Влияние родителей на развитие личности ребенка

Влияние родителей на развитие личности ребенка thumbnail
Влияние родителей на формирование детей

Рейтинг
10

Шесть вариантов родительского влияния на ребенка, которое может сказываться на его будущем

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.

Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).

В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.

Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.

Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:

  • Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
  • Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
  • Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
  • Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
  • Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.

Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.

Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».

Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20–30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».

Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.

1. Имитация

Дети подражают своим родителям. Они неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Если дочь видит, как мать смотрится в зеркало и спрашивает: «Я выгляжу толстой?», она начнет подражать материнскому самокритичному поведению. Она тоже будет смотреть в зеркало и искать у себя недостатки. К счастью, дочери имитируют также и материнскую уверенность в себе. Ребенок злого отца имитирует сердитое поведение и набрасывается на детей на детской площадке. С другой стороны, ребенок, который видит доброго и помогающего другим людям папу, будет сам развивать подобное отношение к другим людям.

2. Идентификация

Идентификация более фундаментальна, чем имитация. Это не просто повторение поведения родителей. Это разделение их взглядов, отношений и чувств – ребенок чувствует идентичность со своими родителями в каком-либо отношении. Например, у отца, который очень консервативен, одевается в традиционном стиле, гордится людьми в погонах, считает преданность Родине превыше всего, есть дочь, которая полностью разделяет его мировоззрение и выходит замуж за мужчину, похожего на своего отца. Это дочь глубоко отождествляет себя с убеждениями и способом жизни своего отца и, возможно, теряет (истинное) самоощущение, которое на самом деле отличается от отцовского. Идентификация предполагает отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад солнышко

3. Реакция

Реакция – это поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни. Например, родитель может быть очень религиозным человеком, а его ребенок бунтарем, который считает себя атеистом и отказывается ходить в церковь. Или родитель может быть очень аккуратным, а ребенок в противоположность ему становится очень неряшливым в жизни и работе. Родитель может педантично придерживаться использования только натуральных продуктов и принимать поливитамины, на что его ребенок реагирует, питаясь нездоровой пищей и не обращая внимания на собственное здоровье. В попытке найти себя ребенок настолько старается быть непохожим на родителей, что теряет из виду то, кем он поистине является, свои уникальные особенности и жизненные ценности.

4. Потеря

Когда маленькому ребенку отказывают в основных биологических потребностях, и он испытывает такие лишения, как отсутствие тесной связи с матерью, нехватку отцовского воспитания, пренебрежение, слишком жесткую или слишком мягкую родительскую стратегию дисциплины или множество других лишений, такой ребенок по мере взросления будет страдать от чувства внутренней опустошенности. Это благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии), наркомании, навязчивостей сексуального характера или эмоциональных вспышек, с помощью которых ребенок стремится получать любовь и поддержку. Мы все страдали от различных потерь в жизни; однако наиболее сильные из них оставляют пустоту или «дыру» в психике человека, которую трудно заполнить.

5. Проекция

Проекция возникает тогда, когда собственные субъективные мысли приписываются другим людям (а также и свои чувства, эмоции, намерения, опыт переносятся на других). Т. е. человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне. Если отец говорит, что одна из двух его дочерей красивая, а другая умная, то «умная» девочка может посчитать, что она уродливая, хотя это может быть далеко от истины. И наоборот, красивая дочь может почувствовать себя глупой. У отца, который не участвует в повседневной жизни своих детей, потому что должен работать на двух работах, чтобы прокормить свою семью в связи с экономической необходимостью (и, конечно, из любви к своей семье), может быть ребенок, который вообразил, что отец не любит его, потому что его никогда нет дома. Он будет расти, чувствуя себя нелюбимым, хотя это не так. Дети делают ложные предположения о себе и неточное толкование своей жизни в ответ на замечания родителей или их поведение, хотя замечание, возможно, было нечаянным. Такая тенденция неизбежна, и ее можно обнаружить только с помощью открытого общения.

6. Привязанность

Привязанность – это зависимое поведение, биологически необходимое малышу или маленькому ребенку. Однако если родители не могут отпустить своего взрослеющего ребенка и предоставить ему автономию, они мешают его самостоятельности. Ребенок становится неуверенным и не доверяет своим внутренним ресурсам, чтобы справляться с жизнью, как взрослый. Пример подобной ситуации: мама студентки университета ежедневно говорит ей, как одеваться и что делать на протяжении дня. Материнское вмешательство и зависимость от матери заставляют ее дочь с недоверием относиться к собственному мнению и чувствам. Однако надежные родители знают, когда следует дать ребенку независимость, а когда – натянуть вожжи, и способствуют развитию у ребенка чувства самостоятельности.

Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
2 оценок.

Развитие ребенка
05.01.2016

Источник

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

Родители являются теми, с кем ребёнок проводит большую часть детства. Мама и папа не только обеспечивают малыша материально, но и создают благоприятную атмосферу для развития личности. Когда наступает этот период, возникает закономерный вопрос – как родители влияют на формирование личности?

Как устроен ребёнок ????

Процесс осознания ребёнком себя начинается в 3 года, когда в нём заложены главные представления о жизни, теперь подлежащие «обработке». Он начинает проявлять характер осознанно, определяется с симпатиями, антипатиями.

Малыш выкраивает важные установки, самое необходимое по его мнению. В этом возрасте дети наблюдают за окружающими, делают выводы. Подобное происходит неосознанно, поэтому родственникам необходимо больше внимания уделять объяснениям, разбирая конкретные случаи.

Личность формируется путём наблюдения за:

· близкими родственниками;

· педагогами;

· сверстниками.

На первых этапах формирования первое место занимают родители, затем учителя или воспитатели, затем – другие мальчики и девочки. Однако, ошибочно полагать, что подобные установки нерушимы. Отношение малыша исходит из того, как родители влияют на детей. Если в семье ребёнок получает нужные эмоции – он будет прислушиваться, усваивая правильные установки и развиваясь в точном направлении.

Например, на уроке мальчик видит кричащего одноклассника и позже копирует паттерн поведения в школе и дома, ведь от авторитета усвоил: «кричать можно». Дома мама или папа объяснит, что поступать так нельзя, но мальчик прислушается только если родитель в «иерархии авторитетов» выше сверстника.

Но это не мешает неосознанно учиться у не-авторитетов. Дети усваивают принцип «так можно», это позволяет схватывать привычки даже у тех, с кем они почти незнакомы. Главное для родителей – правильно поставить себя, найти дорожку к сердцу сына или дочки и настаивать на правильной точке зрения до последнего.

Всё начинается с родителей ????

Мамы и папы часто полагают, что большая часть ответственности за воспитание лежит на учителях. В этом заключается основная ошибка родителей, так как их авторитет должен быть выше авторитета воспитателя. Отдавая кроху на «попечение» педагогов, мамы и папы не заметят того, как отойдут на второе или третье место, заменят их наставники и сверстники.

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

На расстановке ролей работа не заканчивается. Стоит помнить о важнейшем правиле: мама и папа – основные примеры для подражания. Казалось бы, как пример родителей влияет на детей? Это три разных личности! Но ребёнок – личность не сформированная, поэтому малейшие «движения» взрослых авторитетов мгновенно становятся постоянными привычками.

Лучший способ не прививать плохие повадки – искоренить неправильные установки в себе. Любопытный ребёнок всегда найдёт способ наблюдать, даже если Вы не замечаете. Он фиксирует всё: от умения радовать любимого человека до нервного покусывания губы.

Читайте также:  Общение со взрослым и его роль в развитии ребенка младенческого возраста

Иногда отучить себя от некорректных привычек сложно, особенно если Вы находитесь в постоянном стрессе, и плохие повадки позволяют искоренить стресс (скажем, курение).

Тем не менее, стоит сдерживать порывы и смотреть на происходящее с положительной стороны: отучаясь от плохого, Вы делаете шаг к оздоровлению, физическому или психическому. Тем более, это важно не только для Вас, но и для детей.

Как воспитать гармоничную личность

В первую очередь, не нужно опекать ребёнка слишком сильно. В 3 года ребёнок хочет браться за дело сам, но «хочу» не совпадает с «могу». Как родители влияют на такую ситуацию?

Мама или папа думает, что сын или дочь не справится, поэтому говорят «не делай этого!», буквально заставляя ребёнка бездействовать. В таком случае ни о какой самостоятельности речи не идёт. Совет: давайте желаемые поручения, но в меньшей мере. Например, если ребёнок хочет мыть хрупкую посуду, выдайте ему «человеческую», но пластиковую.

Но и обесценивать порывы нельзя. Постоянная критика мотивирует закрываться, не делиться проблемами с авторитетами. Впоследствии уже взрослый человек не будет доверять окружающим, станет асоциальной личностью. Хвалить и ругать нужно в меру, только за объективно хорошие или плохие поступки, а также предлагать альтернативу.

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

Говоря о том, как родители влияют на будущее детей, нужно помнить: нельзя сравнивать детей. Скорее всего, каждый слышал в детстве фразы вроде «у Маши сплошь пятёрки, а у тебя – ни одной!». Особенно плохо сказывается фраза, если ребёнок совершенствуется, с троек перешёл на четвёрки, но родители всё ещё требуют «отлично». Частое повторение укореняется в голове, порождает комплекс неполноценности. Разве это качество присуще гармоничной личности?

Существует множество методик воспитания, но в вопросе о том, как родители влияют на психику, следственно, на личность ребёнка, очевиден. Мама и папа становятся важнейшим примером для малыша. Главным образом на детей влияет пример окружающих, но прислушивается он к авторитетам.

Поэтому родителям нужно стать более значимыми, и своим поведением показывать правильные установки. Вскоре паттерны закрепятся, способствует развитию гармоничной личности. А что для родителей может быть ценнее, чем хороший ребёнок?

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк и делитесь материалом с друзьями!

Еще больше интересных статей, на моем блоге: https://maxdohod.info

Источник

Влияние родителей на личность ребенка

Недаром говорят: дети — зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Пятилетний Саша, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа: сказать «здравствуйте» — значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо.

Встретившись возле лифта с взрослыми, Саша старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

Но, к сожалению, дети видят и другие примеры.

Пожилая женщина с мальчиком лет шести вошла в вагон метро. Пассажиры, потеснившись, освободили место и… мальчуган тут же сел. Его бабушка, поставив сумку внуку на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику:

— Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала.

— Ты уже большой,— добавил другой.

— Ничего, я постою,— сказала пожилая женщина,— Какой же он большой? Это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет.

— Конечно, большой, должен уметь уступать место в транспорте. И не только своей бабушке… В вагоне народу немного, и мальчик может постоять.

Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:

— Сиди, сиди, всем не науступаешься!

Поглаживает его по спине, затем бросает в пространство:

— Ишь, сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!

Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Между внутренней культурой и внешними формами ее проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют на их внутренний мир.

Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

Вольными или невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди — члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку.

И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей — отец.

О роли мамы в воспитании детей (особенно маленьких) сказано много. И столько же раз можно повторить, что малышу для его здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Спокойно и радостно засыпает малыш под добрую, ласковую мамину колыбельную песню… Во время болезни лекарство в маминых руках кажется не таким уж и горьким. Та же легкая рука, кажется, снимает боль… И совсем-совсем не страшно войти в темную комнату, если рядышком мама.

Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина — отец.

Быть папой — дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, еще до сей поры случается!) перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя, таким образом, и собственную свою душу, и душу своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание, прежде всего, начинается с обязательного самовоспитания воспитателя, — мы, конечно же, утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец — идеал мужества.

Читайте также:  Влияние художественной литературы на всестороннее развитие ребенка

Именно папа своим поведением, добрым внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защитить, помогать им.Поведение маленького сына — чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения… Вот почему нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать (прежде всего, перед своими детьми) того, что они — сильная половина Рода человеческого.

Если мальчик видит, что его папа всегда уступает в общественном транспорте место женщинам, — сын очень скоро начнет вести себя точно так же. Если ребенок замечает, как постоянно сдержанно и воспитанно ведет себя его папа: никогда не повысит голоса, не покажет своего раздражения, какой бы усталый ни вернулся он с работы, — сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится его папа к маме и бабушке, как часто старается он разгрузить их от бесконечных домашних «женских» забот…

Когда мама торопится, больна или устала, папа без всяких ее просьб и упреков охотно берется за эту «женскую» работу: моет пол, ходит в магазин за продуктами, моет посуду и даже при случае отлично готовит обед… В подобной семье сыновья рано начинают приобщаться к работе по дому, они охотно помогают маме и бабушке. И тут стараясь как можно больше походить на папу.

Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или к дочке. Никогда не оскорбит их человеческое достоинство. Не повысит на них голоса, и тем более в присутствии посторонних. Тем резче ощущает малыш отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок: обманет, обидит слабого, нечестно обойдется с товарищем… Впрочем, хорошо воспитанный отец и тут поведет себя сдержанно и разумно. Он серьезно и строго поговорит с сыном (или с дочкой). Выскажет свое мнение относительно совершенного им проступка. А при случае даже и накажет: не возьмет мальчика с собой на прогулку, на рыбалку, отстранит его в этот вечер от любимого «мужского» домашнего дела. (Уверяю вас, дорогие папы, что подобные наказания действуют гораздо сильнее окриков, к которым — при всей их оскорбительности — дети привыкают. И хуже того, человек, который постоянно оскорбляет достоинство ребенка, скоро теряет его доверие и уважение. И очередной окрик или какое-либо другое грубое наказание со стороны этого человека лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к такому взрослому. Даже если это отец или мать.)

Очень полезно для мальчика, когда у него — помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей — есть еще общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате, или спортплощадки во дворе. Неплохо также вместе с сыном смастерить скамейку для бабушки, чтобы у нее не отекали ноги.

Весной можно смастерить скворечник или дуплянку и повесить их под окошком или в ближнем лесу. Зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое такое дело постепенно и естественно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому взрослому миру людей.

Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким прежде всего равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна, видимо, быть человеком чрезвычайно требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. (Впрочем имеет ли право чья бы то ни было мама быть другой?) Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки в семье должны быть свои, «женские» общие дела. И начинаются такие дела с самого незатейливого и простого: каждый вечер дочь, перед тем как лечь спать, обязательно должна навести уют и порядок в кукольном уголке, днем — выстирать платья и фартуки своих кукол… Позднее, годам к 5 — 7 эти заботы станут более взрослыми, более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Эти благие пожелания стали формальностью — для кого-то Дежурные улыбки и любезности даже составная часть профессии. И детей мы учим хорошим манерам также поверхностно, как пользуемся ими сами. Ну, кому же не хочется продемонстрировать знакомым своего развитого трехлетку, освоившего весь набор традиционных «вежливостей»? Между тем Бенджамин Спок, чьи книги есть в каждом доме, но чьи идеи, к сожалению, так и не овладели массами, пишет: «Обучение ребенка таким словам как «здравствуйте» и «спасибо» должно быть не первым шагом, а последним. Главное — это научить его любить людей».

В самом деле, почему на многих из нас выражение «хорошие манеры» нагоняет тоску? Не потому ли, что мы с детства чувствовали во всем этом неуловимую фальшь? Совсем другой отклик в душе вызывает настоящая доброжелательность. Поэтому, может быть, есть смысл начать обучение ребенка этикету с рассказов о том, как знакомые ему люди милы и симпатичны, как они его любят… Проникаясь искренней симпатией к окружающим, ребенок сам захочет радовать их добрыми словами.

Конечно, далеко не все люди на свете вписываются в эту идиллию и вызывают расположение к себе. И все же в окружении ребенка люди, как правило, «положительные». Пусть со своими недостатками, но ведь не отпетые негодяи, каких обычно подразумевают под людьми, не заслуживающими искренних симпатий. Когда-нибудь, возможно, ваш ребенок столкнется и с такими. И может быть, даже будет вынужден с ними «расшаркиваться», поняв, что не всегда вежливые слова приходится говорить по велению сердца. Но пусть это станет для него исключением, а не правилом.

Источник