Влияние родительской депривации на развитие ребенка
Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.
Общие сведения
Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.
Родительская депривация
Причины родительской депривации
Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:
- Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
- Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
- Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
- Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
- Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.
Патогенез
Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).
Классификация
По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:
- Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
- Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
- Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
- Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.
Симптомы родительской депривации
Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.
Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.
В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.
Осложнения
Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.
Диагностика
Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:
- Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
- Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
- Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.
Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).
Лечение последствий родительской депривации
Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:
- Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
- Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
- Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
- Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
- Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.
Прогноз и профилактика
Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).
Источник
Семья представляет собой сложную систему
социального функционирования человека, является
одним из основных институтов общества. Семья
призвана обеспечивать своим членам
экономическую, социальную и физическую
безопасность, осуществлять заботу о малолетних,
создавать условия для социализации
подрастающего поколения и, что важнее всего,
объединять родителей и детей чувством взаимной
любви, общности. Семья является важнейшим
условием нормального развития, она дает ребенку
модели надежного и стабильного мира с
возможностью постоянной привязанности.
Депривация – это утрата или ограничение
возможностей удовлетворить жизненно важные
потребности.
Материнская депривация возникает при
недостаточной привязанности матери к ребенку,
при длительной разлуке, при отсутствии
материнского воспитания с младенчества или при
утрате матери в более позднем возрасте.
Длительная разлука с матерью негативно влияет
на психическое и физическое развитие детей.
Эрик Эриксон ввел понятие, ставшее очень важным
для теории депривации, – “базисное недоверие к
миру” у ребенка, лишенного материнской любви.
В первый год жизни развивается параметр
социального взаимодействия, положительным
полюсом которого служит доверие, а отрицательным
– недоверие. Степень доверия, которым ребенок
проникается к окружающему миру, к другим людям и
к самому себе, в значительной степени зависит от
проявляемой к нему заботы. Если ее недостаточно,
то у ребенка вырабатываются недоверие,
боязливость, подозрительность по отношению к
миру и людям. Эриксон отрицает влияние раннего
опыта на последующее развитие. Он считает, что
дети, лишенные в младенчестве материнского тепла
и любви, могут стать нормальными взрослыми при
условии, что этот дефицит был скомпенсирован на
последующих этапах развития.
Характер ранних отношений с матерью не всегда
имеет фатальные последствия для последующего
развития и психического здоровья. Существует
целый ряд других факторов, таких как врожденные
особенности нервной системы ребенка (то, что
фатально для одного, переносимо для другого),
степень травмотизации, наличие компенсирующих
воздействий в виде других объектов
привязанности. Все это говорит о возможности
компенсации депривационных нарушений у ребенка
при создании соответствующих для этого условий.
Наличие опыта позитивных и стабильных
межличностных отношений, пусть даже на более
поздних этапах развития, является важным
условием способности человека строить в будущем
конструктивные отношения с другими людьми и в
собственной семье.
Депривационная симптоматика у детей-сирот
включает в себя фактически весь спектр
психических отклонений – от легких особенностей
психического статуса до грубых нарушений
развития интеллекта и характера.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося
в депривационных условиях, происходят на 4-х
уровнях:
- Сенсорном (уровне ощущений);
- Когнитивном (уровне формирования моделей
внешнего мира); - Эмоциональном (уровне установления
удовлетворяющих интимных эмоциональных
отношений к кому-либо); - Социальном (уровне отождествления себя с
одобряемыми в обществе социальными ролями).
По данным последних исследований, сенсорные
нарушения начинаются у ребенка еще в утробе
матери, когда она отрицательно относится к своей
беременности, не изменяет своих привычек,
особенно тех, которые связаны со
злоупотреблениями алкоголем или другими
психоактивными веществами. Отказ от младенца и
помещение его в дом ребенка или психологическое
неприятие его после родов катастрофически
снижают количество телесных, слуховых,
зрительных контактов с матерью или замещающим ее
лицом. Это вызывает у ребенка постоянное
состояние психологического дискомфорта,
способствует нарушению ритма сна и
бодрствования, формированию аффективной
неустойчивости, вызывает чрезмерное
беспокойное, плохо управляемое поведение.
Впоследствии, пытаясь успокоить себя,
тонизировать свое состояние, он начинает
раскачиваться всем телом, сопровождая
раскачивание монотонным завыванием. Он плохо
чувствует границы своего Я, поэтому становится
либо малоизбирательным в контактах, либо
пытается от них отказаться. В первом случае
ребенок начинает “липнуть” ко всем без разбору,
лишь бы почувствовать телесный контакт, во
втором – всячески пытается отказаться от него. Не
ощущая собственные границы, ребенок не чувствует
и границ другого человека, чужого пространства,
чужой собственности. Формируется первичное
ощущение собственной неуспешности и склонность
к переживанию постоянного психологического
дискомфорта, внешней опасности, нестабильности,
страха и обиды.
Проблемы развития на сенсорном уровне
негативно влияют и на когнитивный
(интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает
активно развиваться, когда мир представляется
ему безопасным, когда, уползая или убегая от
матери, он может обернуться и увидеть ее
улыбающееся лицо.
Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском
учреждении или в условиях пренебрежения его
основными нуждами, меньше ползает, а значит, и
менее активно, по сравнению с детьми из
благополучных семей, осваивает окружающий мир,
меньше совершает проб и ошибок, меньше получает
развивающих стимулов от среды. В результате его
интеллектуальное развитие задерживается. Он
поздно начинает говорить, часто неправильно
строит фразы и произносит звуки. А самое главное,
он склонен к выстраиванию “катастрофических”
моделей мира, где его ожидают сплошные
неприятности, а он не в состоянии ничего
предпринять, чтобы избежать или справиться с
ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому
невозможно предвосхищать и регулировать
происходящее извне. Кто-то другой, только не он,
управляет его судьбой. В результате у ребенка
формируется образ себя как беспомощного
маленького неудачника, инициатива которого
может иметь негативный результат для всех. В
качестве базовых и основных у него появляются
такие убеждения, как “у меня все равно ничего не
получится” и “меня нельзя любить”. Поэтому он и
не пытается справиться там, где смог бы. Подобный
образ себя постоянно находит подтверждение в той
информации извне, которую ребенок отбирает из
всего потока. Он чрезмерно внимателен к
отрицательной информации о себе и зачастую не
верит в положительную, игнорирует ее.
На эмоциональном уровне ребенок испытывает
различные расстройства привязанности. Пережив
раннее отделение от матери, независимо от того
помнит он об этом или нет, ребенку трудно
вступать с другим в близкие эмоциональные
отношения. Он боится доверять, боится боли
утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь
от мира агрессивными переживаниями. Эти
переживания он склонен проецировать на других. В
его восприятии окружающие люди относятся к нему
агрессивно, Т.е. являются носителями тех его
чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не
осознает. Нередко он просто плохо понимает
значение мимики окружающих и интерпретирует ее
как враждебную. Поэтому в его поведении
наблюдаются различные агрессивные проявления. К
ним относится, и стремление ни в чем никогда не
признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен
винить себя в превратностях своей судьбы,
считать, что именно его “плохие” качества
привели к тому, что родители не смогли его
воспитывать, или к тому, что с ними что-то
случилось. В результате в его поведении могут
появляться элементы мазохизма, он может обижать
других или действовать вызывающе, тем самым,
провоцируя наказания или ответную агрессию.
Социальный уровень является вершиной всей
пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи,
особенно благополучной, признает свою
идентичность или принадлежность своей семье,
роду. По каналам подражания у него формируются
одобряемые обществом модели поведения,
способность выполнять положительные социальные
роли. Например, роль прилежного ученика, сына,
профессионала, родителя и т.д. Ребенок,
воспитывающийся в депривационных условиях,
особенно в сиротском учреждении, с трудом
осознает свою идентичность. Он не имеет
положительной модели выстраивания отношений в
семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в
группе.
Нередко воспитанник детского дома выполняет
роли, которые не позволяют ему успешно
социализироваться: “прилипала”, “агрессор”,
“негативный лидер” и т.д. После выпуска из
сиротского учреждения многие продолжают
выполнять подобные роли, но уже в криминальных
структурах. По статистике, около 50% выпускников
пропадают для общества: кто-то в тюрьме, кто-то
убит или покончил с собой. У детей,
воспитывающихся в условиях детского дома,
формируется такое состояние интеллектуальной и
аффективно-потребностной сфер и такие
особенности поведения, что можно говорить о
качественно иной личности. Это проявляется в
несформированности внутреннего, психического
плана действий и собственной мотивации, в
преобладании ориентации на внешнюю ситуацию.
Качественно иную форму имеет и развитие всех
аспектов Я: представления о себе, отношения к
себе, образа Я, самооценки. Самооценка –
центральное личностное образование, важнейший
регулятор общения и деятельности; очень низкая
самооценка, характерная для воспитанников
детских домов, становится основой личностных
отклонений и невротических расстройств.
Следствием депривации потребности ребенка в
родительской любви является выраженная
неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем
возрасте, впоследствии становится устойчивой
характеристикой личности воспитанника детского
дома.
Важнейшим этапом в развитии личности является
этап формирования идентичности – системы
представлений о себе, о мире и о “себе в мире”.
Этот этап сопровождается оформлением системы
ценностей – системы тех жизненных ориентиров,
которые благодаря своей значимости и
эмоциональной насыщенности создают основу для
нравственных барьеров и ограничений, задают
жизненные смыслы и цели. Формирование системы
ценностей происходит в процессе эмоционально
насыщенного содержательного общения с
принимающим и значимым для данного ребенка
взрослым. Отсутствие постоянно заботящегося
значимого человека и безусловного принятия им
ребенка, необходимость постоянно
приспосабливаться и заслуживать хорошее
отношение приводят к снижению активного
отношения к жизни. У детей вследствие этого не
формируются собственные ценности, принципы и
ориентиры, зато развивается такая устойчивая
черта, как конформность, что делает их легкой
добычей криминала. У подростка, воспитывающегося
в депривационных условиях, наблюдается
доминирование защитных форм поведения в
конфликтных ситуациях, неспособность к
продуктивному, конструктивному решению
конфликта, что проявляется в агрессии, неумении
признать свою вину, стремлении переложить всю
ответственность на окружающих.
Дефицит адекватного общения приводит к тому,
что у ребенка закрепляется негативная
агрессивная позиция по отношению к другим людям.
Воспитанники сиротских учреждений оказываются
неспособными устанавливать конструктивные,
эмоционально адекватные отношения с другими
детьми. Это распространяется даже народных
братьев и сестер: дети практически не имеют
родственной привязанности к собственным братьям
и сестрам. Для детей подросткового возраста
характерным является особое психологическое
новообразование – детдомовское “мы!”. Дети,
лишенные родителей, делят мир на “своих” и
“чужих”, на “мы!” и “они”. Они обособляются от
чужих, ведут себя с ними агрессивно, готовы их
использовать в своих целях. Внутри своей группы
дети, живущие в учреждении, также обособлены, они
могут проявлять жестокость в обращении со
сверстниками или детьми младшего возраста.
Психологическое отчуждение от других создает
внутренние условия, которые впоследствии
становятся благоприятной почвой для
правонарушений.
Наша цель – помочь ребенку успешно
социализироваться, научить его выполнению
положительных социальных ролей, дать модель для
формирования положительной идентичности.
Психологами нашего центра проводится работа с
девушками-подростками по программе “Развитие
культуры поло-ролевых взаимоотношений”. Целью
своей работы мы ставим развитие у подростков
навыков социально-приемлимых форм поло-ролевого
поведения; формирование адекватного образа
женщины, принятие себя как женщины; формирование
представлений о своей будущей семье. Ведущим
видом деятельности подросткового периода жизни,
является общение, а особое место занимает
общение с противоположным полом. В условиях
современности у подростков, зачастую,
складывается неверное представление о
поло-ролевых взаимоотношениях. Подрастающее
поколение находится под влиянием различных
факторов, не многие из которых благотворно
влияют на развитие их личности. Средства
массовой информации, личный пример сверстников и
многое другое, искажает реальную картину мира и
представление о ценностном уровне поло-ролевых
взаимоотношений. Подростку необходимо оказать
помощь в личностном становлении, тем более в
половом воспитании, так как это во многом
повлияет на их будущее. Многие воспитанники
сиротских учреждений слишком рано столкнулись с
сексуальной активностью, не имея достаточных
знаний. Это приводит к напряжению, страхам,
сомнениям или к беспечности, непониманию
особенной важности сексуальных отношений.
Многие наши девушки-подростки с детства лишены
родительской любви, а это – будущие матери,
которые в дальнейшем будут копировать те
детско-родительские отношения, которые были в у
них в детстве. Формирование нашими
воспитанниками своей будущей семьи во многом
зависит от того, какое представление и нормы
вложили в него взрослые, участвующие в
воспитательном процессе.
Источник