Влияние слов на развитие ребенка

Полюх Наталья
Консультация «Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?»

Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?

Все родители хотят вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, быть личностью. Эта мечта вполне может сбыться, если у ребенка достаточно развита речь. Ведь что такое речь?

Речь – это специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.

Известный психолог Л. С.Выгодский говорил: «Речьвыполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».

Давно доказано, что развитие ребенка во многом определяется социальной средой, в которой он воспитывается. Возрастные нормы речевого развития ребенка одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально – культурного уровня семьи, так как речь развивается в процессе общения и ее овладение происходит по-разному.

Мы взрослые должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

Одной из самых больших проблем в развитии личности является нарушение произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи. Чтобы все эти речевые процессы качественно развивались, необходимы условия, в которых работа бы велась по всем направлениям речевого развития, так как ни одно из этих направлений не может быть реализовано изолированно друг от друга.

Известно, что самое незначительное расстройство речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психическое наслоение на специфические особенности в эмоционально – волевой сфере, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительность, негативизм, чувство неполноценности, что может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Плохо говорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми. В результате этого у детей начинают развиваться различные комплексы, появляется неуверенность в себе.

Кроме того, родителям необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Постоянные неудачи школьника в учебе тоже способны вызвать и закрепить у него такие черты, как тревожность, замкнутость, сниженная самооценка. В некоторых же случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых, у детей с нарушениями речи развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение.

Таким образом, речь непосредственно участвует в формировании личности, выступает не просто как усвоенное средство языкового общения, но и как средство регуляции поведения человека, его самоутверждения, актуализации своего «Я».

Что же посоветовать родителям, если ребенок затрудняется выразить свою мысль, если при необходимости говорить он краснеет и замыкается, если речь его косноязычна и ошибочна?

Первое. Ведите себя с ребенком так, чтобы ему было удобно узнавать все новые и новые вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами.

Второе. Обеспечивайте ребенку возможность познавать. Постарайтесь, чтобы то, что ребенок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Поэтому, не жалейте времени на совместную игру с ним. Хорошо, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Во время таких игр как, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине», «напоим» куклу чаем. Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения.

Третье. Читайте хорошие детские книжки. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш вас слушает. Если на ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного, и ребенок усвоил сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Очень полезно рассказывать ребенку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова.

Четвертое. Если ребенок задает вопросы, спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) отвечайте. Ведь ваши ответы содержат очень много информации, а значит и новых слов. Не забывайте разъяснять ребенку не только названия предметов, но и обозначения составных частей разных предметов. Например, у дома есть крыша, стены, дверь, окно, у дерева есть корень, ствол, ветки, листья и т. д. Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнивать предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового.

Пятое. Помогите малышу поверить в свои силы, возможности. Повышайте самооценку ребенка, привлекая его к участию в беседе, при этом внимательно выслушивая его речь до конца.

Вы, родители, – естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.

Полюх Наталья Александровна

Учитель-логопед МБУ ЦППМСП –

г. Николаевска-на-Амуре, Хабаровского края

Источник

Влияние слова на внутренний мир ребёнка

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слово – самая речь, способность говорить. (Ожегов С.И.)

Человек учится общению с раннего возраста. От количества и качества общения зависит развитие внутреннего мира ребёнка, уровень его будущих способностей, его характер, его дальнейшая жизнь.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка и начинается задолго до появления первых слов.

Всем известно, что общаться с малышом необходимо начинать с самого его рождения (лучше – до рождения). Разговаривать следует медленно, четко произнося слова, эмоционально. Ребёнок чутко реагирует на интонацию, улавливает её, следит за мимикой, движениями губ.  Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику. Особенно тщательно произносите звуки о, и, е. Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие – у, э.

Все действия – купание, переодевание, кормление – сопровождаются монологами или протодиалогами (подобием беседы), когда родитель задаёт ребёнку вопрос, затем делает паузу для его «ответа», и отвечает на вопрос сам.

Особенно большое значение для психического и речевого развития ребенка, для становления личности имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.

Развитие речи в онтогенезе происходит следующим образом:

Крики – с рождения до 2-х месяцев;

В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.

Гуление – его появление обусловлено общением ребенка со взрослым – начинается с 2-х месяцев и продолжается до 4-6;

Лепет – начинается в 4-6 месяцев;

Слова – переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев;

Важно отличать лепетные слова («ма-ма-ма…»), от настоящих слов, которыми обозначается конкретный предмет, человек.

Словосочетания – начало фразовой речи – с 1 года 2 месяцев;

Предложения – конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет – «почему? когда?»

Связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках – с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет, с 6 лет – составление рассказов творческого характера.

Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его развитие.

Личность формируется через общение. В общении ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком:

– учебно-дисциплинарной,

– «невмешательства» в жизнь ребёнка,

– личностно-ориентированной. 

Особенности учебно-дисциплинарной модели и модели «невмешательства»:

Модель учебно-дисциплинарная

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе:

обучение ребенка умениям и навыкам

самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам

Способы общения:

– наставление;

– требование;

– запрет;

– угроза, наказание.

– холодное наблюдение;

– реагирование уходом;

-реагирование раздраженным непринятием.

                                                 Тактика общения:

руководство и контроль

мирное сосуществование рядом, но не вместе

Результат общения:

подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость

разрыв эмоциональных связей

Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно-ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком.

Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

  • обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
  • формировать начала личности (базис личностной культуры);
  • развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
  • формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

  • сотрудничество при взаимодействии;
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей. Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослому (педагогу, родителю) важно знать, какие «культурные и методические требования» предъявляются к его речи (по Е.И.Тихеевой):

  1. Речь должна быть грамотна, литературна.

Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

  1. Особого внимания требует к себе этика речи.

По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и вежливой.

  1. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей.

Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.

5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи.

От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.

6. Необходимо регулировать темп своей речи.

Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи.

Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.

8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.

Безусловно, важную роль в становлении личности, в развитии речи играет устное народное творчество. Стихи, потешки, сказки следует читать выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении ребёнок будет безразлично относиться к содержанию, у него не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на вопросы. Чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью.

Важно задавать детям вопросы по содержанию текста, вопросы, требующие творческого подхода («Как бы изменилась история, если бы была зима?» и пр.), вопросы «Зачем?…Почему?…».

Таким образом, взрослый, общаясь с ребёнком, поддерживая эмоциональный контакт, способствует целостному развитию личности ребёнка, формированию его жизненных ценностей.

Список литературы

1. Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?», Москва, 2004 г.

2. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», Москва, 2012 г.

3. Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье», Москва, 2005г.

4. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей», Москва, 2019 г.

Источник

фото взято с просторов интернета. Благодарю автора за снимок.пособие для родителей.

Есть ли различия между детьми? Многие скажут, конечно есть, они разные, кто-то шустрее, кто медленнее, кто-то умнее, а кто-то глупее. Если вам что-то в этом роде скажут про вашего ребёнка – не верьте. ваш ребёнок уникален, он соединил целый космос для своего рождения, он родился от дыхания вашей любви. и его всю жизнь будет пронизывать ваша любовь, ваша поддержка и вера в него.

Однажды, побывав на одном фестивале, познакомилась с интересной женщиной, которая на фестивале выступила с презентацией “Ласковые слова”. пока она рассказывала и демонстрировала доказательства своего выступления, у меня поднялась буря чувств, как мало мы говорим своим детям близким ласковые слова. Как скупимся на такую простую малость – слово.

Готовя материал к  школе для родителей по этой теме, я решила проверить свой запас ласковых слов. Оказалось что он очень скуден. На школе я обратилась к родителям и они в своём запасе тоже насчитали не более десяти слов. Тогда мы начали искать их в своём запаснике и написали памятку для родителей.

А для чего нужны эти ласковые слова, когда можно просто сказать, Коль вынеси ведро, принеси, подай. Оказывается ласковое слово обладает волшебной силой проникать в душу ребёнка, да и любого человека, и творить чудеса. когда мы на расстоянии говорим их, они тоже вливаются в общий поток развития ребёнка. и происходят чудеса.

Ведь недаром наши предки называли мальчиков и мужчин одними ласковыми словам, а девочек и женщин другими. Каждое слов несло свой вклад как в духовное, так и в физическое развитие детей.

Если мы девочку будем называть такими словами как солнышко моё ненаглядное – что мы дарим ей через слово: свет, тепло, напитываем её энергией целебной солнца, очищающей энергией, а ягодка  ты моя спелая – помогаем созревать физиологически, вот так умело пользовались наши предки энергией слова.

 Я поделюсь с вами списком слов, которые мы с родителями составили, а вы сами выберите для своих детей, то что вам близко.

Список ласковых слов любимому ребенку, девочке и мальчику.

Ты моя ягодка, солнышко любимое, ласточка, котёнок, котёночек, котипусинька, котофейка, кошечка… Ах ты моя сладкая, ах ты моя хорошая, ах ты моя прекрасная, ах ты моя замечательная.

Рыбочка, рыбик. Где наш глазик, куда мама будет целовать свою малютку-симпампутку? Где наши ручки, где наши ножки, которые будут скоро бежать по дорожке? Зайка, зайчик, зайчонок, маленький толстенький слонёнок, пышная розочка, быстрая козочка, сладкая конфетка, вкусная кетька. Моё самое большое в мире сокровище, моя кровиночка, моя родимочка, родиночка, родничок. Моя любимочка, любимая, дорогая, красивая, приятная, симпатичная, теплая, ласковая, самая дорогая, самая желанная, самая классная. Цыпа-цыпа, дрыцацыпа, цыплёночек, кисёночек. Мышонок. Лучик света. Кто самый лучший, кто самый любимый, кто самый родимый, кто-кто-кто? Кто этот счастливый дитёнок-котёнок? Ты! Моя сладкая, моя фиалочка, тюльпашка-обнимашка-Таняшка. Кисочка-кисточка. Котюля. Ты моя самая лучшая, самая умная, самая красивая, самая классная, самая весёлая, самая одарённая, самая нежная, самая любимая, умная и сообразительная. Красавица, умница, радость моя, моя заря и красота. Смышлёная, говорушка-Танюшка, умничка, хорошенькая, хорошуля. Котик-бегемотик-маленький животик. Куклёнок. Кукла. Ласковая, самая классная, моя родинка. Солнечная девчоночка, девчушка-умнушка.

Солнышко, золотой подсолнечник. Мой розовый комочек счастья, , медвежонок мой зайчонок,— я люблю тебя обниму тебя! Мой маленький принц, моя крохотная принцесса! Бельчонок, мышонок, моя шоколадка. Сына, сынок, сыночек, сынуля, сыночек, сонушко, сонько, засонько, сонечко моё. Доча, доченька, дочура, дочурка-крохотулька-симпатулька-обожулька-, дочик. клад-лад-сад. Танюшкин, симпатюшкин, дорогуша, милуша. Золотце. доча, доченька моя, цветочек, барбоскин, пульчонок, ласково: по имени, моя сладкая, радость моя, девочка моя, родная, любимая, капризулечка, кукурузинка,  умница, мамина и папина доченька, какая послушная, радость моя, счастье моё, “умница ты наша! Спасибо! Какая ты у нас молодец, настоящая хозяюшка, помощница”,мой славный, мой сладкий, моя красота,умница, любименький мой.

Хочется посоветовать, не переусердствовать с фантазией и вспомнить слова из замечательной песни: «как вы лодку назовете, так она и поплывет».

А это список я сделала по словарю:

Для мальчиков:

Хозяин, счастье моё, ласковый, щедрый, соловушка, солнышко моё,  сокровище моё, сокол ясный, совершенство,  умничка,  смелый,  душа чистая, светлый,  свет очей моих,  ценный,  ненаглядный,  целеустремлённый,  терпеливый, сахарный,  цветок мой нежный, царственный,  царевич, королевич,  самый замечательный,  талантливый,  рыбка моя золотая,  романтичный, золотце моё,  мужественный,  понимающий,  очаровательный,  миленький ты мой, месяц ясный, огонёчек яркий,  чудо моё,  обаятельный,  ненаглядный,  неповторимый,  нектаринка,  нежный,  наикрасивейший,  крепыш,  изумрудный,  золотинушка,  зеница моего ока,  любовь моя, звёздочка моих очей, ласковый, душевный, душа моей души, крепкий дубок, волшебник, восхитительный,  друг сердешный,  внимательный, гроза морей,  владыка, голубь мой сизокрылый, бриллиантовый,  боровичок, атлет,  бодрыш,  божественный, ангелочек,  безподобный, безкорыстный, безценный,  аметистовый, алмазный, бархатный, дубочек.

Для девочек:

Ангельcки пpекpаcна, ангельская, беpезонька стройная, бескоpыстная, благоyханная, блестящая, богиня, бpиллиантовая, великолепная, волшебная, восхитительная, впечатлительная, грациозная, голубка сизокрылая, голубушка, драгоценная, добрая, доверчивая, долгожданная, дорогая, душевная, единственная, желанная, жемчужная, жизнерадостная, жизнь моя, застенчивая, звёздочка ясная, золотко , зоренька ясная, зорька, изумительная, изящная, искренняя, королева, красивая, лапушка, ласковая, ласточка, лёгкая, липонька медовая, лучезарная, лучистая, любушка, любимка, любовь моя, музыкальная, милая, милёнка, мудрая, невообразимая, нежная, неповторимая, неотразимая, обворожительная, обожаемая, общительная. озёра глаз твоих, ослепительная, отзывчивая. Отрада дней моих, очаровательная, ошеломляющая,парящая, поэтическая, пленительная, пленяющая, пpелестница, пpелесть, пpельстительная, пpевосходная, пpекpасная, пpивлекательная,радость души моей, радость взоpy, родимая, роднyленька, родная, родненькая, розyленька, розочка, росинка, роскошная, романтичная, рыбонька, рыжyлька, рыжик, свет дyши моей, светлая, светлячок, сеpдце моё, сеpдечная, симпатичная,сказочная, славная, сладенькая, смелая, смешинка, солнышко,стpойная, счастье моё, таинственная, талантливая, теплая,  тpепетная,  гибкая тpостинка, тpогательная, тpyдолюбивая, увлекательная, Удивительная, Улыбающаяся, Умелая, Умная, Умничка, Упоительная, Утонченная, фантастическая,  феноменальная, фееpическая, Фея, херувимчик, хоpошая, хpyпкая,царица, цаpственная, цветyлечка, цветик, цветочек,чистая, чyвственная,чyдyшко,чаpyющая, чаpовница, чаpодейка, чyвствительная, чyдесная, шyтливая, щедpая, экзотическая, элегантная, юмоpная, яpкая, ясная, ягодка.

 Выбирайте, слов много и не жалейте. Если вы их не успели сказать, то мысленно их передайте, они обязательно найдут своего адресата.

Большое спасибо, что дочитали до конца. Буду вам очень признательна, если вы поставите лайк данной статье и поделитесь ей в своих соц сетях (нажав на логотип соц сетей )

Источник