Влияние рисования на воспитание и развитие ребенка

Влияние рисования на воспитание и развитие ребенка thumbnail

У всех людей есть такие познавательные процессы как мышление, восприятие, память, наблюдение. Все они связаны с сознанием. Чем больше развиты данные процессы, тем успешнее складывается жизнь человека. Познавательная деятельность работает всю жизнь, но больше всего она проявляется в детстве, когда мозг ребенка пластичен. Один из способов формирования яркой личности – это рисование.

Развитие детей через рисование известно очень давно. Когда малыш рисует, он не только представляет образы в своей голове, но и воссоздает их на бумаге. За счёт этого творческого занятия ребенок учится выражать себя, свои мысли, чувства, эмоции. Он показывает себя как индивидуальность.

Развитие детей дошкольного возраста средствами рисования необходимо, потому что именно в этот период у человека больше нейронных связей в головном мозге. Поэтому малыши более приспособлены к познанию нового, чем взрослые.

Как рисование влияет на развитие ребенка

Влияние рисования на развитие ребенка

У дошкольников превалирует образное мышление. Чем больше новых образов он формирует в своем воображении, тем лучше у него будет развит интеллект и мыслительная деятельность. Главной мотивацией у детей для развития является творчество.

Такое свойство мышления как креативность формируется в ходе творческой работы. Рисование помогает малышу находить новые ассоциации между предметом и его изображением. Создание новых образов – это прекрасная тренировка умственной деятельности.

Рисование также способствует развитию воображения. Ведь водя кисточкой по бумаге, ребенок мысленно представляет себе и картину в целом, и её детали. Благодаря этому малыш может формировать новые связи между образами. А чем больше этих связей, тем сильнее развито воображение.

Не стоит забывать и о фантазии. Она пригодится и взрослому человеку. Фантазия помогает придумывать смелые идеи, находить нестандартные решения, изобретать новые вещи. Рисуя, ребенок прекрасно развивает фантазию, потому что ему в деталях необходимо придумать, как будет выглядеть картина.

Не всегда то, что придумал ребенок в своем собственном воображаемом мире, можно перенести на бумагу. Поэтому часто малыш видит на рисунке то, чего на самом деле нет. Это уникальное детское свойство нужно поддерживать, а не ругать.

Рисование влияет и на развитие речи. До начала процесса попросите ребенка рассказать, что он будет рисовать. Пусть он в деталях объяснит своё будущее творение. Во время рисования малыш тоже может говорить, что он в данный момент изображает. Маме с папой необходимо внимательно слушать, что рассказывает ребенок, задавать вопросы, интересоваться. Когда ребенок рассказывает вслух о своих действиях, то он лучше понимает их, у него развивается артикуляционный аппарат. К тому же такие семейные посиделки сплотят членов семьи и усилят эмоциональную связь между ними.

Когда дети ещё маленькие, их восприятие действительности несовершенно. Рисование же помогает развить его, ведь ребенок изучает объекты для изображения, замечает детали, которых раньше не видел, открывает в них что-то новое. Рисуя, малыш наблюдает и анализирует предмет.

Как рисование влияет на развитие ребенка

Кроме обычных способов рисования, существуют ещё и необычные методы. Именно они не просто ещё больше развивают ребенка как личность, но и повышают самооценку. Ведь не все дети умеют справляться с акварелью, тушью, гуашью, карандашами, пастелью. Не всем удается красиво передать свою мысль на бумаге, холсте, батике. А вот нестандартные техники рисования позволяют сделать так, что любое произведение малыша будет шедевром. Поэтому каждый ребенок будет радоваться тому, что у него всё получилось. Это вселит в него уверенность в себе, замотивирует на дальнейшее творчество и раскрепостит.

Рисовать можно:

  • пальцами;
  • подручными средствами (ватными палочками, зубной щёткой);
  • по стеклу и песку;
  • по тканям, камням, кружкам.

Как рисование влияет на развитие ребенка

Источник

Светлана Кузьмина
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника

Консультация для родителей

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться, в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Читайте также:  Игры на развитие мелкой моторики ребенку до года

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и является специфическим образным познанием действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположения частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов (растения в разные времена года, разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна; рыбка плавает в разных направлениях и т. д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др., с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы округлой формы, необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается и речь детей: усвоение и название форм, цвета и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек из детского строительного материала (конструктора, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников, сюжетных и предметных картинок положительно влияют на расширение кругозора в целом и, конечно же, словарного запаса и формирования связной речи. Психологи подтверждают, что для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации, лепки и конструирования из бумаги, природного, бросового материала и т. д.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Это представление о предмете с точки зрения его свойств, качеств, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, т. е. производят умственные действия. Так образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Кроме этого детское творчество имеет и общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то «сказал», чтобы изображенное им узнали, ведь в своих работах он передает и явления общественной жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываютсянравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. д. Изодеятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородны чувств, которые возникают у них.

Читайте также:  Методы раннего развития ребенка от года

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша и кисти, к следам, оставляемым на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им быть самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. На занятиях создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственно чувство прекрасного, которое возникает при восприятии красивого предмета,включает различные составляющие элементы: чувство цвета, пропорции, формы, ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства (хохлома, гжель и т. д.) вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Так постепенно у детей развивается художественный вкус.

Источник

Педагог дополнительного образования

Лукина Александра Владимировна

МОУ ДО «Дом детского творчества №2» г. Чита

Лекция для родителей

Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Она имеет большое влияние на развития познавательных процессов – это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами – все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше – до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование. Рисуя, ребенок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, он свободно выражает мысли, эмоции, ощущения, изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное. Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредствам рисования.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему логическому этапу. Также уникальное свойство человеческого мышления – креативность – развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов – отличная тренировка ума, с успехом, заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Влияние на фантазию и воображение

Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление. Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, – они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращение образа.

Читайте также:  Особенности развития первого ребенка в семье

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление. Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивает менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, – очень полезно для развития мышления.

Влияние на физическое развитие

Искусство  способствует  физическому  развитию  детей,  так  как  рисование  и  тому  подобные  занятия  тренируют  и  совершенствуют  умение  управлять  большими  и  малыми  мышцами  и  перестраивать  согласованность  глаза  и  ладони.

Влияние на эмоциональное развитие

Творчество  помогает  детям  развиваться  эмоционально:  занимаясь  искусством,  они  обретают  большую  уверенность  в  себе  и  в  своих  силах.  Обучает  выражать  свои  чувства  и  мысли.  Уход  в  творчество  помогает  детям  справиться  со  стрессами.

Влияние на развитие коммуникативных качеств

  Занятия  искусством  развивает  у  детей  умение  ориентироваться  в  обществе:  дети  учатся  обращаться  к  тем,  кто  рядом.  Дети  легче  учатся  сотрудничеству  и  умению  как  сочувствовать,  так  и  просто  понимать  других  людей.

Влияние на эстетическое развитие

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
 Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
 Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Слова  Дени  Дидро  «Если  какая-нибудь  страна  научит  своих  граждан  рисовать  так  же,  как  она  учит  их  писать  и  читать,  эта  страна  займет  первое  место  в  мире  в  развитии  техники,  науки  и  искусства»  не должны забываться. Благодаря  рисованию  у  наших  детей  развивается  способность  воспринимать  вещи  во  всей  их  яркости  и  полноте.  Благодаря  способам  мышления  и  возможностям  мозга,  становятся  доступны  творческие  решения,  как  на  работе,  так  и  дома.  Рисование  является  приятным  и  полезным  занятием.  Ребенок  будет  чувствовать  себя  уверенно  в  этом  сложном  мире,  принимая  решения  и  решая  проблемы.

Источник