра для детей таковы [4]:

  • Младенцы и ранний возраст (0-3 года) – полный запрет просмотра телевизора;
  • Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день;
  • Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30 – 50 минут в день;
  • Старшие школьные возраста (11 – 18 лет) – 1-3 часа в день.

Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети преобладающее количество времени просиживают у телевизора, ограничивая процесс развития, что дается человеку только в детстве.

Таким образом, средства массовой информации оказывают пагубное влияние, как на психику детей, так и на их физическое здоровье, являются средством манипуляции, а так же способом для развития агрессивности. Поэтому для того, чтобы избежать деформирования психики у детей, необходимо соблюдать установленные нормы и правила, ограничивающие просмотр телевизионных передач.

Список литературы: Американская медицинская ассоциация. /Официальная статистика: губительное влияние на психику СМИ. 2001 г. – [электронный ресурс] Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М.: Издательство МНЭПУ, 1995. – 111 с.Бандура, Альберт. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер.с англ. Серия: Психология, XX век Издательство: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 510 с. – Данные ВОЗ по требованию к организации телепросмотра для детей. – [Электронный ресурс]Виленчик М.М. Отдаленные последствия воздействия излучений.  М.:  Энергоатомиздат, 1987 г.  Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена. // СоцИс. – №8/2001. – 62-68 с.Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, 2010 г. –254 с.Матвеева Л. Опыт: влияние телевизионных фильмов на психику детей. МГУ. Москва. 2006 г.; Матвеева Л. В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации.Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Москва, 2003. – 688 с. //Библиотека Гумер – [электронный ресурс] Официальная статистика./ Телевизор в жизни ребенка, 2010 – [электронный ресурс] Пархомчук Г. Дети и телевизор: пути решения проблемы. Москва,  2009 г. – 63 с. – Портал о здоровье и личностном росте. Влияние компьютера на ребенка. – ила телевидения (обзор семинара).  // ПОЛИС.- № 6/1994 – с. 20-26.Телевидение противопоказано детям. /ООО «КМ онлайн» 

Источник

Влияние СМИ на  психику ребенка.

Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе. Детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ.

В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс-медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство, как со стороны институтов государства, так и широкой общественности. Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в зарубежных мультипликационных фильмах, дети видят акты насилия каждые две-три  минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных “мультиков”. А в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому  ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит  в среднем свыше тридцати актов агрессии.

§2. Психологические аспекты средств массовой информации

Перечень проблем, к которым ведет телевидение

1) Эффект научения: дети наблюдая агрессивное поведение и акты насилия приобретают и осваивают новые формы поведения. Среди исследователей существует мнение о том, что просмотр сцен насилия  повышает вероятность проявления в обычной жизни агрессивного поведения.

2) Снижение эмоциональности: многократное повторение сцен насилия средствами массовой информации ведёт к снижению эмоциональной чувствительности к насилию. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что они привыкают это видеть, для них это становиться естественным и реальным. Дети становятся более равнодушными к происходящему: убийство, смерть, насилие становиться для них обыденностью.

Читайте также:  Автор книги психическое развитие ребенка

3) Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана стирается. А родители не всегда находятся рядом и имеют возможность объяснить ребенку кто прав, кто виноват.

4) Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни.

5) Высокая истощаемость н.с. По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет – не более 1 часа в день.

6) Еще одна важная тема-это развитие речи. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков.

7) Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы, оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений.

8) Кроме того книги отходят на второй план. А ведь именно в дошкольном возрасте надо развивать любовь к книге.

Вот некоторые специальные приёмы, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства) способные ввести маленького зрителя в состояние гипноза:

а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика дошкольника;

б) такое же замечание следуете отнести и к звуковым эффектам;

в) новизна и необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;

г) показ крупным планом лица мультгероя является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.

е) Прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребёнка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.

ж) Видео – компьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов

з) Еще в начале XX века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после – снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации

и) Телевизионная съемка и последующий монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.

Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире.

В декабре 1997 года по Японии прокатилась волна эпилептических припадков, случавшихся во время демонстрации мультика “Покемон” (сокращение от Pocket Monsters – “карманные монстры”). Утверждалось, что приступы эпилепсии провоцировались мигающим экраном. В “опасной” сцене (а эпилепсию вызывала совершенно определенная сцена) красный фон сменялся голубым. Фотосенситивная (светочувствительная) эпилепсия – это такое состояние, при котором мерцающий свет большой интенсивности вызывает эпилептические приступы. В последнее время появилась информация об увеличении случаев таких приступов, что связывают с массовым увлечением видеоиграми. Телевизор является наиболее мощным фактором, вызывающим приступы у людей с фотосенситивной эпилепсией

Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни  дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя.

Рекомендации.

А) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его физическим и  эмоциональным состоянием.

Б) Постепенно у ребёнка должен сформироваться правильный вкус.  В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном.

Отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка

Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса СМИ по праву называют четвертой ветвью власти. Телевизор, Интернет, радио – все это влияет на нас и наших детей. Но если мы – взрослые люди и можем отличить хорошее от плохого, то детская психика еще слишком неустойчива, чтобы достояно справиться с наплывом информации из СМИ. Каково же воздействие СМИ на психику ребенка и как защитить своего малыша от этого отрицательного влияния?

В чем отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка?

В современных условиях жизни родители часто оказываются вынуждены работать в ущерб времени, которое можно было бы уделить своему ребенку. И единственными средствами развлечения для детей являются телевизор и компьютер. Ученые обнаружили, что дошкольники, в среднем, смотрят телевизор 4 часа в день, а за школьные годы они проводят у экрана около 15 тысяч часов – и видят около 13 тысяч случаев насильственной смерти за это время. В итоге получается, что телевизор дает детям даже больше информации, чем учителя и родители – причем дети порой склонны верить телевизионным «сообщениям» даже больше, чем родителям и учителям, и до 12 лет, как минимум, воспринимают все происходящее на телеэкране как реальность! А если учесть, что показывают по телевизору большинство популярных телеканалов – становится ясно, что именно вкладывается в голову подрастающего поколения. А если вспомнить еще и Интернет – получается совсем невеселая картинка… «Если тебя обидели – уничтожь обидчика!», «Если ты не можешь чего-то добиться законными методами – добейся любыми, какими можешь!», «Убить – это так же естественно, как и покушать!» – это только небольшая часть директив, которые может усвоить из СМИ ребенок с несформированной психикой. А теперь попробуем разобрать по пунктам, каково отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка.

Читайте также:  Как называется внеутробный период развития ребенка

Прежде всего, большинство западных и американских мультфильмов культивируют агрессию и грубого поведения, что зачастую приводит к гипервозбудимости детей и копированию поведения героев на экране. Культ агрессии в СМИ также заставляет детей повторять в жизни то же самое. Стандартный пример: вроде бы, безобидный (для взрослых) мультик «Том и Джерри». Существует эксперимент: однажды двухлетним детям показали серию этого мультфильма, сразу же после чего малыши начали драться, используя маленькие табуреточки, находящиеся в комнате, копируя поведение героев. Наверное, не стоит объяснять, к каким последствиям может привести такая «потасовка», если взрослые вовремя не вмешаются?

Усугубляется положение еще и тем, что дети, идентифицируя себя с героями мультиков и фильмов, не понимают, что наносят боль другому живому существу – ведь в мультике, наоборот, показывается, как «прикольно» применять физическое насилие, а в «Матрице» вообще добрый герой Нео убивает всех «плохих дядек»! А если мы вспомним всяких покемонов, черепашек-ниндзя и жестокие сцены из японских аниме – вообще страшно становится!

Еще одним усугубляющим фактором, способствующим «привлекательности» агрессии в зарубежных мультфильмах, это яркие, красивые картинки, сопровождающие акты агрессии. Красивые интерьеры, яркие одежды героев ассоциируются у малышей (да и у взрослых тоже) с положительным эмоциональным посылом, с добром. При введении агрессии в такие внешние условия границы между злом и добром стираются – и у ребенка формируется новое эстетическое восприятие. Теперь убийство не вызывает страха и ужаса – убийство «романтизируется», обставляется «красотой» и становится нормой для детей, в чем проявляется, наверное, самое важное отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка.

Попробуйте однажды присмотреться к отрицательным героям детских мультфильмов. Заметили, что, в большинстве случаев, внешне они не являются образцами красоты? Тупой взгляд, злобный оскал – это самые «оптимистичные» характеристики мультяшных злодеев. Как Вы думаете, «сделав» себе такое «лицо» в процессе игры, ребенок сможет представить, что его герой – верх доброты и самопожертвования? Это – стандартный психологический прием, ведь понятия «внешняя и внутренняя красота» ребенку еще не знакомы.

Серьезное отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка связано и с тем, что обычно телевизор дети смотрят не по получасу и даже не по часу в день. По мнению американского психолога А.Мори, долгий просмотр телевизора приводит к тому, что воля и внимание ослабевают – и телевизор начинает производить гипнотическое воздействие! В итоге, помимо усвоения информации с телевизора на подсознательном уровне, у ребенка развивается синдром нарушения внимания в совокупности с гиперактивностью. Кроме того, мозг ребенка, воспринимая информацию с экрана пассивно, со временем разучивается «включаться» в нужный момент – и малыш теряет способность сосредоточиться, сделать усилие для решения какой-то задачи, ухудшается память и ассоциативное мышление.

Что касается воздействия компьютерных игр на психику ребенка, то это требует особого разговора. Основная масса компьютерных игр для детей – различные «стрелялки», лейтмотивом которых является фраза: «Убей как можно больше». И ребенок, убивая, подсознательно понимает, что нарушает моральные нормы, но это осознание дает ему чувство удовлетворения, удовольствия от собственной вседозволенности. Таким образом, здесь ребенок уже не является пассивным наблюдателем насилия – он – его активный участник! Кроме того, психологи доказали, что у неокрепшей детской психики компьютерные игры очень быстро вызывают зависимость. А самыми нежелательными последствиями увлечения компьютерными играми может быть желание у ребенка повторить наяву то, что он делает в мониторе компьютера. А это уже шаг к преступности.

Как избежать отрицательного воздействия СМИ на психику ребенка?

Существует несколько советов, способствующих уменьшению отрицательного влияния СМИ на психику ребенка:

1. Время просмотра телевизора для детей должно быть ограничено, а детям до 2 лет вообще телевизор противопоказан! В исключительных случаях (при наличии у ребенка перинатальной энцефалопатии, судорог при повышенной температуре, черепно-мозговой травмы, менингита, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания, тиков) запрет на просмотр телевизора может быть и до 5-6 лет.

2. Дети до 3 лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых 15 минут в день. В 4-6 лет можно давать ребенку смотреть телепередачи по полчаса в день. А после 6 лет – по часу-полтора в день.

3. Начиная с 4 лет, ребенку можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного. С 7 лет малыш может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но перед этим будет нелишним поставить замок для ребенка на те каналы, которые, по Вашему мнению, не предназначены для его возраста.

4. Перед тем, как показывать мультфильмы детям, посмотрите их сами и проанализируйте их воздействие на Вашу нервную систему. Если там очень много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа таких мультфильмов Вашим детям.

5. Лучше показывайте детям отечественные мультфильмы – в них меньше мелькания, агрессии и отрицательного воздействия на психику ребенка.

6. Не покупайте ребенку комиксы с агрессивным содержанием и ограничивайте время компьютерных игр.

7. Если ребенок облает повышенной возбудимостью – замените просмотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Да и вообще, телевизору в детской не место – место, где ребенок спит, не должно ассоциироваться у него с просмотром передач.

8. Приучите ребенка критично относиться к телевизионной рекламе. Да и вообще, лучше отключать звук телевизора во время показа рекламы.

9. При определении времени и возможности просмотра телевизора или игр в компьютерные игры, учитывайте отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка, факторы электромагнитного излучения, возбуждающее действие этих игр или передач на ребенка и вредное воздействие включенного монитора на зрение. И только после этого решайте вопрос о том, нужно ли отвести именно сейчас и именно такое количество времени на СМИ.

Насколько бы Ваш ребенок не был привязан к телевизору или компьютеру, помните, что эти СМИ отбирают время, здоровьем и силы у ребенка. А в конечном итоге, отбирает у него и детство. Ведь вместо реальной жизни он живет искусственными эмоциями и лишает себя возможности естественно развиваться!

Отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка можно смягчить, если уделять больше внимания своему ребенку, способствовать его всестороннему развитию, живому общению со сверстниками, ходить с ним на прогулки, давать ему возможность ездить на экскурсии и жить полной жизнью!

Источник