Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

Влияние сенсорики на развитие речи ребенка thumbnail

Полина Петрова
Консультация для родителей «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников»

Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Консультация для родителей «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников»

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно – речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения.

Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв.

Для развития сенсорики мы с детьми играем, занимаемся по пособиям, которые изготовили самостоятельно. Такие пособия можно сделать и в домашних условиях.

Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

Шнуровки

Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

С какого дерева лист

Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

д/и “Собери собачку”

Влияние сенсорики на развитие речи ребенкаВлияние сенсорики на развитие речи ребенкаВлияние сенсорики на развитие речи ребенка

Источник

Татьяна Зубарева
Влияние сенсорных игр на речевое развитие

Влияние сенсорных игр на речевое развитие.

1. Первичное освоение языка.

На втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи. К концу второго года в жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова, постепенно формируются грамматические категории)

2. Этап усвоения грамматики.

На третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова,используя при этом законы родного языка: «копатка» – лопатка» и т. д.)

Словарный запас расширяется до 4000 слов.

Таким образом, мы можем увидеть, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов.

Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей, которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра)

Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то,чтобы дать детям новые чувственные ощущения:

– зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);

– двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);

– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);

– вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)

Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры:

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в “сухом бассейне” различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель.  Учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета,  коробочки аналогичных цветов, дополненные  изображениями животных.

Словарь.    Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки,  которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается  разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Постепенно количество палочек увеличивается.   

Примечания.  Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и в предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!

Источник

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловленны в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества. Абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.

Второй фактор — состояние органов чувств. На них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– развивает наблюдательность;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

– развивает внимание;

– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

– влияет на расширение словарного запаса ребенка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: в раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

Всреднем дошкольном возрасте:

– формирование сенсорных эталонов;

– обучение детей способам обследование предметов;

-обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

– развитие у детей аналитического восприятия – умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Золушка».

Перед вами лежат перемешанные семена гороха и фасоли, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…

Игротека

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок: неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет. А если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? Солнышко! А солнышко, какое? Круглое! А какого оно цвета? Желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать, например, яблоко.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                         детский сад общеразвивающего вида № 12 города Крымска                    муниципального образования Крымский район

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

как средство развития речи»

Методическая разработка

Выполнила:

 учитель-логопед С.А. Пасько

2019г.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

  Введение

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственными стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста – подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В своей практике я постоянно взаимодействую с детьми с речевой патологией, большая часть из которых имеют общее недоразвитие речи.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день многие из моих коллег высказывают мысль о том, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют для взаимодействия использование речи. Именно поэтому педагоги дошкольного образования озадачены модернизацией уже имеющихся и разработкой новых игр.

Для детей с речевой патологией, в частности, с ОНР очень важно сохранить в игре вербальное общение, поэтому в представленном пособии сохранены с одной стороны значение и роль игровой деятельности, с другой стороны ведётся процесс коррекции речи, как необходимое условие для всестороннего развития личности, культуры общения и интеллекта. Систематизация дидактических игр по пособию позволяет легче преодолеть недостатки речи.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Познание человеком окружающего мира начинается с “живого созерцания”, с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Успешность игры – в её результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Цель методической разработки:

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильные ощущения, описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие.

Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Развивать связанную речь, лексико-грамматических строй речи, обогащение активного словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.

Задачи

1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, память, мышление, фантазию.

2. Закреплять представления о свойствах предметов.

3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

4. Развивать умение определять на ощупь.

5. Совершенство навыков общения.

Задачи пособия раскрываются с помощью игр и упражнений, как в непосредственно образовательной деятельности (во время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий), так и на индивидуальной работе.

Методическая ценность:

Эта игра очень полезна для развития ребенка.

Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.

Когда ребенок перебирает в кубе различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.

Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.

Область применения:

Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий, и каких-то сюрпризных моментах.

Описание пособия.

Это прямоугольник из склеенной фанеры, у которого 3 стороны покрыты разными на ощупь материалами:

1 сторона – это различный материал: кожа, мех, мешковина, хлопок.

2 сторона – это морские камушки, ракушки и пробка.

3 сторона – это разнообразные цветные, стеклянные и пластмассовые предметы различных форм.

На передней стороне прямоугольника имеется дырка в форме круга где приклеен материал в форме рукава во внутреннею сторону.

Возможности использования:

Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному.

Игры, в которые мы играем с детьми:

Дидактическая игра «Найди геометрические фигуры»

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах, упражнять в их назывании.

Игровое задание: Геометрические фигуры спрятались внутри «Сенсорного куба», среди разных предметов. Найди и назови фигуру. Ребенок засовывает руку внутрь и выполняет задание.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: Развивать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Игровая задача: Найти геометрическую фигуру по образцу внутри «Сенсорного куба».

Ход игры: Педагог на стол кладет какую либо геометрическую фигуру на стол, а ребенок засунув руку внутрь ищет на ощупь этот предмет.

Дидактическая игра «Столько – сколько»

Цель: Развивать представление о количестве предметов и соотнесении их визуально с цифрой.

Игровая задача: Подбери картинку с правильной цифрой.

Ход игры: Педагог на стол кладет карточку с цифрой, ребенок засунув руку в «Сенсорный куб», должен достать с него столько же (например камней) сколько написано на карточке.

Дидактическая игра «Какой формы предмет?»

Цель: Отрабатывать согласование существительных с прилагательными.

Игровая задача: Подбери картинку с правильной геометрической фигуры.

Ход игры: Педагог на стол кладет карточки с геометрическими фигурами, ребенок засунув руку в «Сенсорный куб», должен определить на ощупь, какая геометрическая фигура лежит внутри и сопоставить ее с картинкой.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: Развивать представление сенсорных ощущений. Обогащение активного словаря, развитию навыка словоизменения и словообразования

Игровая задача: Определить на ощупь, при помощи тактильных ощущений например качество материала.

Ход игры: Педагог предлагает воспитаннику засунуть руку в «Сенсорный куб» и определить что там находиться, какое оно на ощупь (твердое, мягкое, шершавое, гладкое, липкое, железное, деревянное и т. д.).

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Цель: Развивать логику, сенсорное восприятие. Развития связной речи ребенка.

Игровая задача: Найти на ощупь, по заданию педагога определенный предмет.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Ход игры: в кубе находятся предметы, воспитаннику предлагается на ощупь, не заглядывая туда, найти предмет определенного качества (деревянная линейка, длинный карандаш, маленькую пуговицу и т.д.).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Развивать представление сенсорных ощущений. Обогащение активного словаря, развитию навыка словоизменения и словообразования. Развитие фонематического слуха.

Игровая задача: Найти на ощупь, по заданию педагога определенный предмет, который составит пару предмету, лежащему на столе.

Ход игры: Педагог выставляет на стол различные предметы, это могут быть геометрические фигуры, цифры, овощи, фрукты, а воспитаннику предлагается на ощупь, не заглядывая туда, найти предмет, находящийся в кубе и собрать пару.

Дидактическая игра «Деревья»

Цель: Обогащение активного словаря, развитию навыка словоизменения и словообразования, речевое развитие. Развитие лексической стороны речи.

Игровая задача: Что лежит в кубе?

Ход игры: Педагог на стол кладет карточки с изображением различных деревьев и их плодов. Воспитанник, засунув руку в «Сенсорный куб» должен понять что там лежит и соотнести его с нарисованной картинкой.

Так же как дидактическая игра «Деревья», можно брать любую лексическую тему и так же играть, например:

«Домашние животные» – выкладываются картинки домашних животных, а в куб кладутся пластмассовые животные и т. д.

Заключение

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Источник