Влияние слухового восприятия на развитие речи ребенка
Ольга Удалова
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов
Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым тонусом слуха. Мы знаем, что любая способность развивается только в соответствующей деятельности, а при отсутствии такой деятельности – угасает. Это происходит со слуховой способностью наших детей. Детям практически не ставят задач “прислушаться”, “напрячь слух“, “сосредоточить слух“. А в школе как раз эти умения будут нужны. Предлагаю серьезно относиться в формированию навыка слухового сосредоточения с самого раннего детства.
Консультация “Роль слухового восприятия в развитии речи детей“
Автор: Удалова О. С. музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ “ДСОВ №1” г. Братска Иркутской обл.
Уважаемые родители и педагоги!
Наш разговор сегодня пойдет о значении развития слуха детей.
Некоторые родители считают, что если их ребенок слышит нормально, то в развитии слуховой функции нет никакой особой необходимости.
Между тем, для становления речи важным условием является правильная организация слуховой деятельности.
Каждый из вас, надеюсь, согласится, что ребенку необходимо своевременное и полноценное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Однако в течение уже нескольких лет учителя начальных классов отмечают ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Причем это здоровые дети, не имеющие отклонений в физическом развитии.
Учителя отмечают обеднение словарного запаса детей, пассивность речи, проблему четкого произношения слов.
Педагоги и родители применяют различные способы активизации речевых центров, например, развивают мелкую моторику.
Но стабильное снижение речевой нормы выпускников дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов.
В чём же дело?
Обратимся за разъяснением сложившейся ситуации к специалисту – профессору кафедры логопедии МПГУ Селиверстову В. И.
Он указывает, что решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека имеет развитие вовсе не мелкой моторики, а слухового восприятия.
Действительно, – ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию: ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей!
Не что иное, как слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.
Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, ведь на этой основе строится обучение грамоте.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели.
Давайте запомним, что основой точного произношения и базой для успешного изучения как родного, так и иностранного языка является тренированный слух, – то есть слух, способный точно оценивать акустическую информацию.
Сегодня нам надо узнать несколько понятий, которые помогут более осознанно подходить к развитию слухового восприятия ребенка.
Прежде всего, надо помнить, что слух – это сенсорный анализатор.
А развитие сенсорики – это важнейшая часть общего развития ребенка. Интеллект, сообразительность, воображение, мысленные представления, память, умение анализировать – все эти способности возникают в детстве именно на базе впечатлений, полученных органами чувств.
Сенсорная система человека это – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика (чувство равновесия).
Для накопления опыта ребенку нужно,чтобы каждое чувственное впечатление получило словесное обозначение: солнца яркое и круглое; цвет неба голубой; мышка маленькая, а подушка – мягкая.
Так развитие сенсорной сферы обогащает словарный запас ребенка.
Дошкольное детство – это возраст, когда все сенсорные анализаторы интенсивно тренируются.
Наукой давно разработаны специальные игровые тренажеры для разных сенсорных анализаторов. Это развивающие игрушки.
По лексике, которая используется во время игры с такими игрушками, можно определить, на какой сенсорный анализатор направлено развивающее воздействие.
Например,если вы произносите: красный, жёлтый; круглый, треугольный; большой, маленький и тд. – то ваше игровое пособие предназначено для развития способности к анализу зрительных впечатлений, дети тренируются в определении цвета, формы и размера предметов.
Если в вашей речи присутствуют слова: гладкий, шершавый, ребристый, пушистый, твердый, мягкий и тд. – ваша игрушка направлена на развитие осязательной чувствительности.
Бывают занимательные игры для развития обоняния и вкуса: «Отгадай, чем пахнет?» «Отгадай, какой вкус?»Лексика: сладкий, горький, соленый; душистый, резкий, ароматный и т. д.
Если же вы имеете цель улучшить произношение ребенка, то прежде всего необходимо тонизировать его слуховые функции – слуховое восприятие и слуховое внимание.
Для развития слухового восприятия нужны такие игры,чтобы вам приходилось оперировать следующими понятиями: громкий, тихий, громче, тише; звенит, свистит, пищит; шуршащий, протяжный, скрипучий, певучий; высокий или низкий звук, и тд.
Часть этих игр связана с использованием детских музыкальных инструментов,которые позволяют определять основные свойства звука: громкость, длительность, высоту и тембр. Подойдут металлофон, флейта, барабан, цимбалы. Есть ли у вас такие слуховые тренажеры? Помните, что наличие этих игрушек в домашней игротеке ребенка очень важно! Дети любят звучащие предметы и будут рады такому подарку!
Также можно прослушивать с детьми аудиосказки (без визуального ряда) и обращать внимание на звуковые эффекты, характеризовать их.
Применяются и словесные игры, развивающие внутренний слух, закрепляющие слуховые представления: «Назови пять предметов, которые гремят (скрипят, стучат, трещат и т. д.)», «Назови звуки на букву…» – например, на букву «с» начинаются такие звуки как скрип, стук, свист, скрежет, стон и т. д. ; на букву «г» – громыхание, гогот и т. д. ; на «т» – трещит, тарахтит, тинькает, тремолирует и т. д.
Можно строить разные словесные формы,обозначающие аудиальные явления: треск – трещит – трескучий, шелест – шелестит – шелестящий, пение – поет – певучий.
Помните, что задавать ребенку вопросы о звуках нужно так же часто, как и о видимых свойствах предметов (цвете, форме, размере). В этом случае вы можете быть уверены, что формируете у своего малыша активное слуховое восприятие, предотвращая нежелательные эффекты «ленивого слуха».
Желаю вам успеха!
Источник
Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации.
Общее недоразвитие речи: его физиология и проявления
Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР).
Основным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата
ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи.
Все это объясняется профильными специалистами проявлениями
- неразвитости нейрофизиологических структур,
- познавательных процессов,
- нарушениями психомоторного,
- эмоционального,
- социокультурного развития ребенка.
Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.
В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.
Тем не менее, доказано!
Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.
Три уровня общего недоразвития речи
Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений.
I уровень
Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.
II уровень
Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.
III уровень
Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.
Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР
- Полное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
- Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие. Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
- Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам. Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово. Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
- Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме. Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное. Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
- Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия: речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.
Причиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки
В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки. Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.
Как развить слуховое восприятие у ребенка
По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения. Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.
Помните!
Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.
Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы: дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.
Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него, и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.
Не стоит исключать и практические упражнения, они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.
Развить слуховое внимание поможет простая погремушка или детский музыкальный инструмент
Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука. Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.
Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком. Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.
Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки, которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.
Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:
Заключение
Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения. Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка. Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.
Источник
Слуховое восприятие устной речи
Одной из важных задач работы со слабослышащими детьми является формирование у детей навыков восприятия устной речи. Устная речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. В общественно – трудовой деятельности, в быту люди используют при общении главным образом устную речь. Роль ее с развитием новейших средств связи, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния, все возрастает. Устная речь – это произносимая и воспринимаемая речь. Известно, что характерной чертой устной речи является ее звуковая природа. Устная речь состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых слитно, с паузами после отдельных слов или групп слов. Смежные звуки оказывают взаимное влияние друг на друга. Каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков. Поэтому при работе по развитию слухового восприятия можно ожидать, что один и тот же ребенок, особенно вначале, с разным успехом будет воспринимать на слух речь разных людей. Звуки речи неодинаково информативны: гласные звуки содержат малую смысловую информацию, наиболее информативны глухие согласные звуки. Разборчивость речи в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Это также может оказать свое воздействие на процесс восприятия ребенком речевого материала.
Все многообразие различных вариаций звучания служит тем материалом, из которого построена фонетическая система языка. В целом все материально – звуковые средства устной речи (фонемы, словесное ударение и интонация), используемые в языке для выражения и различения смысла, в конечном счете варьируют такие свойства звука, как его принадлежность к тонам или шумам, его высота, сила, длительность, прерывистость или непрерывистость. Они укладываются в определенный динамический и частотный диапазоны. Динамический диапазон речи характеризуется разной интенсивностью ее звучания в зависимости от силы голоса. Так, разность между обычной громкой и шепотной речью равна примерно 60 дБ2. Частотный диапазон речи – от самых низких тонов мужского голоса до самых высоких компонентов некоторых согласных – выходит за пределы зоны, охватывающей частоты от 100 до 10 000 Гц3. Этот диапазон определяется основным тоном голоса и формантами, характеризующими гласные и согласные фонемы. Средняя частота мужского голоса – около 125 Гц, женского – 250 Гц. Для опознавания гласных звуков русского языка, у которых отмечен ряд формант, достаточно двух первых формант. Первые форманты гласных располагаются в диапазоне около 300 – 700 Гц и 600 – 2300 Гц. Форманты согласных разбросаны шире, а некоторые располагаются в области частот более 4000 Гц4.
Особенно важной для разборчивости речи является область частот от 300 до 3000 Гц. Это следует учитывать при проведении работы по развитию восприятия речи на слух.
Устная речь у нормального слышащего формируется на основе ее слухового восприятия и подражания. Для формирования речи важное значение имеет развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов. Произносительная сторона устной речи (произношение) и восприятие устной речи окружающих – две важные стороны речевой коммуникативной деятельности человека, от которых зависит его общение с другими людьми. Если навыки восприятия устной речи несовершенны, то общение человека с окружающими затрудняется.
Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. При речевом общении один человек сообщает информацию, а другой ее воспринимает, определяя переданную мысль. Восприятие этого сообщения предполагает анализ и синтез воспринятых материальных – звуковых – средств языка: интонации, фразового ударения, ритмической и звуковой структуры слова. Восприятие звучащей речи тесно связано с пониманием ее содержания. Первичный анализ звуковых раздражений производится рецептором слухового анализатора. Результаты этого анализа подвергаются сложной переработке в головном мозгу. В процессе слухового восприятия речи актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, образы, соответствующие фонемам, словесному ударению, интонации, что позволяет осмыслить принимаемое сообщение. Процесс восприятия устной речи носит активный характер. Воспринимающий речь не просто обрабатывает поступающую информацию, а проявляет встречную активность, сличает услышанное с пргнозируемой им моделью, вносит поправки и на основе этого принимает решение о смысле воспринятого сообщения. Подобное прогнозирование опирается на сочетаемость тех или иных единиц языка (фонем, морфем, слов), на смысловой контекст, на предшествующий жизненный опыт слушающего, догадку, его установку, настроение в момент приема звукового сообщения. Восприятие сообщения обусловливается рядом фактов: включенностью человека в активную деятельность, его индивидуально – личностными особенностями (особенностями мышления – гибкостью, продуктивностью и т.д.; памяти – ее объемом, типом и т.д.). Смысловое восприятие речевого сообщения зависит также от характера самого речевого сообщения (логико – смысловой структуры речи, длины и глубины фраз и т.д.). Развитие навыка слухового восприятия – длительный процесс, начинающийся с раннего детства, связанный с развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, с усвоением словаря и грамматического строя речи, овладением ритмической и фонематической структурой слов.
Источник