Влияние ритма на развитие ребенка
Когда человек начинает ощущать и чувствовать ритм? Ну, конечно же, еще до появления на свет, в утробе матери! Ритмы сопровождают нас везде. Ученые утверждают, что ритм сердца матери убаюкивает и успокаивает малыша. Но если чувство ритма у людей врожденное, то отсутствовать оно не может, однако может быть на уровне скрытого потенциала, в неразвитом состоянии.
А) Гармонизация (уравновешивание) всех движений при любых видах деятельности. Человек начинает лучше понимать и чувствовать свое тело (лучше управляет им и чувствует его состояние). По этой причине он будет меньше уставать (выносливость), ему будет необходимо меньше времени для отдыха.
Б) Речь и пение – станут более выразительными, управляемыми, правильно акцентированными. Это даст возможность выделения смысловых оттенков, а значит, облегчит понимание для слушателей.
В) Эмоциональная сфера также подвергнется изменениям, посредством переживания «чувства полета». Дело в том, что грамотно отрегулированные усилия (движения) помогают избежать мышечных зажимов. Не секрет, что хороший кровоток в органах и мышцах помогает улучшить тканевое питание и обмен, суставы и связки человека становятся более гибкими. Перечисленное влияет на укрепление организма, повышая сопротивляемость к агрессивным факторам во внешней среде (иммунитет). Такая уравновешенность организма позволяет приобрести твердую точку опоры (включая психологическую сторону) и деятельность человека приобретает максимальную эффективность, становится направленной, это дарит чувство удовлетворения, улучшает настроение и самочувствие.
Г) Объем и пространство более полно переживаются, становятся более соразмерными чувства высоты, глубины, расстояния (чувство метра). Это является частью обучающих программ детей: сравнительный анализ и ориентация в пространстве.
Д) Также изменяется отношение ко времени. На смену торопливости и суеты приходит оптимальная скорость реакций и действий.
Единственным отличием чувства ритма от прочих чувств является его тесная связь со слухом. По сути, ритм является составляющей слуховых ощущений. По этой причине разнообразные упражнения, развивающие чувство ритма, также помогают развивать чувство слуха.
Именно поэтому ритмическим развитием ребенка следует начинать заниматься, как можно раньше. Звуки, стишки, песенки, которые произносит и поет мама, также можно включить в развитие чувства ритма.
Для детишек постарше (дошкольного и младшего школьного возраста) можно посоветовать:
– выполнение элементарных ритмичных танцевальных движений под музыку;
– декламирование стихов с определенным ударением на сильную долю;
– декламирование стишков с притопами и хлопками на слабую и сильную долю поочередно;
– музицирование в ударно-шумовом оркестре. Погремушки, бубны, треугольники, ложки, барабаны, колокольчики – очень эффективные средства для развития чувства ритма.
Над развитием ритма работать нужно целенаправленно. При этом важно понимать, что у одного ребенка могут проявиться ощутимые результаты после пары тренировок, другому же необходимо более длительное время.
Будьте участливее и внимательнее к своим детям, пусть они развиваются и радуют вас своими успехами!
Упражнение на развитие чувства ритма
Источник
Визуальная и звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков, постоянно воздействует на ребенка. Негативное влияние оказывает ритмическое однообразие, монотонность социальной среды. Именно так воздействуют пространственно-визуальные ритмы городской среды. Монотонный ритм «спальных» районов современных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию, чувство одиночества.
Ритмически организованная среда представляет собой стилевое единство, гармонию, но при этом разнообразие, индивидуальность каждого пространственного элемента, строений. Так, например, художественные работы известного итальянского психолога А. Менегетти, размещенные в Лизори, создают полиритмическое богатство, неповторимость, что позволяет испытать вдохновение и спокойствие. Разноцветные скульптурные композиции, зеленый плющ, покрывающий полотном все стены, разнообразные ступеньки и разноуровневые уступы, арки и полуарки, изгибы дорожек во дворе детского сада, низкие ажурные решетки, названия на табличках у дверей – это то ритмическое разнообразие, которое позволило бы детям оказаться в ритмически организованном благоприятном пространстве.
Известна зависимость умственного развития ребенка от его ритмичности как качества личности. Об этом подробно писал еще в начале века К. Бюхер. Хаотичность и нерациональность движений отмечается у племен, которые находятся на низкой стадии развития. Современный цивилизованный человек ритмичен, его действия целесообразны и оптимальны, если он находится в благоприятном эмоциональном состоянии.
Ритмичность зависит от психического состояния и здоровья человека. Это ярко проявляется у детей. На основе результатов многолетнего исследования проблемы ритмов в деятельности детей дошкольного возраста в обычных и коррекционных классах начальной школы и группах детского сада мы пришли к следующим выводам. Дети, отстающие в умственном развитии, с трудом выполняют ритмические упражнения, как индивидуальные, так и групповые. Для выполнения самых легких ритмических заданий им требовалось много времени. Это касалось и ритма трудовых действий, и графического ритма, и музыкального ритма, то есть ритмичности как качества личности.
Объяснить подобное явление можно следующими причинами. Любые внутренние зажимы приводят ребенка к «тугодумию», к мышечной несвободе, то есть его сущность подавляется и блокирует центры головного мозга. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга. Источником подавления ребенка всегда является взрослый. Любые методы воспитания, любые действия, применяемые в отношении ребенка, должны быть направлены на сохранение, развитие и совершенствование индивидуального бытия.
По мнению А. Менегетти, природа сообщает нам значительную, глубинную, многоаспектную информацию, или, иначе, сигналы, что является своего рода тестом на определение психического, биологического, химического состояния организма. Ребенок живет реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразными ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уровне (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности.
Ритмичность – одно из основных свойств любого живого организма. Удивительна синхронизация ритмов в природе. Например, приближение пробуждения любого живого существа сопровождается повышением артериального давления, увеличением частоты пульса, мышечной силой и т.д. Известны многообразные реакции животных на заход или восход солнца, очевидна ритмизация явлений природы на Земле, в движении планет, других космических явлений.
Чувство ритма относится к врожденным свойствам человека, поэтому язык ритмов общезначим. Ребенок пронизан ритмами. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. Не случайно именно в искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. Еще В.М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.
Велико значение ритмов, создаваемых педагогом в течение дня. Важно научить детей начинать день вовремя, научить включаться в процесс деятельности, организовывать режим дня после занятий. При этом необходимо различать два понятия, которые в музыке имеют четкое разграничение, а в жизни постоянно подменяются. Это ритм и метр.
Нередко изменения времен года, смену дня и ночи, пульс сердца называют ритмами. В действительности это всего лишь метрические закономерности жизни. Ритм времен года заключается в уникальности, неповторимости каждого года. Нет ни одной одинаковой весны: ритмы ранней весны, ее быстрое цветение, солнечные дни и холодные короткие ночи одного года нельзя спутать, например, с холодными днями запоздалой весны другого года. Каждая весна уникальна, также как и каждое сердце бьется не только с разной силой, но и с различной степенью наполнения. Полнокровные, жизненные процессы – это и есть ритмы жизни.
Ритмы можно классифицировать по нескольким направлениям: ритмы окружающего мира – природные (биологические, физиологические), социальные (бытовые, общественные, художественные), космические (планетарные, галактические); ритмы человека – соматические (ритмы организма), психические (ритмы эмоциональной сферы), ментальные (ритмы общественной деятельности), духовные (энергетические); ритмы, которые зависят от способа восприятия – динамические (временные) и статические (визуальные).
Остановимся на последней группе ритмов, поскольку педагогика занимается проблемами развития ребенка в процессе воздействия особо организованной среды, то есть образовательной среды. Весь образовательный процесс пронизан и динамическими (все, что слышит ребенок), и визуальными (все, что он видит) ритмами, если жизнь в дошкольном образовательном учреждении организована ритмично, полноценно и разнообразно.
К динамическим ритмам относят все ритмы художественных произведений, которые развиваются во времени: поэзия, проза, музыка, хореография. Визуальные ритмы заложены в живописи, скульптуре, архитектуре. Искусствоведы нередко относят архитектуру по степени выразительности к динамическим видам искусства. Но ритм в архитектуре и градостроительстве воспринимается зрением, поэтому в данной классификации мы причисляем их к визуальным видам искусства.
Если учесть, что динамическими ритмами являются не только ритмы искусства, но и ритмические жизненные процессы, то их можно также классифицировать по разным признакам: шумовые, звуковые, музыкальные; вербальные и невербальные; временные (слышимые) и пространственные (неслышимые, но воздействующие на ребенка). Визуальные ритмы тоже очень разнообразны. Можно выделить плоскостные и пространственные, композиционные и последовательные, цветовые и графические.
Природа искусства такова, что ритмы являются его сущностью, поэтому искусство играет важную роль в жизни ребенка.
Напротив, музыка с однообразным, упрощенным, повторяющимся на протяжении всего произведения ритмом снижает внимание детей, снижает психологические реакции, оказывает подавляющее воздействие. Педагогу необходимо помнить, что однообразный ритм некоторых направлений современной музыки снижает не только работоспособность, но и, при длительном воздействии, интеллектуальные способности детей.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности развить музыкальные способности ребенка и осуществить его общее развитие невозможно.
В условиях школы самовыражения, дети постоянно включаются в разнообразные виды фантазирования, в том числе и ритмическое фантазирование. Ритмическое фантазирование является одним из основных способов сохранения и восстановления естественных (природных) ритмов ребенка, освоения визуальных и аудиальных ритмов, а также овладения ритмами мыслительных процессов. Подобная работа педагога позволяет гармонизовать личность ребенка с окружающим миром, людьми и, самое главное, с самой собой.
При освоении визуальных ритмов дети знакомятся с пространственными, объемными (при изготовлении объемных работ) и плоскостными (в процессе изобразительной деятельности) ритмами. Аудиальные (временные) ритмы направлены на освоение шумовых, звуковых, музыкальных и речевых ритмов.
Ритмы среды включают огромный спектр как визуальных и аудиальных ритмов, так и кинестетических. С приходом детей утром в детский сад работа начинается с гармонизации внутренних процессов ребенка, группы детей, коллектива в целом. Ритмический настрой детей необходим потому, что домашние ритмы, ритмы улицы зачастую не совпадают с природными ритмами ребенка и с необходимым единым ритмом в коллективе, поэтому требуется определенная работа в начале дня для создания так называемого «ритмического резонанса», который облегчит детям включение в любой вид деятельности.
В процессе работы также необходимо учитывать сезонные ритмические изменения в природе, месторасположения детского сада, время суток и общее настроение детей. От этого зависит выбор ритмических упражнений, музыкальных произведений, их характер, темп, динамика.
Принцип ритмичности учитывается на любых занятиях с детьми дошкольного возраста. Организация образовательного процесса с учётом принципа ритмичности позволяет детям легко и свободно включаться в любую познавательную деятельность, даже не имея большого опыта в данном виде деятельности.Занятия выстраиваются в определенном ритме. Это повышает интерес к занятиям, улучшается запоминание и значительно снижается утомляемость, что благотворно влияет на сохранение соматического и психического здоровья.
Для создания единого ритмического пространства в работе с детьми учитываются следующие положения.
- Учитритма дыхания и пульса позволяет сделать работу природосообразной. Детям предлагаются дыхательные упражнения.
- Ритмически организованная смена деятельности, с учетом спланированного ускорения и замедления постоянно активизирует внимание детей.
- Чередование активизирующей и расслабляющей деятельности помогает избежать утомления.
- Использование на протяжении занятия ритмов музыки, танца, ритмических композиций по изобразительному искусству вызывает и поддерживает интерес у детей даже к сложному материалу.
- Применение метода «троичность ритма» (термин В.И. Симаковой), который основан на единстве сознания, чувств и воли (чередование восприятия, переживания и практической деятельности), позволяет равномерно распределять нагрузку на голову, сердце и руки ребенка.
- Спокойная, ритмически организованная речь педагога создает благоприятный фон и комфортные условия для общения и работы детей.
Таким образом, развивая у детей ритмичность как качество личности, педагог способствует умственному развитию детей, быстрому вхождению детей в любую ситуацию, легкую переключаемость с одного вида на другой, повышает работоспособность, позитивную активность, облегчает и создает благоприятные условия для жизнедеятельности, как отдельного ребенка, так и коллектива в целом.
По книге: Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Ритмическое самовыражение детей. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. 105с.
Источник
Елена Юрьевна Шайхелисламова
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей»
Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Игра «Здравствуйте»:
Дети и взрослый стоят по кругу. Исполняется пять поочередных шлепков по коленям, говоря: «таба-даба-дам», далее три хлопка, говоря: «здравствуйте!» Так два раза. На третий раз взрослый поворачивается к стоящему справа ребенку, и, произнося «здравствуйте!», хлопает в ладоши ребенка. Остальные делают предыдущие движения. Вслед за взрослым поворачивается следующий ребенок, затем следующий и так до тех пор, пока взрослый не встанет в круг лицом и все дети, образуя снова круг.
Теоретическая часть: (СЛАЙД 2)
Ритм. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т. д.
(СЛАЙД 3) Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Практическая часть.
1. Игры с картинками. (СЛАЙД 4)
Знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д. (СЛАЙДЫ 5, 6, 7).
2. Чтение слов в ритме. (СЛАЙД 8)
Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во).
(СЛАЙД 9).
3. Ритм с использованием «звучащих жестов». (СЛАЙД 10).
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Часто к этому добавляется звучащий жест. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа – немецкого композитора и педагога. Существует так называемая «орфовская педагогика», помогающая педагогам-музыкантам развивать у детей ритмические способности и тем самым способствовать развитию речи.
Звучащие жесты – это техника ритмической игры на собственном теле. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, веревки. Практически любой предмет может быть использован на занятии: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, ладошки, мыльные пузыри, и т. д. (СЛАЙДЫ 11, 12, 13).
(СЛАЙД 14) Музыкальные игры в системе К. Орфа – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передается по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Орфовская педагогика – это соединение музыки, речи, движения. В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии, включая родителей и гостей независимо от возраста.
Практическая часть.
1. «Стаканчики»: В этой игре ребенок принудительно развивается ритмически, так как вся игра идет по кругу, невозможно делать не ритмично, собьется вся игра.
Количество пластмассовых стаканчиков по количеству детей и один для ведущего. Все стаканчики около ведущего. Дети и ведущий сидят в кругу. Ведущий предлагает детям поднять левую руку, затем спрятать ее за спину. А правой рукой ведущий начинает передавать по одному стаканчику вправо, при этом все говорят: «берем, отдаем». Дети, к которым стаканчики еще не попали, прохлопывают в ладоши. Когда стаканчики будут у всех детей, стаканчик подносится ко рту внутренней стороной и в него произносится «улюлюканье», затем этой же внутренней стороной дети тихонько постукивают себе по макушке головы. После этого, ведущий предлагает примерить «шапочку» соседу справа, дети должны правой рукой «надеть» стаканчик на голову соседа, не выпуская из рук. Затем дети и ведущий стучат внутренней стороной стакана по полу, и далее снова передают стаканы друг другу, но ведущий уже предлагает произносить стишок (любой рифмованный стих, желательно продолжительный). По окончании стишка игра повторяется в левую сторону и ведущий уже снова собирает все стаканы около себя.
2. «Фрутти»: Названия фруктов и звучащие жесты дети придумывают сами. Работа начинается в подготовительной группе с начала учебного года. На начало года игра проводится с остановками по два фрукта. Детям эта игра дается достаточно сложно, поэтому только к концу года можно достигнуть результата, когда игра проводится в непрерывной цепочке из 2-х, 3-х фруктов в определенном ритме. Игра проводится в кругу с использованием шумовых инструментов. Половине детей раздаются деревянные ложки, другой половине – маракасы. Сначала дети с ложками произносят и простукивают: «фрутти, фрутти», затем дети с маракасами: «ти-ти-ТА, ти-ти». Так 2 раза. После этого инструменты ложатся на пол, и, на кого покажет ведущий, тот называет по слогам два фрукта, используя при этом «звучащие жесты». По принципу фруктов можно проводить игру с ягодами, животными, птицами.
Заключение. (СЛАЙД 15)
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Источник