Влияние семейной депривации на развитие ребенка
Н.А. Пащенко
педагог-психолог
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
г.Нарьян-Мар
ОГОУ НОСШИ
Термин «депривация» (от англ. deprive – лишать) обозначает потерю, лишение чего-либо из-за недостаточного удовлетворения какой-нибудь важной потребности (Лангмайер И., Матейчек З., 1984). В том случае, когда речь идет о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей, в качестве равнозначных используются термины «психическая депривация», «психическое голодание», «психическая недостаточность». Лангмайер, Матейчек дают следующее определение психической депривации: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникающем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.»
В Ненецкой школе-интернате обучаются дети, основная масса которых оказались в тяжёлой жизненной ситуации – это дети, родителей которых лишили родительских прав (социальные сироты) и дети, пережившие смерть родителей. Данная категория детей сирот сполна испытала на себе депривационные ситуации: пренебрежение своими основными нуждами, побои, голод, сексуальное и психологическое насилие. Многие ещё и несли ответственность за своих братьев и сестер. Также в нашей школе обучаются дети, от которых отказались сразу после рождения – к моменту обучения в НШИ они успели побывать в двух государственных учреждениях: «Доме малютки» и «Дошкольном детском доме». А лишение ребёнка с раннего возраста заботы матери, её тепла оказывает необратимое влияние на дальнейшее развитие ребёнка (материнская депривация).
Влияние семейной депривации (депривационных ситуаций) оставляют свой след в развитии ребенка в виде депривационных последствий:
- нарушение физического развития (часто дети отстают в массе тела от свои сверстников, наличие хронических форм соматических заболеваний и др.);
- имеют заболевания, связанные с нарушением ЦНС, органическими поражениями ЦНС и, как следствие – нарушение умственного и речевого развития;
- нарушения эмоционально-волевой сферы.
У многих наших воспитанников данной категории даже с интеллектом «норма» картина нарушений при общем недоразвитии речи сопровождается недостаточной сформированностью высших психических функций. И все это – также следствие депривации.
Почти все дети-сироты долгое время находились в неблагоприятной социальной среде и не обладают соответсвующим их возрасту уровнем образования, так как часто не посещали детсад//школу или пропускали занятия. Таким детям тяжело адаптироваться в условиях НШИ даже в условиях существующего в интернате разноуровнего обучения. Они требуют более пристального внимания и поддержки со стороны педагогов.
Необходимо отметить, что дети поступившие в начальную школу с интеллектом «норма», но имеющие педагогическую запущенность, при своевременно оказанной коррекционной и дефектологической помощи к подростковому возрасту способны выровняться до уровня развития своих сверстников, живущих в семьях.
Однако половина таких детей поступает в Ненецкую школу-интернат в подростковом возрасте. А с возрастом последствия семейной депривации корректируются с трудом или вовсе не корректируются в условиях интернатной системы. Подростки уже имеют ряд устойчивых психофизиологических проявлений:
- девиантные формы поведения;
- дефекты личностного развития;
- психопатоподобные нарушения;
- склонность к бродяжничеству, клептомании;
- неумение адаптироваться в подростковой среде.
Из своей семьи они выносят опыт решения проблем силой, жестокостью по отношению к другим. Их родители демонстрировали далеко не лучший пример взаимоотношений – дети жили в атмосфере насилия. Но самое главное – социальные сироты принимают это как образец поведения, им трудно понять, что можно жить по-другому. Они часто воспринимают окружающих людей как врагов только потому, что они запрещают вести себя так, как вели себя их неблагополучные родители.
Педагоги часто сталкиваются с тем, что изменить отношения данной категории детей, их неадекватные социальные представления невозможно обычными способами. Учителя и воспитатели пытаются опереться на нравственные качества детей, которые у них несформированы.
Наблюдая за поведением детей сирот и общаясь с ними можно заметить следующие особенности:
- назойливость и неутомимая потребность во внимании и любви;
- бедность проявления чувств;
- склонность к острым аффектам;
- повышенная агрессивность;
- склонность к употреблению психоактивных веществ;
- культ силы.
Все это сочетается со скудностью представлений об окружающем мире. Такие дети зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающимся в семье. Это происходит потому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества.
При исследовании особенностей личностной сферы младших и старших подростков НШИ были выявлены существенные различия между детьми-сиротами и «родительскими» детьми. Использовалась методика «Мой герб». Учащимся предлагалось в свободной форме изобразить (нарисовать, написать) на бумаге свой герб. В котором они могли отобразить следующие характеристики: «Я умею лучше всего…», «Место, где мне хорошо и уютно…», «Мое самое большое достижение…», «Три человека, которым я могу доверять…» и «Три слова, которые я хочу о себе слышать». В исследовании участвовали мальчики и девочки: учащиеся 5-х, 8-х и 9-х классов НШИ – всего 26 человек. В возрасте от 11-13 лет (5 класс) – 12 человек (4 – сироты и 8 родительских). В возрасте 14-15 лет (8-9 классы) – 14 человек: 7 сирот и 7 родительских детей.
Анализ работ показал отличия детей-сирот и «родительских» детей по всем пяти характеристикам «герба». Полученные результаты подтверждают вышеперечисленные особенности детей-сирот: социальная неадекватность, агрессивность, склонность к употреблению ПАВ, элементы психологической защиты и потребность в любви и понимании.
В части «герба», где подростки демонстрировали свои умения («Я умею лучше всего…») только «родительские» дети указали бытовые: «мыть посуду», «готовить». Дети-сироты демонстрировали свои общие и школьные умения («писать, рисовать, петь, танцевать, писать стихи, играть в волейбол»), а также неадекватно реагировали на задание («спать», привет»).
Местом, «…где мне хорошо и уютно» практически все родительские дети назвали дом, родной поселок. Сироты указали различные варианты: горы, гостиница (отель), реагировали неадекватно («Как дела…») или не указывали места («нет места…»). Почти половина опрошенных сирот (4 из 11) указывали интернат или комнату в интернате.
«Самым большим достижением» дети-сироты считали успехи в учёбе, в игре на компьютере, или неадекватно//негативно реагировали («приходи в гости», «поднять три тысячи килограмм»). «Родительские» дети также указали успехи в учебе. Но, помимо этого – поездки домой, в детские лагеря, санатории, а также достижения в спорте и приобретение художественных умений.
Самым показательным, на мой взгляд, отличием детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, стала следующая характеристика методики «Мой герб» – «Три человека, которым я могу доверять…». Подавляющее большинство «родительских» детей назвали таковыми своих родителей, братьев, сестер и родственников. Дети-сироты называли соседей по комнате, педагогов, реже – друзей и сестер//братьев. Чуть меньше половины сирот (4 из 11) доверяют только себе или никому не доверяют.
Последней характеристикой методики «Мой герб» были «три слова, которые хочу о себе слышать…». Подавляющее большинство «родительских» детей указало уменьшительно-ласкательные варианты своего имени, слова семейного статуса «доченька», «сынок/сыночек», а также слова оценки и похвалы: «ты самый лучший, веселый, общительный, любимый, хорошо рисуешь» и т. д. Трое из одиннадцати детей-сирот не указали подобных слов в своем гербе. Но, как и «родительские» дети, также назвали уменьшительно-ласкательные варианты своего имени, слова «доченька» и слова оценки и похвалы. Необходимо отметить, что среди слов, которые хотели бы услышать сироты, были такие – «Миша, пошли бухать». Возможно, это говорит о склонности подростка к употреблению алкоголя (что вероятнее всего) или реакции отрицания, негатива.
Резюмируя вышесказанное, хочу заметить, что результаты методики не претендуют на серьезное научное исследование, но, тем не менее, ярко иллюстрируют различия между детьми, воспитывающихся в семье и детьми, лишенными этой возможности.
В заключение хочу сказать, что в работе с сиротами, то есть детьми, пережившими семейную депривацию, часто бывают трудные моменты. И в минуты неудачи мы говорим себе: «От гнилого дерева не бывает здорового плода». Но ведь есть мудрые садовники, отрезающие здоровые побеги, прививающие их к здоровому дереву и получающие культурные сорта. Может быть, и нам это удастся? Важно знать, что эта работа не приносит сиюминутного результата. Она требует от педагогов и специалистов не только знаний социальной, возрастной, клинической психологии, но еще и человеческих качеств. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, стать ему мудрым и терпеливым наставником, другом, матерью, отцом. Стать ему семьей, которой его лишили.
Источник
Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.
Общие сведения
Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.
Родительская депривация
Причины родительской депривации
Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:
- Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
- Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
- Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
- Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
- Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.
Патогенез
Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).
Классификация
По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:
- Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
- Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
- Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
- Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.
Симптомы родительской депривации
Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.
Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.
В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.
Осложнения
Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.
Диагностика
Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:
- Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
- Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
- Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.
Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).
Лечение последствий родительской депривации
Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:
- Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
- Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
- Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
- Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
- Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.
Прогноз и профилактика
Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).
Источник