Влияние семьи на развитие ребенка картинки

Влияние семьи на развитие ребенка картинки thumbnail

Влияние семьи на развитие ребенка

Влияние семьи на развитие ребенка невозможно переоценить. Для каждого человека семья – это место рождения и основная среда обитания. В ней он получает опыт, который сохранит на всю последующую жизнь. Здесь закладываются основы личности человека, происходит его физическое и духовное развитие.

Каждой отдельной семье присущ определенный морально-психологический климат. В семье ребенок учится отношениям между людьми, получает представления о добре и зле, порядочности, учится уважительному отношению к материальным и духовным ценностям. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессовых ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими. Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить , что дети учатся у родителей определенным способом поведения , не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила ( готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как родители.

Влияние родителей особенно велико потому, что являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того , с детьми очень важно много беседовать.

Дети , жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящее вокруг перемены.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка . В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, отрицательно влияют на ребенка, травмируют его психику.

Существуют два стиля родительского воспитания. Контролирующий – предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Демократический – характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам . Но такие родители часто проявляют твердость, жесткость. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать , а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишая права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания. Часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля. Развивается чувство вины или страха перед наказанием и , как правило, слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из – за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны.

Читайте также:  Методика железнова раннее развитие ребенка видео

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Родители не склонны контролировать своих детей. Разрешают детям делать все, что им захочется. Чаще нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. А родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка , в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

« Козел отпущения» — Роль возникает в семье, когда супружеские проблемы переходят на ребенка. Он отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

« Любимчик» —- Когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.

« Беби» —– Ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

« Примеритель» —–Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Одна из важнейших функций семьи — благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.

Важно помнить, что ребенок общается с Вами, и климат в семье — для него в основном зависит от Вас и от ВАШИХ эмоций. А климат семьи – индикатор того, как все – таки живется ребенку в доме, что чувствует он, находясь рядом с ВАМИ : унижен или парит в небесах, уютно ли ему?

Сотрудничество – это самый лучший тип семейный взаимоотношений, когда развитие личности в семье происходит правильно, на хорошем примере родителей, на любви и приятных отношениях между родителями. В такой семье цели и задачи общие, и стремятся к ним тоже вместе. Родители во все вовлекают ребенка, слушают его мнение, и пусть не всегда к нему прислушиваются, но обязательно дают высказаться, и в случае его неприятия объясняют свой поступок, а не просто говорят «Ваня, ты еще маленький и говоришь абсолютную глупость». В такой семье очень важны высокие нравственные ценности, и ребенка с самого детства приучают к помощи старшим, к простейшему этикету и правилам жизни.

Когда в семье к любому из его членов можно обратиться за помощью, не боясь, что тебе откажут, вряд ли вырастет эгоист, потому что помощь ближнему взращивает в ребенке отзывчивую и добрую личность. Когда родители любят и понимают своего ребенка, заботятся о нем, но делают это ненавязчиво, то и в будущем он будет прислушиваться к их мнению или хотя бы выслушивать, не говоря в ответ «мам, я уже взрослый». Воспитывая в ребенке самодостаточную личность, ему нужно не указывать на то или иное действие, а предлагать и аргументировать свои слова, чтобы он понимал, что его не принуждают, а дают дельный совет.

Можно даже сказать, что в семье царит демократия, то есть родители учат ребенка определенным обязанностям, не забывая о его правах, и в итоге ребенок учится быть дисциплинированным, уважительным к другому мнению, но при этом самостоятельным и решительным.

Источник

Слайд 1

«Южный Федеральный Университет» Факультет Педагогики и Практической Психологии «Влияние семьи на развитие личности ребёнка» Выполнила: студентка 2 курса ОЗО группа №24 Погодина С.В. г.Ростов -на-Дону 2014г.

Слайд 2

Погодина Светлана Васильевна учитель начальных классов, руководитель отряда ЮИД «Перекрёсток семи дорог», вожатая МБОУ Новониколаевской ООШ Азовского района

Слайд 3

Эпиграф «Л юбовь это – самое главное в воспитании ребенка, независимо от того , какой это ребенок » Э.Э . Мильсен

Слайд 4

Принципы при общении с ребёнком: 1.Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблему, принимает его позицию. 2.Конгруэнтность – адекватное отношение со стороны взрослого человека происходящему. 3.Безусловная любовь (со стороны родителей).

Слайд 5

Типы семейных отношений Диктат – преимущественно взрослыми (насилие, приказ, жесткий авторитаризм). Опека – когда родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка. «Невмешательство » – система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности независимого существования взрослых от детей. Сотрудничество – опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами в совместной деятельности. Эмоциональное отвержение. Эмоциональное потворство.

Слайд 6

Роль родительских отношений в развитии личности ребенка 1.Отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие. 2.Обмен информацией между родителями. 3..Духовный контакт в воспитании детей.

Слайд 7

Влияние семьи на социальную зрелость ребёнка 1.Создает атмосферу душевного комфорта, защищенности и уверенности в себе. 2.Учит правильно относится к взрослым, сверстникам и маленьким детям. 3.Правильно реагировать в нестандартных ситуациях.

Слайд 8

Основные типы детско-родительских отношений Авторитарный тип В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.

Слайд 9

При таком стиле детско-родительских отношений: · ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле; · у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка; · ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

Слайд 10

В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок: · при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей; · вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем; · став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным

Слайд 11

Гиперопекающий тип Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

Читайте также:  Мой ребенок развитие скачать торрент

Слайд 12

При таком стиле детско-родительских отношений: · у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу; · они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям; · до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.

Слайд 13

В дальнейшем это может привести к тому, что: · ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье; · он станет инфантильно-потребительски относиться к миру; · будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет; · ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.

Слайд 14

Гипоопекающий тип Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

Слайд 15

При таком стиле детско-родительских отношений: · родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка; · ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно. Однако в дальнейшем: · отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других; · отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.

Слайд 16

Демократический тип Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

Слайд 17

При таком виде детско-родительских отношений: · жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком; · отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори; · родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.

Слайд 18

Однако в дальнейшем ребенок: · вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям; · осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения; · приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

Слайд 19

Заключение Главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Слайд 20

Литература 1 . Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. 2 .Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. 3 .Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики , 2001 4 .Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Источник

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам смотреть

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник