Влияние семьи на психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Влияние семьи на психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Пушкова И.А.,

РФ,

ГАОУ ВО МГПУ ИПССО,

магистрант

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социально-психологический климат – это эмоциональная среда, которая сложилась в процессе группового взаимодействия, и которая тесно связана со структурой и динамикой групповых процессов, целями, задачами и эффективностью группы.

К важнейшим признакам, определяющим его благоприятность относят:

– доверие и высокую требовательность супругов друг к другу;

– доброжелательную и деловую критику;

– свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося проблем семьи;

– отсутствие давления главы семьи и признание за ними права принимать значимые для группы решения;          

– достаточная информированность супругов о задачах и состоянии дел при их выполнении;

– удовлетворенность состоянием в браке;

– высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих у кого-либо из супругов состояние фрустрации;

– принятие на себя ответственности за состояние дел в семье каждым супругом.

На основании этого установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитой семьи и эффективностью совместной деятельности существует положительная связь.

Но как такой климат влияет на состояние ребенка в социальных отношениях, еще предстоит выяснить.

Существует 2 подхода в объяснении формирования социально-психологический климат:

1. социально-психологический климат связывают с групповой динамикой, проявляющейся в стадиях, которые сопровождаются тем или иным психологическим климатом и эмоциями. 3 стадии:

  • адаптация (характеризуется эмоциями, которые человек переживает),
  • интеграция (характеризуется эмоциями, которые человек демонстрирует),
  • индивидуализация (характеризуется эмоциями, которые человек воспринимает).

В рамках этого подхода эффективность деятельности достигается за счет объединения данных составляющих динамики. Психологический комфорт достигается за счет:

– эмоционально взаимодействуя, человек использует все три формы, что создает ощущение безопасности в проявлении эмоций и человек безопасно вербализует информацию;

– состояние комфорта создается за счет доверия. Следовательно, вербализованные эмоции не будут вытеснены за пределы группы, и этой информацией не будут шантажировать;

– возможность безопасной и эффективной рефлексии.

Но, существует опасность, необходимо учитывать ещё один момент, что личности свойственно стремление к положительному психологическому климату, и в некоторых случаях ради его сохранения человек может пойти на противозаконные, нелогичные или асоциальные действия. Как следствие, не всегда положительный социально-психологический климат способствует эффективной деятельности.

2 подход рассматривает соотношение к социально-психологическому климату как к эмоциональной среде для отдельного человека. Он является одним из факторов влияющих на деятельность, развитие и взаимодействие личности. Он бывает:

– стимулирующий – возникает при наличии наставника или создается целенаправленно;

– пассивно-наблюдательный – развивается естественно, без осознанного формирования;

– тормозящий – когда есть чье-то влияние, направленное на обострение отношений.

 Итог можно подвести к следующему: к основной сложности изучения социально-психологического климата можно отнести тот факт, что это достаточно динамичная структура, включающая в себя множество переменных.

Существует четыре фактора, напрямую пересекающихся с областью становления благоприятного психологического климата в семье:

1. Эмоциональная привлекательность супругов.

2. Сходство супругов между собой.

3. Предпочитаемый супругами способ взаимодействия и их ведущий социальный мотив.

4. Особенности семейных целей, определяющие три типа деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую (цели повышают сплоченность, когда приняты в качестве своих личных целей).

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним — психологическая атмосфера).

Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

Благоприятный психологический климат семьи способствует установлению соматического и психического равновесия, гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Выраженный дефицит непосредственно-эмоционального общения ребенка с родителями, отрицательные эмоциональные состояния приводят к дезинтеграции и дезадаптации, резкому замедлению психического развития малыша, к нервно-психическим срывам и заболеваниям.

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи — стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в дидактической игре

Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами.

Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности ребенка.

Список литературы

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пос. – СПб.: Речь, 2004 – 283с.
  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – СПб.: Питер, 2005 – 441с.
  3. Прохорова О.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок. – СПб.: КАРО, 2008. – 336с.:ил.

Источник

Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Влияние семейных отношений на

психическое развитие детей.

Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.

Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.

Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.

Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.

• Авторитарный.

Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.

• Гиперопека.

Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.

Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.

• Гипоопека.

Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.

У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.

• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).

В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке.Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».

Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка 1год 10

• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.

Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания,поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.

Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.

Источник

Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребёнка

     Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка в семье. На процесс психического развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов:

1. Нарушение структуры семьи:

Неполные семьи возникают в силу разных причин:

-расторжения брака;

-внебрачного рождения ребенка;

-смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

-разведенная семья;

-внебрачная семья;

-осиротевшая семья;

-распавшаяся.

     Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины о  ставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и то несколько часов. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Примером может быть семья, в которой один из родителей занят бизнесом. Такие родители, как бы выключены из семейной группы, числятся в ней, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

     Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, которые сказываются на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

2. Дисгармония в семейных отношениях.

     Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями,не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

3. Стили родительского поведения.

     Стиль воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. В идеале родители должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

– Родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. – Родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями.

Воздействие стилей родительского поведения на ребенка:

     Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми.Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям,закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению. «Традиционные родители». В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. Таким образом, неблагоприятные типы воспитания способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я.

Читайте также:  Перечислите особенности психосексуального развития ребенка

4. Порядок появления ребенка в семье

      Зигмунд Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. На нем концентрируется внимание всей семьи. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. С другой стороны, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми и отверженными. Он вынужден искать новые формы поведения, чтобы добиться внимания и любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Для привлечения к себе внимания ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в доме родителям необходимо избегать существенных изменений в отношениях со старшим ребенком; стараться уделять старшему ребенку достаточно внимания, помочь старшему найти адекватную форму вхождения в жизнь изменившейся семьи – как помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как много времени проводят со старшими братьями или сестрами. Родители более спокойно относятся ко вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена роль родителей. Младшие дети более творческие и самостоятельные, но под покровительством и защитой старших у них может сложиться заниженная самооценка и чувство неполноценности. Тогда младший ребенок выбирает по отношению к родителям испытанный способ поведения: «Когда я беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего хочу, родители обязательно будут заботиться обо мне». Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и способным. В то же время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с малышом, так как не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. В психическом развитии близнецов возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект, они позже начинают говорить. Это связано с тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться как к двум разным людям.

5. Низкая психолого-педагогическая культура родителей.

      Родителей необходимо обучать культуре семейного воспитания и умению выработать собственный неповторимый стиль родительского воспитания. Чем более родители будут ориентированы на предоставление возможности выбора ребенку, будут понимать и чувствовать, чего хочет ребенок (поддерживать его автономность), чем больше они будут уделять ему внимания, а также более четко описывать свои требования, сдерживать обещания (структурированность отношений), тем более психологически благополучен будет ребенок.

     Таким образом, последствия влияния отрицательных факторов семейной среды на психическое развитие ребенка могут иметь для детей необратимый характер, приводить все к большим аномалиям психики и поведения. Поэтому так важно своевременное выявление и оказание психологической помощи таким семьям.

Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его

эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития

Источник