Влияние русского языка на развитие ребенка
Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»
Роль родного языка в развитии личности дошкольника.
Кушнерук Т. Н., воспитатель
МДОУ Детский сад №3
г. о. Власиха Московской области
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева – это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
– приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.
Литература:
1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.
2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.
3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
Источник
На особом «родительском» языке говорят по всему миру. Эта манера речи призвана привлечь внимание маленького ребенка: упрощенная грамматика и простые слова, растянутые слоги. Взрослые переходят на «родительский», общаясь с детьми, практически не задумываясь об этом.
Но что если бы родители знали, что такая их речь помогает ребенку быстрее осваивать новые навыки? Ученые из Вашингтонского университета выяснили, что родители, хорошо информированные о позитивном эффекте «родительского», который он оказывает на развитие детей, чаще использовали этот особый язык в общении со своими детьми. Ученые также установили, что дети, с которыми взрослые общались на «родительском» языке, в дальнейшем демонстрировали лучшие языковые навыки.
Прежде считалось, что «родительский» язык помогает детям лучше освоить язык взрослый благодаря своей упрощенной грамматической структуре и подчеркнуто четкому произношению слогов. По итогам нового исследования, опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые предположили, что «родительский» язык играет для маленьких детей роль некоего «социального якоря» — высокий тон и замедленный темп речи как бы приглашают ребенка к социальному взаимодействию.
Евгения Шишова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, руководитель магистерской программы «Практическая психология в образовании», международный эксперт в области оценки качества дошкольного образования ECERS:
— В настоящее время многочисленные исследования посвящены проблеме влияния «родительского» языка на когнитивное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребенка. «Родительский» язык или речь, адресованная ребенку, «родной» язык, психолингвисты называют «нянькиным» языком. «Родительский» язык — это прежде всего форма коммуникации с ребенком, при которой речь родителей подстраивается под язык ребенка. Чаще всего рассматривается как предусмотренный природой инстинктивный механизм измененной речи. Проявляется в слабо контролируемом инстинктивном повышении частотности голоса человека, выделении гласных звуков и упрощении речевых конструкций при общении с младенцами и детьми.
Исследования подтверждают, что именно к такой речи дети наиболее восприимчивы. Так вербальная стимуляция со стороны родителей в сочетании с теплым и позитивным стилем родительской речи будет позитивно влиять на развитие ребенка.
Мы говорим об исследованиях, направленных на изучение роли взрослого в развитии ребенка и влиянию этих процессов на речевое развитие ребенка. Проведенные исследования показывают, что такие характеристики связной речи, как тематическое и смысловое единство, межфразовая связь, композиционная и логическая последовательность описания, повествования, рассуждения, стилистическое единство речи, зависят от речевого окружения и языковой среды. Так, например, основными условиями целенаправленного формирования раннего билингвизма у детей являются создание сбалансированных условий для одновременного формирования двуязычия с самого рождения (язык среды воспитания, язык общения, уровень речевой культуры окружающих) и обучение второму языку на базе устойчиво сформировавшихся речевых умений и навыков на первом языке. Эти исследования подтверждают важность социального взаимодействия, о котором говорил Лев Выготский, и находят экспериментальное подтверждение в современных зарубежных исследованиях. Анализ работ, связанных с исследуемой проблемой, позволяет предположить, что существует несколько подходов к влиянию «родительского» языка на когнитивное и языковое развитие ребенка: негативный, нейтральный, позитивный.
Некоторые психолингвисты не отрицают существенную роль родителей в успешности овладения языком, однако отмечают, что если потребности в речевой практике не удовлетворяются, то ребенок становится не способным усвоить язык в достаточном объеме, а невнимание к грамматическим ошибкам в речи детей, сюсюканье негативно влияют на речевое развитие детей и может способствовать возникновению логопедических проблем. Сторонники второго подхода полагают, что «родительский» язык не играет важной роли. Третья группа исследователей, подтвердили позитивное влияние «родительского» языка на психическое развитие, отмечая, что оно способствует не только речевому, но и познавательному развитию ребенка. Однако важно помнить, что есть своя специфика роли взрослого на разных этапах развития. Так, «родительский» язык будет эффективным только до трех лет. Это связано с тем, что ранний детский возраст (один–три года) является сензитивным периодом для развития речи. Усвоение грамматического строя родного языка имеет свои периоды развития. Первый период — от одного года до двух лет — период предложений. В этом периоде выделяют однословные и двусловные предложения. Второй период — до трех лет — речь ребенка приобретает довольно связный характер. Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка. Речевой сигнал — это стимул, активирующий мозг ребенка, а без речевых сигналов не развивается мышление.
Интересен и тот факт, что чем раньше ребенок соприкасается со вторым языком, тем ярче раскрывается потенциал ребенка в будущем, закладываются основы когнитивного и коммуникативного развития детей. Как отмечает Е. Ю. Протасова, основы языковой способности закладываются в дошкольном возрасте, и если она будет формироваться параллельно на двух языках, то можно ожидать более качественного вербального развития и познавательного эффекта. Противоречивость результатов, полученных в многочисленных исследованиях, делают необходимым проведение исследований с учетом преимуществ и ограничений, связанных с приобретением и использованием двух или более языков.
Ирина Шляпникова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и возрастного консультирования Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета:
— В большинстве случаев мамы как бы автоматически переходят на «родительский» язык, потому что они получают от ребенка позитивную обратную связь: ребенок на такое общение с ним реагирует по-другому, слушает как завороженный, радуется такому общению. «Родительский» язык актуален для самого раннего возраста (младенчество и раннее детство), а в этом возрасте сохраняется еще тесная физическая связь мамы с ребенком, в силу беспомощности ребенка и круглосуточной потребности друг в друге между мамой и ребенком возникает крепкая эмоциональная связь, поэтому мама практически безошибочно распознает потребности ребенка и выстраивает с ним соответствующий его возможностям диалог.
В принципе любое позитивное эмоциональное общение родителя с ребенком является развивающим. Ведущая деятельность (деятельность, в которой происходит развитие и без которой развитие тормозится) в период младенчества так и называется — «непосредственное эмоциональное общение со взрослым». Но «родительский» язык является наиболее соответствующим возможностям и потребностям ребенка.
Такое общение развивает не только мозг и психику, но и укрепляет эмоциональную связь родителей с ребенком, что является необходимым фундаментом для будущего развития личности и социальных способностей ребенка.
Анастасия Таболина, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):
— В моем понимании «родительский» язык — это культуральная форма устного диалога с ребенком, которая помогает выстроить более грамотные детско-родительские отношения в семье. Наиболее актуален такой диалог в раннем возрасте, когда идет формирование речевых центров и структур мозга.
Самым плодотворным является возраст от полутора до пяти лет. Наиболее продуктивно использовать «родительский» язык с детьми, которые имеют слабо выраженные коммуникативные навыки и способности.
Важно дозировать «родительский» язык и нагрузку в общении с детьми, в разговоре не переходить на упрощенный диалог с ребенком и не коверкать взрослый язык.
То есть, например, когда ребенок не выговаривает букву «р» и другие звуки, то родители могут из добросердечных чувств к своему ребенку начать также не выговаривать. Это может привести к стойким дефектам в развития речи и закрепить негативный паттерн неправильного произношения. В более позднем возрасте ребенку может быть сложно переобучиться, так как родитель является очень значимой «патернальной» фигурой и то, что родитель транслирует ребенку при помощи речи, усваивается очень прочно и надолго.
Но «родительский» язык хорош тем, что взрослый может с помощью «мягких интонацией» быть в особом контакте с ребенком. В речи важно использовать техники эмпатического слушания (например, фразы «Ага, да, молодец, продолжай / я тебя слушаю / правильно ли я тебя понял(-а)»). Для каждого родителя свой малыш уникален, и именно родитель знает, как общаться со своим ребенком. Даже если в семье несколько детей, то под каждого из детей родители подстраивают свою речь. Использование родительского языка наиболее плодотворно в общении с мальчиками. У мальчиков зона речи находится только в одном полушарии мозга, и поэтому речь физиологически развивается у большинства мальчиков более медленно. Поэтому чем дольше и чаще будет открытый и доверительный разговор с родителями, тем быстрее и комфортнее будет развиваться речь мальчика.
«Родительский» язык не является инстинктивной формой общения, а вырабатывается как социально приобретенный навык. Безусловно, родительский язык является ценностью. Очень важно общаться на равных с ребенком. Это влияет на развитие его интеллекта. Речь должна быть понятна ребенку, это усилит качество межличного взаимодействия со значимым взрослым и будет способствовать грамотному формированию здоровой привязанности. Постепенная нагрузка и расширение словарного запаса очень эффективны.
В 1958 году вышла книга Даниила Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте», которая не теряет своей актуальности и в наше время. Автор отмечает, что речь активно формируется в игре. Игр достаточно много, и они специфичны для каждого возраста, каждый вид игры по-своему важен.
«Родительский» язык способен развить речь ребенка. Дети начинают усваивать те модели поведения, которые им передают родители. Например, дети играют в сюжетно-ролевую игру «дочки-матери» и, как правило, используют речь родителей, повторяют, копируют родителей, их модели поведения, реакции и проч. Ребенок в игровой и шуточной форме транслирует те языковые средства, которые он получает в семье. Поэтому очень важно бережно относиться к психике ребенка и его речи.
Скудный запас слов, использование жаргонизмов и ненормативной лексики приводит к недоразвитию речи у ребенка, чем богаче и интеллектуальнее языковая среда, в которой развивается ребенок, тем быстрее и качественнее развиваются высшие психические функции мозга, такие как речь, сознание и мышление.
Так что родительский язык закладывает очень важные ценности, направлен на поддержку привязанности и на развитие коммуникативных способностей.
Подготовила Мария Грибова
Источник
Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник