Влияние родительского отношения на психологическое развитие ребенка

Влияние родительского отношения на психологическое развитие ребенка thumbnail

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только позднее, задумываемся о том, каким человеком он станет. Со временем ребенок овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Принимая положительное взаимоотношение со своими родителями и близкими, ребенок будет развиваться благополучно. Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в семье, где царит любовь и ласка, это благоприятно влияет на его развитие.

Как показывают психолого-педагогические исследования, особое влияние на маленького ребенка оказывает семейный круг общения, в который входят родители, братья, сестры и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым. И если ребенок воспитывается в семье, где его понимают и поддерживают, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.

В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в том числе неврозов.

Поэтому родителям с первых дней жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [3, с. 72].

Родители должны помнить, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии своих детей, не выясняют при них отношения, а наоборот поддерживают теплые взаимоотношения, любят своих родных и детей. Родители должны быть доброжелательны к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, давать возможность детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать проявляющиеся у них нервные напряжения, действовать совместно в вопросах касающихся воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Однако, неврозы у детей могут возникнуть при неблагоприятных условиях, примером которых могут быть ссоры между родителями, недоброжелательность друг к другу, не понимание и т. д., к которым невозможно привыкнуть и перенести безболезненным образом. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности проявляется на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей.

При возникновении неразрешимых для ребенка переживаний необходимо отметить хроническую психотравмирующую ситуацию, как источник устойчивого психического напряжения. На этом фоне дополнительно действуют психические травмы, эмоциональные потрясения, повышающие патогенность жизненной ситуации, так как ребенок не может справиться с ними и пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в общении и неблагоприятных жизненных обстоятельств, это свидетельствует о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, и может привести в состояние хронического дистресса, как главного источника болезненного напряжения при неврозах.

Все это осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Дети вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно — психическую реактивность организма. И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, вовремя разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь при этом понижением самооценки, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности. Поэтому развиваются идеи самоуничтожения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других сверстников [2].

Психическое здоровье и нездоровье ребенка непосредственно связаны со стилем родительского воспитания, которое зависит от характера взаимоотношений в семье.

Детский врач-психотерапевт А. И. Захаров выделил следующие стили семейного воспитания:

1.                  Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием.

2.                  Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору.

3.                  Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [3, с. 77].

Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. А. И. Захаров выделил три типа неправильного семейного воспитания:

«Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения.

Второй тип – гиперсоциализирующий. Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников.

Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи» [1, с. 42].

В заключение отметим, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений может привести к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:

–     осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;

–     организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду;

–     в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино;

Читайте также:  Возрастные особенности музыкального развития ребенка таблица

–     взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

Литература:

1.      Гарбузов В. А., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

2.      Журнал. Вопросы психологии. № 2, 1996.

3.      Захаров А. И. Детские неврозы. С-Пб., 1997.

4.      Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 2000.

5.      Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997.

6.      Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

7.      Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.-Изд.4-е.-М.: Академический Проект; Трикста, 2008.-736 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, воспитание детей, невроз, отношение, развитие ребенка, семейное воспитание, тип, член семьи.

Источник

Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Влияние семейных отношений на

психическое развитие детей.

Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.

Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.

Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.

Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.

• Авторитарный.

Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.

• Гиперопека.

Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.

Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.

• Гипоопека.

Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.

У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.

• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).

В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке.Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».

Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э

• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.

Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания,поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.

Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.

Читайте также:  Что может вызвать задержку развития речи у ребенка

Источник

        Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка.

        Влияние родителей на психическое развитие ребёнка изучается с 20-х гг. ХХ в. Л. Б. Шнейдер писала: Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно- психическое состояние детей».

Все перечисленное возможно реализовать только в условиях семейного воспитания. Ребёнок является неотъемлемой частью семьи. Семья без ребёнка не может быть полной так же, как ребёнок не может быть полноценным без семьи. Связь между родителями и детьми является наиболее сильной среди человеческих связей.

У того же автора читаем: «Разрушение единства семьи влечёт за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития».

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием всех ее членов. Гармоничному развитию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая позволяет ему чувствовать себя защищённым и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Указывая на специфичность воздействия на ребёнка внутрисемейных отношений, особенно Л. Б. Шнейдер выделяет такой компонент детско-родительских отношений как родительская любовь: «Человек должен … всё своё детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей».

Детство – период высокой сензитивности ребёнка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте формируется основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Семья для ребенка – особый мир, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческих взаимоотношений, усваивает нравственные ценности.

В каждой семье объективно формируется определённая, часто не осознаваемая ее членами система воспитания. Сюда могут быть отнесены и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, понимание того, что допустимо, а что нет относительно ребёнка.

Влияние семьи реализуется следующим образом:

Семья обеспечивает базовое чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения способов его исследования и реагирования на его стимулы.

Дети перенимают у родителей определённые способы поведения, усваивают конкретные готовые модели поведения.

Родители служат источником необходимого жизненного опыта.

Родители оказывают влияние на поведение ребёнка, поощряя или осуждая то или иное поведение, а также применяя наказания и поощрения, определяя допустимую степень свободы в поведении ребёнка.

Взаимодействие с родителями позволяет ребёнку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка зависит от условий общения предоставленных ему в семье; чёткости и ясности общения в семье.

Семья создает определённый морально-психологический климат и служит для ребёнка школой отношений с людьми. Именно в семье формируются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении, об отношении к материальным и духовным ценностям. Ребёнок во взаимодействии с близкими людьми переживает первый опыт любви, дружбы, чувства долга, ответственности, справедливости.

Взаимоотношения в семье носят разноплановый характер. На детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль, отводимая ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется детская личность.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку характеризуется высокой психологической напряжённостью и многообразием своих проявлений. Наиболее часто, по его мнению, наблюдаются следующие типы отношений:

– внимательные,

– боязливые,

– тщеславные,

–сердитые,

– раздражительные,

– приспособляющиеся,

– общительные,

– сенсационные,

– настойчивые,

– постоянные,

– уверенные,

– обнадёживающие.

П. Ф. Лесгафт определил шесть позиций родителей относительно  детей, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети отличаются лицемерием, лживостью, невысоким интеллектом или задержкой умственного развития.

2. Родители всегда восхищаются своими детьми, считают их совершенством. Дети характеризуются эгоистичностью, поверхностными интересами, самоуверенностью.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети добросердечные, интеллектуально развитые, стремятся к знаниям.

4. Родители почти всегда недовольны ребёнком, его часто критикуют и порицают. Ребёнок отличается раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью.

5. Родители излишне балуют и оберегают ребёнка. Он растет ленивым, социально незрелым.

6. Родители с выраженными финансовыми трудностями формируют детей с пессимистическим отношением к окружающему миру.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие типы родительских отношений:

  1. Принятие / отвержение.

Принятие: ребёнок нравится родителям такой, каким он есть. Родители уважают индивидуальность ребёнка, симпатизируют ему.

Отвержение: родители считают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачником, по большей части испытывая к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Такие родители не доверяют ребёнку, не уважают его.

2. Кооперация – родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются всегда помогать ему. Высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за ребенка.

3.Симбиоз – родители постоянно ощущают тревогу за ребёнка, он воспринимается ими как маленький и беззащитный. Родители не предоставляют ребёнку самостоятельности.

4. Авторитарная гиперсоциализация – родители настаивают на безоговорочном послушании и дисциплине. Они стремятся во всём навязать ребенку свою волю, пристально следят за социальным поведением ребёнка и требуют социального успеха.

5. Маленький неудачник – родители стремятся инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок считается неприспособленным, неуспешным, открытым для негативных воздействий. Родители стараются оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролируют его действия.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка одного года

Анализ научных источников показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, характеризующих родительские отношения, всегда можно отметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

Е. О. Смирнова и М. В. Быкова говорят о двух противоположных моментах в родительских отношениях: безусловном (состоит из принятия, любви, сопереживания и т. д.) и условном (включает объективную оценку, контроль, направленность на воспитание конкретных качеств).

Ребёнок нуждается в обоих родителях – любящих отце и матери. Отношения между супругами имеют существенное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка формируют ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Конфликты между родителями травмируют ребенка.

Особенно негативно на развитие детей влияет пребывание в ситуации постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями нервно-психического характера (в виде задержки речевого / умственного / моторного развития). Такие дети обычно робки или, наоборот, перевозбуждены, недостаточно самостоятельны в работе, с трудом понимают требования, предъявляемые к ним. Отличаются, как правило, сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью и неспособностью сосредоточиться на заданной деятельности. Семья как социально-психологический феномен характеризуется определённой направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребёнка. Например, многочисленными исследованиями установлена  зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье и особенностями психического развития ребёнка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребёнка.

Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.

Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.

Итогом взаимодействия с родителями являются сформированный образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации.

Родителям с целью улучшения детско-родительских отношений и позитивного воздействия на учебную мотивацию  могут быть даны следующие рекомендации и указания:

– в младшем возрасте дети полностью доверяют родителям, безоговорочно принимают их оценки и замечания, а значит именно от того как будут оценены его результаты, успехи и неудачи очень сильно  зависит самооценка ребенка,

– родителям следует сформировать интерес к получению новых знаний у   ребенка, предоставлять ему возможность изучать и узнавать свои интересы,

– найти время для совместных занятий с ребенком, посещать с ребенком выставки, музеи, научные центры, культурные мероприятия, читать и обсуждать с ним познавательные книги, смотреть научно-популярные фильмы и совместно анализировать увиденное,

– содействовать формированию новых идей у ребенка, участвовать не только в школьных, но и в разных общественных мероприятиях,

– показать ребенку связь между обучением в школе и его интересами,

– найти в своем окружении старшего по возрасту ребенка с познавательной направленностью и способствовать общению детей,

– тренировать у ребенка трудолюбие и волевые проявления, поручать ему регулярные домашние обязанности,

– продумать систему вознаграждения ребенка за успехи, причем те, которые трудны и полностью зависят от приложенных им усилий, поощрять старание, даже если ребенок не достиг значимого результата,

– ставить перед ребенком краткосрочные задачи, цели, крупные задачи целесообразно разделять  на несколько меньших частей,

– научить ребенка организовывать свое время,

– формировать у ребенка чувство личной ответственности за достижение результата,

  • в период обучения демонстрировать положительное отношение к школе, высоко оценивать роль образования, быть осторожными в своих высказываниях в отношении педагогов.
    1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М, 1991. – 134 с.
    2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1978. – №4.
    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – 276 с.
    4. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.
    5. Выготский JI.C. Психология развития ребенка.- М., 2003
    6. Детская практическая психология./Под ред. Богдан, Н. Н. –  Владивосток, 2003. – 340 с.
    7. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 325 с.
    8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2001. – 464 с.
    9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка – М., 1997.
    10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144 с.
    11. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М., 2000.
    12. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М., 2007. – 800 с.
    13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 255 с.

    Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – Воронеж, 1991. – 416 с.

    Источник