Влияние самооценки на развитие личности ребенка

Влияние самооценки на развитие личности ребенка thumbnail

Роль самооценки в формировании личности у детей

   Самооценка. Что это?

В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, Качеств и места среди других людей».

От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.

Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.

Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Что необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:

  1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
  2. Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
  3. Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.

Как определить уровень самооценки ребенка?

Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.

    Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.

 А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.

Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».

Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек – это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова – ведь, он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.

  1. Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
  2. Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
  3. Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
  4. Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
  5. Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача — научить ребенка делать выводы из ошибок.
Читайте также:  Создание условий для развития способностей ребенка

Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой.

Источник

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Роль самооценки в формировании личности ребенка»

                                                                               Разработала

                                                        социальный педагог  Л.А.Писанова

                                             Усть-Лабинск

2017г

Тема: «РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Цель:

*формирование понимания роли адекватной самооценки в деятельности ребенка

Задачи:

*ознакомить с причинами формирования неадекватной самооценки ребенка;

*обратить внимание на последствия неадекватно высокой и низкой самооценки;

*рассказать о приемах, позволяющих педагогу повысить самооценку ребенка

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Подготовительный этап

Сегодня мы поговорим о том, какова же «Роль самооценки в формировании личности ребенка». Нам предстоит:

  • Обсудить реальные возможности, которые будут способствовать формированию личности воспитанников, умеющей жить достойно во благо себе и окружающим его людям.
  • Поговорить о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов.
  • Выявить последствия заниженной и завышенной самооценки.

2.Проведение педагогического всеобуча

Нам нужно помочь воспитанникам, когда это необходимо,   самоопределиться и иметь собственную самооценку.

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.  

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

В подростковом возрасте, в таком, как наши дети, все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.

        На верхней ступени находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверены в себе, у них все получается хорошо, быстро. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.

        На самой нижней ступени – неудачники. Они неуверенны в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.

        Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.

 – Чувство неполноценности может проявиться непредсказуемым образом. Например, это снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, уверенно или неуверенно чувствует ребенок себя. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает сил и энергии для разрешения встающих перед ним задач.

        Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Это зачастую люди, критикующие, осуждающие. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным. Не ставят перед собой труднодостижимых целей, критичен к себе.  

        Подросток утверждается в собственной значимости и у него появляются ложные друзья.

 – На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой самооценки. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как заниженная. Неудача – происки врагов или сложившиеся обстоятельства. Он не признает своих ошибок, что негативно сказывается на дальнейших взаимоотношениях с окружающими людьми.

  – Понаблюдайте за ребенком. Если поведение меняется со сложившейся ситуацией, самооценка высокая при удаче и низкая при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.

Ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья, окружение воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.  

Чем мы можем помочь?

        Необходимо беседовать с ребенком, говорить с ним о ближайших           планах.

        Рассказывать ему о своих победах и неудачах.                                                                    Поддерживать здоровое честолюбие (честолюбивый- стремящийся         добиться высокого, почетного положения, желающий известности,         славы) своего ребенка.                                                                                                                 Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать         желание   доказать себе и другим возможность достичь большего.                                                   Быть  примером ребенку.

Читайте также:  Календарь развития ребенка рождения ребенка

А также:

  • Отвечать на все вопросы и высказывания ребенка.
  • Поставить стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  • Предоставить ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.
  • Показывать, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
  • Никогда не говорить ребенку, что он лучше или хуже других детей.
  • Внимательно относиться к его индивидуальным потребностям.
  • Поощрять участие ребенка в планировании коллективных дел.
  • Учить ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.
  • Развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • Поощрять в ребенке независимость.

3.Вывод

-Вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребенок, он для близких должен быть самым лучшим. А наша задача им в этом помочь.

«Мой жизненный выбор»

Цель моей жизни – это___________________________________________

Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________

Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________

______________________________________________________________

Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________

______________________________________________________________

Сегодня у меня пока не получается________________________________

Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________

______________________________________________________________

Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________

______________________________________________________________

Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________

Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________

«Мой жизненный выбор»

Цель моей жизни – это___________________________________________

Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________

Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________

______________________________________________________________

Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________

______________________________________________________________

Сегодня у меня пока не получается________________________________

Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________

______________________________________________________________

Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________

______________________________________________________________

Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________

Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________

«Мой жизненный выбор»

Цель моей жизни – это___________________________________________

Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________

Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________

______________________________________________________________

Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________

______________________________________________________________

Сегодня у меня пока не получается________________________________

Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________

______________________________________________________________

Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________

______________________________________________________________

Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________

Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________

Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка

Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.

Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.

Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.

Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Я поощряю в ребенке независимость.

Источник

От автора:

                             Самооценка и ее влияние на воспитание ребенка

Самооценка – это склонность переживать себя как заслуживающего счастья и способного успешно справиться со всеми жизненными трудностями. Это оценивание своих сторон, как сильных, так и слабых.

В основе самооценки лежит жизненная необходимость человека более точно выявить все ресурсы, которые могут помочь достижению желаемой цели. Как говорит народная мудрость: не силой, так умом; или же не мытьем, так катаньем.

«Кто понимает – не оценивает, а кто оценивает – не понимает» Китайская мудрость

Большинство семей, в которых мы вырастаем, – по сути, дисфункциональны.

Еще не родившись, ребенок верит. Он верит, что нужен этому миру, родителям; верит, что придет в этот мир желанным и любимым. Он открыт и доверчив, его душа распахнута. Сначала… Но все оказывается намного сложнее и, даже не появившись на свет, ребенок начинает получать душевные раны.

Вот первый возможный опыт получения травмы: мама ждет ребенка. Но она не налаживает с ним контакта, более того, она не рада своей беременности, не планировала ее. Быть может, нет поддержки, отец ребенка поступил безответственно, и ей трудно. И травма ребенку уже нанесена. Большая. Он на духовном уровне в утробе общается с матерью и получает информацию о том, что он лишний, что он не нужен. Между ним и матерью не установлена духовная связь Любви и принятия. И такой ребенок, появившись на свет, запустит свою «программу» нелюбви и ненужности. Откуда же взяться уверенности? Поэтому самый первый способ защитить будущего ребенка от неуверенности – это планировать его ОСОЗНАННО и с Любовью. Но все мы знаем, что в жизни многое по-другому, и редко, очень редко детки с самого зачатия живут в любви матери и отца.

Так что мы все с вами примерно с одной историей: нас рожали и мало задумывались, зачем.

Второй опыт получения травм: родившись, ребенок попадает в чужой незнакомый мир и начинает «познавать» уроки жизни. Ведь на самом деле, кому как повезет: кто-то больше, кто-то меньше получит душевных травм, но их получают все. В период от 2 до 6 лет формируется личное представление ребенка о самом себе и поэтому, если он растет в недружественной обстановке, чувство его неуверенности в себе закрепляется и он усваивает на всю жизнь, что он не такой как все.

Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному.

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они:

  • передают ребенку сообщение о его или ее «недостаточности»;
  • наказывают или укоряют за выражение «неприемлемых» чувств;
  • насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным;
  • пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины; 
  • чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе; 
  • растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающи, в любом случае – тормозящие нормальный рост; отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии; 
  • представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка; 
  • терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой; 
  • превращают ребенка в сексуальный объект; 
  • утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.
Читайте также:  Программа для ребенка 5 лет для развития психических процессов

Все «промахи» взрослых безумно мешают жить в последующем! Только представьте себе, скольких возможностей такой ребенок себя лишает: он не может обратиться за помощью, потому что боится получить боль отвержения, он не может рассчитывать на себя, потому что думает, что он недостаточно хорош для того, чтобы действовать, он с помощью значимых близких «внушает» себе свою беспомощность. Вот так, шаг за шагом мы формируем представление о себе. И это представление не из лучших. И что интересно, мы с каждым шагом закрепляем негативный образ себя, потому что это для нас известно и привычно. Человек так устроен, что до определенного времени действует по шаблону, сформированному в детстве, потому что так безопаснее.

Поскольку мы действуем привычным образом, мы выбираем такие ситуации, которые подтвердят нам нашу неуверенность. Ком снежный все нарастает и нарастает. И вот неудача за неудачей копится в нашем багаже и мы все больше в себе разочаровываемся. Как правило, неуверенные в себе люди сосредоточены именно на неудачах, они замечают только их; все успехи – это лишь случайность или стечение обстоятельств.
И Вы представляете, с каким «багажом» мы идем по жизни?!

До самой смерти, если не начать работать с собой, над своей самооценкой.

Самооценка нужна нам для того, чтобы видеть себя в мире такими, какими мы являемся на самом деле. Она не преследует целью нахождение в своем Я недостатков с их дальнейшим оплакиванием, самооценка нужна для того, чтобы найдя и узнав свои слабые места и стороны, верно оценить свои шансы на достижение заветной цели. Под таким углом зрения любое оценочное суждение должно подвергаться критическому осмыслению независимо от того, положительное оно или негативное, и тем самым способствовать более четкому и точному определению слабых и сильных сторон личности.

Таким образом, самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние.

Расчет может быть или правильным, или неправильным.

Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, результатом которых, как правило, становятся отрицательные проявления недовольной собой и неуспешной личности. Формулировки типа «Я слабый», «Я некрасивый», «Я не очень умный», «У меня нет никаких талантов», «У меня никогда это не получится», «Я не смогу с этим справиться» и др., выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности личности в жизни в целом. Такие люди нерешительны, зависимы, необъективны, часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым и честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно отрицательные качества. Как видим, заниженная самооценка есть фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. В социуме ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных, так сказать, неудачах – не сложившейся карьере, несчастливой семейной жизни, общей неудовлетворенности собой, подавленности, пессимизме, так и в экстремальных проявлениях.

Статистика подтверждает, что абсолютное большинство преступников и наркоманов – люди с заниженной самооценкой.

Напротив, высокая самооценка – следствие правильных расчетов. По сути, описание человека с высокой самооценкой есть почти точное описание личности, чувствующей свою компетентность. Это может быть выражено такими формулами: «Я могу», «Я достоин», «Я справлюсь», «Это мне по плечу» и т.п. Идеальный вариант самооценки – это самооценка на уровне чуть выше планки реальных возможностей личности на текущий момент. Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.

Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен в трудную минуту попросить помощи у других, при том, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на
поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.

Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:

Самоэффективность (ощущение личной эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость – мое неотъемлемое право.

Самооценка есть дорога к самосовершенствованию, а значит, к качеству деятельности, к которому мы стремимся. В подтверждение нашего заключения можно привести слова известного классика зарубежной литературы Томаса Манна, который однажды произнес до сих пор сохраняющую свою актуальность фразу:

«Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть».

Прошу оставлять комментарии! БлагоДарю!

Почитать еще:

Как снижается уровень самооценки?

Зачем нам самооценка?

Самооценка и зависимости

Share on vk

Источник