Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка курсовая

КУРСОВАЯ 
РАБОТА

по 
теме:
Влияние семейного воспитания
на формирование личности ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение_____________________________________________________
3 стр.

1.Роль семьи 
в  социализации личности___________________________ 
5 стр.

2.Структура
личности_________________________________________ 7 стр.

3. Стили 
воспитания __________________________________________ 10 стр.

3.1. Авторитарный 
стиль воспитания ____________________________ 10
стр.

3.2. Демократический 
стиль воспитания__________________________ 11 стр.

3.3. Либеральный 
стиль воспитания _____________________________ 13
стр.

3.4. Попустительский 
стиль воспитания _________________________ 14 стр.

4.Формирование 
личности в семье ______________________________
15 стр.

4.1. Гипопротекция
________________________________________ 16 стр.

4.2. Гиперпротекция
_______________________________________ 16 стр.

4.3. Противоречивое
воспитание _____________________________ 20стр.

4.4. Гиперсоциализирующее
воспитание _______________________ 20 стр.

4.5. Жесткое
обращение с ребенком ___________________________ 21
стр.

Заключение__________________________________________________
23 стр.

Список 
литературы ________________________________________ 25 стр. 
 
 
 
 

Введение

     
«Вырасти в действительно здоровой семье
– вот настоящая удача из удач»  (Робин
Скиннер)

Семья
является одной из важнейших ценностей 
человека. В семье человек растет
и развивается. Маленький ребенок 
не рождается с готовым характером,
интересами и склонностями. Все свойства
приобретаются и формируются от рождения
до зрелости. С момента появления на свет
ребенок попадает в общество. И именно
семья является его окружающим миром,
первой единицей общества и главным социальным
фактором, влияющим на становление личности.
Для ребенка семья это окружающие его
близкие и родные люди: родители, бабушки
и дедушки, сестры и братья и т.д. В зависимости
от состава семьи и семейных отношений
у человека формируются взгляды на мир,
отношения с окружающими, то какую карьеру
он будет строить и т.д. То есть, в семье
ребенок получает первый жизненный опыт,
и поэтому так важно в какой семье воспитывается
ребенок, каким образом будет протекать
тонкий процесс воспитания. Многие ученые
занимались решением вопросов воспитания
в семье. Проблема семейного воспитания
актуальна на сегодняшний день для школы,
государства и общества в целом.

Государством,
для помощи семье создаются различные
программы, например, национальный проект
«Российская семья» по поддержке семьи,
материнства и детства, 2008 год объявлен
«Годом семьи» в России. Говоря о помощи
общества, можно привести в пример различные
социальные организации и общественные
объединения, такие как служба социальной
защиты, служба психологической помощи,
муниципальные центры работы с детьми
и т.д.  К сожалению, проблемы воспитания
детей в семье – это вечный, и до сегодня
нерешенный до конца вопрос. Этот вопрос
занимает умы ученых – педагогов, психологов,
вызывая споры и разногласия. Этой проблеме
посвящаются конференции. Строгость или
мягкость? Авторитаризм или попустительство?
Как правильно воспитать ребенка? Каких
ошибок нельзя допускать?

Эта работа
посвящена вопросам воспитания ребенка
в семье. В ней будут рассмотрены различные
типы воспитания, их влияние на развитие
личности. Цель данной работы – доказать,
что личность ребенка зависит от стиля,
типа воспитания в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль 
    семьи в социализации
    личности

    
«Семья – основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной помощью, моральной
и правовой ответственностью.» [1]

Весомую
часть своей жизни человек 
проживает в семье. Все, что было
усвоено в семье остается с 
ним на всю жизнь. Именно в семье 
происходит закладывание основ личности.
Семейное воспитание формирует качества
личности, которые в дальнейшем помогут
с легкостью выйти из сложных ситуаций,
трудностей, встречающихся на жизненном
пути.  От семьи зависит развитие интеллекта
ребенка, его творческих умений, духовных
и эстетических зачатков, физическое здоровье
и эмоциональная культура.

Любой
ребенок сознательно или нет, копирует
своих папу и маму, заимствует поведение
других родственников. Собственно ребенок
несет в себе заряд той социальной среды,
в которой существует его семья.  [2]

Для правильного 
развития дети нуждаются в безопасной,
эмоционально – поддерживающей и предсказуемой
среде, в которой у детей есть возможность
проявлять собственную активность. Семья,
как раз, и является такой средой.

То есть,
роль семьи в жизни ребенка, главным 
образом, состоит в его социализации.

«Социализация
– процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
необходимых для его успешного функционирования
в данном обществе ». [3 стр.81]

Социализация 
есть двусторонний процесс. С одной стороны,
включающий в себя усвоение индивидом
социального опыта путем восхождения
в социальную среду, в систему общественного
опыта путем восхождения в социальную
среду, в систему общественных связей,
а с другой стороны, процесс последующего
активного воспроизводства этой системы
индивидом в его деятельности. [4стр. 28]

Процесс
социализации непрерывно обновляется 
и меняется с течением жизни. 
«На каждом из этапов социализации
ребенок осваивает целый ряд 
новых ролей. В первые годы жизни 
ребенок приобретает навыки, которые 
необходимы потом для взрослого 
человека (прием пищи, формы общения, правила
гигиены). Процесс не обрывается на стадии
детства, он продолжается в юношеские
и зрелые годы, можно сказать, что он продолжается
всю жизнь. К старшему школьному возрасту
стиль взаимоотношений должен уже более
– менее сложиться». [3 стр. 83] Однако большинство
ученых считают, что основные проблемы
социализации концентрируются на детском
возрасте, так как в этот возрастной период
научение, по общему признанию, производит
наиболее глубокое впечатление.

Таким
образом, роль семьи это социализация
личности. Семья, выполняя свою социализирующую
функцию, дает ребенку возможность осмыслить
нормы и ценности, в семье ребенок приобретает
первые навыки взаимодействия и осваивает
первые социальные роли (в том числе половые,
формировании черт маскулинности и фемининности).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура
    личности

    Существенный 
    вклад в теорию личности внес Зигмунд 
    Фрейд, предложив структуру психики,
    в виде Я, Сверх-Я и Оно, в своей 
    теории психоанализа.

    В работах 
    отечественных психологов, по теории
    личности, ее структуре в психологии особенно
    выделяются работы А.Г.
    Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К.
    Платонова.

     
    « А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном
    духовном облике личности, его происхождении
    и строении как вопрос о синтезе сложных
    структур:

      
    – темперамента (структуры природных 
    свойств),

      
    – направленности (система потребностей,
    интересов, идеалов),

      
    – способностей (система интеллектуальных,
    волевых и эмоциональных свойств).

      
    Все эти структуры возникают из
    взаимосвязи психических свойств личности,
    характеризующих устойчивый, постоянный
    уровень активности, обеспечивающий наилучшее
    приспособление индивида к воздействующим
    раздражителям вследствие наибольшей
    адекватности их отражения. В процессе
    деятельности свойства определенным образом
    связываются друг с другом в соответствии
    с требованиями деятельности.

      
    В.Н. Мясищев единство личности 
    характеризует: направленностью 
    (доминирующие отношения: к людям, 
    к себе, к предметам внешнего 
    мира), общим уровнем развития (в процессе
    развития повышается общий уровень развития
    личности), структурой личности и динамикой
    нервно-психической реактивностью (имеется
    в виду не только динамика высшей нервной
    деятельности (ВНД), но и объективная динамика
    условий жизни).» [8 с.77]

      
    С этой точки зрения структура 
    личности – лишь одно из определений
    ее единства и целостности, т.е. более частная
    характеристика личности, интеграционные
    особенности которой связаны с мотивацией,
    отношениями и тенденциями личности.

      
    Концепция динамической структуры
    личности (К.К. Платонов). «Наиболее общей
    структурой личности является отнесение
    всех ее особенностей и черт к одной из
    четырех групп, образующих 4 основные стороны
    личности:

      
    1. Социально обусловленные особенности 
    (направленность, моральные качества).

      
    2. Личный опыт (объем и качество 
    имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки)
    и привычек).

      
    3. Индивидуальные особенности различных 
    психических процессов (внимание,
    память).

      
    4. Биологически обусловленные особенности 
    (темперамент, задатки, инстинкты и
    т.п.).

      
    1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 –
    генетически обусловлены.» [9 с.78]

      
    Все 4 стороны личности тесно 
    взаимодействуют друг с другом.
    Однако, доминирующее влияние всегда 
    остается за социальной стороной 
    личности – ее мировоззрением, направленностью,
    потребностями, интересами, идеалами и
    эстетическими качествами.» [7]

    «Б.Г.
    Ананьев считает, что в структуру личности
    входят такие свойства:

    определенный 
    комплекс коррелируемых свойств 
    индивида (возрастно-половых, нейродинамических,
    конституционно-биохимических); динамика
    психофизиологических функций и структура
    органических потребностей, также относимых
    к индивидным свойствам. Высшая интеграция
    индивидных свойств представлена в темпераменте
    и задатках; статус и социальные функции-роли;
    мотивация поведения и ценностные ориентации;
    структура и динамика отношений.

    Основой
    любой личности является темперамент.

    Темперамент
    — это индивидуальные особенности 
    человека, определяющие динамику протекания
    его психических процессов и 
    поведения. Под динамикой понимают
    темп, ритм, продолжительность, интенсивность
    психических процессов, в частности эмоциональных
    процессов, а также некоторые внешние
    особенности поведения человека – подвижность,
    активность, быстроту или замедленность
    реакций и т. д. Темперамент характеризует
    динамичность личности, но не характеризует
    ее убеждений, взглядов, интересов, не
    является показателем ценности или малоценности
    личности, не определяет ее возможности
    (не следует смешивать свойства темперамента
    со свойствами характера или способностями).
    » [10]

    Таким
    образом, личность – это комплексное 
    понятие. Основа любой личности – темперамент.
    Также в структуру личности входят: жизненный
    опыт индивида, биологическая обусловленность,
    социально обусловленные особенности
    и т.д.

    Среди
    работ по теории личности наиболее выделились
    работы таких ученых как А.Г. Ковалева,
    В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А важнейший
    вклад в теории личности сделал Зигмунд
    Фрейд. 
     
     
     
     
     

  1. Стили
    воспитания
Читайте также:  Детский коврик для развития ребенка

«Воспитание
– целенаправленное развитие человека,
включающее освоение культуры, ценностей
и норм общества. Осуществляется через
образование, а также организацию жизнедеятельности
определенных общностей. В воспитании
взаимодействуют личность, семья, государственные
и общественные институты; учебно-воспитательные
заведения, средства массовой коммуникации,
религиозные институты, общественные
организации и др.» [11]

«По
стилю отношений между воспитателями
ивоспитанниками (по признаку управления
процессом воспитательного воздействия
на воспитанника со стороны воспитателя)
различают авторитарное, демократическое,
либеральное и попустительское воспитание.»
[12 стр.51]

3.1.
Авторитарный стиль
воспитания

Авторитарное 
воспитание —
тип воспитания, в рамках
которого определенная идеология принимается
в качестве единственной истины во взаимоотношениях
между людьми. Чем выше социальная роль
воспитателя как транслятора этой идеологии
(учителя, священника, родителей, идеологических
работников и т. п.), тем сильнее выражено
принуждение воспитанника вести себя
согласно данной идеологии. В этом случае
воспитание осуществляется как оперирование
природой человека и манипулирование
его действиями. При этом доминируют такие
воспитательные методы, как требование
(прямое предъявление нормы должного поведения
в конкретных условиях и к конкретным
воспитанникам), упражнение в должном
поведении с целью формирования привычного
поведения и др. Принуждение является
основным путем передачи социального
опыта новому поколению. Степень принуждения
определяется тем, насколько воспитуемый 
имеет право сам определять или выбирать
содержание прошлого опыта и ценностной
системы — семейных ценностей, норм поведения,
правил общения, ценностей религии, этнической
группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя
доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности,
всезнайства.» [12 стр. 51]

Источник

Беляева Наталья Игоревна

Магистрантка 2 курса

факультета социального образования

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

г. Куса, РФ

Е-mail: Natusikr-a@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова:

Семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, тип семейного воспитания, детско-родительские отношения

Семья является важной ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.

Основной категорией в педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание [4, с.4].

Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения.

Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект  со своими правами и обязанностями [1, с.119].

Читайте также:  Скачать медицинскую карту развития ребенка 112 у

В семейной среде сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья, стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие личности ребенка.

Воспитание в семье осуществляется по всем направлениям. Это физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется по мере взросления.

Основная цель семейного воспитания – это развитие таких важных качеств личности, которые помогут ей справится с трудностями, встречающиеся в жизни. Важными задачи в воспитании является развитие творчества, интеллекта, культуры, физического здоровья, первичного опыта трудовой деятельности, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи. Именно родители – первые воспитатели – оказывают огромное влияние на своего ребенка с самых первых дней его жизни.

Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье, характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером управлением поведением ребенка со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количеством запретов (попустительский или ограничительный).

В литературе можно встретить достаточно много ученых, изучающие семью, стили семейного воспитания (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. и т.д.).

Проблемой изучения стилей семейного воспитания занимались Е.Н. Спирева, Е.В. Буренкова, в их работах отражена взаимосвязь стиля семейного воспитания с личными особенностями ребенка и родителей.  Ю.В. Ильиных в своей работе рассматривала как воспитательные действия родителей и стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка.

В  диссертационной работе  Н.И. Корытченковой  устанавливается влияние стиля семейного воспитание на агрессивность и тревожность. В работе раскрывается,  как механизмы проявления агрессивности и  тревожности  связаны с неблагоприятными  стилями воспитания детей.

В ряде диссертационных работ – Н.Т. Колесниковой и Е.В. Хохловой рассматривается влияние стиля семейного воспитание на эмоциональное расстройство и социальную адаптированность детей. В работах раскрывается, как различные типы семейного воспитания способствуют формированию низкого уровня социальной адаптированности и  высокого уровня напряжения у детей, что может привести к эмоциональным расстройствам детей.

Актуальность проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка определяется тем, что межличностные отношения в семье, а именно – детско-родительские оказывают основное влияние на формирование личности и поведения детей.

Тенденции общественного развития, характерные в настоящее время, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи и отразил множество социальных проблем (дети, рожденные вне брака, материальные трудности семьи, сложные взаимоотношения между членами семьи, рост числа алкоголизма, наркомании, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). В результате растет число неблагополучных семей.

Социально – неблагополучные семьи в нашей стране исчисляются сотнями тысяч. Современное состояние семьи, по мнению ряда ученых, находиться в глубоком кризисе и распаде, отмечается стремительное снижение социального статуса семьи.

Значение воспитания ребенка в семье трудно переоценить: семья является основным и первым фактором личностного, духовного, интеллектуального развития человека.

В каждой семье ребенок воспитывается уникальным, присущий только  лишь семье, в которой растет. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: представления о воспитании родителей, образе жизни семьи, уровне культуры и образования.

          Рассмотрим многочисленные исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Основные стили семейного воспитания

Автор

Классификация

Стиль

Содержание

Влияние на ребенка

Джеймс Мартин Болдуин

Родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка

Демократический

Между родителями и детьми общение на высоком уровне; дети участвуют обсуждение семейных проблем; родители всегда готовы оказать поддержку, верят в успех ребенка.

Ребенок активный, любознательный, самостоятельный. Ответствен за себя и близких ему людей. Ребёнок становится независимым и уверенным.

Контролирующий

Родители к детям жестко  требовательны, ограничивают их поведение, но четко и ясно разъясняют ребенку смысл ограничений. Дети воспринимают такие требования как справедливые.

Ребенок вырастает послушным, внушаемым, боязливым. В дальнейшем не настойчив в достижении собственных целей.

Диана Баумринд

По способу контроля и эмоциональной насыщенности

Авторитетные родители

Родители инициативные, общительные, добрые, с высоким уровнем родительского контроля, теплые отношения с детьми.

Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, с высокой самооценкой.

Авторитарные родители

Высокий уровень контроля: неукоснительное выполнение требований, отношения с детьми холодные и отстраненные.

Дети замкнуты, боязливы и раздражительны, склонные к конфликтам.

Снисходительные (или либеральные) родители

Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Безразличные родители)

Теплые отношения между родителями и детьми с низким уровнем контроля. Желание общаться исходит от ребенка.

Ребенок становиться непослушным, агрессивным, импульсивным и нетребовательным.

Д. Элдер

На основании уровня родительского контроля и давления на ребенка

Автократичный

Полноправная власть родителей над детьми, без обсуждения и объяснения своих решений. Родители навязывают свою волю.

Дети безынициативные, агрессивные, конфликтные.

Авторитарный

Все решения принимают родители. Ребенок во всем подчиняется их воле, авторитету. Но может выразить свое мнение и точку зрения, но без права голоса.

Дети вырастают безынициативными, с низкой активностью, дети конфликтные, агрессивные, бунтующие.

Демократичный

Требования к детям умеренные, в результате теплые и частные общения между родителями и детьми. Важные семейные решения принимаются совместно.

Дети ответственные и независимые. Уверенные в себе.

Эгалитарный

Абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети несут одинаковую ответственность за принятие решения.

Дети социально активные, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю.

Разрешающий

Родители предоставляют много свободы, требуя от ребенка ответственности за поступки. В таких взаимоотношениях родители больше друзья, чем родителем. Как правило, дети воспитываются исключительно с помощью коммуникаций.

Дети поздно взрослеют и вырастают с низким уровенем самоконтроля

Попустительский

Полная  свобода действий и поступков у ребёнка. Родители часто ведут себя непоследовательно, наказывают и поощряют ребенка иногда за одни и те же поступки.

Дети несчастные, агрессивные, с высокой склонностью к совершению насилия. Они более подвержены депрессии.

Игнорирующий стиль

У родителей отсутствует интерес к делам ребенка, к его душевному состоянию. Они безразличны к его потребностям и запросам.

Ребенок одинокий и глубоко несчастный, неуверенный в себе. Вырастает без желания к общению, с агрессивностью к  людям.  

Э.Г. Эйдемиллер

Эмоциональнальная включенность родителей, степень контроля и заботы, понимание родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей

Гипопротекция:

Дети в таких семьях безнадзорные из-за недостатка опеки и контроля над поведением; внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка.

Дети растут бесконтрольными и безнадзорными, не способные к самоорганизации, контролю своего поведения. Агрессивные,  способные добиваться своих целей обманом и силой.

Доминирующая гиперпротекция

Обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

Ребенок несамостоятельный, безынициативный, нерешительный, не умеет постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция:

Воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

Детям характерно стремление к лидерству, превосходству, но с недостаточным упорством и опорой на собственные силы.

Эмоциональное отвержение

Игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Недовольство ребенком, постоянное ощущение родителей, что он не «тот», не «такой». Родители раздражительны, недостаточно искренны в общении.

Дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей.

Повышенная моральная ответственность

Родители требуют от ребенка не соответствующие возрасту и возможностям честность, чувство долга, порядочность, ответственность. Игнорирование потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям.

Дети, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть.

А. Я. Варга

В. В. Столин

Одобряюще-авторитарный

Теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях;

Дети растут адаптированными к обществу, инициативными, любознательными, успевающими.

Отторжение с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации

Эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей

У детей не формируется заниженная самооценка,  тревожность, неуверенность, импульсивность.

Симбиотический

Родители стремятся  установить с ребенком тесный эмоциональный контакт, желая  быть соучастником во всех сферах его жизни;

Ребенок безответственный, несамостоятельный, неуверенные в себе. Часто вырастают закомплексованными.

Симбиотически-авторитарный

У родителей тотальный контроль за поведением, психической жизнью ребенка.

Дети безынициативные, конфликтные, агрессивные, безответственные.

Читайте также:  Предметно развивающая среда в развитии речи ребенка

Таким образом, как видно из таблицы, нет единой основы для классификации  стилей семейного воспитания. Большинство классификаций основаны на родительском контроле, давление на ребенка, также за основу берут эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка. У многих авторов название стилей разные, но содержание стилей одинаковое. Вследствие этого, важно отметить, что при изучении семьи необходимо учитывать содержание семейных отношений, а не название того или иного стиля воспитания.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на формирование личностных качеств ребенка оказывает большое значение образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей, взаимодействия в семье. Ребенок усваивает ценности, нормы, традиции семьи, а также копирует и развивает в себе те качества и черты, которые преобладают у родителей.

Очень важно, чтобы родительские отношения строились на любви, уважении, понимании и поддержки ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Ежегодный информационно – аналитический доклад « О положении детей и семей, имеющих детей, в Челябинской области за 2014 год» – Челябинск.: 2014. – С. 119
  2. Зайцев, Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев,  О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 2005. -№ 4. – С. 55.
  3. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация  / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина,                 А.А Пермякова,  Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014.  – №1. – С. 16–25
  4. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций /              Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких . – М. : Высшее образование, 2006. – С. 4
  5. Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева,  А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. –  № 4. – С. 32 – 34
  6. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер,   В.В. Юстицкий. – Обнинск, 1992. – С.75

© Беляева Н.И., 2016

Источник