Влияние семьи на развитие психики ребенка

Влияние семьи на развитие психики ребенка thumbnail

Надежда Майорова
Консультация «Влияние семьи на психическое развитие личности»

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы влияния семьи на психическое развитие детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности воспитания в семье и психического развития детей.

Ключевые слова: семья, социально-психологические факторы.

Семья для ребенка- это мир, в котором он живёт, растет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Как известно, многие годы педагоги и психологи занимаются проблемой семьи, как социального института, и ее влиянием на психическое развитие ребенка.

Исследователей все чаще волнует проблема изучения семьи, падение ее воспитательного потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье.

Изучению психологии семьи и семейных отношений посвятили свои работы Ковалев С. В., Дружинин В. Н., Гребенников И. В., Целуйко В. М.

Психолого-педагогические проблемы детей из неблагополучных семей широко освещены в работах Захаровой А. И., Ершовой Н. М., Матейчека З., Божович Л. И., Григорьевой Е. и многих других.

Воспитание детей, конечно же, огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения, большую часть времени ребенок находится в семье. Как выяснилось, не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Поэтому, сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек, тогда тоже очень непросто. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем воспитания детей. Нередко эти факторы осложняются социальным неблагополучием (пьянством, наркоманией, безработицей).

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, рождается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы,стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга… А чувство любви сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взросления. Вся эта совокупность чувств благотворно влияет на развитиеи воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако, эта гамма чувств, изначально положительная для развития ребенка может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Ребенок, не получивший родительской любви, вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. У малыша, выросшего в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания рано развиваются черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Как доказано, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что Никто, кроме самых близких для ребенка в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся столько о нем. Это и есть положительное воздействие на личность ребенка. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Действительно, при неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывает и наоборот, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, буквально не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему напрямую.

В дошкольной группе реакция детей выражается в депрессии, раздражительности, повышенной агрессивности, страхе оказаться брошенным. Итак, исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дж. Мак Дермот и Дж. Валлерштейн специально изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи. Их, несомненно, интересовали изменения поведения детей в игре, отношении к сверстникам, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемого ими. Итак, дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. Таким образом, в игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними, то отрицательные симптомы снимались. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

Читайте также:  Описание развития ребенка по месяцам

У детей 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенный гнев, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдалась регрессия игровых форм. Вот для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями.

Реакция детей старших возрастных групп 5-6 лет, действительно, проявляется в отчетливо формулируемом гневе, во вспышках раздражительности и требовательности, в гиперактивности или апатии, непослушании, неподчинении взрослым, частых вспышках раздражения. Это, безусловно, как способ привлечения к себе внимания,. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они, несомненно, способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Как выяснилось, главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и тем более в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье, подчеркивает Дружинин В. Н., ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Обычно конфликт между родителями возникает по поводу различного подхода к воспитанию детей. Первая задача родителей – необходимо найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Важно, когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. разрешать конфликты, безусловно, без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (это касается лени, плохой учебы, непослушания, может и вранья).

Итак, родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенка, все же родители принимают таким, какой он есть. Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя правильно. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение родителей меняется в худшую сторону. Именно, это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

Таким образом, каждый ребенок остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором его воспитания и развития.

Появление у ребенка эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем, действительно, связано с неблагоприятными событиями в семье. Это, конечно же – семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод. Все это может стать сильным психотравмирующим фактором. Поэтому важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – именно, родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, их взаимоотношения, степень отзывчивости, наличие эмоциональных связей и привязанности оказывают педагогическое воздействие на ребенка на протяжении всего периода детства.

Читайте также:  Диагностика умственного развития ребенка раннего возраста стребелева

Чтобы повысить положительное влияние семьи на психику ребенка необходимо принимать во внимание внутрисемейные психологические факторы:

• ребенок имеет право принимать активное участие в жизни семьи;

• уделять больше времени на общение с ребенком;

• оказывать помощь ребенку в решении проблем;

• дать ребенку возможность принимать решение самостоятельно;

Таким образом, опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими.

Список использованной литературы:

1. Авдеева Н. «Развитие личности в раннем детстве». //Дошкольное воспитание. № 3. 2006. – С. 103 – 110.

2. Бабаева Т. «О социально-эмоциональном развитии дошкольников». //Дошкольное воспитание. № 6. 2006. – С. 13 – 19.

3. Белая К. Ю.Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 314 c.

5. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 312 c/.

Источник

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только позднее, задумываемся о том, каким человеком он станет. Со временем ребенок овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Принимая положительное взаимоотношение со своими родителями и близкими, ребенок будет развиваться благополучно. Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в семье, где царит любовь и ласка, это благоприятно влияет на его развитие.

Как показывают психолого-педагогические исследования, особое влияние на маленького ребенка оказывает семейный круг общения, в который входят родители, братья, сестры и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым. И если ребенок воспитывается в семье, где его понимают и поддерживают, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.

В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в том числе неврозов.

Поэтому родителям с первых дней жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [3, с. 72].

Родители должны помнить, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии своих детей, не выясняют при них отношения, а наоборот поддерживают теплые взаимоотношения, любят своих родных и детей. Родители должны быть доброжелательны к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, давать возможность детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать проявляющиеся у них нервные напряжения, действовать совместно в вопросах касающихся воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Однако, неврозы у детей могут возникнуть при неблагоприятных условиях, примером которых могут быть ссоры между родителями, недоброжелательность друг к другу, не понимание и т. д., к которым невозможно привыкнуть и перенести безболезненным образом. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности проявляется на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей.

При возникновении неразрешимых для ребенка переживаний необходимо отметить хроническую психотравмирующую ситуацию, как источник устойчивого психического напряжения. На этом фоне дополнительно действуют психические травмы, эмоциональные потрясения, повышающие патогенность жизненной ситуации, так как ребенок не может справиться с ними и пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в общении и неблагоприятных жизненных обстоятельств, это свидетельствует о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, и может привести в состояние хронического дистресса, как главного источника болезненного напряжения при неврозах.

Читайте также:  Факторы развития личности ребенка схема

Все это осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Дети вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно — психическую реактивность организма. И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, вовремя разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь при этом понижением самооценки, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности. Поэтому развиваются идеи самоуничтожения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других сверстников [2].

Психическое здоровье и нездоровье ребенка непосредственно связаны со стилем родительского воспитания, которое зависит от характера взаимоотношений в семье.

Детский врач-психотерапевт А. И. Захаров выделил следующие стили семейного воспитания:

1.                  Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием.

2.                  Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору.

3.                  Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [3, с. 77].

Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. А. И. Захаров выделил три типа неправильного семейного воспитания:

«Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения.

Второй тип – гиперсоциализирующий. Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников.

Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи» [1, с. 42].

В заключение отметим, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений может привести к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:

–     осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;

–     организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду;

–     в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино;

–     взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

Литература:

1.      Гарбузов В. А., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

2.      Журнал. Вопросы психологии. № 2, 1996.

3.      Захаров А. И. Детские неврозы. С-Пб., 1997.

4.      Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 2000.

5.      Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997.

6.      Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

7.      Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.-Изд.4-е.-М.: Академический Проект; Трикста, 2008.-736 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, воспитание детей, невроз, отношение, развитие ребенка, семейное воспитание, тип, член семьи.

Источник