Влияние речевых нарушений на развитие ребенка
Слайд 1
« ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА » Учитель-логопед: Дёмина Г.Ю. ИМБДОУ ДСКВ «Сказка»
Слайд 2
Развитие речи тесно связано с высшими психическими процессами: речь восприятие внимание воображение мышление память
Слайд 3
Если психические (познавательные) процессы развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.
Слайд 4
Познавательные процессы являются психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.
Слайд 5
Исследователи занимавшиеся изучением познавательного развития детей с речевой патологией: Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева – исследовали разные периоды восприятия ; Г. С. Гуменная – изучала особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова – исследовали внимание ; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова – изучали своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов – исследовал воображение .
Слайд 6
Исследования показали, что «у многих детей с речевыми нарушениями при сохранном интеллекте имеются выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов». (Е.М. Мастюкова)
Слайд 7
Внимание Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной.
Слайд 8
Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: Неустойчивостью; Низким уровнем произвольного внимания; Трудностями в планировании своих действий.
Слайд 9
Восприятие Восприятие – ощущения, обобщенные с понятиями и простейшая форма психического отражения объективного мира в виде целостного образа.
Слайд 10
У дети данной категории наблюдается нарушение взаимодействия между речеслуховым и речедвигательным анализаторами, что ведёт к : Недостаточному овладению звуковым составом слова; Ограниченному накоплению словарного запаса; Нарушению формирования грамматического строя речи; Трудностям в овладении письмом и чтением.
Слайд 11
Память Память – это форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
Слайд 12
У детей с нарушением речи заметно снижена : Слуховая память и продуктивность запоминания; Смысловая и механическая память , недостаточна сформирован процесс смыслового запоминания.
Слайд 13
Воображение Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий.
Слайд 14
Специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.
Слайд 15
Мышление С.Л. Рубинштейн отмечал, что «между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь……»
Слайд 16
Дошкольники с нарушением речи характеризуются относительно развитым наглядно-действенным мышлением, но отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Можно выделить ряд особенностей: Дети с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением; Затрудняются в классификации и выделении лишнего предмета; Затрудняются в умозаключении по аналогии; Испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений.
Слайд 17
У детей с нарушением речи на процесс мышления влияют: Нарушения самоорганизации ( недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, трудности в установлении причинно-следственных связей); Нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер ( психофизическая расторможенность или заторможенность и отсутствие устойчивого интереса к заданию ).
Слайд 18
Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость выработки единой стратегии специалистов и педагогов в решении коррекционно-логопедических задач, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Слайд 19
«От нашей мудрости и любви зависит будущее ребенка»
Источник
Автор: Поликарпов Алексей Алексеевич
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: ЦРР МДОУ Детский сад № 1 “Мечта”
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: “Влияние нарушения речи на формирование личности ребенка”
Дата публикации: 31.05.2018
Раздел: дошкольное образование
Влияние нарушения речи на формирование личности ребенка
Речевая функция является одной из важнейших психических функций
человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы
познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим
представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не
тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но
в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно
новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки
для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым
формируются и уточняются представления ребенка об окружающей
действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и
регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для
развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера
речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие
ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения
речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование
высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной
взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных в частности
речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познавание
ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно
влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические
наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы,
способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости,
нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на
успеваемости в целом, на выборе профессии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи может в себя включать:
дислалию, дизартрию, ринолалию, что является серьезным препятствием у
детей в их дальнейшем обучении и воспитании. Страдает
звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие,
иннервация речевого аппарата, звуковой анализ и синтез (на различном
уровне), словообразование, слоговая структура. Так как речь тесно связана со
всеми психическими процессами, то со временем накладываются вторичные
наслоения, где начинает отклоняться от нормы мышление, восприятие,
память, представления, внимание.
Важно своевременно проводить дифференциальную диагностику, при
поступлении ребенка в первый класс, чтобы исправить, коррегировать
нарушенные структурные компоненты речи, развивать прочие психические
процессы. Вести обучение, воспитание, коррекцию и развитие специалистам,
соответствующим тому или иному нарушению.
При несвоевременном оказании логопедической, психологической,
медикаментозной помощи у детей первых классов начинаются проблемы с
чтением и письмом (нарушения письма и чтения, обусловленное ФФН –
дисграфия, дислексия).
Недостаточно проводить обычную диагностику, она должна обязательно
включать в себя всю систему структурных компонентов речи и других
психических процессов, чтобы отчетливо видеть всю картину той или иной
речевой патологии. Дифференциальная диагностика, помогает достаточно
точно выявить речевую патологию, другие отклонения и нарушения
психических процессов.
К моменту поступления детей в школу, они умеют различать,
дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка,
осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи,
последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно выделять
его элементы. Дети умеют распределять внимание между различными
звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в
слове, Что является решающим фактором в предупреждении дисграфии,
дислексии; сформированы все основные лексико-грамматические категории;
высокий уровень связной речи и психических процессов в целом, что влияет
на более быструю и безболезненную адаптацию в школе, в кротчайшие
сроки.
Если какие-то из перечисленных параметров нарушены, то можно
говорить о речевой патологии, отклонении от нормы.
Я продолжу работать в данном направлении, еще больше
самосовершенствуюсь в практике.
Источник
Полюх Наталья
Консультация «Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?»
Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?
Все родители хотят вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, быть личностью. Эта мечта вполне может сбыться, если у ребенка достаточно развита речь. Ведь что такое речь?
Речь – это специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.
Известный психолог Л. С.Выгодский говорил: «Речьвыполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».
Давно доказано, что развитие ребенка во многом определяется социальной средой, в которой он воспитывается. Возрастные нормы речевого развития ребенка одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально – культурного уровня семьи, так как речь развивается в процессе общения и ее овладение происходит по-разному.
Мы взрослые должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.
Одной из самых больших проблем в развитии личности является нарушение произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи. Чтобы все эти речевые процессы качественно развивались, необходимы условия, в которых работа бы велась по всем направлениям речевого развития, так как ни одно из этих направлений не может быть реализовано изолированно друг от друга.
Известно, что самое незначительное расстройство речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психическое наслоение на специфические особенности в эмоционально – волевой сфере, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительность, негативизм, чувство неполноценности, что может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Плохо говорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми. В результате этого у детей начинают развиваться различные комплексы, появляется неуверенность в себе.
Кроме того, родителям необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Постоянные неудачи школьника в учебе тоже способны вызвать и закрепить у него такие черты, как тревожность, замкнутость, сниженная самооценка. В некоторых же случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых, у детей с нарушениями речи развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение.
Таким образом, речь непосредственно участвует в формировании личности, выступает не просто как усвоенное средство языкового общения, но и как средство регуляции поведения человека, его самоутверждения, актуализации своего «Я».
Что же посоветовать родителям, если ребенок затрудняется выразить свою мысль, если при необходимости говорить он краснеет и замыкается, если речь его косноязычна и ошибочна?
Первое. Ведите себя с ребенком так, чтобы ему было удобно узнавать все новые и новые вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами.
Второе. Обеспечивайте ребенку возможность познавать. Постарайтесь, чтобы то, что ребенок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Поэтому, не жалейте времени на совместную игру с ним. Хорошо, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Во время таких игр как, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине», «напоим» куклу чаем. Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения.
Третье. Читайте хорошие детские книжки. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш вас слушает. Если на ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного, и ребенок усвоил сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Очень полезно рассказывать ребенку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова.
Четвертое. Если ребенок задает вопросы, спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) отвечайте. Ведь ваши ответы содержат очень много информации, а значит и новых слов. Не забывайте разъяснять ребенку не только названия предметов, но и обозначения составных частей разных предметов. Например, у дома есть крыша, стены, дверь, окно, у дерева есть корень, ствол, ветки, листья и т. д. Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнивать предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового.
Пятое. Помогите малышу поверить в свои силы, возможности. Повышайте самооценку ребенка, привлекая его к участию в беседе, при этом внимательно выслушивая его речь до конца.
Вы, родители, – естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.
Полюх Наталья Александровна
Учитель-логопед МБУ ЦППМСП –
г. Николаевска-на-Амуре, Хабаровского края
Источник
ЕЛЕНА МАЛЬГИНА
Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза
Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза.
«Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Словарь «Психология».
Личность формируется, когда малыш начинает осознавать себя частью окружающего его мира, осознаёт собственное «Я». Обычно это происходит в 3 года. Развивается познавательная, деятельная, эмоционально-волевая сфера. Формирование личности ребёнка происходит под влиянием различных факторов: это семья, социальное окружение, условия, в которых растёт ребёнок, его воспитательная, индивидуальная и коммуникативная среда. На закладку «фундамента» для развития личностных качеств играет влияние семьи. На раннем этапе развития маленький ребёнок копирует поведенческие модели своих родителей и других близких ему людей. Именно в семье каждый день возникают ситуации, выходя из которых ребёнок формируется под влиянием воспитательных и обучающих мер. Процесс формирования личности является сугубо индивидуальным, на него влияют различные факторы. Одним из значимых факторов является коммуникация и социализация, которые в свою очередь тесно связаны с процессом формирования речи.
Наличие у ребёнка, какого либо речевого дефекта не может не оказывать влияния на личность и психику. Играет роль природа дефекта, степень его выраженности, эмоциональное состояние малыша, его отношение к своему речевому дефекту. Многое зависит от того, насколько он адаптирован к сложившейся ситуации, мешает ли ему речевой дефект в общении, в реализации своих жизненных задач, удовлетворении своих потребностей. А так же насколько адекватно реагируют на сложившуюся ситуацию, окружающие его взрослые. При негативных обстоятельствах в результате различных переживаний формируются такие эмоции, как страх, неуверенность в себе, повышенная тревожность. Тревожность, как негативный фактор, оказывает отрицательное влияние, как на речь, так и на всё дальнейшее развитие ребёнка: развивается речебоязнь, появляются проблемы с коммуникацией, стеснительность, робость, пассивность, сниженный уровень притязаний, неадекватная самооценка, расстройство настроения.
Л. А. Зайцева провела исследования о влиянии неблагоприятных факторов микросреды (дом, детский сад) на заикающихся детей. «В числе неблагоприятных факторов оказались: передразнивание ребенка, наказание за неправильную речь, насмешки, неправильный педагогический подход, недостаточная помощь в развитии речи и др.»
А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».
«Н. А. Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф. Г. Штоккерт (1927, а затем М. И. Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь,этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится». «С. С. Ляпидевский, С. И. Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания». А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».
В. С. Кочергина, проведя исследования детей с заиканием, сделала вывод о взаимовлиянии личности и речевого дефекта с позиции психофизиологии. Она разделила детей на группы с учетом соотнесения их личностных качеств с речевым дефектом и временем его возникновения. У первой группы детей неуравновешенное поведение возникло из-за речевого дефекта. У второй группы детей неуравновешенное поведение являлось личностной особенностью и усиливалось с развитием заикания. У третьей группы детей неуравновешенное поведение было выражено более явно и напрямую связано с различными соматическими заболеваниями. Четвёртую группу составили дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжёлого невроза.
Исследования В. А. Калягина, и Т. С. Овчинниковой показали, что у детей с речевыми нарушениями эталон нервно-психического благополучия ниже, чем у здоровых детей.У детей с алалией наблюдаются: неуверенность в себе, замкнутость, негативизм. Развитие личности становится заторможенным, так как происходит ограничение употребления речи, нарушение коммуникации и социализации.
Однако все же можно снизить фиксацию на речевом расстройстве, тем самым избежав патологических последствий для развития личности.Этого можно добиться под влиянием благоприятных условий: спокойная, доброжелательная обстановка, своевременная коррекционная помощь в преодолении речевого дефекта, коррекция психологического состояния ребёнка.
С другой стороны многие родители, имеющие ребёнка с нарушением речи, зачастую стараются облегчить жизнь своему чаду, предугадывают его желания, общаются с ним с помощью жестов, тем самым вредят ребёнку, снижая его речевую активность. Малыш хорошо чувствует «особое» отношение к себе со стороны близких и постепенно превращается в манипулятора, который «играет» на жалости и доброте окружающих его людей. Развивается безынициативность, слабость характера, приспособленчество.
Так же большое значение на формирование личности оказывает социум. В процессе общения реализуется коммуникативная функция речи. Однако ребёнок с нарушениями в речи испытывает трудности в выражении своих мыслей, чувств, желаний. Он не в состоянии поддерживать диалог, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Это создаёт определённые затруднения в реализации коммуникативной деятельности, усложняет процесс адаптации в обществе, а в частности в детском коллективе, замедляет процесс познания окружающего мира и отрицательно сказывается на социально-личностном, эмоциональном развитии индивидуума. Любое речевое нарушение затрудняет речевое общение ребёнка с другими людьми. Лев Семёнович Выготский говорил, что «любой дефект, ограничивая в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества».
Зачастую ребёнок, имеющий речевые нарушения становится объектом издевательств и насмешек со стороны своих сверстников, что так же негативно сказывается на его личностном развитии и создает дополнительные психологические проблемы. Снижается инициативность в общении, повышается конфликтность, замкнутость.
Таким образом, дети с различными речевыми нарушениями в ряде случаев имеют своеобразные особенности формирования личности ребёнка и нуждаются в коррекционном педагогическом воздействии.
Литература:
1. Калягин В. А.Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова
. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.
2. Кочергина В. С., Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста, Журнал невропатологии и психиатрии, вып. 7, — М., 1958
3. Селиверстов В. И.Заикание у детей:Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.(Коррекционная педагогика).
4. Ляпидевский С. С.: Расстройства речи у детей и подростков.Издательство: Москва 1969 год.
Источник