Влияние слуха на развитие ребенка

Влияние слуха на развитие ребенка thumbnail

Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямо стояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения.

Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.

У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность с предметами. Происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений. В связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л.С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

Из-за отсутствия слухового контроля собственного произношения, звучащая речь глухого ребенка отличается невнятностью и смазанностью. Постановке голоса, исправлению недостатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется особое внимание в работе по развитию речи. Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к устной речи. Устное слово становится ведущим в коррекции последствий дефекта. Для позднооглохших детей особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения.

При тугоухости особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило снижение. Уже на первом году жизни разворачиваются процессы опережающего обеспечения речевой функции, которые при отсутствии соответствующего подкрепления постепенно угасают. Так, при врожденной, нераспознанной тугоухости к концу первого года жизни ребенка снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4-5 годам создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития. Ранняя тугоухость, наступившая в доречевой период, вызывает речевое недоразвитие, требующее специального обучения.

В массовой школе нередко можно встретить детей с недостатками слуха. Пребывание в несоответствующих возможностям этих детей условиях массовой школы не только вызывает большие трудности в освоении учебной программы, но и наносит большой ущерб их психическому развитию. Непонимание обращенной к ним речи, попытки считывания речи с губ учителя и одноклассников, типичные ошибки в произношении, чтении и письме, вторичные отклонения являются характерными показателями нарушения слуха. Вместе с тем кроме детей с выраженным нарушением слуха, перевод которых в специальную школу необходим как можно раньше, в массовой школе могут быть дети, у которых наблюдается легкое снижение слуха, создавая ряд затруднений в обучении, не являясь основанием для обучения в школе слабослышащих. Такие дети могут успешно учиться в массовой школе при условии индивидуального подхода и создания соответствующих условий. Ограниченные возможности общения у детей приводят к развитию вторичных невротических и неврозоподобных расстройств и других психопатологических нарушений. У слабослышащих детей возникают вторичные отклонения психического развития, которые распространяются как на познавательные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу личности. Детей с недостатками слуха нередко ошибочно диагностируют как умственно отсталых. Клиническая картина интеллектуальной недостаточности у глухих и тугоухих детей осложняется за счет эмоционально-волевой незрелости, своеобразного психического инфантилизма, формирующегося вследствие сенсорной и социальной депривации, особенностей семейного воспитания и длительной психической травматизации.

Психотравмирующий смысл социальных ситуаций ведет к появлению новых нарушений, имеющих в основном функциональный характер, резко ухудшающих слуховое восприятие и затрудняющих диагностику и реабилитацию таких детей. Проявления расстройств зависят от возраста. У детей дошкольного возраста преобладали капризность, плаксивость, раздражительность, гиперактивность, отказ от еды, страх, боязнь, негативизм. У детей школьного возраста отмечались эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, трудности в общении и обучении, аутичность, фиксация на своей неполноценности, агрессивность, отвлекаемость. Дети старшего школьного возраста осознавали свою неполноценность и остро переживали по этому поводу. В результате этого невротические и неврозоподобные расстройства усугублялись, наблюдались соматические вегетативные расстройства, изменения в эмоционально-волевой сфере, плаксивость, повышенная ранимость, суицидальные высказывания, депрессивные и субдепрессивные состояния.

Таким образом, мы видим, что глухие и слабослышащие дети имеют различные особенности. Огромное значение играет возраст, в котором ребенок теряет слух: есть ли зачатки речи или ребенок не слышал никогда речь взрослого и звуки окружающего его мира. Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их остаточного слух, в условиях естественного общения. Нарушение слуха приводит к нарушению речи или полной немоте, что сказывается на нормальном формировании словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания и развития личности в целом.

Источник

                      Значение слуха для полноценного развития ребенка

   Нет необходимости объяснять, как важен нормальный слух для полноценного развития ребенка. Слух необходим для освоения речи. Человеку вообще необходимо «слышать» жизнь: острое снижение слуха при двусторонних серных пробках или преднамеренное исключение звуков, созданное, например, в специальной сурдокамере, оказывает очень тягостное влияние на людей. Нормальный слух делает нашу жизнь богатой, разнообразной и полноценной. Снижение же слуха еще и исключает выбор многих профессий.

Читайте также:  Упражнения для развития навыков ходьбы у ребенка

    Возможности нашего слуха воспринимать и различать звуки удивляют специалистов и конструкторов акустической аппаратуры. С физической точки зрения звук – это упругие колебания, распространяющиеся в газе, жидкости и твердом теле. Напомним: звук характеризуется громкостью (интенсивностью), которая определяется звуковым давлением и измеряется в децибелах (сокращенно дБ), и высотой, зависящей от частоты колебаний и изменяющейся в герцах (сокращенно Гц, 1 Гц – 1 колебание в 1 секунду). Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 16 до 20 тысяч Гц ( это составляет свыше 10 октав; вспомним всем знакомое фортепьяно – у него семь с половиной октав), а по интенсивности до 140 дБ.

    Самый слабый звук, который мы способны слышать, называется порогом слышимости и имеет звуковое давление в 5 миллиардов раз меньше атмосферного. Это очень высокая слуховая чувствительность. С другой стороны, самые громкие звуки интенсивнее порога слышимости в 100 триллионов раз.

   Человеческий голос – главное, на что ориентировано ухо, – имеет частоты в диапазоне 500 – 3000 Гц, и, следовательно, наш слух обеспечивает восприятие речи  с большим запасом.

    Звуковоспринимающая часть внутреннего уха (расположенная в глубине височной кости, в так называемой улитке) была открыта в 1851 году итальянским ученым А.Корти, потому и называют ее кортиевым органом. По пути в кортиев орган звук усиливается на несколько дБ в наружном ухе, затем передается через барабанную перепонку и косточки среднего уха с усилием в 20 раз.

    В 1863 году известный ученый Г.Гельмгольц опубликовал работу «Учение о тональных ощущениях, как физиологическая теория музыки», которая и сегодня сохранила свое научное значение. По резонансной теории слуха, разработанной Гельмгольцем, на звук определенной высоты откликается определенный участок кортиева органа.

    Более пристальное медицинское исследование неслышащих и плохо слышащих (тугоухих) детей позволило установить, что большинство (около 90% приобрели этот тяжелый дефект прижизненно и только 3 % детей унаследовали глухоту от родителей. Эти исследования убедительно показывают необходимость беречь детский слух.

    Охрана слуха должна начинаться еще до рождения ребенка. Есть такие заболевания, которые поражая беременную женщину, грозят ребенку врожденной глухотой. Среди этих заболеваний «невинная» краснуха занимает ведущее место. Кроме того, некоторые лекарства при приеме в больших дозах и длительное время отрицательно влияют на слуховой нерв плода и способствуют развитию тугоухости. Отметим еще, что необоснованное использование лекарств может привести к снижению слуха и позже, в «самостоятельной» жизни ребенка.

    Среди причин снижения слуха маленьких детей на первом месте стоят инфекционные заболевания и воспаления среднего уха. В прежние времена сифилис, туберкулез, малярия и тифы часто приводили к глухоте. В настоящее время эти заболевания почти не встречаются в нашей стране, однако их место стали занимать скарлатина, эпидемический гепатит («желтуха»), эпидемический паротит («свинка») и грипп. Особенно следует обратить внимание на две последние болезни: «свинка» и грипп достаточно часто поражают детей. Тщательное соблюдение предписаний врача уменьшит возможность осложнений.

    Не менее важно для охраны детского слуха и предупреждение острых респираторных заболеваний. Особенности детского уха таковы, что воспалительные процессы в носу  и аденоидах очень легко распространяются на ухо, что может повлечь снижение слуха. В последнее время с хроническим воспалением среднего уха врачи встречаются все чаще, поэтому родителям следует проявлять упорство и настойчивость при лечении при лечении этих заболеваний.

    Причиной глухоты могут быть травмы головы и уха. Маленьким детям в ухо нередко попадают инородные тела (пуговицы, вишневые косточки, горошины и т.п.). Дети постарше, ковыряясь в ухе неподходящими предметами (спичками, шпильками и т.п.), могут поранить барабанную перепонку или внести инфекцию.

    Важной причиной снижения слуха человека (и детей в том числе) становится действие шума. Более 300 лет назад известные врачи Парацельс и Рамадзини доказали, что шум может вызвать глухоту. С тех пор эти исследования были многократно повторены и расширены.

    Вообще говоря, между шумом и звуками нет четкой границы. Можно сказать, что шум – это звуки, раздражающие человека, мешающие ему работать и отдыхать. Иногда и музыкальные звуки и человеческая речь выступают в этой роли. Бывают редкие случаи чрезвычайно интенсивного шума –  пушечные выстрелы, взрывы, что может привести к разрыву  барабанной перепонки и другим нарушениям.    При длительном воздействии шума интенсивностью свыше 90 дБ  отмечается постепенное снижение слуха с отмиранием чувствительных клеток кортиева органа. Конечно же шум отрицательно действует не только на слух но ина работу других органов и систем человека (плохо влияет на центральную нервную систему, мешая нормальному сну и отдыху, способствуя развитию неврозов; на сердечно-сосудистую систему, вызывая нарушения кровяного давления и другие расстройства).

    Еще в конце прошлого века известный немецкий врач Роберт Кох предупреждал: «Человек должен будет бороться с шумом, как некогда он боролся с холерой и чумой».

    В последнее время шум в крупных городах неуклонно возрастает, что привлекает все большее внимание различных специалистов, которые с тревогой говорят о шумовом загрязнении окружающей среды.

Уличный шум, проникая в жилище и соединяясь с бытовым шумом от домашних приборов, сантехники, отрицательно действует на всех и особенно на детей.

Читайте также:  Пример общая оценка развития и поведения ребенка предложения педагога

    Борьба с шумом в городах – это общее дело, которое требует участия не только специалистов (архитекторов, строителей, конструкторов, врачей), но и всего населения. В нашей стране за последнее время многое делается для борьбы с шумом. Разработан ряд государственных стандартов на допустимый уровень шума для различного оборудования, введены специальные правила для проектирования зданий с учетом звукоизоляции. Однако, повторим, борьба с шумом требует участия всего населения. Шум одного мотоцикла без глушителя, промчавшегося ночью по безлюдным улицам, может разбудить несколько сотен человек. Входная дверь, хлопающая в подъезде, или испорченный водопроводный кран могут в несколько раз увеличить уровень шума в квартирах. Всем надо больше заботиться о звуковой культуре, думать о возможных последствиях своих поступков. Уходя на работу, в школу, нельзя оставлять включенными радиоприемники, телевизоры. Нельзя приниматься за шумные работы в позднее время в своих квартирах.

     И взрослые должны заботиться о покое своих детей: не заставлять их спать в шумной обстановке (включенный телевизор, громкие разговоры).Очень поучителен в этом плане рассказ Н. Носова «Федькина задача». В этом рассказе живо описано, как школьник безуспешно пытался решить нетрудную задачу во время телеконцерта. Дело не только в том, что

его внимание  рассеивается и он не может сосредоточиться на решении задачи; шум одновременно утомляет его слух.

    Общими усилиями мы можем снизить шум в наших квартирах, на улицах, в школах и тем самым сохранить слух наших детей.

Источник

Ощущения.

При рассмотрении вопроса о психическом развитии ребенка с нарушениями слуха следует исходить из того, что он подвергается воздействию того общества, в котором живет, впитывает социальный опыт той действительности, которая его окружает.

Это говорит об общих тенденциях в развитии нормального и аномального ребенка.

Л.С. Выготский отмечал: «Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим… у дефективного ребенка такого слияния не наблюдается».

У ребенка с нарушенным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора очень рано возникают вторичные дефекты как в физическом развитии, так и в области всей познавательной деятельности.

Одной из основных форм познавательной деятельности человека являются ощущения.

Под ощущениями понимаются такие психические процессы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на органы чувств.

Нарушение слухового анализатора обусловливает качественное своеобразие мира ощущений детей, имеющих то или иное снижение слуха: затруднены или невозможны восприятие звука и локализация его в пространстве, недоступны познанию звуковые свойства ряда объектов и явлений окружающего мира и т.д.

Если для слышащего ребенка уже на первом году жизни слуховые ощущения являются одним из основных средств контакта с окружающими, то у ребенка с нарушенным слухом прежде всего отмечается дефицит эмоционального общения со взрослым: отсутствует воздействие речи взрослого, ее эмоционального тона, который задолго до развития собственного понимания речи является одним из действенных стимулов поведения нормально слышащего ребенка.

Вследствие этого у детей складывается слабо выраженный «комплекс оживления», играющий основополагающую роль на начальной стадии их развития.

Внимание.

Полноценное развитие психических процессов, в том числе и всех видов ощущений, во многом зависит от определенных условий, среди которых особое значение имеет внимание.

Понятие внимание заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального.

В развитии внимания у нормального ребенка и ребенка, имеющего нарушения слуха, имеется много общего.

Прежде всего, это непроизвольность внимания, которая вызывается интересными для ребенка предметами или явлениями, при воздействии на него нового, необычного.

Такие существенные свойства внимания, как устойчивость, распределяемость и переключаемость, у дошкольников развиты слабо.

Ребенок в раннем возрасте не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чем-либо сосредоточиться.

С возрастом происходят определенные изменения: увеличивается сосредоточенность и устойчивость внимания.

Но все же перелом наступает под влиянием новых видов деятельности и новых требований, предъявляемых взрослыми.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, используется универсальное средство организации внимания — речь.

Роль речи возрастает не только как непосредственного регулятора, но и как регулятора поведения ребенка, что создает предпосылки для формирования произвольного внимания.

Развитие внимания у детей, имеющих нарушения слуха, происходит в несколько иных условиях.

Прежде всего они лишены возможности получать звуковую информацию так же естественно, как слышащие дети, а следовательно, у них не формируется с рождения слуховое внимание.

Память.

Одним из важнейших условий психического развития ребенка является память.

Понятие память определяется как отражение того, что было в прошлом опыте.

Это отражение основано на образовании достаточно прочных временных связей (запоминание) и на воспроизведении и узнавании в дальнейшем.

В зависимости оттого, что запоминает и воспринимает человек, различаются следующие виды памяти:

  • 1. образная,
  • 2. Двигательная,
  • 3. Эмоциональная,
  • 4. Словесно-смысловая.

Развитие памяти, как и развитие любой другой формы отражения, ребенком объективной действительности, протекает закономерно и заключается как в качественных изменениях процессов памяти, так и в изменении содержания фиксируемого памятью материала.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка в процессе деятельности и зависят от ее характера.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в раннем дошкольном возрасте

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти.

Произвольные формы этих двух процессов начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников.

Приемы запоминания и припоминания организует взрослый.

Но непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной деятельностью, остается до конца дошкольного детства более продуктивным, чем произвольное.

Особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия развития других психических процессов.

Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность их памяти.

Их восприятие окружающего определяет и способы запоминания и воспроизведения ранее ими воспринятого.

Так как у детей с дефектами слуха доминирует зрительное восприятие, то это не может не сказываться на особенностях их памяти, важнейшей из которых является ее наглядно-образный характер.

Но объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного восприятия и внимания, которые, в свою очередь, требуют коррекции.

Восприятие

Познание человеком действительности начинается с ощущений.

Это первая ступень познания.

На основе ощущений возникает процесс восприятия, в котором отражаются своеобразие и особенности процесса ощущений.

Под восприятием понимается психический процесс, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств предметов и явлений и заключающийся в отражении совокупности присущих им свойств в форме единого сложного воспринимаемого образа.

Характер восприятия не является постоянным: он совершенствуется, углубляется, расширяется.

Уже в младенчестве нормально развивающийся ребенок в ходе хватания и манипулирования овладевает зрительными действиями, что дает ему возможность выделить некоторые свойства предметов и как-то в своих действиях учитывать их.

У детей с нарушениями слуха, как было отмечено выше, наблюдаются особенности как в физическом развитии, так и в формировании чувственной основы на уровне ощущений.

Все это сказывается и на развитии восприятия.

Анализ хватательных движений характеризуется отсутствием четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане, недостаточным участием осязательной чувствительности в восприятии этих свойств.

Невозможной оказывается слуховая ориентировка в пространстве, задерживается зрительный поиск объектов в пространстве, так как ребенок еще не способен управлять движением своей головы и может фиксировать свой взор только в рамках ограниченного пространства.

С формированием двигательных функций в сенсорном развитии ребенка происходят значительные изменения.

Когда же он овладевает ходьбой (около полутора лет) и начинает свободно передвигаться, кардинально меняется его отношение с предметным миром. У него не только возникает интерес к предметам и явлениям окружающего мира, но и отмечается активная деятельность с предметами, хотя характер этих действий остается на уровне манипуляций.

Общее развитие совпадает с развитием нормально слышащих детей: осваивается специфическое манипулирование предметами, появляется возможность функционального использования некоторых предметов на основе развития подражания. Основу подражания у детей все чаще составляют элементы восприятия.

Они начинают вычленять свойства и качества объектов (цвет, форму, величину), воспринимать пространственные отношения между объектами и учитывать свойства объектов в процессе практической деятельности с ними.

Происходит развитие соотносящих предметных действий.

Все эти изменения происходят без специального обучения, спонтанно, стихийно и развиваются чрезвычайно медленно и неравномерно.

Отставание в сенсорном развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха связано с вторичными дефектами: недоразвитие деятельности, отставание в развитии общения со взрослыми как речевого, так и невербального.

Мышление.

Отставание в развитии предметной и орудийной деятельности не только сказывается на формировании чувственной основы, но и находит свое отражение в уровне развития наглядного мышления у детей с нарушением слуха.

Эта сторона познавательной деятельности ребенка является центральной линией становления человека.

В процессе восприятия ребенок получает сведения о внешних качествах вещей (форме, цвете, величине и т.д.), используя определенные, выработанные человеком средства познания.

Различные практические действия с предметами позволяют ребенку выявить такие их свойства, которые недоступны непосредственному восприятию. Перед ним впервые начинают раскрываться связи между предметами, возможность воздействовать одним предметом на другой. Отсюда следует, что наряду с развитием восприятия, при усвоении предметных действий, у ребенка формируются и основные компоненты мышления.

Начальные проявления мышления относятся к концу первого началу второго года жизни, когда он овладевает практическими действиями, направленными на достижение цели и основанными на выявлении элементарных связей между объектами. Умение получать исходные сведения об объекте в процессе практической деятельности связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности, т.е. если сначала ребенок познает готовые связи, то в дальнейшем учится выявлять скрытые связи между предметами или предметом и действием.

Обобщение опыта опосредованной деятельности ребенка подготавливает функциональную основу для усвоения обобщенного опыта, данного ребенку в слове. С формированием первых обобщений связано развитие более сложной формы мышления — наглядно-образной, что представляет собой более высокий уровень умственного развития.

В это время ребенок уже способен открывать новые связи в плане представлений. Способность к оперированию представлениями есть результат различных линий развития ребенка: развитие восприятия, предметной и орудийной деятельности, развитие речи и игры и т.д.

Изучение состояния наглядных форм мышления у детей с нарушениями слуха свидетельствует об отставании не только в развитии наглядно-образного, но и наглядно-действенного мышления.

Формирование наглядно-действенного практического мышления протекает у них со значительным отставанием во времени и с некоторыми количественными и качественными отличиями от его становления у нормально развивающихся детей, несмотря на наличие общих тенденций развития.

Наглядно-действенное мышление, как и другие его формы, связано с проблемными ситуациями, в которых ребенок не может действовать привычными способами.

Источник