Влияние речи на развитие познавательной деятельности ребенка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №158 города Тюмени.
Консультация
Тема: «Влияние качества речи
на познавательную активность детей»
Подготовила:
воспитатель Фаррахова Г.Ф
Тюмень 2017г.
I.Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Проблема активности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи является одной из актуальных так как познавательная деятельность является необходимым условием умственного и эмоционального развития.
Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи”.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Требования к речи педагога:
Правильность – речь должна соответствовать языковым нормам, то есть педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
Точность – Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотреблении.
Логичность -Умение выражать свои мысли последовательно.
Чистота не допускать слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность речи – интонация, темп речи, сила, высота голоса.
Богатство – лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление слов, соответствующих ситуации и условиям общения.
Речь педагога должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. К требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средства общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Практическая часть
II. Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками влияет на речевое развитие ребенка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи. Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми – это одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, спросить, договориться о совместной игре и т. д. И наоборот, чем ниже познавательная активность ребенка, инициативность, тем скуднее словарь, что весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывают тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными, агрессивными.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, это мешает ребенку полноценно развиваться и заглушает познавательные интересы, которые в свою очередь бедны и без помощи взрослого не развиваются.
Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, педагогу необходимо стремиться создать такие условия, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников:
- создание и обогащенной предметно-пространственной среды;
- организация познавательного поиска детей;
- вовлечение в выполнение творческих заданий;
- интеграция разнообразной деятельности;
- формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- включение занимательности в содержание;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Приложение№1
Практикум “Грамоте учиться – всегда пригодиться».
Прежде, чем учить детей быть грамотными, то есть быть успешными в нашем современном мире, мы должны сами быть образцом для подражания.
Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте – хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер – в состоянии научиться писать без ошибок. Итак, приступим к первому заданию.
1. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)-муж тюлем
Лицо скрыто (вуаль) –жен вуалью
Вымою голову (шампунь)-муж шампунем
Голова покрыта (шаль)- жен шалью
2. Расставить ударение и прочесть слова:
Звонит (на И), красивее (на И), баловать (А), щавель (Е), вручит (И), газопровод(На последнюю букву О), исчерпать (на Е), ломота (на последнюю О).
3.Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени). КОЛЕН
В саду много (яблони, (вишни, (смородина). ЯБЛОНЬ,ВИШЕН,СМОРОДИНЫ
Карантин по гриппу продолжался 25 (сутки). СУТОК
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). ГРАБЕЛЬ
4. Подберите (современные) синонимы к словам:
Бесить – раздражать, выводить из себя, действовать на нервы, подбешивать, сердить, выбешивать.
Прикольно- классно, клево, интересно, здорово, отпад.
Невероятный – афигенный, безумный
Восхищение -очарование, восторг, завороженность, экстаз
Красивый -прекрасный, прелестный, роскошный, шикарный
Круто -феноменально, ништяк, лафа, класс, тип-топ, знатно
5. Исправить предложение:
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (надел)
Коля является ( ведущим) лидером нашей группы.
Когда я вернулся (обратно )к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему (завершающему) концу.
Все дети своевременно выполнили (заданное )задание.
Врачиха выписала детям лекарство.(ВРАЧ ВЫПИСАЛ)
6. Инсценировка пословиц
Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:
У страха глаза велики.
Пуганая ворона куста боится.
У нашего Трошки задрожали ножки.
Пугается, как заяц на ветру.
Прячется, как лягушка в камышах.
Источник
Реводкова А.В.
Учитель-дефектолог
ГБОУ школы № 34
Невского района Санкт-Петербурга
ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«В слове мысль не только выражается, но и совершается», – говорил Л.С. Выготский. Вопросам соотношения мышления, языка и речи посвящено множество чрезвычайно интересных монографий (Л.С. Выготский, А. Г. Спиркин)» [5, с. 310].
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде [3].
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
Объект исследования – мышление младших школьников с нарушением речи.
Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий эффективной коррекции мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи.
Исходя из цели, мы смогли сформулировать задачи нашего исследования:
Задачи исследования:
изучить состояние проблемы в теории и практике коррекционного обучения;
проведение диагностики в соответствии с избранными методами и методиками;
обработка и анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования – психолого-педагогическими условиями эффективного преодоления речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью и с задержкой психического развития являются:
– учёт индивидуальных особенностей;
– учёт особенностей познавательной деятельности;
– благоприятная эмоциональная обстановка.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Демидовская специальная (коррекционная) школа интернат VII-VIII видов для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Исследованием было охвачено 27 детей младшего школьного возраста. Из них 20 детей с умственной отсталостью и 7 детей с ЗПР.
Исходя из поставленных целей и задач и понимания нами использованных терминов, мы смогли выбрать методы и методики, применяемые в нашем исследовании. В качестве диагностического материала использовались следующие методики:
Методика «Лабиринт».
Методика «Выделение существенных признаков».
Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (По Ерасеку).
Методика «Времена года».
По методике «Лабиринт» нам удалось получить следующие результаты: учащиеся младшего школьного возраста с ЗПР по сравнению с учащимися с недоразвитием интеллекта все справились с прохождением лабиринта. Результаты, полученные при выполнении методики 1, отражены в таблице 1.
Таблица 1
Методика «Лабиринт»
29%
средний уровень
30%
низкий уровень
42%
5%
С методикой «Выделение существенных признаков» не справились 100% обследуемых младших школьников.
Результаты выполнения методики определение уровня вербального (абстрактного) мышления (По Ерасеку) приведены в таблице 2.
Таблица 2
Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (По Ерасеку)
II уровень
(высокий)
14%
10%
III уровень
(средний)
72%
50%
IV уровень
(низкий)
35%
V уровень
(очень низкий)
14%
5%
Из таблицы 2 видно, что у детей с задержкой психического развития преобладал средний уровень прохождения методики. У детей младшего школьного возраста с недоразвитием интеллекта уровень вербального (абстрактного) мышления различен: от высокого до очень низкого. Это свидетельствует о том, что категория детей с умственной отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и степень повреждения, которые привели к умственной отсталости ребенка.
По методике «Времена года» результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Методика «Времена года»
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что при выполнении данной методики дети показали средние и низкие результаты.
У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития преобладал средний уровень прохождения методики. А у детей младшего школьного возраста с недоразвитием интеллекта по сравнению с задержкой психического развития – низкий уровень прохождения методики.
Результаты эксперимента, проведенного в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII – VIII видов подтвердили наши выводы, полученные в первой теоретической главе.
Нами были выявлены психолого-педагогические условия эффективной коррекции мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи:
1) нарушения речи носят стойкий характер, поэтому коррекционная работа должна осуществляться в длительные сроки;
2) несформированность познавательной деятельности у учащихся обусловила необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала;
3) неустойчивость и рассеянность внимания, а также низкая работоспособность детей вызвала необходимость четко дозировать использование разнообразной наглядности;
4) максимальное включение в работу всех анализаторов и актуализация ощущений разной модальности.
Таким образом, данное исследование подтвердило актуальность выбранной темы и доказало гипотезу о том, нарушения речи оказывают негативное влияние на формирование мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста по сравнению с детьми без речевых нарушений. Цель и задачи исследования были успешно решены.
Список литературы
Корниенко А. Ф. Соотношение понятий «язык», «мышление» и «сознание» в психологии и когнитивной лингвистики / А. Ф. Корниенко // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2013. – № 3.– С. 5-15.
Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. – 2003. – №2. – С.58 – 62.
Львов М. Р. Основы теории речи: Учебное пособие / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
Рекомендации по организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе // Логопедия. – 2004. – №3. – С.112-120.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн: – М.: Просвещение, 1986. – С.110-126.
Шмидт В. В., Диагностико – коррекционная работа с младшими школьниками / В. В. Шмидт. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Источник
Вера Букреева
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние развития речи на общее развитие ребенка»
Задержка речевого развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Недостатки речевого развития, особенно тяжелые его формы,часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей и, таким образом, препятствуют своевременной социализации детей.
Связь речевых нарушений с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями. Недостатки развития речи сказываются на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер, а также на развитие памяти. Трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка задерживают процесс развития связной речи, своевременный переход ее от диалогической формы к контекстной. Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи — коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.
Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена. Они, как правило, неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не умеют четко правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Таким образом, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.
Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Недостатки речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи препятствует правильному восприятию информации при речевом общении с окружающими. В результате ребенок испытывает затруднения в овладении понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации в соответствии с возрастными требованиями.
Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители.
Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Поэтому, работая с детьми, имеющими речевые нарушения, педагогу следует учитывать помимо индивидуальных особенностей также и их речевые нарушения. Осуществляя работу, педагогу, помимо реализации основных задач, связанных с развитием и закреплением речевых навыков,также необходимо уделять внимание:
становлению и развитию у детей игровой деятельности;
совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
развитию у детей мелкой моторики руки;
эмоционально-волевой сфере (так как следствием нарушений речи часто становятся неуверенность в себе, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);
обучению расслабляющим упражнениям для снятия мышечной и эмоциональной напряженности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение);
развитию у детей игровой деятельности.
Источник