Влияние семьи на умственное развитие ребенка

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Мытник Татьяна Алексеевна

Мурманск 2017

Содержание

Введение

3

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

4

Советы родителям

8

Список литературы

9

Введение

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи – повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения – следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги – обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).

Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее – антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание – это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи – это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Советы родителям

♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

Читайте также:  Дидактическая игра как средство развития мышления ребенка

♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Список литературы

  1. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред.  Р.В.Тонковой-Ямпольской. –  М.:  Медицина, 2003. – 243 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
  4. https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

Источник

Фото из открытых источников

Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.

Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.

Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.

Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.

В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.

В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.

Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.

Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.

Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.

Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.

В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».

Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.

Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.

При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.

Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.

Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.

Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.

#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.

Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.

Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.

Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.

Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.

Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.

Читайте также:  Проблемы периодизации психического развития ребенка д эльконина

Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Флюидный интеллект

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Влияние семьи на интеллект ребенка

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 03.11.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Содержание

 
 
     В
жизни каждого человека семья занимает
особое место. В семье растет ребенок,
и с первых лет своей жизни он усваивает
нормы общежития, нормы человеческих отношений,
впитывая из семьи добро и зло, все, чем
характерна его семья. Став взрослыми,
дети повторяют в своей семье все то, что
было в семье их родителей.
     Семья
может выступать в качестве как 
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное 
воздействие на личность ребенка 
состоит в том, что никто, кроме 
самых близких для него в семье 
людей – матери, отца, бабушки, дедушки,
брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится
столько о нем. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья.
     Семья
рассматривается как самая малая 
ячейка общества, как социальная ячейка.
От состояния семьи зависит состояние
государства. В семье родители и дети связаны
духовной общностью. От уровня духовной
культуры в семье зависит и уровень духовной
культуры общества [2].
     Нынешнее 
состояние общества, кризис экономики,
морали, идеологии требует особо 
пристального внимания к институту 
семьи, к повышению ее интеллектуального
и духовного уровня. Ведь от этого зависит
интеллектуальный и духовный уровни каждого
члена общества, а, значит, и всего государства
в целом.
     Настоящая
работа посвящена анализу влияния 
семьи на интеллектуальное развитие
ребенка как одну из важнейших 
характеристик человеческой личности. 
 
 
 
      На 
протяжении всего периода взросления,
начиная с первых минут жизни, происходит
развитие тех высших психических функций,
которые определяют сущность человека.
Наибольшую скорость эти процессы имеют
в раннем детстве, когда за короткое время
(первые 6 лет жизни) ребенок получает и
успевает проанализировать такой же объем
информации, как за все последующие годы
своей жизни. И только от общества, в котором
развивается ребенок, от того ближайшего
окружения, которым в раннем детстве чаще
всего является семья, зависит успешность
овладения этой информацией и способность
к дальнейшему развитию [9].
      Именно 
в дошкольном детстве фактически
складывается личность, самосознание
и мироощущение ребенка. Эти процессы
в первую очередь обусловлены 
общим психическим развитием, формированием 
новой системы психических функций,
где важное место начинают занимать мышление
и память ребенка. Теперь  он может не
только ориентироваться и действовать
в плане конкретных сиюминутных стимулов,
но и устанавливать связи между общими
понятиями и представлениями, которые
не были получены в его непосредственном
опыте. Таким образом, мышление ребенка
отрывается от чисто наглядной основы,
т.е. переходит от наглядно-действенного
к наглядно-образному. Подобное развитие
памяти и мышления дошкольника позволяет
перейти к новым типам деятельности –
игровой, изобразительной, конструктивной.
У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется
возможность идти от замысла к его воплощению,
от мысли к ситуации, а не от ситуации к
мысли» [16].
      С
развитием процессов мышления неразрывно
связано развитие речи. В дошкольном возрасте
речь начинает выполнять функцию планирования
и регулирования деятельности ребенка,
все более обогащается словарный запас
и грамматический строй речи. Теперь ребенок
способен не только прокомментировать
конкретное событие и выразить сиюминутное
желание, но и задуматься, и порассуждать
о природе, других людях, самом себе и своем
месте в мире [14].
      Вот
далеко не полный список тех изменений 
и новообразований, которые происходят
в дошкольном возрасте. Это описание
будет еще менее полным, если не обратить
внимание на ту роль, которую играет взрослый
на всем протяжении развития ребенка.
Переоценить значение взрослого и, главное,
общения со взрослым для психического
развития и психического здоровья ребенка
трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой,
папой, бабушкой и другими) ребенок встречается
на первых этапах своей жизни и именно
от них и через них знакомится с окружающим
миром, впервые слышит человеческую речь,
начинает овладевать предметами и орудиями
своей деятельности, а в дальнейшем и постигать
сложную систему человеческих взаимоотношений.
Известно немало примеров, когда дети,
по каким-либо причинам лишенные возможности
общаться со взрослыми первые несколько
лет своей жизни, потом так и не смогли
научиться «по-человечески» мыслить, говорить,
не смогли адаптироваться в социальной
среде [7].
      Столь
же ярким примером является феномен 
«госпитализации», при котором взаимодействие
ребенка со взрослым ограничивается
лишь формальным уходом за детьми и 
исключается возможность полноценного
эмоционального общения между ребенком
и взрослым человеком (это происходит
при помещении ребенка раннего возраста
в дом ребенка) [10].
      Доказано,
что такие дети во многом отстают 
от своих сверстников как в 
физическом, интеллектуальном, так 
и в эмоциональном развитии: они позже
начинают сидеть, ходить, говорить, их
игры бедны и однообразны и часто ограничиваются
простой манипуляцией с предметом. Такие
дети, как правило, пассивны, нелюбознательны,
не владеют навыками общения с другими
людьми. Безусловно, описанные примеры
представляют крайние, нетипичные явления,
но они являются яркой иллюстрацией к
тому факту, что общение ребенка со взрослыми
является основополагающей детерминантой
психического развития и психического
здоровья детей [13].
      Как
же влияет семья на развитие интеллекта
ребенка? И вообще, что такое интеллект?
В психологии под интеллектом понимается
совокупность врожденных и приобретенных
в течение жизни общих умственных способностей,
от которых зависит успешность освоения
человеком различных видов деятельности.
Определяющая роль семьи, особенно в раннем
возрасте, обусловлена тем, что семья для
ребенка является средой обитания и, в
то же время, воспитательной средой. Интеллектуальный
уровень ребенка детерминирован интеллектуальным
развитием его ближайшего окружения, то
есть семьи. В дальнейшем, по мере взросления,
роль семьи в развитии мышления ребенка
несколько снижается, на помощь родителям
приходят школа, различные кружки и т.д.,
но познавательная активность ребенка,
заложенная в семье с первых лет жизни,
будет регулировать процесс дальнейшего
интеллектуального развития личности
[7].
      Попробуем
проанализировать влияние семьи 
на интеллект ребенка на этапах его 
становления.
      Младенческий 
возраст. На этом этапе психологи 
еще не говорят собственно об интеллекте,
а только о предпосылках его развития.
Ж.Пиаже называет этот возраст сенсомоторной
стадией развития [11], Л.С.Выготский употребляет
термин «эмоциональное общение», отделяя
его от следующего за ним диалогического
общения ребенка со взрослым [2]. Уже на
третьем месяце жизни у ребенка появляется
потребность в активном общении с окружающими
его взрослыми, которая проявляется комплексом
оживления. Если не давать ребенку возможности
реализовывать потребность в общении
с самого начала ее появления, то дальнейшее
его развитие будет крайне затруднено.
Об этом свидетельствуют многочисленные
факты «синдрома госпитализма». В этом
возрасте никто, кроме родителей ребенка
и его близких родственников не может
обеспечить ребенку того количества общения,
в котором он нуждается.
      На 
границе младенчества и раннего 
возраста происходит переход к собственно
предметным действиям, к началу формирования
сенсомоторного (практического) интеллекта.
Одновременно развиваются вербальные
формы общения со взрослыми, что 
говорит о том, что общение не перестает
быть деятельностью, ведущей за собой
развитие, но включается в соответствующий
процесс вместе с предметной деятельностью.
Речь ребенка, как и предметная его деятельность,
пока еще не являются инструментами мышления,
однако развитие и того и другого определяет
дальнейшее интеллектуальное развитие
ребенка. Если ребенок находится в активном
взаимодействии с окружающими его взрослыми,
ему показывают много новых предметов,
называют много новых слов и понятий, стимулируют
его действия с различными игрушками и
другими предметами, то у него появляется
больший интерес к окружающему, нежели
у ребенка, чье окружение не предоставляет
ему возможности исследовать мир. У таких
детей и в дальнейшем будет слабо развита
познавательная функция, что обязательно
затормозит их в интеллектуальном развитии,
ибо основная предпосылка в развитии мышления
– жажда познания нового [1].
      В
раннем возрасте при нормальном развитии
совершенствуется речь ребенка, он начинает
играть в диалоге со взрослым активную
роль, появляются его первые собственные
вопросы. Содержание и характер этих вопросов
обычно воспроизводят те, с которыми взрослый
обращался к ребенку еще на доречевой
стадии его развития. При этом окружающие
ребенка взрослые должны переходить на
новый уровень вопросно-ответного диалога
с ребенком, опережая наличный уровень
его развития. Только таким образом можно
стимулировать дальнейший интеллектуальный
рост ребенка [3].
      В
дошкольном возрасте ведущей стороной
деятельности становится игра в ее
наиболее развернутой и совершенной форме
– ролевой.
      Количество 
вопросов, которые взрослые задают
детям, обычно превосходит число 
вопросов, которые взрослым задают
сами дети. Усложнение системы вопросов
идет следующим образом: характер предмета
(кто?, что?), его местонахождение (где?),
признаки (какой?), действия (что делает?),
назначение (для чего?, зачем?), причина
(почему?). Такая последовательность постановки
вопросов углубляет любознательность
ребенка, развивает его мышление и ориентировочно-исследовательскую
активность. Через умелую и последовательно
усложняющуюся постановку вопросов перед
ребенком взрослый организует его мышление,
систематизирует и углубляет знания о
мире [5].
      В
дошкольном возрасте, от 2,5 до 6—7 лет, отмечается
период наибольшей активности ребенка
в постановке вопросов перед взрослым
(возраст «почемучек»). В это время в диалоге
ребенка появляется настойчивость, он
непременно стремится добиться ответа
на поставленный вопрос, демонстрирует
собственное отношение к ответу, не всегда
удовлетворяется полученным ответом взрослого
и не обязательно соглашается с ним.
      Здесь
уже налицо то обстоятельство, что 
диалог перестал быть для ребенка 
формой общения и превратился 
в размышление с участием взрослого.
Вопрос, обращенный к другому человеку,
часто служит для ребенка средством
уточнения собственной позиции, а не только
способом получения новой информации.
К концу дошкольного детства внешний диалог
превращается уже во внутренний. Признаком
перехода внешнего диалога во внутренний
является известный феномен детской эгоцентрической
речи. В начале младшего школьного возраста
происходит четкое разделение двух форм
диалога: диалога как средства управления
межличностным общением и диалога как
средства организации индивидуального
мышления. Вопросы участников диалога,
адресованные друг другу, в данном случае
вопросы взрослого к ребенку и ребенка
ко взрослому, начинают активизировать
их мыслительные процессы и выполнять
взаимно развивающую интеллектуальную
функцию. Этому особенно способствуют
вопросы типа «почему?». «За вопросом в
форме «почему» у младшего школьника стоит
не просто любопытство, а обнаруженное
противоречие между какими-то сложившимися
представлениями» []. Ставя подобные вопросы
перед взрослым, ребенок вместе с ним и
с его помощью исследует возникшую проблемную
ситуацию. Значительная часть детей этого
возраста, около 20%, способна адресовать
подобные вопросы самим себе, активизируя
тем самым собственный внутренний диалог
[6].
      Далее
появляются так называемые «вопросы-гипотезы»,
которые в своем содержании несут предположительный
ответ на поставленный вопрос. Младший
школьный возраст, от 6 до 9 лет, можно рассматривать
как особо чувствительный, или сензитивный,
к развитию способности ребенка выделять
неизвестное в проблемной ситуации и активно
ее изучать [12].
      Полностью
или почти полностью диалог превращается
во внутренний с переходом ребенка из
младшего школьного в подростковый возраст.
Количество вопросов, которое ребенок
в этом возрасте задает взрослому, резко
падает, зато значимо возрастает число,
расширяется и углубляется содержание
тех вопросов, которые подросток ставит
перед самим собой.
      Начальный
период подросткового возраста можно 
рассматривать как своеобразный
пик любознательности, которая в 
эта годы в отличие от дошкольного
детства направлена уже на выяснение сущности
вещей и явлений. Повышенная любознательность,
однако, характеризует не всех детей, и
их индивидуальные различия в этом отношении
в подростковом возрасте резко возрастают
[13].
      Детальное
изучение развития мышления, особенно
наглядно-действенного и наглядно-образного,
до того момента, когда оно соединяется
с речью, было произведено Ж.Пиаже [11]. Он
пришел к выводу о том, что мышление складывается
задолго до того, как оно становится речевым.
На основе проведенных исследований Ж.Пиаже
были выделены логические структуры мышления
— операции, генезис которых составляет
содержание стадий развития детского
интеллекта.
      Знания 
для Ж.Пиаже — это не сумма 
единиц информации и не состояние 
обладания ею со стороны индивида,
а процесс. Нечто знать означает действовать
в соответствии с имеющимися знаниями
в уме или практически. Предметами познавательных
действий могут стать реальные объекты,
их образы, знаки и символы.
      Основная 
цель разумного поведения или 
мышления человека — адаптация к 
окружающей среде. Способы такой адаптации
Ж. Пиаже называет схемами. Схема представляет
собой повторяющуюся структуру или организацию
действий в типичных ситуациях. Схема
может состоять из самых простых движений,
включать в себя достаточно сложные комплексы
двигательных умений, навыков и умственных
действий.
      Операция 
— центральное понятие теории
Ж. Пиаже, объясняющее процесс развития
интеллекта. Под операцией понимается
мысленное действие, обладающее важным
свойством — обратимостью, которая заключается
в том, что, выполнив соответствующее действие,
ребенок может вернуться к его началу
путем совершения обратного ему действия.
Операция — это обратимое действие. Такими
обратимыми операциями, выполняемыми
как в прямом, так и в обратном порядке,
являются большинство парных математических
операций. Суть интеллектуального развития
ребенка составляет овладение операциями.
      Понятно,
что в семьях с высоким культурным
уровнем ребенок имеет больше
возможностей реализовать развитие
новообразований, присущих каждому возрасту,
нежели в семьях с низкой культурой, а,
особенно, в асоциальных семьях. На скорость
процесса развития мышления влияет также
и материальный уровень семьи: в семьях
с высоким доходом родители имеют больше
возможностей для того, чтобы обеспечить
ребенку более быстрый рост качественных
новообразований психики (занятия со специалистами,
развивающие игры и т.п.). Кроме того, отсутствие
необходимости решать материальные проблемы
позволяет уделять ребенку гораздо больше
внимания, чем в семьях с низким материальным
уровнем, а, особенно, в неполных семьях,
где мать часто вынуждена работать на
нескольких работах и просто не в состоянии
уделять ребенку много внимания.
и т.д……………..

* Примечание. Уник