Влияние ритмики на музыкальное и общее развитие личности ребенка

Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста.

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №33 Ковалевой Светланы Викторовны.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. 

Без танцев трудно представить музыкальную деятельность ребенка в детском саду.

Как изобразить растущий цветок, мерцание звезд, удаль добрых молодцев, нежность красных девиц?

Перечислять можно до бесконечности. Все это можно выразить языком движений.

Музыкально-ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Учитывая это, включаю в занятия музыкально – двигательные упражнения, позволяющие быстро научить ребенка правильно запоминать последовательность несложных движений, легко ориентируясь при этом в пространстве.

Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.

Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки.

На музыкальных занятиях осуществляются следующие задачи:


  1. Развитие музыкальных способностей;

  2. Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;

  3. Формирование красивой осанки, выразительным движениям;

  4. Развитие творческих способностей.

Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, учитываю следующие принципы:


  • комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

  • систематичность;

  • постепенность;

  • последовательность;

  • повторность;

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку.

Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Вот поэтому так важны эти занятия для детей. На занятиях ритмикой дети получают большой заряд энергии, большое удовольствие от общения с музыкой, а также эмоциональный заряд.
В музыкальной работе выбираю два основных этапа:
Первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, показывают
движения танца, играют на инструменте, а он слушает, запоминает, пытается повторить самостоятельно.
Второй строится на методе « освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя в танце, использует знакомые движения.

Ритмические танцы с сопровождением, упражнения, игры, игра на детских музыкальных инструментах, яркая, красивая, образная музыка вызывает живой интерес у детей. Смешные песенки обеспечивают выполнение легких танцевальных движений и забавных упражнений подражательного характера.

Этот музыкальный материал позволил раздвинуть рамки занятия, пополнить его красивой музыкой, необычными песнями. Использование фонограмм позволило мне оторваться от инструмента и увлечь детей предлагаемыми музыкальными образами, расширить кругозор детей, пополнить музыкальный опыт, познакомить с новыми образами сказочных героев, заметила, что ребят очень увлекает эта деятельность.

Эти занятия радуют детей, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Во время занятия у детей формируется навык быстро реагировать на ситуацию и слова взрослого, развивается уверенность в себе.

Веселые занятия ритмики способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Дети с большим удовольствием посещают их.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Работаю по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. Процесс усвоения ритмической структуры стараюсь ускорить направленным обучением с помощью музыкальных игр и забав.

В организации этих занятий опираюсь на игровую форму проведения этого вида деятельности.

В первую очередь учитываю возрастные особенности детей. Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаю в каждое музыкальное занятие. Они становятся его неотъемлемой частью.

Для лучшего усвоения предлагаемых игр неоднократно повторяю их на занятиях и варьирую в течении всего учебного года.

Иногда целое занятие посвящаю развитию чувства ритма. Эти занятия носят непринужденный игровой характер.

Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав.

Если дети от этих музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

Источник

Анастасия Фесенко
Семинар «Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»

«Самое лучшее, что есть в жизни

– это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

Цель: Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников.

Задачи:

1. познакомить с основными понятиями музыкально-ритмических движений.

2. способствовать овладению знаниями, умениями использования музыкально-ритмических движений.

3. Подтолкнуть педагогов на развитие творческих способностей у детей, музыкальности и коммуникативных навыков;

Введение

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Идея синтеза музыки и движения была раскрыта швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком – Далькрозом, который разработал на ее основе уже в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии. Заслуга Э. Жака – Дадькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака –Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др.

Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленный также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения и фантазии, способности к импровизации и движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Музыка и движения имеют много общих параметров,к которым относятся:

• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);

• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

Развивающие задачи музыкально-ритмических движений:

развитие творческих способностей (умений сочинять несложные плясовые движения, умений импровизировать, самостоятельно создавать пластический образ);

развитие музыкальной памяти;

развитие коммуникативных навыков.

формирование навыков выполнения музыкально-ритмических движений:

Основные:

Ходьба – бодрая, спокойная, на носках, пружинящим, топающим шагом; бег – легкий, ритмичный, передающий различные образы; прыжковые движения – разнообразные сочетания прыжков на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, поскоков.

Музыкально-ритмические упражнения:

Упражнения на плавность движений, махи, пружинность, упражнения на развитие гибкости и пластичности, координации рук и ног, с предметами и без них.

Имитационные движения:

Образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ.

Плясовые движения:

• Элементы народных плясок и детского бального танца, танцевальные упражнения, шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, вальсовый шаг и т. д.

• формирование умения находить свое место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны;

• формирование навыка танцевальных движений: шаг на припадании, переменный шаг, вальсовый шаг, различные виды галопа;

• формирование умений ориентироваться в пространстве;

• расширение музыкального кругозора детей

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

«МОКРЫЕ КОТЯТА»

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»«головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

«СНЕГОВИК»

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.

Ход игры.Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены.Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять».Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

«ЗАЙЦЫ»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в

паровозике на стульчиках.

Цель: учить распределять внимание, слышать метроритмическую

пульсацию.

Описание:

дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И. Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит,

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»

Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.

Описание:

под музыку «Физкультурный марш» М. Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед,считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП»

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание:

дети выполняют движения под слова песни на музыку

М. Гоголевой.

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над

Головой

«ТУК-ТУК»

Цель: развивать чувство ритма, речь под сопровождение.

Описание:

мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.

Игра проводится сидя по полу.

Правая рука. Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по – очереди 2 раза) Тук.

Тук. (Стучат по коленям по – очереди 2 раза) Тук.

Справа. Слева.

Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками) Тук-тук-тук.

Правая рука. Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по – очереди) Тук.

Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед и на выдохе произнести

У-у-у…

Упражнение повторить сначала.

«УХ, ЛОЖКИ!»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с

музыкальным сопровождением.

Описание:

дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф. Шуберта «Экосез». Они

выполняют движения с ложками:

такт 1-4 – хлопают в ладоши поочередно (цепочкой, соблюдая ритмический рисунок.

Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.

Такт 6 – хлопает два раза в ладоши.

Такт 7 – два шага назад.

Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.

Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.

«ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»

Цель: развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух.

Формировать умение ритмически выделять музыкальное

предложение.

Описание:

Под музыку Г. Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку» ритмичным ударом ладошки.

«ХОЛОДНО – ТЕПЛО»

Цель: учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере.

Описание:

Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты.

На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и слабую долю хлопают вверху.

Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые брызги»).

Источник

Беликова Елена Борисовна
Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста

«Влияние музыкально – ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения.По мнению Платона: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот,который открыт и проверен опытом веков:он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души:.»

Детство дошкольников невозможно без игры, без сказки. Музыка, погружает детей в мир сказки, творчества, фантазии, воображения. На мой взгляд, в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом музыкальной деятельности, игровой метод помогает мне в обучении музыкальным движениям, поэтому применяю на занятиях сюжетные, контактные и объединяющие игры, которые помогают детям войти в образ, согласовывать движения с музыкой. Для того, чтобы более чётко согласовывать свои движения с музыкой, предлагаю импровизировать несложные музыкальные этюды. Все мои занятия носят игровой характер, где дети попадают в сказку, изображают героев и сами сочиняют собственные сказки. С помощью игры в интересной и непринуждённой форме, ориентирую огромные возможности музыки на оздоровление детей. Использую в музыкальной деятельности, музыкальные лого – ритмические задания, которые включают в себя игры со словом, игры с пением, музыкально – дидактические игры, а также разнообразные упражнения для ориентировки в пространстве. Применяю приём музицирования на детских музыкальных инструментах, где дети отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, тем самым развивая ритмический слух.

Возраст от трёх до семи лет, самый важный период для формирования личности ребёнка, где закладываются прочные основы здоровья. Моя задача укреплять здоровье детей, обеспечить нормальную жизнедеятельность растущего организма. Реализовать эту задачу позволяют музыкально – ритмические движения. Музыкально – ритмические движения особый вид деятельности, который развивает внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, способность к импровизации в движении под музыку. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому благотворно влияет на физическое развитие и здоровье детей. Известно, что здоровый ребёнок лучше приспосабливается к смене условий, лучше воспринимает предъявляемые ему требования, поэтому использую «музыку и движение», как могучее средство воспитания и развития ребёнка. Моя цель воплощать в жизнь оздоровительные функции движений под музыку.

Музыкально – ритмические движения и ритмика, это одно из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основная задача ритмики –формирование у детей восприятия музыкальных образов. Ритм – основа музыки и он взаимосвязан со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э. Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяется в движении, он считал, ритмическая гимнастика должна приносить детям радость.

Перед разучиванием музыкально – ритмического движения, предлагаю детям послушать музыку, рассказать о характере, жанре, темпе, динамики, регистре, выражать своё настроение, так как слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который формирует у детей умственные способности, укрепляет физическое здоровье. Всё это воспитывает слуходвигательный аппарат в целом, что лежит в основе воспитания музыкального ритмического чувства. Чтобы содержание музыки хорошо воспринималось детьми, использую различные виды наглядности,художественную литературу: короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.

Наряду с прослушиванием музыки и словесным объяснением, применяю показ движения. Для того чтобы, сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, вызвать желание настойчиво и старательно над ним трудиться, обращаю внимание на упражнения, которые связаны с пляской. Предлагаю детям использовать в танцевальных движениях ленточки, шелковые шарфики, косынки разного цвета. «И взрослые, и дети, – пишет, дирижёр Л. Стоковский, – слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в её ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это – бессознательный танец». Ребёнок интуитивно испытывает потребность в движениях под музыку, поэтому так важно развивать у него начальные формы таких проявлений.

Музыка и движения органически взаимосвязаны. Считаю, что не менее важная функция движений связана с эстетическим воспитанием, формированием культуры движений. Важным показателем культуры движений, является красивая осанка. Кроме того состояние осанки является одним из показателей здоровья детей. В музыкальной деятельности перед выполнением движений под музыку, предлагаю детям правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой, добиваюсь не просто усвоения какого – либо движения, а качественного, выразительного, свободного, естественного, без напряжения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание радует, бодрит – это выражается подтянутой осанке, точных, чётких движений рук и ног. А спокойный характер музыки позволяет сделать осанку свободнее, движения более мягкими, неторопливыми. В музыкальной деятельности применяю оздоровительные упражнения: для нормализации мышечного тонуса, тренировке отдельных групп мышц упражнение «Шарик», развитию координации, плавности, переключению движений «игра Запрещённое движение», выработке правильной осанки, чувства равновесия упражнения «Палочка», «Столбик», «Упоры».

Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, снятию упрямства и негатива, а также физическую агрессию. Упражнения могут быть из исходных положений лёжа на спине, на животе, стоя на коленях и просто потряхивание кистями рук, стопами ног. Известно, что психогимнастика полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается повышенной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью. В музыкальной деятельности, использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, которые учат управлять своим настроением, правилам поведения. Например «Танец пяти движений»,где дети могут проявить себя в разных образах: птички, бабочки, сломанные куклы, весёлые лягушата, озорные лошадки. Такие упражнения развивают внимание, слуховое восприятие, фантазию, творческое воображение, даже малоактивные дети с удовольствием передают образы.

Дыхательная гимнастика необходима детям, она способствует насыщением кислородом всего организма. Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, нервной системы, органов пищеварения. Выдох помогает успокоиться, расслабиться, справиться с волнением. Проводя дыхательные упражнения, наблюдаю за детьми, слежу за состоянием каждого ребёнка,чтобы не было симптомов: резкое изменение цвета лица, дрожание рук и ног, учащённое дыхание. Чтобы не кружилась голова, применяю упражнение «Ладошки».

Создавая положительно – эмоциональный фон занятия, добиваюсь осуществить лечебно – оздоровительный процесс, через доброе, позитивное отношение и доверие ко мне. К формам организации здорового ребёнка отношу: утренняя гимнастика, занятия музыкальными движениями, ритмической гимнастики, оздоровительные мероприятия в режиме дня, а также развлечения и спортивные праздники.

«Движение и Танец» помогает ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Поэтому одним из главных направлений своей работы я выбрала развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1) М. И. Чистякова «Психогимнастика» 2009г.

2) «Игры, аттракционы, сюрпризы» 1999г.

3) Е. П. Раевская «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» просвещение, 1991г.

4) Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» просвещение, 1983г.

5) В. И. Петрушин «Музыкальная психология» 2009г.

Источник