Влияние семье на развитие диалогической речи ребенка
Любовь Иконникова
Влияние семьи на речевое развитие ребенка.
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Влияние семьи.
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все положительные навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка и развития речи.
Речи ребенка следует учить прежде всего путем примера. Если ребенок слышит правильную, отчетливую, ясную речь, он невольно воспринимает ее, и постепенно положительный навык приобретает могущественную силу привычки. Если же ребенок воспринимает какой-либо извращенный диалект, то или иное местное наречие, бранные слова, так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи очень трудно бороться как самому ребенку, так и педагогам. Поэтому так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание го речи. Это должны помнить все родители и все люди, окружающие ребенка в детстве. Все внимание, неустанное старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Говорить с детьми нужно обыкновенным правильным языком, медленно, ясно, громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии. От простой и понятной песенки, рассказа, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-то на диване или перед сном, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, магическую силу слова, оставляя в ней неизгладимые следы. Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. В семье создается то и иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное ежедневное чтение детям вслух, рассказу у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.
Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельности (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельности ребенка, его посильное в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Каждое новое событие в жизни семьи – поездка к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огород является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активизации словаря для детей, имеющих речевые нарушения. Помимо работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас своего ребенка в быту. Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т. д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.
Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). Игра со смертниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время, как игра со взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.
Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.
Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Но это возможно лишь в тех семьях, из повседневной жизни которых не выброшена родная литература, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка, его вкусы и искания. Лишь в этой семье речь ребенка будет развиваться правильно и всесторонне.
Работа учителя –логопеда с родителями дошкольника.
Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Цель работы с родителями – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы.Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
1. Родительские собрания.
2. Информационные издания, стенды, папки.
3. Индивидуальные беседы.
4. Консультации – всеобучи.
5. Использование сайта детского сада. Страничка логопеда.
Практические формы работы:
1. Домашние задания (логопедическая тетрадь).
2. Семинары – практикумы с участием детей.
3. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)
Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.
С помощью нижеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Источник
«Влияние семьи на развитие речи ребенка»
«Если вы сумеете понять своего ребенка,
то вашу семью ожидает прекрасное будущее»
Д. Карнеги
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного мышления.
Нарушения речи (в зависимости от характера речевых расстройств) отражаются на общем развитии ребенка: ограничивают его познавательные и эмоциональные проявления, порождают нежелательные особенности поведения, мешают развитию его коммуникабельности и адаптации в современном социуме.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление звукопроизношения, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению.
В процессе речевого развития детей логопед решает комплекс задач, не только по коррекции звукопроизношения, но и ряд других, касающихся обучения и воспитания ребенка.
Специфика работы логопеда заключается в том, что он работает в тандеме с родителями, так как одна деятельность логопеда не принесет желаемых результатов без активной помощи со стороны семьи.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
В процессе работы я веду наблюдение за детьми, за динамикой развития, коррекции речи, и выявляю, что одним детям дается все намного легче, чем другим. Они лучше усваивают материал, внимательней на занятиях. Более того, эти дети работают с отдачей, чувствуют ответственность за качество речи, за выполнение домашних заданий.
Постепенно, ближе к середине учебного года, выявляется одна закономерность – чем больше заботы и внимания родителей к ребенку. Его проблемам, тем лучше конечный результат обучения.
Речь одних детей, особенно это проявляется на занятиях по развитию связной речи, более глубоко эмоционально окрашена. Дети ведут повествование или отвечают на вопросы с явным интересом, допуская ошибки, они не стесняются, не комплексуют, а сами себя поправляют. Они очень заинтересованы на занятиях, открыты.
Другая категория детей менее активна, на вопросы отвечает неохотно, как бы прячась, уходя от ответа. На замечания реагируют по разному: либо сразу плачут, либо еще больше замыкаются в себе.
На вопросы отвечают однообразно, словарный запас скудный. О семье рассказывают мало, ограничиваясь ответами: спал, ел, гулял. В их лексиконе нет уменьшительно- ласкательных слов – мамочка, папочка и т.д.
В результате всех наблюдений напрашивается вывод: речь ребенка (лексическая сторона, словарный запас, построение предложений, эмоциональная окраска) зависит от внутрисемейных отношений.
Ведь на речевое развитие влияют различные факторы. Понятно, что существуют биологические причины. Это неблагоприятные периоды внутриутробного развития и родов, наследственность, мозговые инфекции и травмы, перенесенных ребенком после рождения.
Но наряду с биологическими факторами немаловажное значение имеет социально – психологический. Известно, что образовательный потенциал родителей, речевая среда, стиль семейного воспитания, психологический климат в семье могут по разному воздействовать на речевое развитие детей.
Уровень развития лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, накопление словарного запаса у детей в семьях, где родители имеют высшее образование, высокий культурный уровень, чаще соответствуют возрастной норме.
Психологи также отмечают: родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и не директивную речь, что в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка и способствует формированию лексико –грамматического строя речи.
Таким образом, для нормального речевого развития ребенка необходим благоприятный психологический климат в семье.
При наличии речевых нарушений у ребенка характер внутрисемейных отношений может тормозить или способствовать формированию отдельных сторон речи.
В семье с неблагоприятным психологическим климатом у детей диагностируется эмоциональное неблагополучие (тревожность, агрессия), затруднен контакт со сверстниками и взрослыми.
В семьях, где есть взаимопонимание, у детей коррекция нарушений в речевом развитии происходит быстрее, без каких- либо последствий.
Ежедневно, работая с детьми в индивидуальном порядке, я веду наблюдение не только за коррекционным процессом, но и за эмоционально- волевым поведением ребенка, его общением с окружающими.
Чтобы лучше понять и объяснить поведение ребенка, необходимо познакомиться с его семьей. Зная семью в целом, я получаю достаточно полное представление о применяемых методах воспитания, об отношениях и устоях семьи.
Знакомство с семьей осуществляю в основном через маму при составлении речевой карты ребенка. Собираю анамнез беременности, родов, раннего развития ребенка и т.д. И уже на стадии обследования можно выявить, в какой семье растет ребенок.
Как разговаривает мама ребенка, какие речевые обороты использует, как эмоционально окрашена ее речь, с какой интонацией отзывается о ребенке, проявляет ли интерес, задает ли дополнительные вопросы или равнодушно отмалчивается.
Чтобы более объективно оценить поведение ребенка, я использую классификацию типов семьи, предложенную педагогом Барбарой Колорозо.
Существуют три основных типа семьи. Называются они условно так: кирпичная стена, медуза и осевой стержень. Различие между этими семьями определяют те взаимоотношения, которые удерживают членов семьи вместе.
Основные характеристики семьи типа кирпичной стены:
– родители обладают абсолютным авторитетом, осуществляют контроль, являются всегда и абсолютно правыми;
– постоянные и жестокие правила;
-невозможность для ребенка самостоятельных действий; любое неповиновение или изменение поведения карается наказанием;
-родители используют сарказм, подтрунивание для манипулирования и контроля над поведением ребенка.
Семьи типа кирпичной стены дают своим детям лишь незначительную возможность для того, чтобы определиться, кто же они на самом деле. Дети не имеют права открыто выражать свои чувства и высказывать свое мнение.
Очень часто дети из таких семей проецируют «законы» семьи на законы жизни и общества и, занимая в семье самое ничтожное положение, соответственно ведут себя в обществе.
Пример поведение ребенка из семьи типа кирпичной стены: Кирилл С., 6,5 лет (речевое нарушение – ФФН с дизартрическим компонентом). Мальчик с первых занятий очень замкнутый. На вопросы отвечает однообразно, шаблонно, редко смотрит в глаза. Речь маловыразительная, с запинками, долго обдумывает ответ. Занимается явно неохотно, но при этом в конце занятия всегда сам подводит итог вопросом: «Я же сегодня хорошо занимался? Мама меня похвалит?»
Второй тип семьи – медуза.
В этих семьях родители начинают смешивать в своих воспитательных приемах элементы полного беспорядка и жесточайшего контроля и наказаний, и дети, подверженные такому воспитанию, оказываются полностью растерянными и дезориентированными. Они не знают, что можно ожидать от родителей в каждую последующую минуту и как себя вести.
Дети стремятся приблизиться к тем людям, которые могут обеспечить хотя бы незначительный покой, они находятся в поиске структурированности, порядка и традиций.
Становясь взрослыми, они не способны любить своих близких. Стремление к унижению и манипулированию людьми становится стилем их жизни.
Пример поведения ребенка из семьи типа медузы.
Оля П. 6 лет (речевое нарушение – ФН, логоневроз). Поведение девочки на индивидуальных занятиях очень непредсказуемое: то полная необузданность, поведение без правил и границ; то – проявляется неуместная робость. Особенно это сказывается на голосе. Диапазон – от крика до шепота. Речь может быть как развернутой, так и ограничиваться словами – да, нет, не хочу. Часто занятия заканчиваются фразами: «Хочу есть», «Хочу к маме», «Ну почему так долго?». Любимое занятие в группе – наябедничать и ждать наказания обидчика.
Третий тип семьи – осевой стержень.
В этих семьях отсутствует иерархическое деление, нарушение прав и свобод других людей, затягивание времени при решении различных вопросов.
Функция родителей – не требовать выполнения каких-либо действий, а личным примером учить делать так, как считаешь правильным. Дети растут не только под контролем родителей, но и под собственным контролем.
Семьи типа осевого стержня строят отношения, в которых отсутствует страх и угрозы. Спокойствие и миролюбие являются основными их составляющими. Ребенок с детства приучается отвечать за совершенные поступки и с самого раннего возраста отличается самостоятельностью. Дети растут при уважении к ним самим и поэтому, безусловно, уважают и окружающих.
Пример поведения ребенка из семьи типа осевого стержня.
Андрей К., 6,5 лет (речевое нарушение – ФФН). Очень открытый, легко идущий на контакт ребенок. На занятиях всегда видна его увлеченность. Если что-то не получается, то пробует сам справиться, но при этом не злится и не отчаивается, очень заинтересован в конечном результате. Речь мальчика часто сопровождается уменьшительно-ласкательными словами, выразительна. Старается четко описать свои чувства и эмоции, активизирует свой словарный запас, чутко реагирует на окружающих.
Поскольку именно в семье закладывается фундамент, какой будет личность ребенка и, в частности его речь, для достижения наилучшего результата работы с детьми я привлекаю родителей.
Однако, работая над проблемой организации взаимодействия с семьей в течении девяти лет, я пришла к выводу, что общение с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.
Как показывает моя практика, эффективней всего индивидуальные беседы с каждым родителем, где я раскрываю речевые, эмоциональные, контактные проблемы ребенка и ищу оптимальное решение, а также занимаюсь просвещением.
Я выделяю два вида просвещения:
1.Информационное просвещение:
-знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
-знакомство с возрастными особенностями нервно- психического развития, этапами становления детской речи;
-знакомство с методами коррекционно – развивающего воздействия.
2.Обучающее просвещение:
-привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
-обучение родителей приемам коррекционно – развивающей работы с ребенком- логопатом;
-формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Помимо индивидуальных бесед я провожу консультации, родительские собрания, оформляю в виде папок- передвижек рекомендации для родителей.
Предлагаю пример рекомендации родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста.
1.Общение с ребенком должно быть регулярным. Для этого достаточно 15 минут в день. Но оно должно быть содержательным, интенсивным и полезным.
2.При общении важно учитывать возрастные и личностные особенности ребенка. Общаться следует на интересные, понятные и актуальные для ребенка темы. Например, младшему дошкольнику интересны буквально все предметы, ребенку в старшем дошкольном возрасте – история конкретных вещей, освоение окружающего пространства. Можно спрашивать ребенка о том, что он видит, чувствует, думает, делает, предлагать варианты поведения в определенной ситуации и обосновывать то или иное решение.
3.Занимаясь с ребенком продуктивной деятельностью, следует комментировать совместно выполняемые действия, этапы задания, обсуждать выполненную работу.
4.При общении с ребенком важен искренний интерес родителей к самому процессу. Играя с ребенком, родители могут строить различные предложения: простые и сложные, распространенные и нераспространенные, создавая образец использования родного языка.
5.Необходимо сопровождать игровую деятельность комментариями, описывая словами все этапы игры.
6.Важно создать комфортную, теплую атмосферу во время игры: быть доброжелательным, улыбаться, поддерживать инициативу ребенка и подбадривать его.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать одностороннего подхода, который присущ старым формам работы с семьей.
Конечный результат своего совместного труда радует детей и их родителей. Они начинают интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую правильную речь.
Благодаря установлению доверительно- партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы детей, создается благоприятный климат в семье, формируются детско – родительские отношения.
Список литературы:
1.Флерова Ж.М. /Логопедия./ Ростов н/Д: «Феникс», 2008.
2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. /Формирование правильной разговорной речи у дошкольников./ Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3.Королозо Б. /Дети этого достойны только потому, что они дети./ М.: «ФАИР – ПРЕСС», 2003.
4.Гиппенрейтер Ю.Б. /Родителям: как быть ребенком./ М.: «Астрель», 2009.
Источник