Влияние семейного воспитания на развитие ребенка курсовая

КУРСОВАЯ 
РАБОТА

по 
теме:
Влияние семейного воспитания
на формирование личности ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение_____________________________________________________
3 стр.

1.Роль семьи 
в  социализации личности___________________________ 
5 стр.

2.Структура
личности_________________________________________ 7 стр.

3. Стили 
воспитания __________________________________________ 10 стр.

3.1. Авторитарный 
стиль воспитания ____________________________ 10
стр.

3.2. Демократический 
стиль воспитания__________________________ 11 стр.

3.3. Либеральный 
стиль воспитания _____________________________ 13
стр.

3.4. Попустительский 
стиль воспитания _________________________ 14 стр.

4.Формирование 
личности в семье ______________________________
15 стр.

4.1. Гипопротекция
________________________________________ 16 стр.

4.2. Гиперпротекция
_______________________________________ 16 стр.

4.3. Противоречивое
воспитание _____________________________ 20стр.

4.4. Гиперсоциализирующее
воспитание _______________________ 20 стр.

4.5. Жесткое
обращение с ребенком ___________________________ 21
стр.

Заключение__________________________________________________
23 стр.

Список 
литературы ________________________________________ 25 стр. 
 
 
 
 

Введение

     
«Вырасти в действительно здоровой семье
– вот настоящая удача из удач»  (Робин
Скиннер)

Семья
является одной из важнейших ценностей 
человека. В семье человек растет
и развивается. Маленький ребенок 
не рождается с готовым характером,
интересами и склонностями. Все свойства
приобретаются и формируются от рождения
до зрелости. С момента появления на свет
ребенок попадает в общество. И именно
семья является его окружающим миром,
первой единицей общества и главным социальным
фактором, влияющим на становление личности.
Для ребенка семья это окружающие его
близкие и родные люди: родители, бабушки
и дедушки, сестры и братья и т.д. В зависимости
от состава семьи и семейных отношений
у человека формируются взгляды на мир,
отношения с окружающими, то какую карьеру
он будет строить и т.д. То есть, в семье
ребенок получает первый жизненный опыт,
и поэтому так важно в какой семье воспитывается
ребенок, каким образом будет протекать
тонкий процесс воспитания. Многие ученые
занимались решением вопросов воспитания
в семье. Проблема семейного воспитания
актуальна на сегодняшний день для школы,
государства и общества в целом.

Государством,
для помощи семье создаются различные
программы, например, национальный проект
«Российская семья» по поддержке семьи,
материнства и детства, 2008 год объявлен
«Годом семьи» в России. Говоря о помощи
общества, можно привести в пример различные
социальные организации и общественные
объединения, такие как служба социальной
защиты, служба психологической помощи,
муниципальные центры работы с детьми
и т.д.  К сожалению, проблемы воспитания
детей в семье – это вечный, и до сегодня
нерешенный до конца вопрос. Этот вопрос
занимает умы ученых – педагогов, психологов,
вызывая споры и разногласия. Этой проблеме
посвящаются конференции. Строгость или
мягкость? Авторитаризм или попустительство?
Как правильно воспитать ребенка? Каких
ошибок нельзя допускать?

Эта работа
посвящена вопросам воспитания ребенка
в семье. В ней будут рассмотрены различные
типы воспитания, их влияние на развитие
личности. Цель данной работы – доказать,
что личность ребенка зависит от стиля,
типа воспитания в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль 
    семьи в социализации
    личности

    
«Семья – основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной помощью, моральной
и правовой ответственностью.» [1]

Весомую
часть своей жизни человек 
проживает в семье. Все, что было
усвоено в семье остается с 
ним на всю жизнь. Именно в семье 
происходит закладывание основ личности.
Семейное воспитание формирует качества
личности, которые в дальнейшем помогут
с легкостью выйти из сложных ситуаций,
трудностей, встречающихся на жизненном
пути.  От семьи зависит развитие интеллекта
ребенка, его творческих умений, духовных
и эстетических зачатков, физическое здоровье
и эмоциональная культура.

Любой
ребенок сознательно или нет, копирует
своих папу и маму, заимствует поведение
других родственников. Собственно ребенок
несет в себе заряд той социальной среды,
в которой существует его семья.  [2]

Для правильного 
развития дети нуждаются в безопасной,
эмоционально – поддерживающей и предсказуемой
среде, в которой у детей есть возможность
проявлять собственную активность. Семья,
как раз, и является такой средой.

То есть,
роль семьи в жизни ребенка, главным 
образом, состоит в его социализации.

«Социализация
– процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
необходимых для его успешного функционирования
в данном обществе ». [3 стр.81]

Социализация 
есть двусторонний процесс. С одной стороны,
включающий в себя усвоение индивидом
социального опыта путем восхождения
в социальную среду, в систему общественного
опыта путем восхождения в социальную
среду, в систему общественных связей,
а с другой стороны, процесс последующего
активного воспроизводства этой системы
индивидом в его деятельности. [4стр. 28]

Процесс
социализации непрерывно обновляется 
и меняется с течением жизни. 
«На каждом из этапов социализации
ребенок осваивает целый ряд 
новых ролей. В первые годы жизни 
ребенок приобретает навыки, которые 
необходимы потом для взрослого 
человека (прием пищи, формы общения, правила
гигиены). Процесс не обрывается на стадии
детства, он продолжается в юношеские
и зрелые годы, можно сказать, что он продолжается
всю жизнь. К старшему школьному возрасту
стиль взаимоотношений должен уже более
– менее сложиться». [3 стр. 83] Однако большинство
ученых считают, что основные проблемы
социализации концентрируются на детском
возрасте, так как в этот возрастной период
научение, по общему признанию, производит
наиболее глубокое впечатление.

Таким
образом, роль семьи это социализация
личности. Семья, выполняя свою социализирующую
функцию, дает ребенку возможность осмыслить
нормы и ценности, в семье ребенок приобретает
первые навыки взаимодействия и осваивает
первые социальные роли (в том числе половые,
формировании черт маскулинности и фемининности).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура
    личности

    Существенный 
    вклад в теорию личности внес Зигмунд 
    Фрейд, предложив структуру психики,
    в виде Я, Сверх-Я и Оно, в своей 
    теории психоанализа.

    В работах 
    отечественных психологов, по теории
    личности, ее структуре в психологии особенно
    выделяются работы А.Г.
    Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К.
    Платонова.

     
    « А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном
    духовном облике личности, его происхождении
    и строении как вопрос о синтезе сложных
    структур:

      
    – темперамента (структуры природных 
    свойств),

      
    – направленности (система потребностей,
    интересов, идеалов),

      
    – способностей (система интеллектуальных,
    волевых и эмоциональных свойств).

      
    Все эти структуры возникают из
    взаимосвязи психических свойств личности,
    характеризующих устойчивый, постоянный
    уровень активности, обеспечивающий наилучшее
    приспособление индивида к воздействующим
    раздражителям вследствие наибольшей
    адекватности их отражения. В процессе
    деятельности свойства определенным образом
    связываются друг с другом в соответствии
    с требованиями деятельности.

      
    В.Н. Мясищев единство личности 
    характеризует: направленностью 
    (доминирующие отношения: к людям, 
    к себе, к предметам внешнего 
    мира), общим уровнем развития (в процессе
    развития повышается общий уровень развития
    личности), структурой личности и динамикой
    нервно-психической реактивностью (имеется
    в виду не только динамика высшей нервной
    деятельности (ВНД), но и объективная динамика
    условий жизни).» [8 с.77]

      
    С этой точки зрения структура 
    личности – лишь одно из определений
    ее единства и целостности, т.е. более частная
    характеристика личности, интеграционные
    особенности которой связаны с мотивацией,
    отношениями и тенденциями личности.

      
    Концепция динамической структуры
    личности (К.К. Платонов). «Наиболее общей
    структурой личности является отнесение
    всех ее особенностей и черт к одной из
    четырех групп, образующих 4 основные стороны
    личности:

      
    1. Социально обусловленные особенности 
    (направленность, моральные качества).

      
    2. Личный опыт (объем и качество 
    имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки)
    и привычек).

      
    3. Индивидуальные особенности различных 
    психических процессов (внимание,
    память).

      
    4. Биологически обусловленные особенности 
    (темперамент, задатки, инстинкты и
    т.п.).

      
    1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 –
    генетически обусловлены.» [9 с.78]

      
    Все 4 стороны личности тесно 
    взаимодействуют друг с другом.
    Однако, доминирующее влияние всегда 
    остается за социальной стороной 
    личности – ее мировоззрением, направленностью,
    потребностями, интересами, идеалами и
    эстетическими качествами.» [7]

    «Б.Г.
    Ананьев считает, что в структуру личности
    входят такие свойства:

    определенный 
    комплекс коррелируемых свойств 
    индивида (возрастно-половых, нейродинамических,
    конституционно-биохимических); динамика
    психофизиологических функций и структура
    органических потребностей, также относимых
    к индивидным свойствам. Высшая интеграция
    индивидных свойств представлена в темпераменте
    и задатках; статус и социальные функции-роли;
    мотивация поведения и ценностные ориентации;
    структура и динамика отношений.

    Основой
    любой личности является темперамент.

    Темперамент
    — это индивидуальные особенности 
    человека, определяющие динамику протекания
    его психических процессов и 
    поведения. Под динамикой понимают
    темп, ритм, продолжительность, интенсивность
    психических процессов, в частности эмоциональных
    процессов, а также некоторые внешние
    особенности поведения человека – подвижность,
    активность, быстроту или замедленность
    реакций и т. д. Темперамент характеризует
    динамичность личности, но не характеризует
    ее убеждений, взглядов, интересов, не
    является показателем ценности или малоценности
    личности, не определяет ее возможности
    (не следует смешивать свойства темперамента
    со свойствами характера или способностями).
    » [10]

    Таким
    образом, личность – это комплексное 
    понятие. Основа любой личности – темперамент.
    Также в структуру личности входят: жизненный
    опыт индивида, биологическая обусловленность,
    социально обусловленные особенности
    и т.д.

    Среди
    работ по теории личности наиболее выделились
    работы таких ученых как А.Г. Ковалева,
    В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А важнейший
    вклад в теории личности сделал Зигмунд
    Фрейд. 
     
     
     
     
     

  1. Стили
    воспитания
Читайте также:  Нормы физического развития ребенка школьного возраста

«Воспитание
– целенаправленное развитие человека,
включающее освоение культуры, ценностей
и норм общества. Осуществляется через
образование, а также организацию жизнедеятельности
определенных общностей. В воспитании
взаимодействуют личность, семья, государственные
и общественные институты; учебно-воспитательные
заведения, средства массовой коммуникации,
религиозные институты, общественные
организации и др.» [11]

«По
стилю отношений между воспитателями
ивоспитанниками (по признаку управления
процессом воспитательного воздействия
на воспитанника со стороны воспитателя)
различают авторитарное, демократическое,
либеральное и попустительское воспитание.»
[12 стр.51]

3.1.
Авторитарный стиль
воспитания

Авторитарное 
воспитание —
тип воспитания, в рамках
которого определенная идеология принимается
в качестве единственной истины во взаимоотношениях
между людьми. Чем выше социальная роль
воспитателя как транслятора этой идеологии
(учителя, священника, родителей, идеологических
работников и т. п.), тем сильнее выражено
принуждение воспитанника вести себя
согласно данной идеологии. В этом случае
воспитание осуществляется как оперирование
природой человека и манипулирование
его действиями. При этом доминируют такие
воспитательные методы, как требование
(прямое предъявление нормы должного поведения
в конкретных условиях и к конкретным
воспитанникам), упражнение в должном
поведении с целью формирования привычного
поведения и др. Принуждение является
основным путем передачи социального
опыта новому поколению. Степень принуждения
определяется тем, насколько воспитуемый 
имеет право сам определять или выбирать
содержание прошлого опыта и ценностной
системы — семейных ценностей, норм поведения,
правил общения, ценностей религии, этнической
группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя
доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности,
всезнайства.» [12 стр. 51]

Источник

Основные типы семейного воспитания, их эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики. Особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. Влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.

Подобные документы

  • Факторы и стиль семейного воспитания; их влияние на развитие личности ребенка. Его роль в семье и позиция родителей по отношению к детям. Возникающие деформации в личностном развитии ребенка и его эмоционально-волевой сфере, методы их коррекции.

    дипломная работа, добавлен 31.01.2015

  • Понятие о стилях семейного воспитания. Педагогические условия, предупреждающие психологический дискомфорт детей пятого года жизни во время их пребывания в детском саду. Система работы по эмоциональной воспитанности ребенка средствами семейного воспитания.

    курсовая работа, добавлен 07.07.2014

  • Характеристика ошибок воспитания, вызванных мотивацией родителей. Распространенные стили семейного воспитания. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании.

    реферат, добавлен 13.05.2010

  • Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми. Природные особенности темперамента. Типичные ошибки семейного воспитания. Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка. Предупреждение десоциального влияния семьи.

    дипломная работа, добавлен 09.03.2013

  • Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

    реферат, добавлен 29.11.2010

  • Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.

    курсовая работа, добавлен 09.02.2011

  • Роль семьи в обществе. Авторитарный, демократический и попустительский стили семейного воспитания. Сущность и содержание психологической функции семьи. Подготовка беседы с родителями о половом воспитании. Специфика воспитания ребенка в многодетной семье.

    реферат, добавлен 01.02.2016

  • Семья как фактор воспитания личности ребенка, ее место и значение в современном обществе. Типы и методы семейного воспитания. Констатирующий эксперимент: порядок и этапы, принципы организации, анализ полученных результатов, методические рекомендации.

    курсовая работа, добавлен 20.06.2012

  • Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания, опытно-экспериментальный анализ их влияния на развитие личности ребенка. Семья как социальный институт, ее функции. Тест-опросник родительского отношения по методике А.Я. Варга и В.В. Столина.

    курсовая работа, добавлен 31.07.2010

  • Изучение специфики Я-концепции, ее структуры и основных составляющих. Особенности формирования Я-концепции в подростковом возрасте, влияние стилей семейного воспитания на развитие подростка. Самооценка и личностное самоопределение в юношеском возрасте.

    дипломная работа, добавлен 25.02.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Семья воспитывающая ребенка с проблемами в развитии

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для родителей на тему:

«Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»

Подготовил:

старший воспитатель

Иващенко Н.М.

Туймазы, 2019

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.

На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Читайте также:  К предпосылкам психического развития ребенка относится

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение, и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.

Таким образом, Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим. 

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.

У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Источник