Влияние школы на развитие ребенка
Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.
Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.
Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.
Знания – значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.
Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.
В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.
Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.
Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.
Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.
Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.
Я считаю, что главное в жизни – общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.
Можно сделать вывод о том, что школа – одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.
Источник
Во время учебы дети и подростки получают не только знания по тем или иным предметам, но и учатся взаимодействовать с коллективом, правильно себя вести в разных ситуациях, управлять своими эмоциями и чувствами. Влияние школы на развитие личности ребенка очень велико.
По мнению большинства психологов, особого внимания при оценке правильности формирования личности заслуживает влияние школы. Развитие ребенка происходит непрерывно. Период обучения захватывает такие моменты, как детство, подростковый возраст и взросление. В это время человек находится в обществе и, соответственно, получает новые навыки и знания. Именно со школой у многих ребят связаны яркие воспоминания о первой дружбе, любви, о взаимоотношениях с педагогами.
От того, насколько теплой и дружественной является атмосфера в коллективе, будет зависеть, насколько ребенок будет доброжелательным. Коммуникативный опыт, полученный в школьные годы, нередко определяет степень доверия к окружающему миру.
Задача грамотного педагога — развить в учениках определенные качества их характера, направить на истинный путь, указать на ошибки. При этом очень важно не сломать личность в каждом из них. Все дети разные и требуют индивидуального подхода.
Некоторые черты характера нельзя оценить строго положительно или отрицательно. Если ученик не соответствует каким-то ожиданиям педагога, — это не повод переделывать подрастающую личность «под себя». Учитель ни в коем случае не должен унижать детей. Это просто недопустимо, так как оказывает негативное влияние на формирование характера. Иногда слишком агрессивный настрой педагога, открытое выражение антипатии вселяет в ученика чувство вины, прививает множество комплексов, но нередко это провоцирует ответную агрессию, и в тоже время укрепляет характер.
Чтобы воспитать школьников правильно, педагогам стоит уделять достаточное количество времени беседам с ними, совместному времяпровождению. Классный руководитель может взять на себя организацию походов в театр, в кино. Во время таких выездов школьники получают возможность узнать друг друга лучше, коллектив становится более сплоченным.
Воспитывать личность в человеке лучше совместными усилиями. В данном случае родители и педагоги преследуют одну и ту же цель и должны действовать сообща. Родительские собрания, беседы, психологические консультации помогают учителю больше узнать о семьях учеников. Полученная информация позволяет применить индивидуальный подход к воспитанию каждого школьника.
За период обучения у всех детей периодически возникают скрытые или открытые конфликты со сверстниками, учителями. Это совершенно нормально. Но очень важное значение имеет то, как каждый ученик научиться выходить из таких ситуаций. Умение погасить намечающуюся ссору, уладить противоречия — навыки, которые обязан привить в каждом учащемся школьный психолог. В детском и подростковом возрасте далеко не все ребята чувствуют себя уверенными. Еще одна задача педагогов — дать возможность ученикам почувствовать себя защищенными, указать на их положительные качества и рассказать о том, над чем нужно работать, как исправить собственные недостатки.
Насмешки, неконструктивная критика — все это недопустимо в общении со школьниками. Иногда даже единственный неприятный разговор способен надолго сохраниться в памяти ребенка и вызвать у него немало негативных эмоций.
В вопросе психологического становления человека нельзя недооценивать влияние школы. Формирование личности ребенка будет происходить максимально правильно, если классный руководитель и другие педагоги уделят достаточное количество времени внеклассной работе, общению с родителями и организации тренингов.
Источник
В школе проходит подавляющая часть повседневной жизни ребенка, и именно здесь он познает азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов. Каково же влияние школы на формирование личности ребенка, и от чего подобное влияние зависит?
Положительное влияние школы на формирование личности ребенка
Влияние школы на социализацию личности оказывается огромное, но далеко не всегда негативное. Именно за счет постоянного существования в большом коллективе одноклассников, ребенок учится находить общий язык со всеми, он начинает понимать многообразие людских характеров и интересов. Психологи давно доказали, что дети, которые занимаются на даму или дистанционно, имеют огромные проблемы в плане социализации, с которыми детишки, посещающие школу, не сталкиваются.
Еще один важный положительный нюанс влияния школы на личность ребенка — это формирование у учащихся новых интересов. Современные учебные заведения могут похвастаться разнообразными секциями, театральными и спортивными кружками. Участвуя во всех школьных мероприятиях, ребенок развивается, находит что-то поистине интересное для себя. Иногда именно за счет грамотной работы педагогов-организаторов, ребенок определяется с желаемой профессией, которой хочет посвятить свою жизнь.
Влияет школа и на развитие волевых качеств у детей. Амбициозность, целеустремленность, активность — все эти положительные качества развиваются на фоне правильной деятельности педагогов. Стимулируя своих учеников к постоянному познанию, к получению все новой и новой информации, преподаватель может добиться того, что дети и по жизни продолжат проявлять амбициозность и целеустремленность.
Помимо знаний по предметам, в школе дети приобретают и определенные воззрения. Так, на внеклассных занятиях педагог может внушить своим подопечным мысль о негативности вредных привычек, о последствиях раннего секса, обо всех преимуществах здорового образа жизни. Все эти идеи, изложенные правильным образом, становятся частью мировоззрения подростка, напрямую влияя на его будущее.
Негативное влияние школы на личность ребенка
Рассказывая о влиянии современной школы на ребенка, не стоит забывать и про оборотную сторону этого процесса. Многие родители жалуются на то, что их ребенок изменяется до неузнаваемости, и все из-за школьного окружения. Если подросток попадет не в лучшую школьную компанию, то его взгляды на жизнь, которые так тщательно взращивали родители, могут сильно преобразиться. Детки из плохих компаний часто проявляют грубость, агрессивность и озлобленность. Вредные привычки также становятся их спутниками, и только совместная работа педагогов, а также родителей, поможет справиться с последствиями такого дурного влияния.
Если ребенок внезапно становится изгоем в классе, это обязательно негативно повлияет на его характер, личностные качества. Обычно такие малыши предпочитают замкнуться в себе, не общаться со сверстниками и родителями. На фоне всеобщей нелюбви могут развиться комплексы, депрессии и даже мысли о суициде. Здесь только помощь всегда любящих родителей поможет справиться с потоком навалившихся проблем.
Конфликты с учителями также могут негативно сказаться на самооценке и успеваемости ребенка. Испытывая ненависть к преподавателю, школьник может полностью потерять ученические амбиции, что немедленно скажется на его успеваемости.
Многие родители, начитавшись про негативное влияние школы на ребенка, отдают предпочтение дистанционной форме обучения. Однако, несмотря на возможные недостатки школьного воспитания, именно здесь, в рамках класса происходит важная социализация ребенка, которая в дальнейшем повлияет на его амбициозность и активность по жизни.
Источник
Смешно отрицать влияние школы на самооценку и развитие детей. В этой статье я напишу, в чем, на мой взгляд, секрет успешной учебы моих детей.
(начало здесь)
Я сужу о влиянии школы, исходя из своего опыта. Это десять лет учебы в советской школе 80-х — 90-х годов 20 века. А также десять лет взаимодействия со школой в качестве мамы двух дочек, с 2004 по 2014 гг.
О моей школе.
О своей школе, о своих учителях я вспоминаю с любовью. Мне очень повезло не только с учителем начальных классов, но и с классным руководителем в средней школе. И наши учителя-предметники были классные, почти все. Не все предметы давались мне одинаково хорошо, точные дисциплины шли «со скрипом». Но особых проблем или слез из-за нежелания идти в школу не было.
Я в начальной школе
Я помню дружбу между мальчиками и девочками в начальной школе, интересные уроки Марии Гавриловны. Помню, с какой радостью после каникул получали учебники, листали иллюстрации, оборачивали в самые красивые обложки. А как интересно было обменяться книгами на переменах!
Соревнования октябрятских «звездочек», острое желание победить. Помню не только наши веселые игры в переменах в «цепи кованые», но и ненавистное пришивание воротников и манжет на колючее коричневое платье. Противные школьные фартуки, лямки которых все время так и норовили оборваться.
Помню, как старательно заучивала пионерскую клятву. Как мне было важно надеть пионерский галстук. И свое разочарование, когда не приняли в пионеры. Тогда я впервые столкнулась с абсурдностью » вышестоящих установок» и нормативом приема. Но то был лишь первый звоночек.
Хотя после него я более… хмм… скептично стала относиться к разным «мероприятиям». Оказалось, что для получения вишенки с торта ???? надо держать нос по ветру.
Сейчас в школах вводят такой предмет, как риторика. Но нашей риторикой были 5-10 минут политинформации. Необходимо было найти статью в гаете, прочитать, запомнить и рассказать коротко и интересно всему классу. А в классе было около 40 человек. Первый раз страшно, но потом привыкаешь не бояться. Опыт таких выступлений потом не раз мне помог не только в старших классах, но и позже.
Я в средней школе
В средних и старших классах в школу проникли раздрай и болтология. В стране началась перестройка.
Был у нас один противный преподаватель истории, коммунист. И мы его не то чтобы ненавидели, но тихо презирали. Он говорил только книжные умные слова и был так неискренен и «пронафталинен» установочными цитатами из газет, что аж зубы сводило его слушать. И попробуй только не ответь ему фразой из учебника — всё, ты не настоящий пионер. Впоследствии он стал каким-то депутатом ???? и ушел из школы. А мне с тех пор противно слушать нафталинных чинуш.
Школьный родительский комитет на одном из совещаний с администрацией школы продавил решение о какой-то другой форме обучения. Оказывается, она давно существовала, но не было руководящей установки ее применять. Всё же должно было быть одинаково у всех. И вот при общем обязательном количестве часов мы могли какую-то часть предметов осваивать по выбору в меньшем объеме, а какую-то — в большем. А могли остаться на обычной форме обучения. Фактически в 10-11 классе у нас были подготовительные курсы к поступлению в вузы.
Появились кружки, которые вели преподаватели университетов. Помню, как мы читали «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына в каком-то газетном варианте распечатки. Спорили, пытались с разных точек зрения рассматривать одну проблему.
Но постепенно мы убеждались, что все эти слова часто пустой треск. Так сказать, без последствий.
А еще мы вдруг кинулись узнавать, кто из нас какой национальности, хотя раньше было как-то без разницы. Переживали отделение республик от СССР.
Что дала мне школа
Итак, что мне дала школа?
- Безусловно, крепкие знания по ряду предметов.
- Знания о мире, в том числе исторические (реально, я больше знаю просто названий разных стран, чем мои дети).
- Желание и навык учиться. Это, наверное, самое важное, что мне дала школа.
- Но также я получила и опыт неуспешности и неуверенности в себе. У нас не было травли и чего-то из ряда вон выходящего. Но дразнили и изводили многие многих.
- Школа надрессировала навык не высовываться. Каждый гвоздик должен быть вбит в доску на том же уровне, что и соседний. Даже если ты не согласен, держи свою фигу в кармане. Любое возражение возможно только в заранее согласованных рамках, а дальше — ни-ни. Мы стали скептиками и даже циниками, не верящими лозунгам и красивым фразам. Потому в красивых оборотах фраз была пустота.
Школа изменилась
Я могу оценивать влияние школы на моих детей только в сравнении со своим опытом учебы в школе.
Мои старшие дети тоже одно время учились в той же школе, что и я (вообще первая дочь училась в двух школах, а вторая — даже в трех).
Моя школа не поменяла номер, она стоит на том же самом месте. А выглядеть она стала даже лучше: зеленый газон, ёлочки перед школой, старые деревянные рамы на окнах заменили на красивый белый пластик. Но я вижу и то, что ушло вместе с удобными партами Короткова. За эти годы из школы куда-то ушло уважение к ученику и почтение к учителю. Пропали понятные учебники и согласованные между собой учебные программы.
Да, сейчас в обучение введен игровой элемент, учебники и рабочие тетради более яркие. Но иллюстрации в учебниках стали какими-то бессмысленными. А программы разных учебных предметов не согласуются между собой по темам. Материал выстроен часто по логике, понятной лишь разработчикам. И при все нарастающей загруженности заданиями дети осваивают какие-то верхушки знаний. На углубленное изучение премета просто не хватает времени.
Опыт старшей дочери
Я помню, что делала домашние задания самостоятельно. И только в очень редких случаях обращалась за помощью к родителям. Проверяли родители мои домашки только в первом классе, дальше не было необходимости.
И я (наивная) воображала, что мои дети так же будут учиться самостоятельно.
Ха-ха!
Уже на первом родительском собрании старшей дочери нам сказали, что дети будут учиться по продвинутой программе, поэтому учить уроки всегда надо вместе с детьми, иначе они не будут успевать. И началось как в анекдоте: «Вчера учили уроки. Я орала, ребёнок ревел, бабушка писала сочинение». Ну, бабушку мы не подключали, но все остальное было.
А на следующий год добавилась домашка и второй дочери. Программы у них были разные, требования подчас диаметрально противоположные. Темы, которые старшая начинала проходить во втором классе, вдруг встречались у средней дочери в первом классе. И наоборот, иногда то, что изучала средняя, старшая еще не знала. К оформлению (куда ж без него) требования тоже не совпадали.
Старшая дочка училась практически ровно, особенно легко шли русский и два иностранных языка (один учила не в школе). И учителя ее хвалили все годы учебы. В общем-то, она была удобной ученицей, с точки зрения школы. Еще с детского сада она не настаивала на своем мнении, даже когда была с чем-то не согласна. А дома возмущалась, объясняла мне, что было неправильно и почему оппонент не прав. Но в школе внешне была неконфликтной и исполнительной.
В каком-то смысле, внешне соответствуя стандартам, в стенах школы она «наступала на горло своей песне». Она усвоила, что надо быть максимально «как все», и будет тебе счастье.
Дома же было чтение взахлёб книг, неумолчное пение, сочинение песен. И постоянные поиски новых хобби, и выстраивание различных теорий (иногда с точки зрения логики, а иногда на каком-то ассоциативном ряде). Во многом ей помогла сохранить себя музыкальная школа. И в особенности замечательные чуткие педагоги по вокалу, с большим вниманием относившиеся к внутреннему миру каждой своей ученицы.
Опыт средней дочери
К первому классу средняя дочка еще очень медленно читала.
Как она умудрилась не выучить буквы и слоги рано, я не понимаю. Правда. Буквы были везде: магниты на холодильнике, написанными на кубиках, в ярких книжках. Все стены у нас дома были обклеены вырезанными из разных журналов яркими буквами, слогами и отдельными словами.
Но средняя дочь, в отличие от старшей, упорно не их игнорировала. Когда я пыталась привлечь внимание к какому-нибудь слову, посмотри, мол, вот «кот», а это «нос», дочка просто отворачивалась. В конце концов я решила, что ее время для чтения еще не наступило, и отстала.
Всё, что она хотела прочитать, ей красиво и быстро читала вслух старшая сестра. Поэтому чтение было только для мамы и только с большим нежеланием.
Но зато память у нее была потрясающая. Длинные стихи на слух она запоминала моментально, часто с первого или второго раза.
Еще в детском саду она легко решала примеры старшей сестры по математике. Очень оригинальным способом. Ну, во всяком случае, мне он не приходил в голову, пока дочка не рассказала.
В первом классе у старшей были примеры и задачи на сложение и вычитание сразу с переходом через десяток. И у нас никак не получалось преодолеть десять. Как только число больше десяти, так у нас «затык». Решаем вечером пример 5 + 7, уже и на грибочках, и на цветочках, и на ёжиках. Ну, никак не получается. А из соседней комнаты вторая дочь кричит: «Да замучили уже меня, двенадцать!» «Ну-ка, — говорю средней, — реши 6+8 «. Выдает сразу: четырнадцать. Даю еще пример — опять тут же решила. Даю на вычитание — опять решила. «Да как же ты решаешь?» «А я деньги представляю в голове». А я-то — грибочки, цветочки. Точно, в рублях-то понятнее.
Начальная школа
Но уже в начальной школе средняя дочка очень быстро разуверилась в себе, в своих способностях.
С приходом нового учителя все ее инициативы пресекались. А в активности и жажде справедливости видели почему-то жажду анархии, хулиганство и даже наглость.
Помню, я пришла в школу, чтобы узнать, все ли хорошо с учебой у средней дочки и как складываются ее отношения с новым учителем. Это был второй класс. Спрашиваю, все ли в порядке, как учится моя дочь. И получаю ответ на полном серьёзе: «В меру своих способностей». И всё, без продолжения. Что это? А главное, как за неделю были измерены способности моего ребенка? Я сама-то, хоть и мать, их до конца не знаю.
Со второго класса средняя дочь начала бунтовать против школы доступными в ее возрасте способами. Разговоры о правилах и о необходимости вести себя, «как положено», не помогали.
И вот пригласили меня однажды посидеть на уроках, так сказать, полюбоваться. Отпросилась с работы на весь день, пришли вместе с дочкой в класс, и я села за последнюю парту. Конечно, при мне дитё сидело на уроках идеально. И мера эта помогла — с этого дня дочка стала меньше нарушать дисциплину.
Но увиденное в классе меня поразило. Я увидела, против чего бунтует мой ребенок. На каждом уроке дети слышали монотонные фразы, типа «ну, у Иванова, как всегда, грязно», «естественно, Петров опять всё прослушал», «конечно, Сидоров опять сделал ошибку», «ты будешь хоть когда-нибудь стараться?», «как обычно, на поля залез» и т.д. И ни одного слова похвалы.
Если ребенку говорить, что он свинья, то в конце концов он станет поросенком.
Поросенком моя дочка становиться не хотела. Согласиться с тем, что она «всегда», «опять» сделала плохо, не могла. Вот и бунтовала.
К сожалению, я поздно поняла, что надо было менять школу. А тогда я пыталась найти подход к учителю и показать, что ребенок у меня хороший, умный и не злой. Но ярлык «девочки с не девичьим поведением» уже был повешен и приклеен намертво. Каждый новый учитель видел только ярлык и рассматривал мою дочь только так. Желания учиться с каждым днем было все меньше и меньше. «Выезжала» девочка только на своих способностях.
Средняя школа
В новую школу дочка пришла с таким опытом негативизма и молчаливой борьбы с учителями, что наверное, только огромные усилия могли бы растопить лед в ее отношении к школе как таковой.
В то же время девочка все больше и больше занималась разной живностью. Еще в детском саду мы завели кошек, перепелок, рыбок. Потом добавились хомячки и черепахи. С улицы дочь приносила то раненых птиц, которых пыталась всеми силами выхаживать, то щенков и котят, которым надо было срочно искать дом. Позже добавились занятия на ипподроме. Кроме лошадей, в конюшнях жили козы и даже овцы. Там дочка была счастлива и готова находиться сутками.
Хотя учителя на родительских собраниях говорили, что дочка способная и учиться может на 7 (кто из родителей этого не слышал?), в дневнике стабильно появлялись 3 и 4. Дочка желала, чтобы от нее просто отстали. В школе жаловались на дисциплину. На то, что приносит в рюкзаке «мелких животных», приводит погреться собак в фойе школы. С одной стороны, я понимаю, что это неправильно с точки зрения школы и учебного процесса. Но, с другой стороны, понимаю, что и дочка была права, когда зимой по дороге в школу находила замерзающую собаку и спасала ее от обморожения доступным ей способом.
Дальше случилась травма на уроке физкультуры. Учитель не поверил дочке, что ей больно бежать, так как болит нога. Нет справки с освобождением- беги. Потом дети стали делать кувырки. На первом же кувырке раздался треск, и дочка не смогла встать из-за резкой боли в колене.
По какой-то не понятной мне причине диагноз «разрыв мениска» врачи быстро поставить не смогли, поэтому и операцию на колене сделали поздно. После операции проявились осложнения, к сожалению, они необратимы.
Вот такой 10-летний школьный опыт. Не скажу, что у обеих дочерей он однозначно плохой. Жизнь в школе и взаимоотношения с учителями сложились у них по-разному. У старшей дочки больше приятных воспоминаний, чем у средней.
Благополучный путь конформизма в школе экономит силы и здоровье ребенка. Но, с другой стороны, будет ли полезен этот опыт в дальнейшем? Приведет ли к счастью, к успеху, к достижению мечты? Сможет ли вообще ребенок мечтать или примет чей-то совет выбрать модную профессию?
Коротко о среднем специальном образовании
Старшие дочки проучились в школе по 9 лет. Дальше ушли в техникумы.
Старшая получила диплом с отличием по специальности дизайн промышленных интерьеров. Она классная! В техникуме наконец-то раскрылась, стала смелой и раскованной. Наконец-то она может сказать «нет» (хотя мне это неудобно). Ее дипломный проект был одним из лучших и самых сложных на курсе.
Я как мама жалею, что дочь не связала себя с музыкой. Это однозначно одна из самых сильных и «прокачанных» ее способностей. Надеюсь, когда-нибудь она вернется к этому вопросу. А может быть, и нет.
Теперь у дочки куча интересов в разных направлениях, пробует себя и в том, и в этом. Надеюсь, в конце концов выберет что-то основное, но пока пытается успеть всё и везде.
Средняя дочь после 9 классов уехала в другой город и поступила в техникум на специальность ветеринарного фельдшера. С упорством и настойчивостью за первый год заново прошла школьную программу, «подчистив хвосты» еще с программы начальной школы. За год. Понятно, что не на 100%, но максимально возможно.
Какой я делаю вывод? При наличии мотивации и отсутствии отвлекающих моментов ребенок становится способен освоить школьную программу гораздо быстрее! (Сколько нервов ее, учителей и моих было потрачено в первые 9 лет учебы — и результат был почти никаким).
Специальные предметы и практика — это ее любовь. Что может быть лучше теплого бока коровы? Только теплый бок телёнка ???? Чуть-чуть ей не хватило на красный диплом. Но это уже так, мои родительские хотелки. Ей-то без разницы цвет «корочек».
Работает в ветклинике, возится с собаками и кошками, переживает из-за каких-то запущенных случаев. Параллельно учится в вузе на ветеринарного врача. Как сложится дальше, не знаю. Надеюсь, все будет хорошо.
Один пример тренировки шаблонного мышления в начальной школе
Традиционная школа учит мыслить по шаблонам.
Вот малыш попал в школьную систему, где надо говорить только правильные (с точки зрения учителя) слова и думать только правильные мысли. Шаг влево, шаг вправо — карается отметкой (да, я в курсе, что в начальной школе отметки не ставят, обходятся смайликам, звездочками и прочими заменителями, но сути, на мой родительский взгляд, это не меняет). Ребенок привыкает думать только в строго отведенных рамках. И в результате, если шаблонного ответа не находится, начинается не творческий поиск, а паника.
Проиллюстрирую это утверждение случаем, произошедшим со мной в начальной школе.
В нашем учебнике по математике была ошибка. При правильном решении примера на вычитание получалось отрицательное число. Но отрицательных чисел мы еще не проходили! Я не могла решить, сначала мучилась самостоятельно, потом пошла к родителям. И они мне на пальцах объяснили тему «отрицательные числа».
Я была в панике. Помню, ревела белугой и говорила, что пример не может решаться так! Надо, чтобы он был обычным, без всяких минусов и т.д. Родители в конце-концов успокоили меня показом уличного термометра, который показывает и минусовые, и плюсовые температуры.
Счастливая, на следующий день пришла в школу.
«Ребята, кто решил такой-то пример?» — на вопрос учительницы поднялась только одна моя рука. — «Что в ответе получилось?» — «Минус пять». — «Запомните, дети, отрицательных чисел, чисел с минусом — не существует!» — Всеобщий хохот, занавес. Я была раздавлена, пристыжена, чувствовала себя опозоренной. На самом деле, темой урока для меня стало — не высовывайся, будь как все, иди в стаде в строю.
А в следующем году мы проходили отрицательные числа. И после урока я радостная подбежала к своим подружкам: «Ну, что я говорила? Вы помните, как я в прошлом году решила пример?» — конечно, никто не помнил. К слову, учительница моя была очень хорошая, грамотная и знающая. Абсолютное большинство ее учеников заканчивало начальную школу на 4 и 5. Но она всегда шла в строю и нас тому же учила, пользы для.
А сколько подобных уроков дает ребенку школьная действительность? Массу!
И вот, с одной стороны, ребенок по 6 — 7 часов в день приучается сидеть тихо и не высовываться, говорить только удобные правильные вещи. С другой стороны, мы знаем, что пробиваются наверх самые инициативные, что часто самые успешные люди — это те, кто увидели и использовали шанс, который никто не замечал.
Итоги
Итак, влияет ли школа положительно на ребенка? Да, есть положительные моменты, которые может дать только школа. Но есть и минусы, которые присущи именно школе.
Можно ли поставить знак равенства между отличной учебой и любовью к школе? Да, в некоторых случаях, но необязательно.
Будет ли успешным человек, который не знал проблем в школе? Не факт. Скорее, он станет отличным приспособленцем.
Будет ли в жизни неуспешным человек, который в школе был проблемным и неудобным? Возможно, но необязательно.
Хотелось бы, чтобы творческий подход к осмыслению вещей ребенок не растерял в период получения школьного образования. Чтобы любые способности ребенка получили развитие в те 9 или 11 лет, которые ребенок проводит за партой. Также хочется, чтобы для успешной учебы в школе ребенку не нужно было отказываться от своего «я».
Как хорошо, что сейчас есть альтернатива посещению школы — семейное образование, дистанционное семейное образование, экстернат и всевозможные их сочетания с традиционным школьным обучением.
Источник