Влияние сенсорных игр на развитие ребенка

Татьяна Зубарева
Влияние сенсорных игр на речевое развитие

Влияние сенсорных игр на речевое развитие.

1. Первичное освоение языка.

На втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи. К концу второго года в жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова, постепенно формируются грамматические категории)

2. Этап усвоения грамматики.

На третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова,используя при этом законы родного языка: «копатка» – лопатка» и т. д.)

Словарный запас расширяется до 4000 слов.

Таким образом, мы можем увидеть, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов.

Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей, которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра)

Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то,чтобы дать детям новые чувственные ощущения:

– зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);

– двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);

– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);

– вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)

Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры:

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в “сухом бассейне” различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель.  Учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета,  коробочки аналогичных цветов, дополненные  изображениями животных.

Словарь.    Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки,  которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается  разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Постепенно количество палочек увеличивается.   

Примечания.  Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и в предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!

Источник

Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорное развитие детей было и остается важным и необходимым для воспитания.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В дошкольном возрасте дети путем проб и ошибок, например, размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному промериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное промеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша. В конечном счете, дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Читайте также:  Влияние факторов среды на развитие организма ребенка

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К таким играм можно отнести следующие:

* игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

* игры с прятаньем и поиском – в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

* игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

* игры на ознакомление с формой и величиной предмета – геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»).

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, но нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов «большой» и «маленький». Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая. Надо показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, надо согласовать слова с жестом: одна матрешка – маленькая – прячется в ладони, а другая – большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложить ребенку показать маленькую матрешку. Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку – закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия, но уже самостоятельно. Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек. Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различение цвета, величины и формы и т. д.

Детям важна также сенсорная гимнастика. Нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это умение группировать. Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах – всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать.

Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Такие игры по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему. Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

Можно предложить детям упражнение «Соедини картинку».

Дидактической задачей этого упражнения является развитие мышления, зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.

Материалом служат силуэты чайников, игрушек, машин и др. из картона, разрезанные на части.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Читайте также:  Оценка уровня психомоторного развития ребенка журба

Таким образом, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.

Источник

Надежда Иванова
Эффективность использования сенсорных игр для развития младших дошкольников

Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Буквально с первых дней жизни ребенка оно является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Каждый любящий родитель безумно счастлив, когда его драгоценное чадо добивается пусть небольшого, но все-таки успеха.Важно абсолютно все: первый неуклюжий шаг, долгожданное первое слово, неумело разукрашенный рисунок. Любое достижение – это результат огромных усилий малыша. Однако известно ли вам, что способности малюток во многом зависят от того, насколько развита его сенсорика. Что это такое, знает, наверное, каждый, но вот действительно понимают ее значение лишь немногие. Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Основой формирования этого восприятия является синтез различных ощущений индивида. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т. п.

Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка недооценивать ни в коем случае нельзя. Роль сенсорного воспитания заключается в том,что оно:

• способствует развитию интеллекта ребенка;

• помогает малышу систематизировать знания, которые он получает из внешней среды;

• подготавливает детишек к восприятию мира таким, каким он является;

• оказывает позитивное влияние на формирование эстетического чувства;

развивает воображение, наблюдение и внимательность;

• подготавливает ребятишек к будущей учебной деятельности;

• благоприятно влияет на обогащения словарного запаса мальчиков и девочек;

развивает различные виды памяти (зрительную, образную, слуховую, моторную).

Знания, которые малыш получил однажды, необходимо подкреплять на протяжении всего периода, предшествующего школе. Это объясняется тем, что выученные ребенком цвета радуги, различные геометрические фигуры и т. п. без периодического повторения забываются. Порой случается так, что у дошколенка пяти лет (старшая группа) сенсорика, а вернее ее развитие, остается на уровне двухлетнего малыша. Он не способен отличать признаки предметов, путает цвета, не может сконцентрироваться на выполнении поставленной перед ним задачи. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, следует регулярно заниматься с ребенком, постоянно озвучивая названия предметов, которые окружают его на улице и в помещении, а также обращая внимание на его одежду. Лучше всего мальчишки и девчонки осваивают информацию, полученную в игровой форме.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Я хочу поделиться своими дидактическими пособиями для игр по сенсорному развитию, в которые мы играем в детском саду и которые советую родителям играть дома.

Цель игр – дать ребенку новые чувственные ощущения.Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.

Игры с прищепками: «Солнышко», «Тучка», «Фартук», «Овощи и фрукты»,

Цель: Закрепление знаний основных цветов.

Задачи:

1. Учить детей правильно брать и открывать прищепку; закреплять знания основных цветов.

2. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение, речевую активность; развивать слуховое восприятие.

3. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.

1. Игра «Поможем маме развесить одежду»

Цели: Развитие мелкой моторики рук

Задачи:

1. Работать над закреплением знания цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).

2. Научить подбирать предметы одежды и прищепки нужного цвета.

3. Обогащать словарь детей словами названия одежды, цвета.

4. Воспитывать желание помогать маме, усидчивость, умение играть в паре.

2. Игры застегиваем молнии «ИНТЕРЕСНОЕ ОДЕАЛЬЦЕ»

Цель: Развитие мелкой моторики рук

Задачи: 1. Учить открывать и закрывать молнии.

2. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета.

3. Игра «Веселая гусеница», «Веселые Шнуровки», «Пирамидки»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

1. Закреплять знания детей основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

2. Продолжать упражнять детей в умении собирать гусеницу, пирамидку

3. Развивать мелкую моторику рук, мышление;

4. Воспитывать усидчивость.

4. Игра «Мышкин дом»

Цель игры: Знакомство с геометрической фигурой — квадрат.

Задачи:

1. Закреплять знания детей основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

Читайте также:  Группа задач включающая развитие телесной рефлексии у ребенка

2. Знакомить с геометрической фигурой — квадрат.

5. Игра Логические блоки Дьенеша

Цель игры: Помочь малышам в обучении выполнению логических операций, постигнуть саму суть математической науки в ненавязчивой форме. Ребенок учится распределять кубики по различным свойствам, искать отличия, выполнять операции обобщения, производить сравнение, классификацию.

Кубики дают возможность узнать различия в форме, цвете, размере. У ребенка развивается воображение, мышление. Благоприятное влияние оказывается на грамотность речи, умение самостоятельно действовать и обдумывать сложившиеся ситуации. Достоинство кубиков заключается в том, что для каждого возраста можно придумать полезную и доступную игру. Полезность игр с блоками сохраняется на протяжении долгих лет.

Таким образом, я показала вам, изготовление дидактических игр для развития сенсорики у детей дошкольного возраста. Наша педагогическая ярмарка подошла к концу.

Источник

Как влияет сенсорное развитие на детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.)справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение —строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Источник