Влияние семьи на духовно нравственное развитие ребенка
Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка
Кобызева О.В.,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко» комбинированного вида, г. Балашов
В настоящее время вопросы нравственного воспитания и морального развития приобретают важнейшее значение. Социально-политические и экономические изменения, произошедшие в России, затронули идеологию общества, его ценности, нормы и моральную сферу, смяты многие нравственные ориентиры; оно остро нуждается в подготовке широкообразованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности. Показатели современной жизни – новейшие технологии, ускорение темпа жизни, приводят к пересмотру традиционных взглядов на мораль и распространению ситуационной, вариативной морали. В общей системе всестороннего развития личности большую роль играет нравственное воспитание.
Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.
Семья создает личность ребенка своим стилем жизни, направляет его развитие характером взаимоотношений между супругами, между старшим и младшим поколением, а также различными педагогическими средствами, применяемыми для достижения определенных воспитательных целей.
Проблема воспитания детей в семье – сложная и многогранная. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека, сопутствует нравственному становлению личности.
Нравственное становление личности – сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.
Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье. Именно в семье приобретаются первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье, с первых лет своей жизни дети знакомятся с социально-нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.
Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка. Лучшие человеческие качества дети приобретают, опираясь на личный пример родителей, их труд, знания и моральный облик.
Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должно быть любящее семейное окружение. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь взрослых, уже интуитивно понимает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. Многочисленные социологические исследования показывают, что все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.
Родители являются самыми близкими людьми, и именно им предстоит помочь ребенку правильно преодолеть неизбежные противоречия между личными желаниями и общественными нуждами, между собственными нуждами и ожиданиями окружающих.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В современных исследованиях отечественных психологов В.П. Зинченко, А.В. Суворова и других, все чаще подчеркивается, что из-за чрезмерной интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается период детства[1, 2].
Можно выделить четыре основных фактора, влияющих на нравственное воспитание детей в семье и подготовки их к самостоятельной жизни:
- социальное единство семьи с целями общества, предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению, необходимость делиться с детьми своими успехами в трудовой и общественной жизни, и вместе с тем проявлять большой интерес к успехам детей;
- совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи;
- организация бытового уклада семьи: порядка и точности в семейном хозяйстве; планового распределения семейного бюджета, порядка хранения вещей, общего режима дня, определение, для каждого, рабочего места, места для занятий, соблюдения семейных правил.
- создание благоприятных отношений в семье: участие в жизни членов семьи, взаимопонимание, дружба и уважение между старшими и младшими (дети быстро взрослеют и родителям необходимо признавать за ними право на самостоятельность, уважать их как личность).
Особое место в становлении нравственности занимает воспитательная работа с детьми 3-7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности.
Нравственное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка именно на этом этапе дошкольного детства. Поэтому, столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого, заботливого, то есть душевного отношения к непреходящим общечеловеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.
Одной из проблем нравственного воспитания в современной семье является то, что ранее в традиционной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, особенно бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали семейные традиции, накопленный опыт, информацию о своем роде, о ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка. В ХХ веке, в России, под влиянием индустриализации и урбанизации, произошел переход от традиционной к нуклеарной семье, где на первый план выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). По мнению А.Г. Вишневского, процесс перехода к супружеской нуклеарной семье в России продвинулся далеко, но полностью еще не закончился, в семьях уменьшается количество детей, количество родственников, с которыми поддерживаются тесные отношения. Изменилась также и роль женщины в семье и обществе. Большинство женщин все меньше времени уделяют семье, воспитанию детей и домашнему хозяйству. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные бабушки также ведут активную социальную жизнь, после выхода на пенсию продолжают работать и не имеют возможности посвятить себя воспитанию внуков. Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности[3].
Другая проблема – исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что может привести, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис возможно путем взаимодействия семьи и детского сада.
Третья проблема – развитие интереса детей к познанию окружающего мира. Очень важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком, поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен.
Еще одна проблема – научить детей общаться, не обижать других, проявлять сочувствие и терпимость. Это также невозможно сделать без активного участия семьи. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям – прямая функция семьи.
По определению исследователей проблемы нравственного воспитания детей в семье Ш.А. Амонашвили, С.И. Варюхиной, Л.И. Божович, Е.И. Туревской, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом и доверием к родителям, единством требований в семье[ 4, 5, 6, 7].
В работах психологов А.Г. Вишневского, Д.Б. Эльконина, педагогов Ш.А. Амонашвили, Л.Г. Татарниковой и других выделены условия семейного воспитания, основанные на принципах гуманной педагогики, при которых формирование личности ребенка в семье будет успешным[3, 8, 9, 10] :
– принцип креативности, т.е. свободного развития детей, готовности к принятию новых идей;
– принцип гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности, ее права на развитие, проявление своих способностей;
– принцип демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми в семье;
– принцип гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в обществе, чувстве долга и ответственности перед обществом и семьей;
– приоритетности общечеловеческих норм и ценностей.
Следовательно, в формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Именно в семье ребенок постигает первую школу жизни. Сила воздействия семьи на формирование нравственной личности исключительно велика. Основой этого влияния на ребенка является бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок, отвечая на эту любовь и заботу, признает авторитет родителей, стремится подражать им во всем.
С учетом всех вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что добиться эффективности в воспитании нравственности у подрастающего поколения можно только при активном участии семьи, для успешного нравственного развития человека в глобальном плане необходимо, прежде всего, усовершенствовать институт семьи в целом и изменить отношение общества к семейным традициям.
Литература
- Зинченко В.П. Размышление о душе и ее воспитании. РАО., 2001. – 34с.
- Суворов А.В. Часть 4, глава 5: «Совместная педагогика» и становление смысложизненных ориентаций у детей и подростков в условиях дефицита общения// Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. – 532с.
- Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. – 2008. – № 7.
- Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.3 1982.
- Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 290с.
- Туревская Е.И. Возростная психология / Е.И. Туревская. – М.: Академия, 2002 . – 368с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2005. – 384с.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
- Татарникова Л.Г. Паритет родителей и образовательных учреждений в воспитании ребенка ХХI века. // Родители как участники педагогического процесса. – Материалы межрегиональной научно-практической конференции 13 марта 2008 г. Вып.2. – Спб.: СПбНОУ «Экспресс», 2008.
Источник
Елена Творогова
Влияние семьи на духовно-нравственное развитие ребёнка
Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чём именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. Их ответы поражают однородностью и стереотипностью, независимо от расположения ДОУ, возраста родителей, образования, числа детей в семье и т. д. Практически все родители называют не более трёх-четырёх положительных качеств своего ребёнка. При этом ответы настолько стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он у меня послушный», «не жадный», что возникает справедливый вопрос, а знают ли родители своих детей?
Педагогически целесообразная родительская любовь-это любовь к ребёнку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственных родительских чувств. Важнейшая из этнопедагогических формул, выведенная Г. Н. Волковым,гласит: «Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего». Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно-коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги, детский сад, школа). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребёнка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу толерантности и взаимопонимания. Ориентация в семейном воспитании на индивидуализм лишают нас надежды на построение правового государства, живущего по законам гражданского общества.
Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, привычках, обязанностях и т. д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни. Кардинальные изменения образа жизни требуют изменения традиционного культурного уклада большинства российских семей, привычно выстраивающих отношения на приоритете старших над младшими, подчинении воле мужа как главы семейства.
Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребёнка в обществе. При этом возникает серьёзная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность Вместе с тем духовность-результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для её формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд- высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки» Воспитывать духовностьнужно с самых элементарных качеств : самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нельзя шуметь» ; «раздели конфету на всех или предложи попробовать») , терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходительным к пожилым людям», соблюдения этикета и т. д.Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребёнок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдёт неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.
Любовь – одна из важных сфер семейного взаимодействия. Она создаёт единую психическую и эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического развития. Всё, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности. Но часто родители просто не знают, как нужно любить своего ребёнка. Их присутствие рядом, постоянные поручения, даже специальные занятия – это ещё не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. У 85% подростков, которые совершили правонарушения, не было тёплых, доверительных отношений с родителями в дошкольном детстве. Г. Н. Волков приводит данные, что 95% преступников, отбывающих наказания, на вопрос, помнят ли они о том, что им в детстве пели колыбельные песни, ответили отрицательно. Наблюдения показали, что пение колыбельных песен вызывает у детей положительные эмоции, успокаивает, оказывает усыпляющее действие. Ритм колыбельных песен обычно соотносится с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений – самый древний, универсальный и успешный способ психологического присоединения к партнеру Мать и ребенок учатся языку общего ритма естественным путем, когда ребенок находится в утробе, и позже они только настраиваются друг на друга. Вот почему так важно ласкать ребенка, прижимать к себе, гладить, обнимать, чтобы он слышал дыхание матери и ритм её сердца. В американской этнопедагогике есть «золотое»правило :родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят : «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение,- получить от партнера «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это – необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.
Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребёнок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием.
Обозначенный круг проблем, связанных с воздействием семьи на духовно-нравственное развитие детей, далеко не полный и требует дальнейших исследований и разработок методических и практических материалов для родителей и педагогов.
Источник