Влияние семьи на развитие ребенка младшего школьного возраста

Влияние семьи на развитие ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Влияние семьи на формирование личности младшего школьника

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании младшего школьника основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

На сегодняшний день остро встает вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка и становление личности младшего школьника. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, влияющие на становление личности ребенка данного возраста.

Данной проблематикой занимались такие ученые, как Ян Амос Коменский, Петр Францевич Лесгафт, Антон Семенович Макаренко, Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Жак Руссо, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Локк и многие другие.

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: Анна Яковлевна Варга, Владимир Викторович Столин, Алла Семеновна Спиваковская и другие.

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (по Немову Р.С.)

Становление личности включает три основные фазы:

1. Адаптация – освоение общепринятых норм: нравственные, учебные и производственные нормы.

2. Индивидуализация – человек ищет средства для проявления своей индивидуальности.

3.Интеграция – человек ищет лучшее применение свой индивидуальности, становится частью общества.

Личность обладает сложной структурой. Платонов К.К. выделяет в структуре личности такие подструктуры.

1. Подструктура направленности личности (мотивы, потребности, интересы);

2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки;

3. Подструктура форм отражения, включающая психические процессы;

4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности.

5. Наложенными подструктурами, являются подструктуры характера и способностей.

В возрасте 7-11лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, определяющей и развитие мышления, и развитие мотивации, самосознания ребенка.

В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью и социальные потребности (общение со сверстниками).

Происходит усвоение моральных норм и правил поведения дома и в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков.

Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу:

1) По количеству детей: однодетная, малодетная, многодетная, бездетная.

2) по составу: однопоколенная; двухпоколенная (нуклеарная); межпоколенная (патриархальная).

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья».

В последние десятилетия растет число материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные».

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. Важнейшими функциями семьи следует считать следующие: функция продолжения рода (репродуктивная), хозяйственно-бытовая, экономическая, функция организации досуга, воспитательная функция, функция духовного общения.

Одной из задач воспитания детей в семье является формирование личности.

Формирование личности, то есть становление социального «Я» – это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую.

Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться в будущем, оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».

Формирование личности младшего школьника в условиях семьи происходит с использованием средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.

Методом воспитания принято называть средство или способ достижения педагогической цели. Успех семейного воспитания во многом зависит от правильности выбора методов воздействия на ребенка.

Методика семейного воспитания должна вытекать из ведущих целей формирования личности и быть основана на всесторонних знаниях о ребенке, достижениях педагогики и психологии.

В семейном воспитании младших школьников используются следующие методы: объяснение беседа, убеждение, требование, контроль, приучение, упражнение, поощрение, наказание, личный пример родителей.

Слово является инструментом воспитания, действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность, требование родителей как метод воспитания является ориентиром поведения ребенка. Поощрение и наказание являются методами стимулирования деятельность младшего школьника.

На формирование личности младшего школьника существенное влияние оказывают детско-родительские отношения в семье, стили семейного воспитания. Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В.М. Минияров выделяет следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Данные стили воспитания отражают отношение родителей к деятельности ребенка, и к нему самому, к использованию методов поощрения и наказания, формированию у ребенка нравственных ценностей и мыслительной деятельности. В каждом стиле есть положительные стороны, которые в совокупности составляют основу гармоничного стиля семейного воспитания. От выбора данной совокупности зависит, какой будет личность младшего школьника: гармоничной или дисгармоничной.

Младший школьник проводит достаточно длительное время в образовательном учреждении, поэтому формирование личности будет более успешным, если обеспечивается взаимодействие школы и семьи.

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Выделяют индивидуальные и групповые формы взаимодействия.

индивидуальные

  • беседы с родителями;

  • по вопросам воспитания;

  • ребенка, консультации;

  • посещение семьи

групповые

  • конференции,

  • специальные встречи,

  • размышления-консультации,

  • лектории по обмену опытом,

  • вечера вопросов и ответов,

  • диспуты, родительские

  • собрания, встречи с учителями,

  • администрацией и

  • специалистами

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Практическая работа по изучению данного вопроса может осуществляться с помощью следующих методик:

  1. Анкетирование (изучение сведений о семье);

  2. Экспресс-тест «Изучение условий жизни и воспитания детей в семье»;

  3. Методика «Рисунок семьи» (Кинетический рисунок семьи);

  4. Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Литература

  1. Артамонова, И.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2006. – 192с.

  2. Божович, Л. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Божович. – Спб.: Питер, 2008 . – 400 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 256 с.

  4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

Источник

От автора: Существует мнение, что родители оказывают влияние на ребенка (его развитие) исключительно лишь в тот момент, когда организуют учебный процесс. Однако это далеко не так. Как мы увидим далее, особенности взаимоотношений между членами семи как таковые оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

В современном мире семья как социально-психологическое явление вызывает очень большой интерес. Зачастую молодые люди вступают в брак для того чтобы «у ребенка был отец» Многие социологи указывают на то, что семья создается в большей степени для воспитания детей. И это очень хорошо! Ведь колоссальное влияние на формирование ребенка как личности оказывает именно семья. Но это в теории. А на практике мы видим, что родители проявляют большую заботу о собственном личностном росте, замаскированном под обеспечение финансового благополучия семьи. При этом необходимо отметить, что есть случаи и реального финансового бедствия семьи которое буквально изматывает всех ее членов. Однако это не снимает ответственность с родителей за будущее детей и их воспитание.

Так почему же многие специалисты наперебой твердят о важности семьи в формировании ребенка как личности? Все просто. Ребенок формируется в процессе общения и под влиянием социума. А первый опыт общения он получает именно в семье. И то как он будет проявлять себя в мире, насколько будет успешен в достижении поставленных перед ним жизнью целей зависит от того как выстраивались отношения с мамой, папой, сестрами и братьями.

Итак, важность семьи с точки зрения формирования личности велико в любом возрасте. Однако в данной статье мы рассмотрим младший школьный возраст как наиболее сензитивный (подходящий) для формирования самооценки и эмоционального отделения от матери. Кроме того именно в этом возрасте ребенок становится «зеркалом» семейного неблагополучия. И если у младшего школьника начинают проявляться негативные черты характера (например, капризность, упрямство), то истоки этого явления следует искать в особенностях семейного воспитания. И если изменить отношения между ребенком и родителями, то изменения в поведении ребенка не заставят себя долго ждать.

Существует мнение, что родители оказывают влияние на ребенка (его развитие) исключительно лишь в тот момент, когда организуют учебный процесс. Однако это далеко не так. Как мы увидим далее, особенности взаимоотношений между членами семи как таковые оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Так известный психолог Х. Рихтер в своей работе «Patient Familie» (1) говорит о целой типологии семей.

Семья «санаторного» типа. В данной семье супруги все время проводят вместе и стараются удержать возле себя детей. Попытки некоторого отделения воспринимаются как угроза самому существованию семьи, постепенно ограничивается круг общения, уменьшаются контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях. Семья только внешне кажется солидарной. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации вне семейных ценностей, к обесцениванию интересов ребенка. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа. Все это приводят либо к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода от семьи.

«Семья-крепость». В основе таких союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла. В таких семьях создаются отношения якобы полного взаимопонимания, в то время как свои внутренние проблемы супруги переводят вовне. В таких семьях любовь к ребенку все более приобретает условный характер. Родители любят не столько самого ребенка, столько порождаемый семейными позициями, навязываемый ребенку «образ Я». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции, провоцируют упрямство и негативизм. Во многих случаях фиксируется внимание ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. «Семья-крепость» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, окружения и собственным опытом ребенка, Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, создает повышенный риск невротического заболевания.

Еще один тип дисгармоничных семейных отношений, выделенный Рихтером, – «Семья-маскарад». Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать название «маскарад». Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным, а мир для ребенка – противоречивым. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и застойные очаги нервного перевозбуждения.

Довольно распространенным типом дисгармоничных семей Х.Рихтер называет  – «Семью с кумиром» (1). Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира», когда воспитание ребенка — единственное что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Оба родителя переносят свои нереализованные чувства на ребенка. Многие его поступки воспринимается без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения, вместе с тем возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви; столкновения с внешним миром, общения со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний.

А.С.Спиваковская (2) упоминает о «внешне спокойной семье». В этой семье события протекают гладко. Со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованны. В таких семейных «союзах можно говорить о превалировании чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За благополучным «фасадом» скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоции не редко губительно отражается на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают себя усталыми, бессильными. Нередко возникают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии.

Полной противоположностью «внешне спокойной семье» является «Вулканическая семья». В этой о семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения. В этом случае спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательности призванной скрыть непримиримые противоречия и взаимно негативные чувства, ребенок становится беспомощным. Его жизнь наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить. Дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности детского мира.

Итак, из всего выше сказанного становится понятно, что дисгармония в семье неизбежно сказывается на ребенке. В связи с эти возникает вопрос: «А какой тип семьи будет благотворно влиять на формирование личности ребенка? Давайте нарисуем портрет гармоничной семьи вместе.

Семья становится источником роста для ребенка, если в ней:

  1. Принято говорить о своих чувствах и принимать чувства других членов семьи, какими бы они не были.

  2. Поощряется познавательная активность ребенка направленная на окружающий мир, а не только на семью.

  3. Эмоциональное отделение ребенка не только поощряется, но и создаются условия для него.

  4. Ребенок активно познает мир, а контроль за его деятельностью со стороны родителей нацелен лишь на предотвращение реальной физической или психологической опасности (как то ранение, смерть, психологическое или физическое насилие).

  5. Интересы каждого члена семьи одинаково ценны.

  6. Отношения между всеми членами семьи построено на уважении и взаимном доверии.

Итак, портрет готов! И пусть в жизни, а не только в теории он получится у каждого свой. Семья – это творчество!

Литература

1. Richter H.E. Patient, famile. Rowohit, Reinbek, 1970

2. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель, ЗАО Изд-во ЭКСМ-Пресс, 2000. – 464. – (Психология – XX век).

Источник