Влияние семьи на развитие ребенка литература

Влияние семьи на развитие ребенка литература thumbnail
  • 1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии.30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с.131 – 140.
  • 2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов – Ростов-на-Дону, 1998 – 448 с.
  • 3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14. – 1987. – № 2. – с.60 – 72.
  • 4. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. Ј канд. псих. наук., – М., 2000. – 143 с.
  • 5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. – М., 1996. – 304 с.
  • 6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. Ј канд. псих. наук – М., 1990. – 169 с.
  • 7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М., 1990. – 367 с.
  • 8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок – какой он есть. – М., 1999. – 429 с.
  • 9. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика “включенного конфликта”).: Автореферат канд. дис. – М., 1987. – 24 с.
  • 10. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. – Ставрополь, 2000. – 152 с.
  • 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1992. – 400 с.
  • 12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – с.45 -53.
  • 13. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск., 1974. – 144 с.
  • 14. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. Ј канд. псих. наук. – Новосибирск, 2000. – 159 с.
  • 15. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб., 2001. – 352 с.
  • 16. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис… канд. псих. наук. – Пенза, 2000. – 237 с.
  • 17. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
  • 18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 134 с.
  • 19. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. – М., 1983. – 265 с.
  • 20. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. – М., 1982. – 280 с.
  • 21. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998.
  • 22. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. – Л., 1990. – 176 с.
  • 23. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240 с.
  • 24. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1992. – № 1 – 2. – с.22 – 33.
  • 25. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника.: Дис. Ј канд. псих. наук. – Иркутск, 1995. – 176 с.
  • 26. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – с.24 – 31.
  • 27. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1995. – 222 с.
  • 28. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. – 336 с.
  • 29. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 224 с.
  • 30. Земска М. Семья и личность. – М., 1986. – 224 с.
  • 31. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей.: Дис. канд. псих. наук. – М., 1999. – 188 с.
  • 32. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – 255 с.
  • 33. Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал. – 1985. – № 5. – с.32 – 39.
  • 34. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис… канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.
  • 35. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999. – 88 с.
  • 36. Крэйг Г. Психология развтия. – СПб., 2000. – 992 с.
  • 37. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М., 1990. – 189 с.
  • 38. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками.: Дис… канд. псих. наук. – Киев, 1989. – 151 с.
  • 39. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990. – 272 с.
  • 40. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. – СПб., 2000. – 375 с.
  • 41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
  • 42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. – М., 1997. – 234 с.
  • 43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 1983. – 256 с.
  • 44. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка.: Автореферат дис. Ј канд. псих. наук. – Л., 1987. – 21 с.
  • 45. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. – 456 с.
  • 46. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не) счастья. – М., 1998. – 171 с.
  • 47. Наранхо К. Характер и невроз. – СПб., 1998. – 336 с.
  • 48. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. Учебное пособие. – М., 1999. – 166 с.
  • 49. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 76 с.
  • 50. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – 512 с.
  • 51. Петровский В.А. Трехфакторная модель значимого другого. // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – с.7 – 18.
  • 52. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. – Самара, 1997. – 258 с.
  • 53. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – с.28 – 36.
  • 54. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений.: Дис. канд. псих. наук. – М., 1998. – 187 с.
  • 55. Попова Л.В. Методы изучения процессов идентификации. // Вопросы психологии. – 1988. – № 1. – с.163 -167.
  • 56. Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. – СПб., 1997. – 304 с.
  • 57. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста.: Дис. Ј канд. псих. наук. – Иваново, 1995. – 169 с.
  • 58. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 672 с.
  • 59. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – с.80 -86.
  • 60. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997. – 640 с.
  • 61. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М., 1997., – 320 с.
  • 62. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – 480 с.
  • 63. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла – 95. Руководство по использованию. – СПб., 1995. – 92 с.
  • 64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 192 с.
  • 65. Семья и формирование личности. / А.А. Бодалев. – М., 1981. – 285 с.
  • 66. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С.83-92.
  • 67. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии., – 1996. – № 6. – с.76 – 87
  • 68. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред.А. А. Бодалева. – М., 1981. – с.15 -21.
  • 69. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – с. 192-201.
  • 70. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – с.31-42.
  • 71. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. / Семья и формирование личности. – М., 1981. – с.38 – 48.
  • 72. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. – 200 с.
  • 73. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М., 2000. – 464 с.
  • 74. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М., 1997. – 397 с.
  • 75. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – с.105 – 115.
  • 76. Усова А.В. Влияние родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1996. – 181 с.
  • 77. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1987. – 304 с.
  • 78. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей. / В.Я. Пилиповский. – М., 1992. – 268 с.
  • 79. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М., 1999. – 203 с.
  • 80. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб., 1997. – 240 с.
  • 81. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. – М., 1997. – 496 с.
  • 82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 1997. – 608 с.
  • 83. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – 112 с.
  • 84. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка.: Автореферат канд. дис. – М., 1987. – 26 с.
  • 85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656 с.
  • 86. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

Источник

Фото из открытых источников

Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.

Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.

Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.

Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.

В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.

В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.

Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.

Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.

Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.

Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.

В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».

Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.

Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.

При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.

Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.

Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.

Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.

#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.

Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.

Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.

Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.

Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.

Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.

Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Флюидный интеллект

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник

  Статья «  Влияние семьи на личность ребенка».

Гармоническое развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных действий. В результате проведенных исследований были сделаны выводы, что около 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитательные методы своих родителей.

Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.

Существует также определенная амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром.

С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка

Проведенный анализ литературы по проблеме семейного воспитания и детско – родительских  отношений позволяет сформулировать основные теоретические положения:

• особенности личности выступают как результат определенных воздействий и внутренней позиции ребенка.

• на характер отношений влияет социальная активность ребенка.

• в основе семейного воспитания лежат социокультурные факторы.

С точки зрения значения воспитания для формирования личности ребенка рассматриваются два условия:

  • отрицательные патогенные воздействия того или иного влияния на личность ребенка (эмоциональное отвержение, гипо – и гиперопека, диктат в воспитании).
  • положительные влияния, способствующие развитию и повышению качественного уровня личности (сотрудничество, кооперация, демократизм)

Среди факторов семейного взаимодействия, оказывающих влияние на развитие личности ребенка, выделяются следующие

• особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей,

• стиль общения в семье, структура отдельного коммуникативного акта,

• семейная структура и специфика распределения ролей.

Семья  является главным  институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семейные условия, которые  складываются  из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей, в  значительной мере предопределяют  жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое ему дают родители, на  ребенка  воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное. Ведь оно  начинается  с  младенческого возраста, когда ребенка еще не воспитывают серьезно, когда он еще не может осознавать ни свое социальное  положение, ни  материальный  уровень своей семьи, но  когда  он  уже может воспринимать и ласку, и нежность, и заботу, и теплые слова своих родителей. Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, а в частности на его жизненные ценности. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире.

Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Эмоциональный климат семьи, в которой растет ребенок, является очень важным фактором для его полноценного развития. Отношение окружающих людей к ребенку порой определяется обстоятельствами, сопутствующими его рождению. Отрицательная позиция в отношении родившегося ребенка ведет к непониманию, недооценке роли матери и отца в жизни человека. Родители должны нести персональную ответственность за судьбу своего ребенка, за его физическое, эмоциональное, социальное и культурное формирование как личности.

Семья  выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья – и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море.

Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально – личностно значимых форм поведения.

По мнению  исследователей,    занимающихся    проблемами семьи  (И.М. Балинский,  А.И.  Захаров,  И.А.  Сикорский  и  другие),  семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в  воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент – “хороший” или “плохой”, то такие проявления родительской любви вызывают ощущение целостности собственного «я». Результатом этого является выраженное чувство принадлежности к семье.  Дети   осознанно и неосознанно отождествляют себя со своими родителями.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило,  результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

В семье  очень много факторов риска, способствующих развитию нарушений в поведении детей.  Именно здесь зачастую лежат глубинные причины проблем детей. Известно, что они губительны, однако широко распространены в семейном воспитании:

-уделение сил и времени родителей воспитанию детей (либо чрезмерно много, либо очень мало);

         -удовлетворение потребностей детей (либо потакание во всем, либо жесткий минимум);

-количество требований, предъявляемых к детям (либо очень много, либо неоправданно мало);

-строгость наказаний (либо попустительство, либо жесткость).

Очень часто отклонения в поведении обусловлены нарушениями в личности самих родителей, характер их взаимоотношений друг с другом. Они могут быть связаны: с проявлением негативных личностных характеристик, неадекватным уровнем притязаний, нарушением общения, воспитательной неуверенностью, боязнью потерять ребенка, неразвитостью родительских чувств, переносом на детей своих собственных нежелательных качеств и т.п.

Дисгармоничная семья – существенный фактор нарушений поведения детей. Обычно в такой семье начинается дебют психических расстройств ребенка. Это приводит к стойкому нарушению поведения детей, уже отягощенных хроническими заболеваниями.

В семье, где детей «закармливают» любовью, окружают чрезмерным почитанием, восхищением. Принимая безграничную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависимости от своих действительных качеств, дети в таких семьях становятся себялюбивыми и самовлюбленными, требовательными к другим. Вырастая, они проявляют собственнический характер, постоянно должны самоутверждаться в своей ценности через всевозможные и постоянные знаки любви со стороны окружающих. Чрезмерная родительская любовь неизбежно приводит повзрослевших детей к зависимости, несамостоятельности, незрелости.

          Семья,  в которой родители проявляют «принципиальную» любовь к детям. Ребенок получает их любовь как награду только тогда, когда родители им довольны. Ценность личности ребенка здесь совсем не принимается во внимание.

  Семья,   в которой потребности  в любви не удовлетворены, дети считают себя лишними, ненужными, никчемными. Эти мучительные детские переживания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Нарушается правильное представление о самом себе – самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения. Замедляется развитие личности в целом. Полное отсутствие любви в детстве имеет исход в виде атрофии чувства любви у взрослого человека.

Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения человека.

Напротив, человек, лишенный любви (и часто – уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Самооценка в этом случае имеет настолько малое значение, что такие люди позволяют себе быть агрессивно-недружелюбными, поскольку могут вызвать у других хоть какое-то «уважение» к себе, своей силе.

Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности. Отрицательное влияние на формирование личности детей оказывают  такие факторы, как конфликтные отношения в семье и невротические склады у родителей.

Стабильность семейной среды — очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка. Каждое изменение семейной структуры, как, например, появление на свет брата или сестры, разлука с одним из родителей, требует умелого объяснения и воспитательного воздействия. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и наносит ему длительную травму.

Источник