Влияние сказкотерапии на психическое развитие ребенка

Влияние сказкотерапии на психическое развитие ребенка thumbnail

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немного оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

«Сказка, – писал В.А.Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добро, то есть учит сопереживать».

Исследования ученых показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное человека. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образов активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка, специалиста и родителя. Это в свою очередь является залогом духовного развития в контексте тройственного союза «ребенок – родитель – психолог». Почему мы так в детстве любим сказки? Воображению необходимо что-то не совсем о жизни, что-то таинственное, чудесное страшное, но непременно со счастливым концом. Чувство справедливости является, видимо, врожденным, и невыносимо, что доброта не вознаграждалась и торжествовало зло. Жизнь постепенно приучает нас к этому. Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснить мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь – тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностям человека. И что Баба-яга, Кощей Бессмертный тоже есть, просто в жизни они выглядят иначе, чем в сказке, но тот, кто узнал их в раннем детстве, всегда распознает их в любом обличии и одолеет.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя; дает возможность примерить на себе и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Это уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.

В науке существует концепция сказкотерапии. Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказкотерапии.

Одной из главных задач, которые решает сказкотерапия, это развитие эмоционально-волевой сферы.

В процессе сказки дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.

Через сказки ребенок учатся находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Все что выполняют дети во время путешествия по сказке, все их слова, движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И не важно как выглядит это со стороны. Важно, что они чувствуют себя свободными, раскрепощенными, верят в себе и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой есть.

Реализация идеи работы со сказкой для детей дошкольного возраста позволяет создать условия, обеспечивающее более комфортное состояние детей, сохранение их физического и психического здоровья, позволит снизить проблемы в адаптации, обеспечит более эффективное развитие, активное усвоение детьми образовательных программ.

Литература:

1. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998.

2. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб, 2002.

3. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью.

Источник

Шарафутдинова Эльвира Фидарисовна

Старший воспитатель/педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 30»  городского округа город Салават Республики Башкортостан

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немного оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

 «Сказка, – писал В.А.Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добро, то есть учит сопереживать».
 

Исследования ученых показывают, что сказочная метафора воздействует  непосредственно на бессознательное человека. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образов активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка, специалиста и родителя. Это в свою очередь является залогом духовного развития в контексте тройственного союза «ребенок – родитель – психолог». Почему мы так в детстве любим сказки? Воображению необходимо что-то не совсем о жизни, что-то таинственное, чудесное страшное, но непременно со счастливым концом. Чувство справедливости является, видимо, врожденным, и невыносимо, что доброта не вознаграждалась и торжествовало зло. Жизнь постепенно приучает нас к этому. Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснить мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь – тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностям человека. И что Баба-яга, Кощей Бессмертный тоже есть, просто в жизни они выглядят иначе, чем в сказке, но тот, кто узнал их в раннем детстве, всегда распознает их в любом обличии и одолеет.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя; дает возможность примерить на себе и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Это уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.

В науке существует концепция сказкотерапии. Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказкотерапии.

Одной из главных задач, которые решает сказкотерапия, это развитие эмоционально-волевой сферы.

В процессе сказки дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.

Через сказки ребенок учатся находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Все что выполняют дети во время путешествия по сказке, все их слова, движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И не важно как выглядит это со стороны. Важно, что они чувствуют себя свободными, раскрепощенными, верят в себе и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой есть.

Реализация идеи работы со сказкой для детей дошкольного возраста позволяет создать условия, обеспечивающее более комфортное состояние детей, сохранение их физического и психического здоровья, позволит снизить проблемы в адаптации, обеспечит более эффективное развитие, активное усвоение детьми образовательных программ.


Литература
Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998.
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб, 2002.
Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих  проблемы с речью и эмоциональной стабильностью.
 

Вам понравился материал?

Источник



В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: эмоции, дети дошкольного возраста, сказкотерапия.

Из курса психологии известно, что важнейшей предпосылкой психического развития детей, а также основным внутренним фактором, обусловливающим общее психологическое здоровье, является эмоциональная сфера ребенка.

На данный момент одним из главных элементов понятия «психическая готовность к школе» является эмоциональная сфера дошкольников. Эмоциональная сфера детей оказывает влияние на социализацию, коммуникацию и установление благоприятных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребята, которые не умеют различать эмоции сверстников и других людей, а также адекватно их выражать часто находятся в состоянии фрустрации. В следствии чего у детей появляются проблемы внутриличностного характера (тревога, гиперактивность, агрессивность, застенчивость). Как следствие ребенок находится в социальной изоляции, что в дальнейшем затрудняет его эмоциональное развитие.

Дошкольное детство выступает одним из главных этапов в развитии эмоциональной сферы. Дети данного возраста впечатлительны и открыты для всего нового, они осваивают социальные и культурные ценности, учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, у дошкольников закладываются основы нравственности и гуманности (сопереживание, отзывчивость, доброта).

Дети дошкольного возраста не достаточно хорошо способны управлять своими эмоциями. Эмоции в данном возрасте имеют неравномерный темп. Наблюдения за дошкольниками в процессе игры и повседневных занятий показывают, что дети данного возраста еще не достаточно хорошо способны правильно оценивать эмоции сверстников, что оказывает существенное влияние на установление доброжелательных взаимоотношений и конструктивного общения [1, с. 542].

Существенное влияние на формирование личности оказывает эмоциональный опыт ребенка, его переживания, которые могут быть различно эмоционально окрашены. В связи с этим, одной из главных задач дошкольного воспитания выступает развитие социальных, нравственных, эстетических и духовных качеств детей, формирование у детей чувства гуманности, стремления к сотрудничеству и положительного самовосприятия.

Многие ученые (Р. Азовцева, Т. А. Данилина, А. Н. Леонтьев) выделяют факторы, которые влияют на содержание и способы выражения эмоций детей дошкольного возраста, а также показана существенная роль сказкотерапии на процесс развития эмоциональной сферы.

В своем творчестве к сказкам обращались такие выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги и психологи как: Э. Берн, Э. Гарднер, Э. Фромм, Е. Лисина.

Большую популярность проблема развития эмоций дошкольников получила в психолого-педагогической литературе (Л. С. Выгоский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Маркова, С. А. Рубинштейн, Д.Б Эльконин и др.), где учеными показано влияние положительных эмоций на активацию деятельности мозга детей.

Развитие эмоциональной сферы детей, обучение в осознании своих эмоций, формированию способности распознавать и проявлять свои эмоции, является одной из главных задач педагогов дошкольного образования.

На основе исследований, которые проводила М. В. Ермолаева, я считаю, что эмоциональные процессы являются ключевыми в регулировании таких психических функций как внимание, память, мышление, восприятие, воображение и других познавательных процессов [2, с. 232].

В процессе дошкольного детства происходит становление высших чувств таких как: интеллектуальные (потребности в познании), эстетические (чувство красоты), моральные, данные чувства зарождаются не сразу, а лишь в процессе усвоения детьми базовых жизненных понятий. Лишь к концу дошкольного детства высшие чувства выступают в роли мотиваторов поведения ребенка, регулирующие поступки, действия и желания.

Следовательно, базовыми новообразованиями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются осознание ребенком собственных чувств, желание сопереживать другим людям, эмпатия, стремление помогать взрослым.

Семья является началом в ознакомлении детей с базовыми эмоциями, которое продолжается в детских дошкольных образовательных учреждениях. Знакомство с фундаментальными эмоциями происходит как в процессе учебно-воспитательных занятий, так и в ходе специализированных занятий, на которых дети учатся вербализировать свои чувства, знакомятся с опытом сверстников, а также изобразительным искусством, литературой, музыкой. Главная ценность данных занятий состоит в том, что дети начинают осознавать глубже свои эмоции, понимать себя и сверстников, развивается эмпатия и сопереживание.

Ведущую роль в становлении эмоциональной сферы детей играет вовлечение и включение их в содержательную, совместную деятельность. Это способствует непосредственному переживанию и прочувствованию детьми важности выполнения норм и правил. Эмоциональная сфера детей, формируясь в деятельности, зависит прежде всего от содержания и структуры данной деятельности [3, с. 8].

При помощи сюжетно-ролевых и подвижных игр, а также в ходе арт-терапии, тренингов, психогимнастики, литературных произведений и сказок (драматизированых игр), происходит становление эмоциональной сферы детей.

Занятия по музыке, рисование, лепка, слушание сказок, развивают у дошкольников эстетические чувства, учат чувствовать красоту в окружающем.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность и всегда эмоционально окрашена. В процессе игры у детей обнаруживаются уже сложившиеся способы эмоционального реагирования и закладываются новые качества в поведении детей, развивается и улучшается их эмоциональный опыт [4, с. 182].

Таким образом, мной были выделены ключевые методы в развитии эмоциональной сферы дошкольников: сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, психогимнастика, мимические этюды, психомышечная релаксация, психологические тренинги. Необходимо, чтобы все вышеприведенные методы использовались в комплексе, не исключая, а дополняя друг друга.

Практика показывает, что в процессе развития эмоциональной сферы детей недостаточно применяются методы сказкотерапии, содержанием которой выступают эмоции, чувства и настроение. Но как известно, эмоциональная отзывчивость на сказку непосредственно связана с развитием таких качеств как доброта, отзывчивость и эмпатия как следствие формированием эмоциональной отзывчивости и в жизни.

Сказка выступает одним из тех обязательных компонентов, который важен в развитии духовности и эмоциональности детей. В ходе знакомства со сказкой дети прибывают в состоянии радости и счастья. Находясь в в таинственном мире волшебства, дети исследуют собственные и потаенные уголки души, где существует огромное количество различных эмоций (осознанных и неосознанных).

Сказка выступает одним из старинных методов обучения и воспитания детей. Через сказку взрослый оказывает воздействие на ребенка, затрагивает внутренний мир ребенка, занимается врачеванием души, тем самым помогая ребенку лучше понять себя и других людей.

В настоящее время одним из новых методов в развитии эмоциональной сферы детей выступает метод сказкотерапии. Данный метод появился на рубеже 60–70-х годов ХХ века, основанный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начали применять с начала 90-х годов И. В. Вачков, Д. Ю. Соколов.

Сказкотерапия — это один из методов, который способствует формированию личности, способствует становлению творческих способностей, расширяет сознание.

При помощи сказкотерапии развивается эмоциональный интерес детей, который помогает найти связь между собой и героями. Как следствие сказка становится тем средством, которое помогает детям осваивать нормы, ценности, смыслы и модели поведения в различных ситуациях. А так как дети почти всегда сравнивают себя с положительными героями, сказкотерапия способствует личностному росту детей.

В процессе работы со сказками педагогу важно учитывать тип используемых сказок, так как у каждого типа сказок есть свои психологические особенности и цели. Сказки можно разделить на несколько типов:

  1. Дидактические. Целью, которых выступает обучение детей новым знаниям. Данный тип сказок раскрывает смысл данных знаний и содержит в себе задания, которые необходимо выполнить ребенку;
  2. Медитативные сказки направленны на пробуждение личностных и глубинных потенциалов ребенка;
  3. Психокоррекционные оказывают влияние на поведение детей;
  4. Психотерапевтические, данный тип сказок имеет форму притч, то есть направлены на глубинные Я ребенка;
  5. Психологическая сказка, цель данного типа сказок оказать влияние на личностное развитие ребенка [5, с. 25].

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что значение сказки в психическом развитии ребенка, развития его как личности до сих пор остается одним из актуальных вопросов педагогики и психологии.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Юрайт, 2012. — 811 с.
  2. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М. В. Ермолаева. — М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. — 757 c.
  3. Шапиро Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3–7 лет / Е. И. Шапиро. — Москва: Высшая школа, 2011. — 16 c.
  4. Воспитание, образование и развитие детей 4–5 лет в детском саду. Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2017. — 192 c.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006. — 140 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, ребенок, сказка, тип сказок, эмоция, дошкольное детство, существенное влияние, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная сфера.

Источник