Влияние сказки на развитие ребенка курсовая

Влияние сказки на развитие ребенка курсовая thumbnail

Влияние сказки на формирование личности.

Сказка — повествовательное, обычно

                                                              народно-поэтическое произведение

                                                                о вымышленных лицах и событиях,

преимущественно с участием

 волшебных,  фантастических сил,

 словарь СИ. Ожегова.

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.

Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал.

По мнению Д.Соколова, народные сказки характерны тем, что:

–  время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры – очень давно;

–  сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;

–  сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее – смертью ни в чем неповинных ее детей);

–  сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;

–  сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном уровне.

Психологический анализ сказок

  Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может объяснить ребенку «что будет, если…». Сказка про колобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка – как важно влияние труда на счастливую жизнь.

   Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына.

  Психосинтез рассматривает героев сказки как су б личности, части «Я» одного человека.

Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о по-взрослении. К.Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что ребенка сказка движет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье – по одной дороге пойдешь – коня потеряешь, по второй – смерть свою найдешь, по третьей пойдешь — себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация — это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки – «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчиваются «не в пользу» главного героя – вытягивают «на свет» репку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

2. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший – добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.

5,    Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному .выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) – стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек – сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я – мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк » и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошеч-ка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.

Источник

Тема: Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т.д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способностей нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Старший дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии.

Воображение ребенка позволяет ему воспринимать как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации.

Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.

В сказках значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказке пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием.

Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.

Особенности развития воображения и мышления в дошкольном возрасте:

– эти процессы приобретают произвольный характер, предполагая создание замысла.

– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

– ребёнок осваивает приемы и средства создания образов.

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Воображение и мышление обеспечивает следующую деятельность ребенка:

• построение образа конечного результата его деятельности;

• создание программы поведения в ситуации неопределенности;

• создание образов, заменяющих деятельность;

• создание образов описываемых объектов.

Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления

Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сказки заставляют детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.

Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении сказки должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям.

Сказка особенно побуждает активность ребенка. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе. Их захваченность событий не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети.

Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо выражением приучают детей мыслить, определять ее значение, находить в нем поучение.

Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Сказки, как любому явлению искусства присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д. Искусство в целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональным и этническом мире сказок. Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки и т.д.

Во-вторых, сказке присуще креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образная и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т.д.) способности.

В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, с нашей точки зрения проявляющуюся в трех основных формах.

  1. Прежде всего, голографичность образных посторенний сказки проявляется в её способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина; макромир, микромир; небесный, земной, подземный миры; неживая, живая природа и человеческое общество) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственно – временного содержания сказок как бы образуют его голографический континуум (универсальность, целостность, многомерную объемность), что созвучно психике ребёнка.

  2. Далее, голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова. Эта способность сказки не только актуализировать все органы чувств человека, но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

  3. Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы . Иначе говоря, сказка как большое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными образами способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости т.е. она характеризуется всем тем, что специфично для голографического эффекта.

В-четвертых, выделяется развивающее-терапевтическую функцию сказки. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основание для формирования целого направления – эстетотерапия, т.е. лечение людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца.

В сказке присутствует и функции профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных, носящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию, поэтому целесообразно использовать общее понятие «развивающе-терапевтическая функция». Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления, цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни.

Если учитывать, что сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкотерапию можно рассматривать как одно из направлений софиотерапии. При этом, если софиотерапия скорее обращена к интеллектуально – рассудочной сфере личности, то сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности.

В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д.

В-шестых, в исследованиях сказок с позиции литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владения многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. Внешне данная лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способности к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что эти взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время.

Заключение

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.

Анализ и составление собственной сказки позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие творческого мышления ребёнка.

  2. Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).

  3. Развитие фантазии и воображения.

  4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.

  5. Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы приобщиться к сказке, проявить самостоятельность и творчество.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998

  2. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С.68.

  3. Богомовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.

  4. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. – №5. – С.45.

  5. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.

  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  7. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.

  8. Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. – №11. – С.43.

  9. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

  10. Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности. – Минск., 1998.

  11. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1999.

  12. Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.

  13. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Н.А. Кошелёвой. – М., 1985.

Источник