Влияние сиблингов на развитие ребенка

Влияние сиблингов на развитие ребенка thumbnail

5. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)
как фактор развития личности ребенка

А. Адлер первым сформулировал положение о зависимости развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция характеризует этот порядок, определяет специфику социальной ситуации развития ребенка, его отношения к миру, общения и деятельности, форм
сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Адлер выделил следующие сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний ребенок, младший ребенок.
Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей,
ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными,
он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть
отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта
сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных
отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в
центре внимания семьи.
Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлением
младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего
сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет
супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при
определенных условиях, роли «жертвы».
Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы. Он избалован
вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе
с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к
сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализации его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в
достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой позиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».
Средний ребенок в семье — наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с
другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций.
В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые позиции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьев
здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опекуна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции. Особый
характер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлением
личностной идентичности [Мухина, 1981], вносит свои коррективы в решение вопроса о принятии межличностных ролей в семье.
На основе изучения биографий выдающихся людей Ф. Салловей приходит к выводу о том, что величайшие открытия в науке, революционные
деяния, перевороты в обществе связаны с именами людей, которые были
средними детьми в своей семье. Средние дети отличаются, таким образом,
особыми социальными способностями к поиску и открытию принципиально нового, являются возмутителями спокойствия и ниспровергателями авторитетов [Sulloway, 1996]. Салловей предлагает эволюционно-психологическую концепцию «борьбы за ресурсы», объясняющую генезис указанных
личностных особенностей. Суть «борьбы за ресурсы» состоит в том, что в
семье дети всегда претендуют на большие ресурсы — внимание, время, душевное тепло, ласку, заботу со стороны отца и матери, — чем те, что реально могут предоставить им родители, вынужденные делить свои возможности между всеми детьми. Соревнование за доступ к родительским ресурсам
приводит к формированию амбивалентных конкурентных (явных или
скрытых) отношений между сиблингами. В борьбе за собственную «нишу»
в семье в выигрышном положении оказываются старшие и младшие дети.
Старшие, будучи первенцами, уже завоевали свое место в сердце родителей
до рождения второго ребенка и в отношениях с сестрами и братьями лишь
отстаивают то, что им уже по праву первородства принадлежит. Младшие
дети, лишенные младших конкурентов, не только получают возможность
использовать ресурсы родителей (старшие дети уже выросли!), но наделены также заботой и вниманием со стороны старших. Средние же дети обречены на то, чтобы всегда быть в тени старших или младших. Поэтому наиболее адекватной адаптивной стратегией для них становится выход за
пределы семьи в поисках ниши для самореализации. Отсюда стремление
среднего ребенка как можно раньше автономизироваться и отделиться от
семьи, его недоверие к традициям и авторитетам, направленность на создание новых отношений.
Исследование психологического феномена влияния порядка рождения,
сиблинговой позиции на развитие личности ребенка в современной психологии по-прежнему является актуальным и теоретически значимым, отвечает социальной потребности разрешения важнейших задач формирования зрелой гармоничной личности и оптимизации системы семейного
воспитания.
Можно выделить ряд направлений исследований, анализирующих зависимость личностного развития от порядка рождения.
Исследования социальных достижений обнаружили связь порядка рождения с высокими научными, социальными, политическими успехами личности. Например, Ф. Гальтон заметил, что в составе членов Королевского
научного общества преобладают единственные дети и первенцы, а Дж. Кеттел показал, что среди 855 выдающихся американских ученых большинство составляют старшие и младшие дети, в то время как средние крайне редко достигают значительных успехов в наулсе. Биографический метод
позволяет утверждать, что большинство президентов, конгрессменов и политических деятелей США в семье были старшими либо младшими детьми. Возможности высоких достижений в науке женщинами также устойчиво коррелируют с их сиблинговой позицией в семье [Altus, 1965].
Успеваемость единственных детей в школе лучше, чем у детей других сиблинговых позиций, причем констатируется предрасположенность единственных детей к интеллектуальной деятельности, характеризующейся высокой степенью индивидуализации стиля и творчества [Карацуба, 1998].
Была выявлена зависимость уровня интеллектуального развития ребенка от порядка рождения (Е.Л. Григоренко, Т.А. Думитрашку, И.В. Равич-Щербо, Анастази А.). Так, в большинстве случаев констатировалось
снижение коэффициента интеллектуального развития у детей, занимающих сиблинговые позиции средних и младших детей, по сравнению с единственными и старшими детьми. По данным Анастази, в популяциях с высоким уровнем рождаемости наблюдается снижение уровня интеллекта.
Показатели вербального интеллекта, способности к абстракции, памяти,
уровня креативности детей из многодетных семей значительно чаще оказываются ниже, чем у детей единственных (Т.А. Думитрашку).
Объяснение более высоких социальных и интеллектуальных достижений ребенка, занимающего сиблинговую позицию единственного или старшего в семье, следует искать в особенностях его общения и сотрудничества
с родителями. Модель «обогащенной» интеллектуальной среды [Zajonc,
Markus, 1979] объясняет преимущества старших детей тем, что длительное
время до рождения второго ребенка они безраздельно владели вниманием
и заботой взрослых, им уделялось больше внимания, с ними больше играли, читали, занимались родители. Интеллектуальная среда оказывается
тем более благоприятна для развития ребенка, чем меньше детей в семье и
чем больше интервал между рождением первого и второго ребенка. Вместе
с тем особенности типа семейного воспитания, родительской позиции,
уровня интеллектуального и культурного развития самих родителей определяют содержание и формы их с ним общения, а тем самым и ресурсный
потенциал «интеллектуальной семейной среды» как источника умственного развития ребенка.
Обнаружена связь особенностей Я-концепции ребенка и его сиблинговой позиции. Самооценка старших и единственных детей оказывается выше, чем у средних и младших [Coopersmith, 1967], они более автономны и
самодостаточны. Вместе с тем единственные и старшие дети более склонны
к негативной оценке своего психологического состояния и проявляют ипохондрические тенденции [Weiker, 1973]. Для них характерна повышенная
тревожность, связанная со стремлением поддержать свой высокий статус,
они более склонны к невротизации.
Выявлены различия в коммуникативной компетентности детей с разным порядком рождения. Старшие и единственные дети оказываются более чувствительны к межличностным отношениям, мнению других людей,
потребность в аффилиации у них выражена ярче [Sachter, 1959]. Первенцы
более ориентированы на общение со взрослыми, склонны к директивности
в общении [Snow et al., 1996]. Младшие дети проявляют наибольшую компетентность в кооперации со сверстниками, сотрудничестве и налаживании отношений, у них много друзей, в группе сверстников они считаются
наиболее популярными [Фримен, 1996]. Исследователи объясняют указанные различия тем, что младшие и средние дети имеют продуктивный
опыт общения как с ровесниками, так и со старшими и младшими детьми в
семье. Не претендуя на исключительность своего положения среди братьев
и сестер, они более доброжелательны, готовы пойти навстречу и адаптировать свои ожидания в отношении поведения сверстников, более готовы к
равноправному сотрудничеству.
Наконец, выявлена связь порядка рождения ребенка и риска возникновения девиаций. Так, исследование склонности к алкоголизму подтвердило
предположение А. Адлера о том, что наибольшая тяга к алкоголю будет проявляться у детей, вторых по порядковому номеру рождения. В исследовании
Р. Литтла было показано, что единственные и старшие дети начинают употреблять алкоголь позже, чем «вторые», и в меньших количествах [Little,
1989]. Дети из больших семей более склонны к делинквентному поведению;
у девочек-подростков, имеющих четырех и более братьев и сестер, отмечена
вероятность ранней половой жизни и беременности [Wagner, 1985].
Обобщая данные разных исследований, Салловей выделяет следующие
личностные особенности детей с различной сиблинговой позицией. Единственные и старшие дети (первенцы) проявляют большую заинтересованность в интеллектуальных видах деятельности, более сознательны, ответственны в учебе и потому более успешны в школе; они более амбициозны,
их уровень притязаний выше, они уверены в себе, склонны к доминированию в межличностных отношениях со сверстниками. Вместе с тем старшие
более подвержены тревоге и невротизации.
Второй ребенок и последующие дети (не-первенцы) ориентированы на
общение, более адаптивны, готовы к кооперации и альтруистическому поведению. Однако они менее конформны и менее привержены условностям, открыты для нового опыта, особенно в эмоционально-волевой сфере,
обнаруживают экстраверсию [Sulloway, 1996]. Личностные особенности
детей с различным порядком рождения Салловей связывает с особенностями их внутрисемейной ситуации. Первенцы, тяжело переживая «крушение с пьедестала» после рождения второго ребенка, в семейном общении
оказываются особенно чувствительными к отношению к ним родителей,
стремятся к более близкому общению с ними, стараются заслужить их любовь и признание. В отношении младших братьев и сестер старшие дети,
поощряемые взрослыми, занимают позицию протекции и опеки, подражая
в этом родителю. Отсюда проистекает их явно выраженная тенденция
идентификации с родителями, уважение власти, авторитета и традиций,
известный консерватизм. Социальная ситуация развития детей с более
высоким порядком рождения — средних и младших — обусловливает их
открытость в отношении общения всех членов семьи, а желание самоутверждения стимулирует их интерес к поиску возможностей самовыражения как в семье, так и за ее пределами, неприятие условностей, склонность
к риску и экспериментированию.
Особый интерес представляет модель взаимоотношений и взаимодействия сиблингов семье, определяемая порядком их рождения, особенностями
отношения родителей и сформировавшимися под влиянием порядка рождения личностными особенностями самого ребенка.
Отношение родителей к старшему ребенку (первенцу) определяется их
недостаточной компетентностью в воспитании, неуверенностью и зачастую противоречивостью воспитательной стратегии и тактики. После рождения второго ребенка старший оказывается в изоляции, пусть даже и на
самое короткое время. Неустойчивость воспитательного стиля в сочетании
с переживанием чувства лишения родительской любви после рождения
второго ребенка с большой вероятностью приводит к формированию тревожного типа привязанности старшего ребенка к родителю. Готовность
первенца использовать все средства для того, чтобы привлечь внимание родителей к себе, может принять различные формы — от стратегии полного
послушания и стремления к успехам и достижениям («смотрите, я — лучше всех») до стратегии шантажа и социальных провокаций («я заставлю
вас любить и уважать меня таким, какой я есть»). В отношении младшего
ребенка родители склонны проявлять гиперпротекцию и потворствование,
что может привести к эгоцентризму и запаздыванию социального развития
младших детей [Земска, 1986]. К воспитанию среднего ребенка родители
нередко привлекают старшего, делегируя ему часть своих функций, особенно если разница в возрасте между детьми достаточно велика.
Отношение старшего ребенка к позже рожденным детям (среднему и
младшему) чаще всего двойственно включает ревность и соперничество.
Средний и младший сиблинги выступают как партнеры, предназначение
которых продемонстрировать родителям и всем окружающим достоинства
и способности старшего. В том случае, когда разница по возрасту между детьми мала и дети при этом одного пола — оба мальчики или обе девочки, —
отношения между детьми превращаются в арену постоянного напряженнейшего и бескомпромиссного состязания. Большая разница в возрасте
между детьми, напротив, сглаживает остроту борьбы, поскольку достижения старшего становятся недостижимым идеалом для младшего ребенка.
Масла в огонь подливают и родители, постоянно сравнивающие детей между собой. Но если младший в случае неудач может скрыться в спасительную гавань своего положения младшего ребенка в семье, то для старшего
единственно возможным способом доказательства своего превосходства в
том случае, когда средний ребенок «наступает ему на пятки», становится
путь низведения младшего, провоцирования его на запрещенные и наказуемые поступки с тем, чтобы на фоне младшего выглядеть в глазах родителей примерным пай-мальчиком (девочкой).
Г. Хоментаускас [1985] выделяет три стратегии неадекватного поведения
младшего ребенка, находящегося «в тени» своего старшего брата (сестры).
Первая ставит целью низведение старшего в глазах родителей с использованием ябедничества, хвастовства, агрессии и вражды. Такое поведение в детстве приводит к отчуждению и сохранению враждебных отношений между
сиблингами в зрелом возрасте. Вторая стратегия направлена на то, чтобы любыми способами заставить родителей признать значимость младшего. Поскольку одержать превосходство над старшим достаточно сложно, младший
ребенок для привлечения внимания родителей использует асоциальные
формы поведения, чреватые ужесточением дисциплинарных мер, применяемых родителями, отвержением младшего ребенка, который, в свою очередь,
еще с большей настойчивостью выступает против родителей. Порочный замкнутый круг приводит к формированию асоциального поведения младшего ребенка. Наконец, третья стратегия представляет собой путь изоляции и
отказа младшего ребенка от борьбы за любовь и признание родителей. Следствием подобной стратегии становится низкая самооценка и самопринятие,
замкнутость ребенка, выбор роли шута и неудачника.
Средний ребенок, по мнению Хоментаускаса, испытывая чувство отвержения, обиды и несправедливости, избирает либо стратегию навязчивой послушности и услужливости в надежде заслужить любовь родителей, либо
вступает на «тропу войны» с сиблингами, становится драчуном и задирой.

Безусловно, все перечисленные выше стратегии представляют собой
варианты неадекватного развития отношений между сиблингами, являясь
результатом неправильного типа семейного воспитания, фаворитизма,
практикуемого родителями в отношении старшего или, наоборот, младшего ребенка.
Важно подчеркнуть, что влияние порядка рождения опосредуется полом ребенка. Например, известно, что старшие девочки легче переживают
рождение второго ребенка и охотнее принимают свою «новую семейную
роль — помощницы родителей, опекуна младшего брата или сестры. Младшие братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой
позиции в случае, если старший ребенок иного, чем они, пола. Это объясняется тем, что экологические «ниши» самоутверждения у мальчиков и девочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти сферы утверждения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества
и избежать конкуренции в семье. В случае разнополых сиблингов влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации и подражания младшего ребенка старшему. Так, мальчики, имеющие старших
сестер, менее маскулинны по своим интересам и поведению, а девочки,
имеющие старших братьев, напротив, обнаруживают большую маскулинность.

Карабанова О.А.
Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
ISBN 5-8297-0189-8 (в пер.)

Источник

Сиблингами в психологии называют братьев и сестер, которые имеют общих родителей. Воспитание в одинаковых условиях делает взаимоотношения сиблингов особенными. Рассмотрим подробнее, что именно влияет на формирование личности каждого из них и с какими проблемами могут столкнуться родители.

Что такое сиблинги у людей

Что такое сиблинги

Новые понятия все чаще входят в нашу жизнь, и все больше людей задаются вопросом: что такое сиблинги? Такое название было заимствовано из английского языка «siblings». Кто же такие сиблинги?

Сиблинги – это дети одних родителей, т.е. сиблингами можно назвать братьев и сестер. В случае, когда дети имеют лишь одного общего родителя, применяется термин «полусиблинги».

Понятие получило широкое распространение в психологии, потому что оно позволяет не уточнять пол сиблинга или порядок его рождения (например, учитывается у восточных народов).

Немного истории

Фрэнсис Гальтон

В психологию понятие «сиблинги» ввели Фрэнсис Гальтон и Альфред Адлер в XIX веке.

Ф. Гальтон в своем труде «Английские люди науки: их природа и воспитание» отметил, что большая часть выдающихся людей, получивших Нобелевскую премию, являются первыми детьми в семьях. Это позволило ему предположить, что:

  • первенцы имеют больший доступ к финансам родителей и чаще продолжают образование;
  • они несут большую ответственность, чем младшие братья и сестры, и играют в семье роль помощников и товарищей для родителей;
  • перворожденные дети получают больше внимания и заботы.

Альфред Адлер

А вот А. Адлер сделал несколько выводов, связанных с порядком рождения сиблингов:

  • старшие дети в семье получают власть и лидерство, они любят соблюдать порядок, традиции, стараются оправдать ожидания родителей и достигать все новые результаты, чтобы не потерять свое положение;
  • средние дети ощущают себя изгоями, потому что им не достается тех же преимуществ, что и первым, но и внимания тоже недополучают. Чтобы как-то выделиться среди братьев и сестер, им приходится прокладывать свой нелегкий путь, часто отличающийся от принятых норм и правил, ведь из семьи их все равно уже как будто «вытеснили»;
  • к младшим детям не предъявляются такие высокие требования как к старшим, они воспринимаются как менее способные. Родители стараются уделить им больше внимания и поддаются на все их уговоры.

К настоящему времени все эти выводы не раз проверялись различными исследованиями. Но однозначных результатов о том, что порядок рождения оказывает определенное психологическое влияние на ребенка, получено не было. Чтобы делать такие выводы, необходимо учитывать еще группу факторов, таких как: размер семьи, социальный статус ее членов, разница в возрасте сиблингов, темперамент, методы воспитания и др.

Поведение ребенка при рождении брата или сестры

Поведение ребенка при рождении брата

Новый ребенок в семье всегда становится для первого стрессом, особенно это касается детей в возрасте от 3 до 5 лет. Часто можно наблюдать, как меняется его поведение: сопровождается агрессией или начинается регрессивный период в развитии. Например, трехлетний ребенок, отвыкший от соски, может начать снова ее требовать или отказываться говорить уже выученные слова и фразы.

Таким способом старшие дети пытаются показать родителям, что они нуждаются в большей любви, ласке и внимании к себе.

Специалисты рекомендуют в это время не напоминать малышу, что он уже большой, и не требовать от него соответствующего поведения. Эмоциональное состояние ребенка само придет в норму тогда, когда он привыкнет к братику или сестричке и своей новой роли.

Если же негативные последствия не проходят в течение 2-3 месяцев, то родителям рекомендуется обратиться за помощью к детскому психологу или педиатру. Особенно важно принять такие меры, если старший ребенок пытается нанести вред младшему.

Отношения сиблингов

Есть несколько уязвимых моментов в отношениях сиблингов, на которые родители должны обращать особое внимание. Рассмотрим каждый из них.

Разница в возрасте

Разница в возрасте сиблингов

От того, насколько большая разница в возрасте у детей сиблингов, зависит насколько близкими и дружественными будут их отношения.

Если разница составляет менее 3-4 лет, то детям придется соперничать друг с другом за родительское внимание и заботу, ведь даже старший ребенок еще сильно зависит от взрослого.

Кроме того, первенцу всегда тяжело потерять свой статус лидера и «монарха, потерявшего престол», по словам А. Адлера. Особенно остро это проявляется между сиблингами одного пола.

Современные родители все больше задумываются над этим вопросом и пытаются запланировать рождение младших детей так, чтобы избежать негатива и зависти. Считается, что идеальная разница – 4-5 лет, когда кризис 3 лет прошел, а кризис 7 лет еще не начался. Именно в этом возрасте малыш уже более самостоятелен и готов вести разговор со взрослыми.

Вмешательство взрослых

Вмешательство взрослых в отношения детей

Вмешательство родителей в отношения своих детей – это сложный и деликатный вопрос, подходить к которому нужно в индивидуальном порядке.

Главное, что должны усвоить мама и папа – в большинстве случаев любое участие в спорах между детьми приведет только к еще большему конфликту сиблингов. Тем более, что они подходят к решению с позиции взрослых, а даже подростки еще не всегда умеют улаживать конфликты по-взрослому.

Конфликты сиблингов

Конфликты сиблингов

Часто отношения сиблингов складываются непросто. Дети могут ссориться и ругаться по самым незначительным поводам. Родителям необходимо научиться сглаживать все острые углы, чтобы разрядить обстановку. Для этого нужно знать, какие причины вызывают такое поведение.

Можно выделить несколько факторов, которые обычно влияют на возникновение конфликтов между сиблингами:

  • ревность – ребенок ощущает, что получает меньше заботы, чем уделяется брату или сестре. Но при попытке привлечь к себе внимание родителей различными способами получает лишь оговорки и осуждение;
  • зависть – появляется, когда малыш замечает несправедливость по отношению к себе: другой ребенок получает подарки, сладости, похвалу больше и лучше – и это надолго остается в памяти;
  • враждебность – возникает вследствие долгой и устойчивой ревности и зависти;
  • усталость – становится причиной конфликтов, когда родители перекладывают на старшего сиблинга много обязанностей по уходу за младшим.

Чего не следует делать родителю в случае сиблингового конфликта

Есть ряд ситуаций, которых взрослые должны избегать, чтобы не провоцировать еще больший конфликт.

Родители не должны:

  • принимать сторону одного из сиблингов;
  • давать оценку поведению ребенка («ты делаешь неправильно», «ты поступаешь плохо» и др.);
  • придавать большое значение мелким ссорам;
  • игнорировать физическое и эмоциональное насилие между детьми;
  • не давать высказаться каждому из сиблингов;
  • рассказывать о ситуации посторонним людям;
  • ожидать и говорить детям, что они обязательно будут друзьями, когда вырастут.

Воспитание сиблингов

ссора сиблингов

Родители должны подходить к воспитанию сиблингов с большой серьезностью, ведь именно от их поведения и позиции зависит, как сложатся отношения детей.

Рассмотрим, на какие воспитательные моменты рекомендуют обратить внимание психологи.

  1. При ссорах детей необходимо научить их разбираться в этом самостоятельно. Нельзя приучать сиблингов ябедничать и просить помощи у родителей (лишь в исключительных случаях). Важно, чтобы каждый ребенок научился выражать свои чувства («Я злюсь на тебя, потому что ты взял мою игрушку»). Это поможет решать конфликты без драк и криков.
  2. В каждой семье должны быть установлены свои правила. Например, «Стоп». Когда одного из домочадцев что-то не устраивает, то он может сказать «стоп», чтобы другой прекратил. Таким способом можно отучить ребенка жаловаться на брата или сестру.
  3. При возникновении конфликта нужно дать возможность высказаться каждой из сторон. Особое внимание детей нужно обращать на то, чтобы они не просто обвиняли друг друга, но и предлагали способы решения, которые устроят всех.
  4. Родители должны предусмотреть, чтобы у каждого ребенка было свое личное пространство и свободное время, которое он может провести так, как хочется. Если отношения сиблингов складываются так, что несут угрозу чьей-то безопасности, то следует рассмотреть вариант их раздельного проживания.
  5. Для сплочения и поддержания крепких отношений детей родители могут использовать совместные дела и досуг. Например, можно установить семейное правило садиться за стол и есть лишь вместе. Хорошо подойдут совместные игры и занятия, в которых нельзя участвовать в одиночку. Труд и домашние дела также стоит организовывать совместно, чтобы избежать обвинений в особом отношении к одному из детей.

Соперничество сиблингов

Соперничество сиблингов

Отношения между сиблингами часто не простые, ведь им приходится соперничать друг с другом. Особенно часто это явление возникает у однополых или близких по возрасту детей. Такое поведение не означает, что они не любят своих братьев и сестер, сиблингам просто трудно усвоить правила семьи и оценить свое поведение.

Поводом для соперничества также может служить ревность. Каждый ребенок занимает свою позицию в семье, но всеми силами пытается показать, как он отличается от остальных сиблингов. Родители пытаются разделить свое внимание поровну между всеми детьми, но каждый из них хочет получить чуть больше, чем другие.

Все это и провоцирует ревность. Случается, что она не проходит и во взрослом возрасте, и отношения сиблингов всю жизнь носят сопернический и отдаленный характер.

Мой опыт работы с сиблингами в школе

Сиблинги, которые учатся вместе в одном классе, – не самое частое явление. Сложность работы с такими детьми зависит, прежде всего, от их воспитания и характера.

Если оба или один из братьев или сестер растут капризными, требовательными и не приученными уважать взрослых, то они могут вести себя в школе так же как дома. Учителю придется решать спорные ситуации, когда у одного из сиблингов лучше раздаточный материал, место за партой или порция в столовой.

Особое внимание стоит обратить на сиблингов, которые соперничают даже тогда, когда сталкиваются с общими трудностями, например, не могут наладить контакт с одноклассниками. Об этом нужно обязательно сообщить родителям и психологу. При необходимости он проведет диагностику привязанности сиблингов и проанализирует их межличностные отношения.

Самое главное, чем может помочь учитель – организовать профилактическую беседу с родителями и психологом, который объяснит, сиблинги – что это значит и какие есть особенности воспитания и общения с ними.

В остальных же случаях стоит предоставить детям возможность самим решать свои проблемы. Если острых ситуаций в семье не возникает или они сразу решаются, то и в школе сиблинги свое соперничество не проявляют.

Заключение

Какими бы сложными не были отношения между сиблингами, каждый из них оказывает на другого огромное влияние. От их взаимодействия и умения решать конфликты зависит становление личности и взаимодействие с окружающими в дальнейшей жизни. Поэтому стоит приложить всевозможные усилия, чтобы братья и сестры дружили и поддерживали друг друга во всем.

Источник