Влияние сюжетно ролевых игр на психическое развитие ребенка
Слайд 1
Влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие дошкольника Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 60» Леонова О.А.
Слайд 2
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение на формирование личности ребенка, в его психическом развитии.
Слайд 3
«Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький
Слайд 4
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в сюжетно-ролевой игре. Уровни игровой деятельности 1 ступень – 1,5-3 года – ПРЕДМЕТНАЯ «ИГРА». Содержание – действие детей с предметами. 2 ступень – 4-5 лет – СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. Содержание – отражение социальных отношений людей. 3 ступень – 6-7 лет – ИГРА С ПРАВИЛАМИ. Содержание – отражение отношений между людьми, подчиненных определенным правилам .
Слайд 5
«Игра – практика развития» С. Рубинштейн
Слайд 6
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения, развиваются произвольность внимания и памяти. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче выделяется ребенком в игре. Потребность в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию, способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения . Игра влияет на умственное развитие дошкольника Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
Слайд 7
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Слайд 8
Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой , направленный на создание рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. Лишь в среднем и старшем возрасте интерес переносится на результат деятельности и освобождается от влияния игры. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Выполняя правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями, складывается желание и первоначальное умение учиться.
Слайд 9
Большое влияние игра оказывает на развитие речи и рефлексивное мышление. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связанной речи, а рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Слайд 10
Выводы: В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и дольше запоминают. Игра делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. В игре дети учатся контролировать и оценивать себя – играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Слайд 11
Блиц-опрос: Игры, обогащённые жизненным опытом? Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? Любимая самостоятельная деятельность детей? Свод требований, предъявляемый к кому то, к чему-то? Ход игры по — другому? Что распределяют между собой участники игры? Первая игрушка малыша? Сюжетные Замысел Игра Правила Содержание игры Роли Погремушка
Слайд 12
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Она составляет значительный пласт игр. Ей присущи эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность, кооперация. А «ребенок, осваивающий окружающий его мир, – это ребенок, стремящийся действовать в этом мире» (А.Н.Леонтьев).
Слайд 13
МБДОУ «Детский сад № 60»
Источник
Юлия Ильина
Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
“Игра – путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить”.
(А. М. Горький)
В работе с детьми дошкольного возраста педагоги реализуют одну из важнейших задач Государственного образовательного стандарта дошкольного образования – формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Для реализации данной задачи в дошкольном образовании существуют различные средства, виды деятельности, технологии, методики. Среди них особое место отводится сюжетно-ролевой игре как ведущему виду детской деятельности, которая создает «зону ближайшего развития ребенка».
Степень изученности детской сюжетно-ролевой игры в психолого – педагогической литературе достаточно высока. В научных исследованиях ученые (А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, и многие др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в формировании личности, в человеческой культуре.
А. П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает «что такое хорошо», а «что такое плохо».
Великим педагогом К. Д. Ушинским доказано, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
Психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры.
Д. Б. Эльконин подчеркивал влияние ролевой игры на психическое развитие ребенка:
– В игре происходит формирование у ребенка новых социальных мотивов (стремление занять новую социальную позицию, стать взрослым и реально осуществлять его функции, формируются «волевые мотивы»
– В игре преодолевается познавательный «эгоцентризм» ребенка. В совместной игре необходимо координировать различные позиции,различные точки зрения: соотносить собственную роль и роль партнера, свою позицию и позицию партнера по игре, реальные и игровые значения предметов и действий.
– Развитие произвольного поведения. Всякая игра содержит в себе скрытое правило, требуя от ребенка отказа от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли, т. е. в игре поведение ребенка становится произвольным.
– Игра способствует развитию умственных способностей (воображения, внимания, память, восприятия, наглядно-образного мышления, развитию речи; развитию эмоциональной сферы, самосознания и др.
В процессе своей работы, наблюдая за детьми, я заметила, что играя вместе, детям приходится учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Это способствует развитию мыслительных процессов ребенка, коммуникативных и нравственно-волевых взаимоотношений со сверстниками. В совместной игре неуверенные, робкие дети преодолевают нерешительность, приобретают навыки общения и взаимодействия со сверстниками. Постепенно через игру дети осваивают элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.
В сюжетно-ролевой игре у детей формируются способы решения игровых задач. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители, воображаемые предметы, заменяют отсутствующие предметы словом.
В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру. Например, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, разговаривать по телефону, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Игра ребёнка – важный показатель общего развития.
Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психическом состоянии ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя.
Если ребёнок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, его игры стереотипны и примитивны по содержанию – это сигнал неблагополучия в развитии ребёнка, что может негативно отражаться на успешности школьного обучения.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место игры, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следуют за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает; и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь, искренне радуется или огорчается по ходу игры. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
2 года назад я набрала свою группу. Я заметила, что игры их еще достаточно примитивны. В этом возрасте полноценные сюжетно-ролевые игры для них являются еще слишком сложными. Поэтому я решила вести работу по их развитию.
Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевыхигр осуществляла в следующих направлениях:
1. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
2. Непосредственное руководство играми детей.
В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия водителя, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.
В начале (в младшей группе) были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела», «Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось необщительным детям.
Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Карлсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовала куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому моя роль заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.
На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, выбирать необходимые атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того,наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.
Также дети очень любят, когда я играю вместе с ними. В младшем возрасте они с удовольствием меня лечили в «Больнице», спасали от акул, плывя на помощь на корабле. Сейчас, в средней группе, приглашают меня в «Школу», но чаще в роли ученика, приходят ремонтировать мебель ко мне в гости. Главное, проявлять настоящую заинтересованность и уметь ненавязчиво направить сюжет в нужное русло, если он зашел в тупик. Это можно сделать наводящими вопросами или неожиданными действиями в игре (например, я пришла в школу с котенком и хочу, чтобы его научили считать). Я считаю, что воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.
Источник
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.
Все эти существенные качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка [13, с. 57].
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Вместе с развитием ребенка меняется характер игры, она тоже проходит этапы. Причем от трех до семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры – общение. В педагогике и психологии проблему влияния игровой деятельности на развитие детей исследовали Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.П. Усова, а также современные авторы – Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, В.А. Недоспасова, С.А. Козлова и другие.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые выявляются у детей до поступления в школу [4, c. 85].
В игровом арсенале дошкольника есть различные виды игр, как творческих, где ребенок сам выбирает тему игры, ее средства и содержание, так и игры с правилами, которые имеют некую структуру и подчиняются правилам, пишет Угасте [14, с. 55]. Конечно, дети любят играть во все эти игры. Однако сюжетно-ролевая игра наиболее интересный вид детской игры. Она строится на расширяющемся с возрастом представлении ребенка о жизни взрослого.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры, подчеркивает Волков Б.С. [2, c. 32].
Урунтаева Г. А. отмечает, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника. Непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру. Они отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре [15, c. 27].
Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребёнка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. На этой основе у ребёнка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. В этом заключается её ведущая функция, отмечает Эльконин [21, с. 52]. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, отражает чувства и желания, учится общению, овладевает опытом и правилами поведения.
По данным С.А. Козловой, в ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия [8, с. 259].
Урунтаева Г. А. уверена, что игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне. [15, c. 34].
Козлова С.А. делает вывод, что сюжетно-ролевая игра, переплетаясь с другими видами игр, удовлетворяет все основные потребности ребенка: потребность в общении, в физической активности, потребность к самостоятельности и к познанию окружающего мира. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми [8, с. 262].
Через игру дети получают новые представления об окружающем мире, в процессе игры зарождаются познавательные интересы, любознательность, подмечает Р.И. Жуковская [5, с. 11]. Действительно, игровая деятельность – это уникальный способ познания мира, освоения окружающей действительности. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д,Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка [20, с.195]:
— развитие мотивационно-потребностной сферы;
— преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;
— развитие умственных действий;
— развитие произвольности действий.
В сюжетно-ролевой игре ребенок учится эмоционально врастать в мир взрослых; переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные; понимать смысл их действий и поступков; осознавать свое реальное место среди других людей, уважать себя и верить в себя; свободно выражать чувства; говорить с самим собой; переживать свой гнев, тревогу, зависть и беспокойство; делать выбор, уверена Недоспасова В.А. [13, с. 4].
Таким образом, сюжетно-ролевая игра самая привлекательная деятельность в детском возрасте, она имеет большое значение как для когнитивного и социального развития ребенка, так и для развития его личности в целом. Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Так как при педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания, упрочению его интересов, развитию речи, нравственному развитию ребенка.
Источник