Влияние семейного воспитания на развитие агрессивности ребенка

Влияние семейного воспитания на развитие агрессивности ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Синицина, О. Б. Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста / О. Б. Синицина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/922/ (дата обращения: 09.12.2020).



В настоящее время в нашей стране проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность. Американский психолог Г. Паренс в своей работе «Агрессия наших детей» рассматривает проблему детской агрессивности и выделяет две ее формы: недеструктивную, которая проявляется в защите собственного достоинства, активности, стремлению к достижениям, защите себя и других, завоевании свободы и независимости — данная форма является врожденным механизмом человека, функционирует с самого рождения и предназначена для адаптации к окружающей среде, удовлетворения желаний, и деструктивную, содержащую в себе противоречие нормам и правилам, принятым в обществе, жестокость, ненависть, зависть, недоброжелательность, гнев — данная форма не проявляется сразу после рождения человека. Речь идет, конечно, о деструктивной форме агрессии, энергию которой выплескивают люди во вред себе и окружающим.

Дети, проявляющие агрессию в деструктивной форме, испытывают трудности в налаживании коммуникативных контактов, у них низкий уровень развития эмоционального интеллекта, регуляции собственного поведения и деятельности. Но это дети. И мы, взрослые люди, родители, педагоги должны понимать, прежде всего, причины возникновения у них подобных проявлений. А причины кроются в семейной среде ребенка, в тех условиях, которые созданы для него в самом близком окружении. Родители — первые воспитатели своего дитя, именно они являются для него образцом для подражания, эталоном поступков и действий. Тот опыт, который ребенок приобрел в детстве, оставляет неизгладимый след на ход его дальнейшей жизни. Детские впечатления, хотя и часто остаются на подсознательном уровне, но, в дальнейшем определяют поступки и действия ребенка помимо его воли. Одна из ярких особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте — устойчивость первых впечатлений от окружающей его действительности. И именно эти впечатления он получает в семье, именно под их влиянием формируется личность человека, его особенности, характер. Необходимо отметить тот факт, что сложившаяся семейная атмосфера влияет на становление личности ребенка целенаправленно, регулярно, продолжительно, а так же, на разных этапах его развития, и в различных жизненных ситуациях. Привычки, приобретенные в детстве, имеют такую огромную силу, что человек, даже хорошо понимая их негативные последствия, не в силах от них освободиться.

Поступки, действия ребенка являются зеркальным отражением семейного уклада, преобладающих в семье правил, стиля поведения. Ведь особенность ребенка-дошкольника, живущего в семье, заключается в том, что он всегда и во всем, на бессознательном уровне подражает своим родителям. Убеждения и стремления родителей являются для ребенка истиной в последней инстанции. Дети постоянно находятся в процессе семейного взаимодействия и наблюдают за ним. Личный пример родителей обладает огромной силой на ребенка и соответственно налагает на них ответственность за свои слова и поведение в присутствии ребенка.

Однако, агрессивные проявления у ребенка в дошкольном возрасте имеют свое развитие не только в результате подражания родителям, но и в условиях, когда он испытывает острый дефицит родительской любви и подвержен постоянным наказаниям.

Л. С. Выготский писал о том, что «Микросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его «врастания в цивилизацию».

Согласно исследованиям американских психологов М. Раттера, Д. Оудсхоорна, в тех семьях, в которых преобладает низкий культурный, образовательный и воспитательный уровень, ребенок наиболее подвержен возникновению и развитию деструктивной форме агрессивности.

В. В. Ковалев выделил 5 основных типов семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия:

  1. 1 тип — конфликтные семьи, семьи с невысоким образовательным уровнем родителей, семьи, живущие в стесненных материальных условиях или часто мигрирующие.

В семьях, в которых между родителями преобладают конфликтные ситуации, сопровождающиеся криками и ссорами, дети, невольно становясь их свидетелями, становятся подверженными агрессивным проявлениям вербального характера.

  1. 2 тип — педагогически неверно ориентированные семьи (дисфункциональные семьи, в которых отношения между детьми и родителями лишены психологического контакта).

Не менее пагубно влияет на развитие ребенка отсутствие полноценного психологического контакта с родителями. Ребенок на получая нужной дозы внимания, тепла, совместного времяпрепровождения от самых близких ему людей, в последствии не способен доверять другим людям, становится замкнутым, агрессивным, видит во всех врагов, даже если они таковыми не являются.

  1. 3 тип — нравственно неблагополучные семьи, требующие обязательного педагогического вмешательства для предупреждения дефектов воспитания, возникающих из-за асоциального и аморального поведения родителей.

В семьях, где асоциальное поведение является для родителей нормой жизни, царит агрессия и безнравственность, дети не овладевают социально приемлемыми способами отреагирования эмоций, так как уровень развития эмоционального интеллекта у них очень низок. Как правило, они не умеют доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют низкую самооценку, проблемы в учебе и в отношениях с другими детьми.

  1. 4 тип — семьи невысокой воспитательной культуры. Родители хотят воспитывать правильно, но им недостает опыта и знаний для того, чтобы сориентироваться в методах воздействия, подходящих для ребенка.

Очень часто, в процессе работы, приходится наблюдать характер отношений между родителями и ребенком из достаточно благополучных и состоятельных семей. В таких семьях царит материальное благополучие, родители осыпают ребенка подарками, игрушками, а вопросы грамотного воспитания ребенка отодвигаются на задний план. В таких семьях родители закрепляют свое особое статусное положение в сознании ребенка, внушая ему, что любой вопрос может решиться при помощи силы и денег, а дети растут безвольными потребителями с ярко выраженными агрессивными проявлениями, причем родители уверены, в правильности применяемых воспитательных методов по отношению к ребенку.

  1. 5 тип — неполные семьи.

В большинстве неполных семей единственным родителем ребенка остается мать, которая безуспешно пытается заменить ему обеих родителей, оказывая давление на него чрезмерной опекой, что негативно влияет на становление личности ребенка. Дети, воспитывающиеся без отца, становятся тревожными, нередко страдают неврозами. Особенно страдают мальчики, в сознании которых искажается образ мужчины, а в отношениях со сверстниками начинает преобладать грубость, драчливость, непонимание

Таким образом, в результате краткого анализа типологии семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия и создающих условия для развития детской агрессивности, можно сделать вывод о том, что главными характеристиками воспитательного потенциала семьи являются:

− характер внутрисемейных отношений,

− личностные качества родителей,

− состав и структура семьи, ее жизнедеятельность,

− уровень нравственной культуры в семье,

− уровень образования родителей,

− материальные условия в семье,

− уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка,

− степень ответственности родителей за воспитание детей.

К сожалению, в отдельных случаях, семейное воспитание создает весьма благоприятную почву для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности у ребенка дошкольного возраста. Поэтому поддержка семьи со стороны образовательной организации сегодня не может ограничиваться сообщением необходимых знаний родителям о том, как правильно воспитывать детей. Она должна реализоваться как общая мотивация педагогов и родителей в создании гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, в оптимизации педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью педагогической общественности.

Литература:

  1. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – с. 4.
  2. Пасечник Л. В. Семья и проблемы воспитания // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 1. – С. 21.
  3. Ярмоленко Г. П. Регуляция агрессивного поведения [Текст] / Г. П. Ярмоленко // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 3-х т.: Т. 8. — СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2003. – 695 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитательное неблагополучие, действие ребенка, детская агрессивность, педагогическая общественность, семейное воспитание, эмоциональный интеллект.

Похожие статьи

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей. Подростки из семей «группы риска» как…

Педагогическое сопровождение и помощь родителям

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»…

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные… Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право…

Взаимосвязь детскородительских отношений и формирования…

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, воспитание детей, воспитание старших дошкольников, неполная семья, семья, дошкольный возраст, эффективная форма взаимодействия.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей.

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе 2, с. 117 .

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших…

ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание, отношение, воспитание ребенка, конфликтная атмосфера семьи, воспитание детей, охранительное воспитание. Понятие и типы детскородительских отношений.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности. Консультация для воспитателей и родителей «Причины…»

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале…

«Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его…

Источник

Влияние семейного воспитания

на усвоение агрессивного поведения детьми.

В настоящее время увеличилось число агрессивных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление агрессивности связано с неудовлетворением возросших потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием агрессивность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я – концепция», отношением к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление агрессивности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождал в свою очередь негативные прогностические оценки и способствует увеличению и сохранению агрессивности.

 Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают агрессию большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы. Эти возрастные пики агрессивности являются следствием социальных потребностей.

Агрессивность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но агрессия, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личные структуры. Потому знание причины возникновения агрессивности приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению агрессивности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.).

Авторы, занимающиеся этой проблемой отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

       Опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

  • Образец отношений и поведения родителей;
  • Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:

  1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
  2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:
  • Родители, которые очень редко подавляют агрессивностью своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.
  • Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
  • Родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Говоря об отношениях “родители – ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Как отмечают Хансон и др. в своих исследованиях, что если у ребенка (независимо от того, к какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Отношения родителей к своему ребенку можно описать двумя парами важных признаков

  • неприятие – расположение;
  • терпимость- сдерживание.

Существует три типа негативных отношений родителей к ребенку:

  1. Тип А – отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)
  2. Тип Б – гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)
  3. Тип В – гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.

Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

         Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам – озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

Также, родители, предъявляя завышенные требования  к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия,  несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

В заключении  можно сделать вывод, что:

агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где  дистанция   между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Источник