Влияние сказки на развитие речи ребенка дошкольного возраста

Влияние сказки на развитие речи ребенка дошкольного возраста thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро – Судженский городской округ «ДС №31»

                                                                                  Воспитатель: Рассказова Н.С.

Влияние сказок на развитие речи детей дошкольного возраста

Коммуникация занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка и является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы (внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности (игровой, трудовой, учебной).

В настоящее время дошкольному возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно, так как именно дошкольный возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Через сказку у детей складываются более глубокие представления о мире.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста через художественное слово и знакомство со сказкой.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• развитие интереса детей к сказкам;

• формирование умения внимательно и заинтересованно слушать сказки;

•воспитание чувства сопереживания героям сказки, умение анализировать их поступки.

При знакомстве со сказками, используются следующие формы и методы с детьми: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, обсуждение, беседа, знакомство с авторами произведений, художниками-иллюстраторами, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, игры-импровизации, ситуативный разговор, самостоятельная деятельность в книжном уголке, использование различных видов театров, тематические вечера.

В группах раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию их содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагирует на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечатлениями со своими товарищами и родителями. Все это способствует развитию навыков разговорной речи.

        Для развития всех сторон психической деятельности 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить « сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.

        Почему именно сказки?

        Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогут пробудить интерес к слову.

        Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной.

        Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года жизни   является развитие речи. Он начинает понимать смысл высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы (имена существительные), действия (глаголы), признаки (имена прилагательные). При этом необходимо учитывать, что хотя в пассивной (понимаемой) речи ребенка существительных значительно больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляются, чем глаголы. В употреблении глаголов ребенок допускает аграмматизмы, которые считаются возрастными. Прилагательные появляются позже, чем другие части речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т. к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму,величину, барические качества (легкий, тяжелый), вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный). В два с половиной года в речи ребенка начинают появляться предлоги (в, на, за, под). Ребенок начинает использовать падежные формы. Поэтому каждое занятие обязательно должно включать упражнение на развитие грамматической стороны речи.

Читайте также:  Предметная деятельность в обучении и развитии ребенка

        Ребенок воспринимает предмет целиком: его значение, признаки, возможность произведения действий. Поэтому восприятие предмета должно сопровождаться не только называнием, а связным повествованием и употреблением данного слова в различных вариантах и связях с другими словами. Обучая договаривать слова, мы тем самым формируем умение ребенка правильно употреблять падежную форму слов, например:

 «Ок, ок, ок, у меня… (колобок).

  Ка, ка, ка, нет уже… (колобка).

  Ок, ок, ок, лиса съела… (колобок)».

        Наша цель — постепенный перевод ребенка от понимания свойств предметов к их словесному обозначению.

        Приступайте к занятиям только тогда, когда ребенок ничем не занят. Постарайтесь расположить к себе малыша прежде чем начнете игру, настройте его на игру, проводите игру на повышенном эмоциональном фоне. Настройтесь на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь говорит басом. Рассказывайте выразительно, не торопитесь. Ваша речь должна быть образцом для подражания.

        Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на восприятие речи.

Художественное слово, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

Таким образом, сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. У детей развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память, развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, умение общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, то есть улучшается детская коммуникативность в целом.

Источник

Светлана Басова
Влияние сказок на развитие связной речи детей

Влияние сказок на развитие связной речи детей

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Коммуникация”направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие связной речи – играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество для детей – это, прежде всего, сказки. Они наиболее интересны для малышей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из-за простоты и непосредственности изложения. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому, в своей работе по развитию связной речи я использую сказкии ставлю следующие задачи:

1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (сравнения, фразеологизмы).

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Развивать связную речь детей.

4. Развивать выразительную речь детей.

5. Развивать умственные способности детей.

6. Развивать воображение и творческое мышление.

7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро», «зло», «жадность», «смелость» и т. п. вводя детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери по неделям фильм

Непосредственно образовательную деятельность по сказкамя строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливаю детей к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрирую иллюстрации. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно-ответной форме, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательность, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Чтение сказки сопровождаю различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы.

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Данную работу мы проводим всего второй год (так как дошкольное учреждение функционирует с сентября 2012 года, но уже есть свои положительные результаты. В средней группе, когда дети пришли к нам в сад, у них был недостаточно сформирован словарь. В этом возрасте еще только формируется активная речь, игровые умения,некоторые средства выразительности: мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи. Поэтому, начинали мы свою работу с простых воспроизведений хорошо знакомых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». Дети драматизировали сказку с использованием кукольного театра, сами исполняли роли сказочных персонажей. В процессе нашей работы, активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В старшей группе мы начали осваиваться игры – драматизации, которые отличаются более сложным содержанием. Использовали многоперсонажные игры – драматизации. («Теремок», «Заюшкина избушка», позволяющие развивать связную речь и речевое общение. Ведем работу над соблюдением единства речи, мимики, пантомимики, жестов. Дети очень любят инсценировать сказки, показывая их не только друг другу, но и своим родителям, практически в каждый утренник мы включаем драматизацию сказки, а так же используем сказки на спортивных развлечениях.

При драматизации сказки дети учатся:

ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

выражать свои чувства, через движения, жесты, речь;

строить диалоги, делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширяют свой словарный запас;

работать в группе, распределять роли…

Так же для развития связной речи детей, я стараюсь научить детей не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого мы проводим беседы по картинкам со сказочными сюжетами, дети, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Источник

Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать. 

Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников

Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.

Сказка

Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • преподносит готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

Читайте также:  Ребенок в утробе матери развитие по неделям фото

Формируем сказочный сюжет

Дошкольник может включаться в перипетии сюжета неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй.

Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.

Пересказ

Частично пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут упустить значительную часть событий, но обязательно употребляют самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий. Даже такой поверхностный пересказ способствует развитию речи в 3-4 года.

Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения.

Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.

В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно. Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:

  • Куда направился главный герой?
  • Кто первым встретился на пути?
  • Какие волшебные предметы были у героя?
  • Что помогло победить?
  • О чем должен помнить герой?

Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению.

Сочинение сказочных историй

Сочинения являются эффективным методом, развивающим речь. Но сложным. Дети постарше не все справляются с подобными заданиями, что уж говорить о дошкольниках. Тем не менее «сочинять сказочки» можно и с маленькими детьми.

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

В сочинительстве малышей важен не завершенный сюжет, а непосредственный процесс придумывания истории и составление предложений со смыслом.

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. То они заколдовывают-расколдовывают, то придумывают задания, которые нужно выполнить за одну ночь, то наделяют волшебством отдельные предметы.

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам:

Создание сказочного сюжета

  • Герой нарушил запрет
  • Перед ним ставят задачу, чтобы исправить произошедшее
  • Отъезд героя
  • Волшебные находки
  • Испытания в пути
  • Преодоление злобного противника
  • Возвращение домой

Эти опорные элементы используются во многих сказках. Дошкольники по аналогии придумывают свои истории. Сходство с известными произведениями помогает автору больше направлять внимание на формулировки, на речевое выражение содержания.

Использование формата сказки для развития речи дошкольников

Сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

1)Например, интересно формировать волшебный поезд, который тронется в путь только при выполнении важного условия. А условие состоит в том, чтобы в каждый вагончик сел соответствующий пассажир. Соответствия могут быть разными:

  • Кто расскажет, в какие необыкновенные места он направляется
  • Если произнесет волшебные слова, чтобы двери вагона открылись
  • Кто назовет, какие подарки привезет своим друзьям из сказочной страны

2)Восприятию буквенно-звукового состава слова поможет расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

Источник