Влияние семьи на развитие способностей ребенка

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Апшева С.Ю.

1

Малухова Ф.В.

1

1 ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Педагогический институт

Авторами рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученных к проблеме влияния факторов семейного воспитания на развития творческих способностей младших школьников. Раскрываются особенности влияния семейного воспитания на развитие творческих способностей детей. Исследуются отношение семьи к развитию творческих способностей, позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него. Анализируются стили воспитания в семье, особенности общения и взаимодействия родителей и детей, а также стиль контроля и руководства ребенком. Рассматривается роль родителей, их образовательный уровень и интересы в развитии творческих способностей детей. На основе проведенного исследования, автором выявлены условия семейного воспитания, содействующие и препятствующие успешному развитию творческих способностей детей. Даются практические рекомендации родителям для преодоления социальных стереотипов и воспитания творчески активной личности.

детско-родительские отношения

развитие творческих способностей

стили семейного воспитания

социально-психологические факторы

творческие способности

1. Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2012. – № 2. — С. 60-65.

2. Лаврик О.В. Семья как фактор развития способностей детей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч.конф., посвященной памяти В.Н. Дружинина, 19-20 сентября 2005 г. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 300-304.

3. Ландау Э. Одаренность требует мужества/ Э. Ландау. — М.: ACADEMA, 2002. — 144 с.

4. Ларионова Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Монография. — Иркутск: ИГПУ, 2000. — 168 с.

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под общ.ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

6. Роджерс, Н. Фасилитация творчества / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 2007. – № 6. — С. 64-73.

7. Тарасова, С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей // Психологическая наука и образование. — 2002. – № 1. — С. 59-63.

8. Хеллер К. Лонгитюдное исследование одаренности / К. Хеллер, К. Перлет, В.Сиервальд // Вопросы психологии. — 1991. – № 2. — С. 120-127.

9. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Просвещение, 2001. – С. 15-146.

10. Amabile T.M. The Social Psychology of Creativity / T.M. Amabile. — New York, Berlin, Heidelberg, Tokyo: Springer-Verland, 1982. — 245 p.

Современные социально-экономические преобразования в обществе требуют развития всесторонне развитой и творчески активной личности. Развития творческих способностей учащихся как средство формирования духовно богатой личности, способной к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной  деятельности является одной из важных проблем современного образования.

Актуальность подтверждается тем, что процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Важным подспорьем в старших классах является творческое начало, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников    и т.п.

Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции.

Проблема развития творческих способностей младших школьников является сложной для исследования, но рассмотрение факторов влияющих на развитие чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих развитие творческих способностей детей.

Изучение и анализ факторов открывает возможность определить методы целенаправленного формирования творческих способностей детей.

Во многих исследованиях посвященных развитию творческих способностей детей (Р.Хесс [9], К.Хеллер [8], Ларионова Л.И. [4].) говорится о значение внутренних  факторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала.  Другие исследователи обращают внимание на ряд социально-психологических факторов, таких как социальное окружение (семья, группа сверстников, педагоги) в котором развивается ребенок. Так, Т.Амабайл в своих исследованиях отмечал необходимость учета влияния окружающей среды на развитие творческих способностей. Он отмечает необходимость учета влияния социально-психологических факторов на развитие творческих способностей, так как  именно  они сохраняют рост творческих способностей [10].

Исследования К.Хеллер [8] и Р.Хесс [9] показывают влияние эмоционального климата в семье, стиля детско-родительских отношений  и влияние эмоционально близкого родителя на развитие творческих способностей детей.

В исследованиях Н. Роджерса отмечено, что некоторые дети сохраняют творческие способности вне зависимости от отношения родителей [6].

Э.Ландау отмечает, что окружение пробуждает и развивает творческие способности ребенка. В то же время он утверждает, что многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей: чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии родителей, то есть отношение родителей к ребенку целиком основывается на его успехах [3].

Как отмечает Лаврик О.В., что различия между семьями, имеющими детей с высоким уровнем развития творческих способностей, состоят в способах интеллектуального общения, в степени открытости, свободы предоставляемой родителями себе и своим детям [2].

Исследования Ларионовой Л.К. доказывают, что творческие способности проявляются у детей в большей степени в семьях, где преобладает  партнерский стиль общения. [4].

Тарасова С.Ю. отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма,  дети  противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении [7].

В исследованиях зарубежных психологов (Дж.Гетцельс, Ф.Джексон) рассматривались условия, способствующие развитию креативности у детей. Было установлено, что материальное положение семьи не играет роли в развитии креативности детей. Более существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Отмечается, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями [2].

Известный интерес представляет изучение влияния отношений родителей к детям на развитие креативности. Родители креативных детей находят меньше недостатков в своих детях. Эти данные нашли подтверждение и в нашем исследовании. Мы исследовали 132 ученика 2-х и 3-х классов и их родителей. По результатам тестирования мы выявили, что 23,5% показали высокий уровень развития творческих способностей, 40,9% учащихся средний уровень и  35,6%  низкий уровень. В ходе исследования мы выявили, что у учащихся, чьи родители, принимают активное участие в их жизни, уровень развития творческих способностей выше. Они сами много занимались с ребенком и в дошкольном детстве и потом, много читают, посещают развивающие занятия и кружки по интересам ребенка, тем самым учитывают его интересы и способности. Они не возлагают всю ответственность на школу за  воспитание и развитие своего ребенка. На вопрос анкеты: «Что для вас важнее, чтобы ваш ребенок был отличником или всесторонне развитым и  творчески активным ребенком?» 77,4% родителей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, выбрали второй вариант – «творчески активный ребенок». Это говорит, что они всячески поддерживают творческую активность ребенка, что дает стимул к дальнейшему самосовершенствованию. Они показали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно.

Эти данные получили подтверждение в исследованиях Денисенковой Н.С. о влиянии семьи на развитие способностей [1].

Следующим этапом в исследовании влияния семьи на развитие творческих способностей являлось изучение  стиля детско-родительских отношений. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с  ним, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребенка, его проступков [5].

Анализ детско-родительских отношений у трех групп детей с высоким, средним и низким уровнем развития творческих способностей позволил нам выделить характерные особенности взаимоотношений между  родителями и детьми в каждой из исследуемых групп. Так,  в семьях,  где дети показывают высокий уровень развития творческих способностей характерным является то, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, учитывают его мнение, и самое главное на наш взгляд верят в своего ребенка. Характерным типом детско-родительских отношений в данной группе является «кооперация». Родители заинтересованы делами своих детей и всегда готовы помочь им. Ребенку предоставляется значительная самостоятельность. Они доверяют ребенку, верят в него. Из результатов анкетирования мы выяснили, что они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, несмотря на оценки, которые получает ребенок в школе. 

Наиболее характерным стилем детско-родительских отношений в семьях, чьи дети показывали низкий уровень развития творческих способностей, является отвержение, когда родители воспринимают своего ребенка неудачником, испытывают к своему ребенку раздражительность и даже обиду. Некоторые родители отмечают, что их ребенок не оправдал их надежды. Отметим, что это «отвержение» проявляется в скрытой форме. Родители сетуют,  что много вложили в своего ребенка для того чтобы он рос умным и успешным. Но их ребенок, к сожалению невнимателен и ленив. Также в данной группе часто встречался другой тип родительского отношения, называемый «авторитарная гиперсоциализация». Данный тип характеризуется безоговорочным послушанием, пристальным вниманием к поведению ребенка. От ребенка ждут постоянного успеха во всех видах деятельности. Здесь родители уделяют много внимания обучению ребенка, посещают с ним дополнительные развивающие занятия. Этот ребенок не имеет практически свободного времени. Эти дети перегружены и часто утомляются. Таких семей из 132  мы выявили 11. Дети в основном учатся на «отлично» и «хорошо», но уровень творческих способностей у них низкий. Это связано, на наш взгляд с том, что родители предъявляют к ним высокие требования, не учитывая при этом  их желания и  склонности.  

Говоря о стиле руководства в изучаемых семьях, мы опирались на исследования Р.  Хесса и В. Шипмана, которые разделили  стили руководства и контроля за детьми на императивный и инструктивный. Для семей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, характерен инструктивный стиль. Родители стараются беседовать с ребенком «на равных». Стараются обосновывать свои требования. Родители сами много читают, занимаются постоянным самообразованием. Их дети не боятся спорить с родителями, они поощряют их непосредственность и уверенность в себе. Они могут отстаивать свои точку зрения, при этом аргументируя ее. Данный стиль воспитывает инициативность и независимость. Проанализировав  отношения в семьях, чьи дети отличаются высоким уровнем творческих способностями, мы пришли к выводу, что родители обычно не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки.

Императивный стиль руководства и контроля за детьми характерен для семей, чьи дети показывают низкий уровень развития творческих способностей. Данный стиль основывается соблюдением авторитета взрослого, а не на сотрудничестве.

В связи с этим, можно говорить, что уважение, доверие  к личности ребенка и предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие творческих способностей. 

Исследуя влияние состава семьи на развитие творческих способностей детей, мы пришли к следующим выводам: полнота семьи, т.е. наличие обоих родителей, их совместное проживание не определяет высокий уровень развития творческих способностей. Эти данные подтверждаются исследованиями Н.С. Денисенковой [1]. Высокий уровень творческих способностей выявлен у детей и из полных семей и из неполных семей. Самое главное, что им комфортно дома. Они чувствуют защищенность и поддержку от взрослых. 

Таким образом, семья это важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, в котором формируются не только интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление человека в целом. 

Кроме того нельзя забывать, что кроме социальной функции семья играет огромную роль в умственном развитии ребенка. Так, американский ученный Б. Блум выявил, что коэффициент умственного развития детей, воспитывавшихся в благополучных семьях намного выше, чем у детей из неблагополучных семей.  

Образовательный уровень семьи и их интересы оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие и раскрытие творческих способностей детей. Особый интерес на наш взгляд имеет образовательный уровень семьи, эстетические вкусы, творческая активность, музыкальные пристрастия и общая культура родителей, которые формируют музыкальные вкусы и способствуют музыкальному воспитанию ребенка. Доказано, что музыкальное воспитание способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, фантазии, воображения и т.д.

К сожалению, большинство родителей не придают значения музыкальному воспитанию ребенка. В ходе проведенного нами опроса учащихся начальной школы  (общая выборочная совокупность составила 132 ребенка) выяснилось, что лишь 23,48% родителей посещают с детьми мероприятия, где звучит классическая музыка или музыка для детей. В основном это те дети, которые занимаются в разных художественных кружках.

Многие родители не понимают, какое значение имеет музыкальная звуковая среда, в которой растет их ребенок. Электронные звучания, которые сопровождают ребенка с рождения, низкопробные музыкальные произведения «загрязняют» и перегружают бытовое музыкальное пространство, и тем самым замедляют формирование музыкального слуха и музыкального восприятия.

Так, музыкальная деятельность является не только средством получения положительного социального опыта, но и при правильном подходе  может стать средством музыкального воспитания и развития интеллектуально-творческих способностей.

Исходя из результатов исследования, мы можем дать следующие практические рекомендации родителям  для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка: принимать активное участие в жизни семьи; больше говорить со своим ребенком; не давить на своего ребенка своим авторитетом; уважать ребенка, его мнение и желания; доверять ему и быть в центре всех событий в его жизни; помогать и поддерживать его; предоставлять право выбора и тем самым самостоятельно принимать решения; самому стараться быть примером для ребенка.

Рецензенты:

Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, профессор кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик;

Кагермазова Л.Ц., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик.

Библиографическая ссылка

Апшева С.Ю., Малухова Ф.В. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19619 (дата обращения: 13.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Фото из открытых источников

Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.

Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.

Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.

Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.

В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.

В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.

Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.

Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.

Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.

Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.

В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».

Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.

Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.

При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.

Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.

Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.

Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.

#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.

Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.

Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.

Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.

Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.

Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.

Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Флюидный интеллект

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник