Влияние речевых нарушений на психическое развитие ребенка

Слайд 1

« ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА » Учитель-логопед: Дёмина Г.Ю. ИМБДОУ ДСКВ «Сказка»

Слайд 2

Развитие речи тесно связано с высшими психическими процессами: речь восприятие внимание воображение мышление память

Слайд 3

Если психические (познавательные) процессы развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.

Слайд 4

Познавательные процессы являются психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Слайд 5

Исследователи занимавшиеся изучением познавательного развития детей с речевой патологией: Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева – исследовали разные периоды восприятия ; Г. С. Гуменная – изучала особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова – исследовали внимание ; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова – изучали своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов – исследовал воображение .

Слайд 6

Исследования показали, что «у многих детей с речевыми нарушениями при сохранном интеллекте имеются выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов». (Е.М. Мастюкова)

Слайд 7

Внимание Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной.

Слайд 8

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: Неустойчивостью; Низким уровнем произвольного внимания; Трудностями в планировании своих действий.

Слайд 9

Восприятие Восприятие – ощущения, обобщенные с понятиями и простейшая форма психического отражения объективного мира в виде целостного образа.

Слайд 10

У дети данной категории наблюдается нарушение взаимодействия между речеслуховым и речедвигательным анализаторами, что ведёт к : Недостаточному овладению звуковым составом слова; Ограниченному накоплению словарного запаса; Нарушению формирования грамматического строя речи; Трудностям в овладении письмом и чтением.

Слайд 11

Память Память – это форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Слайд 12

У детей с нарушением речи заметно снижена : Слуховая память и продуктивность запоминания; Смысловая и механическая память , недостаточна сформирован процесс смыслового запоминания.

Слайд 13

Воображение Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий.

Слайд 14

Специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.

Слайд 15

Мышление С.Л. Рубинштейн отмечал, что «между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь……»

Слайд 16

Дошкольники с нарушением речи характеризуются относительно развитым наглядно-действенным мышлением, но отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Можно выделить ряд особенностей: Дети с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением; Затрудняются в классификации и выделении лишнего предмета; Затрудняются в умозаключении по аналогии; Испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений.

Слайд 17

У детей с нарушением речи на процесс мышления влияют: Нарушения самоорганизации ( недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, трудности в установлении причинно-следственных связей); Нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер ( психофизическая расторможенность или заторможенность и отсутствие устойчивого интереса к заданию ).

Слайд 18

Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость выработки единой стратегии специалистов и педагогов в решении коррекционно-логопедических задач, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Слайд 19

«От нашей мудрости и любви зависит будущее ребенка»

Источник

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Рязанский         государственный университет имени С.А.Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики

 ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОКЛАД

Выполнила: студентка ОЗО (3.0)

группа №4264

отделение «Специальное
(дефектологическое) образование»

Рябова Н.Г.

Рязань
2015

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.

Выделяют 3 функции речи:

• Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

• Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируются упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Таким образом, печевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

ЛИТЕРАТУРА

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогичекая академия, 1994. – 216 с.

Источник

Влияние недостатков речи                                                                      на проявление отклоняющегося поведения

Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеж дения. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формирование психической деятельности. Они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушают межличностные отношения. Нарушения речи мешают ребенку благополучно учится, быть уверенным в своих силах, выбрать интересную специальность. Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками и учителями.

Часто над этими детьми надсмехаются, «приклеивают» им обидные клички. Ребёнок в зависимости от тяжести своего речевого отклонения и от состояния нервной системы, может начать неадекватно себя вести. Ежедневное травмирование психики приводит к чувству одиночества и незащищенности, ребенок чувствует неуверенность в себе, к своим способностям. Все это может спровоцировать различные виды девиантного поведения. Ребенок может ожесточиться, стать агрессивным, избивать своих обидчиков, стать грубым, лживым.

Как отвлекающий фактор от своих внутренних проблем, ребенок может очень рано начать курить и употреблять алкоголь, токсины, наркотики.

Такой ребенок может сорвать урок, у него часты прогулы, уходы из дома, попытки к суициду.

Поэтому еще раз хочется подчеркнуть, что коррекция речевой патологии является одним из методов профилактики девиантного поведения.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и, прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Профилактические меры должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий для будущей матери. С рождением ребенка особая ответственность за его нервно – психическое здоровье ложится на семью, что делает особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.

Как  нарушения речи отражаются на поведении детей?

Дислалия- 1-2 дефекта звуков могут не отразиться на состоянии психики ребенка. Но если ребенок очень эмоционален, с ранимой психикой, для него это может быть настоящей трагедией. А если нарушены 5-6 звуков и более речь может быть малопонятной и ребенок может настолько переживать из-за этого, что у него может развиться логофобия, или мутизм – полное молчание. Ребенок перестает общаться со сверстниками, учителями. К сожалению, иногда педагоги и медики считают таких детей неполноценными, им ставится диагноз ЗПР или УО и ребенку попросту можно испортить судьбу. У ребенка накапливается чувство обиды, часто проявление гнева и как следствие агрессия.             

Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением  иннервации  речевого   аппарата.   Нарушения  речи   при дизартрии проявляются в зависимости от тяжести поражения нервной системы. От легкого искажения до полного паралича речедвигательного аппарата (анартрия), когда речь отсутствует. У таких детей эмоционально – волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте дети с
дизартрией двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство     усиливается  при  утомлении,   некоторые  склонны  к реакциям истероидного типа, могут броситься на пол, кричать, добиваясь желаемого, драться, ломать игрушки, рвать книги. Очень важно своевременно выявить и правильно провести лечение и коррекцию речи при дизартрии. Это предупредит многие негативные последствия, в том числе и агрессию. Дизартрия-заболевание нервной системы центральной и периферической и агрессивность может проявляться, как следствие этого заболевания.                                                                                                                     Ринолалия – это расщелина губы и неба. Этот дефект отрицательно сказывается на состоянии речи. Речь очень нозализована (старый термин-гнусавость). При ринолалии воздух поступает в нос и речь очень искажена. К счастью сейчас ринолалия довольно хорошо лечится, делаются операции на губе и небе, при условии, что ребенок попадает в руки хороших специалистов-хирургов и логопедов. К сожалению, дети с ринолалией чаще рождаются в неблагополучных семьях. Сейчас в России рождается 16 тысяч таких детей. Иногда эти дети не нужны своим родителям. От них или отказываются
или относятся так, что ребенок считает себя изгоем. Он чувствует, осознает свой недостаток. У детей с ринолалией могут наблюдаться неврологические признаки – нистагм (непроизвольные, быстро следующие друг за другом движения глаз из стороны в сторону), легкая ассиметрия глазных щелей, носо-губных складок. Наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, психогенные реакции, возбудимость гнев и агрессия. По статистике среди преступников, особенно ранее воспитывающихся в неблагополучных семьях, этот дефект встречается чаще, чем у других категорий граждан. Эти люди, как правило, очень обозлены и агрессивны.  Этот дефект вполне может спровоцировать девиантное поведение ребенка, подростка, вызвать сильную агрессию, желание причинить физическую боль, избить, изуродовать.
Заикание – существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации. Личность человека раскрывается, как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание. У детей с невротической формой заикания общественные отношения нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы. Известно, что в дошкольном возрасте многие заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом проявляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации. Психотерапевтическое направление реабилитационной работы складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы. Общая психотерапия предполагает создание особо-положительного эмоционального фона окружающей обстановки, что является благоприятной почвой для использования приемов частной психотерапии.

 Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой, но и ряда моторных и психических функций. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны, гиперактивны, а другие наоборот, вялые, заторможенные, инертные. У таких детей наблюдается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, мышления, внимания и др). В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние. Повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т.д. У детей отмечается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально- волевой сферы.

Важнейшей задачей школьной психогигиены остаётся профилактика переутомления и психического травмирования детей, создание в школе условий, охраняющих нервную систему учащихся от чрезмерного напряжения. В связи с этим, большая ответственность за состояние речевого развития детей и подростков ложится не только на логопеда, но и на учителя, классного руководителя. Классным руководителям следует особое внимание обращать на тех учащихся, речь которых делает их трудными в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими, а также на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к самообвинениям, застенчивостью, замкнутостью, склонностью к бурному реагированию на стрессовые факторы. В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний страха речи, уход от ситуации и т. д. логопеду совместно с психологом необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в работе.

Источник