Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста thumbnail

Статья «Влияние развода родителей на психическое развитие ребенка»

Распад семьи является не только личной проблемой супругов, поскольку развод и его последствия сильно влияют и на детей разводящихся.

Психическое здоровье – это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. О психическом здоровье можно говорить, если человек осознает чувства непрерывности, постоянства, идентичности своего физического и психического Я, а его переживания в однотипных ситуациях отмечаются чувством постоянности и идентичности. Психически здоровый человек критичен к себе и к результатам своей собственной психической деятельности. Его психические реакции адекватны и соответствуют силе и частоте средовых воздействий. О психическом здоровье может говорить способность человека к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами. Способность планировать свою жизнь и осуществлять свои планы, и в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств изменять способ своего поведения.

Реакция ребенка на развод родителей особенно болезненно протекает в 5-7 возрасте, и прежде всего у мальчиков. Реакция девочек на разлуку с отцом наиболее остро проявляется в возрасте от 2 до 5 лет. Существуют три основных типа реакции детей на развод родителей: отрицание факта развода, постепенное принятие факта развода и самый продолжительный тип реакции скорбь, продолжающаяся порой целые годы. В зависимости от пола ребенка различается и его реакция на развод. Отмечается склонность девочек к депрессии с плаксивостью, а мальчиков к депрессии с проявлениями агрессивности, грубости и враждебности.

Дети могут реагировать на развод по – разному, но все они испытывают при этом примерно одинаковые чувства. Наверное, самое первое, что чувствует ребенок, узнав о разводе родителей, это неудержимый страх. Привычный мир для него рушится, а с ним и чувство безопасности. Ребенок часто склонен брать вину за развод родителей на себя и его охватывает печаль. Понимая свое бессилие и всю необратимость ситуации, он начинает испытывать гнев по отношению к одному или обоим родителям, его поведение становится агрессивным. Развод родителей является причиной утраты доверия ребенка ко всему миру и приводит к изменению привычных для него связей и отношений.

В какой степени развод родителей повлияет на психику ребенка, будет зависеть от ряда факторов. Помимо возраста и пола ребенка, большое значение имеет то, какими были взаимоотношения в семье до развода и степень эмоциональной привязанности ребенка к ушедшему родителю. Насколько разрушительным окажется развод для ребенка, и какие последствия за ним последуют, будет зависеть от того, сможет ли оставшийся родитель справиться со своими эмоциональными переживаниями и обеспечить ребенка безопасным окружением. Дети воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых, поэтому внутренняя дисгармония родителя в послеразводном периоде будет отражаться и на ребенке. Неизбежным последствием развода становится воспитание ребенка в неполной семье, которое часто становится ущербным. Развод родителей является для ребенка серьезной травмирующей ситуацией, переживание которой порою затягивается на многие годы.

Трагичность этого события для ребенка связана с нарушением привычной среды его обитания. Это процесс, приносящий психологическому, душевному здоровью ребенка колоссальный вред. Психическое развитие считается нормальным, когда оно приводит к душевному здоровью: равновесию, адекватным взаимоотношениям человека с окружающим миром. Душевно здоровый человек – адекватен, позитивен и доброжелателен. Он склонен к позитивному мировосприятию, для него характерна легкость входа в позитив и трудность выпадения из позитива. Он живет в высоком эмоциональном тоне, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, жизненный мир для него – прекрасный и любимый.

В структуре психики каждого человека существует три взаимосвязанных между собой уровня, которые в своих работах описывал З. Фрейд. Это сознание, предсознание и бессознательное. Эмоции и переживания ребенка, связанные с фактом развода родителей, являются настолько угрожающими его сознанию, что с помощью защитных механизмов происходит их подавление и вытеснение на бессознательный уровень психики. Переживания приводят в течение короткого времени к такому сильному увеличению раздражения в душевной жизни, что освободиться от них или нормально переработать не удается, в результате чего наступают длительные нарушения в расходовании энергии.

Бессознательные переживания полностью не доступны сознанию ребенка, но в значительной степени определяют его действия. Происходит фиксация на травматической ситуации, следствием чего становится возникновение у ребенка определенных невротических жизненных установок. Не способность справиться со слишком сильным аффективным переживанием ведет к возникновению невроза. Травматическое событие, потрясающее все основы прежней жизни ребенка, останавливает его на столько, что оставаясь душой в прошлом, он может потерять всякий интерес к настоящему и будущему. Желание ребенка вернуть ушедшего родителя становится движущей силой бессознательных душевных процессов, результатом которых является возникновение навязчивых действий, которые могут быть одним из невротических симптомов.

С младенчества в жизни ребенка начинают работать психологические механизмы, связанные с проекцией на будущее. К ним относятся импринтинг и идентификация. В детском возрасте они непроизвольно фиксируются на бессознательном уровне, как правило, в возрасте до 6 лет. После 6 лет запечатление происходит на уровне ощущений.

Импринтинг – это механизм, в процессе которого происходит запечатление эмоциональных впечатлений ребенка, в результате которого у него формируются неизгладимые образы.

Идентификация – это механизм, в процессе которого происходит отождествление ребенка с родителем, перенимание его черт, особенностей характера, способов поведения, достигается ощущение сопричастности к семье.

Результатом работы этих психологических механизмов у ребенка будет сформированная система базисных убеждений, на которые он будет опираться в течение всей жизни. Базисные убеждения – это глобальные, устойчивые представления о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональное состояние и поведение человека. Они определяют жизненный выбор и поведение ребенка, являясь его эмоциональной установкой или жизненной позицией. Преобладающий в семье тип взаимоотношений подкрепляет и фиксирует соответствующую эмоциональную установку ребенка. Пока ребенок чувствует себя в соответствии с этой установкой, мир кажется ему безопасным и предсказуемым. Развод родителей ведет за собой изменение жизненных обстоятельств и рождает страх ребенка перед будущим. Необходимость изменить свою позицию вызывает у него эмоциональный дискомфорт, тревогу и изменение эмоциональной установки на негативную. Формируется убеждение о враждебности и опасности внешнего мира, представления о себе как о слабом и никчемном. Пытаясь достичь чувства безопасности, ребенок конструирует свой жизненный опыт.

В неполной семье, которая становится таковой в случае развода, происходит пространственное разделение и отчуждение ребенка со значимым объектом, которым является отец. Результатом переживания утраты эмоциональной связи будет искажение психического развития и адаптации ребенка. Недостаток социальных контактов, обеспечивающих формирование личности ребенка, ведет к его социально – психологической депривации. Депривация – это психическое состояние, возникновение которого обусловлено не возможностью в достаточной мере удовлетворить жизненно важные психические потребности человека в течение продолжительного времени.

На этом фоне возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии. Вероятность нарушений развития повышают сложные жизненные условия ребенка до, во время и после развода. Нарушения проявляются в специфических поведенческих реакциях, особенностях мировоззрения, в идентификации себя с агрессором как способ защиты, и способствуют предрасположенности к будущим невротическим заболеваниям. Даже при идеальном уходе дети, лишенные психологически правильных отношений с близкими, получают непоправимые психические травмы, приводящие к неврозу. Невроз – это заболевание, появляющееся в результате воздействия тяжелых психотравмирующих обстоятельств, которое блокирует либо уничтожает важнейшие личностно значимые ценности и ориентации человека. При этом преобладают эмоциональные и соматовегетативные проявления, которые осознаются и переживаются человеком как болезненные.

Такие психические симптомы как эмоциональная нестабильность, высокая чувствительность к стрессам, нарушение межличностного поведения, не могут не отразиться на дальнейшем формировании личности ребенка. На фоне перечисленных выше симптомов формируется неадекватная самооценка. Представления и себе и о других становятся неопределенными или противоречивыми, изменяется система ценностей, а с ней и жизненные желания. Ребенок становится циничным и зацикливается на психотравмирующей ситуации. В учебной деятельности ребенок быстро утомляется, что приводит к снижению памяти, внимания, мыслительных способностей. Ребенок становится чувствительным к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры. Наблюдаются расстройства сна. Вследствие невротического состояния у ребенка возможно появление задержки психического развития, которая характеризуется нарушением эмоционально – волевой сферы.

Одним из самых ближайших последствий после разводного стресса для детей является нарушение их адаптации к повседневной жизни. Дезадаптацию можно определить, как затруднение приспособления к меняющимся условиям. Она выражается в неадекватном реагировании и поведении личности, в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении, в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок.

Дезадаптация приводит к отчуждению от основных институтов социализации (семьи, школы), резкому ухудшению нервно – психического здоровья, увеличению подростковой алкоголизации и склонности к суициду. Субъективные проявления дезадаптации выражаются широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов, например, агрессивность и враждебность рассматриваются в данном случае как механизм защиты.

В свою очередь отчуждение и враждебность часто становятся причиной девиантности, которая относится к объективным проявлениям дезадаптации и выражается определенным типом поведения, отклоняющимся от общепринятых норм, наиболее распространенных в обществе. В случае невозможности реализации базовых ценностных установок, личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения. Под влиянием этих негативных факторов формируются эмоционально-личностные особенности ребенка. Он становится неуправляемым, агрессивным, теряет самоконтроль, проявляет несамостоятельность и тревожность, его поведение инфантильно как в школе, так и дома, склонен испытывать чувства личной тревоги и собственной неполноценности.

Причиной такого деструктивного поведения ребенка становится испытываемый им конфликт лояльности, который возникает в связи с неопределенностью семейной принадлежности и заставляет ребенка занимать оборонительную, агрессивную позицию. В ситуации развода родители часто ставят ребенка перед тяжелым эмоциональным выбором между ними. Такая ситуация переживается им как предательство одного из родителей и влечет за собой чувство вины перед ним.

Таким образом, развод родителей является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному состоянию ребенка. Сильные переживания, с помощью защитных механизмов подавляются и вытесняются на бессознательный уровень психики ребенка, откуда управляют его действиями. В этой ситуации поведение ребенка становится непредсказуемым, и он может навредить сам себе. Не выносимое желание вернуть ушедшего родителя заставляет ребенка уходить от реальности, всей душой оставаясь в прошлом. На этом фоне у него возникают психические расстройства, такие как невроз, депрессивные и невротические состояния.

Источник

Влияние развода на психику ребенка и порядок общения родителей после развода

Это очень больно. Страшно и обидно. Развод еще никогда никому не приносил удовлетворения. Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию (что бывает не так уж и часто), даже если они все сделали «цивилизованно», оба испытывают разочарование, боль, потерянность. В России сегодня по статистике Росстата распадается около 50% семей. Причем, большая часть разводов приходится на те семьи, где муж и жена прожили в браке от 5 до 9 лет. Это немалый срок. И, как правило, в таких ячейках общества уже есть дети.

Ситуации, конечно, бывают разные, и иногда развод действительно становится единственным разумным выходом, но принимают решение о расставании всегда только взрослые. А дети – всегда, во всех без исключения случаях, становятся заложниками родительского развода.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Каждый ребенок, независимо от возраста и темперамента, воспитания, религии, гражданства и места на социальной лестнице, любит своих маму и папу одинаково сильно. Для него потеря контакта с любым из них – даже не травма, а настоящая катастрофа.

Чтобы хоть приблизительно представить себе, что чувствует ваш ребенок, возьмите за основу свои переживания и умножьте их на два. И это будет еще не все.

Влияние на психику ребенка

Сильнее всего развод родителей влияет, как ни странно, на неродившихся еще детей. Если так получилось, что семья распалась во время беременности женщины, кроха в ее утробе переживает ведь спектр маминых негативных эмоций, его атакуют невероятные дозы гормонов стресса. Малыш может родиться с серьезными нарушениями в работе нервной системы, в психике. В 90% случаев такие дети очень тревожны, капризны, часто болеют.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Разлад в семье чувствуют и груднички, и дети постарше. Что же они испытывают?

Внешне ваши отпрыски могут и не проявлять ничего, особенно если конфликт на домашнем фронте развивался давно, и всем уже изрядно надоели крики, разборки и хлопанье дверью. В этом случае ребенок, вероятнее всего, отнесется к разводу как к логическому завершению сложного периода. Но внутри у него будут полыхать пожары и извергаться вулканы, потому что внутренний стресс (кстати, самый опасный для жизни и здоровья человека) никуда не денется сам по себе. Он накапливается, растет.

Часто к нему «на помощь» приходит комплекс собственной вины за то, что случилось. Так бывает у ребят в возрасте от 2 до 7 лет. Дело в том, что ребенок в силу возраста никак не может понять всех реальных причин развода родителей. А потому «назначает» виновного – себя. «Папа ушел, потому что я плохой». «Мама уехала, потому что ее не слушалась». Это страшное состояние разрывает душу ребенка на две части. Одна остается с мамой. Другая – с отцом. Плюс нелюбовь к себе. Результат – страхи (вплоть до развития фобий), истерики, агрессия или другая крайность – замкнутость и плаксивость.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Если вовремя не оказать таким детям помощь, последствия будут плачевными – психические расстройства, невозможность построить собственные семьи в будущем.

Дети 9-12 лет впадают в другую крайность – начинают испытывать сильную злость на ушедшего родителя (обычно это папа), обиду, у них появляется ощущение собственной ненужности. Особенно если оставшийся родитель бросается устраивать свою личную жизнь – искать нового «папу» или «маму». Ребенок остается один на один со своей бедой.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Подростки обычно встречают весть о разводе ярко выраженным протестом, особенно если семья была благополучной или казалась такой. Больше «бузят» мальчики, они категорично обвиняют мам в том, что папа ушел, или, наоборот, растаптывают авторитет отца и встают на сторону матери. Тем самым они подавляют в себе мужское начало и запускают программу «самоуничтожения». Девочки-подростки переживают развод родителей более сдержанно, но не менее сильно.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Многие подростки признаются, что начали испытывать жгучий стыд за неполную семью перед своими ровесниками. И почти у всех ребят из семей, где недавно произошел развод, снижаются интеллектуальные способности. Дети начинают хуже учиться, становятся рассеянными, неорганизованными.

Стресс от родительского развода в любом возрасте может быть таким сильным, что ребенок заболевает физически. Некоторые уже подросшие ребята начинают писаться по ночам. У девочек-подростков дает сбой менструальный цикл. Не так уж редко у детей начинаются проявления аллергии, кожных заболеваний. Обостряются хронические недуги.

Самый сложный период – первое время после развода. Где-то около 6 – 8 недель вам будет невыносимо тоскливо, одиноко, обидно и страшно. А потом еще полгода продлится стадия адаптации к новой жизни. Важно, чтобы именно в этот период мы, взрослые, сделали над собой усилие, обуздали свои негативные эмоции и организовали правильно жизнь ребенка. Потому что ему тяжелее вдвойне. Помните об этом.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Подробности – в следующем видеоролике.

Как рассказать о разводе ребенку

Если решение уже принято, и оно окончательное и бесповоротное, четко спланируйте разговор со своими детьми. Если факт расставания еще неочевиден, не спешите «трепать нервы» своему чаду. Говорить нужно только тогда, когда никаких ложных надежд на воссоединение семьи нет.

Кто должен сказать о предстоящем разводе? Это решать вам. Чаще миссия гонца с плохими вестями достается маме. Но это может быть и папа, и оба супруга вместе. Если вы не находите в себе сил держать эмоции под контролем, поручите важный разговор бабушке, дедушке, тете или дяде ребенка. Главное, чтобы малыш доверял человеку, который взялся объяснить ему ближайшие перспективы семейства. А сами обязательно постарайтесь присутствовать при этой беседе.

К важному разговору нужно тщательно подготовиться. В своей взрослой голове разложите все по полочкам, чтобы быть готовым к любым вопросам ребенка.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Для разговора нужно выбрать подходящее время. Лучше всего, если это будет выходной, когда отпрыску не надо идти в школу, в садик и на занятия в секцию. При этом у него не должно быть запланировано какое-то важное дело или ответственное мероприятие. Неизвестно, как малыш воспримет неприятные новости. Может случиться истерика, ему может потребоваться уединение. Пусть разговор пройдет дома, в привычной обстановке.

Кому говорить?

Все дети достойны правды. Но не все они в силу возраста смогут принять вашу правду и уж тем более понять ее. Поэтому с ребенком, которому еще нет 3 лет, лучше не обсуждать предстоящий развод. Дождитесь, пока карапуз начнет задавать вопросы сам. А он довольно скоро поинтересуется, где папа, почему он приходит только в выходной, где он живет. Подготовьте ответы. Время еще есть.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Сообщать в предстоящем разводе обязательно нужно ребятам от 3-х и старше. Главный принцип такой: чем младше ребенок, тем меньше подробностей ему следует говорить.

Как построить разговор?

Честно. Прямо. Открыто.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

  • Выражайтесь простыми словами, понятными ребенку в его возрасте. Употребление незнакомых умных выражений и терминов, смысла которых чадо не поймет, вызовет тревогу и даже панику.
  • Чем старше ребенок, тем откровеннее должен быть ваш разговор. Употребляйте местоимение «мы». «Мы решили», «Мы посоветовались и хотим тебе сказать». Говорите о разводе как о неприятном, но временном явлении. Попросите помощи у подростка, чтобы пережить трудный период. «Мне без тебя не справиться», «Мне очень нужна твоя поддержка». Детям проще будет пережить период, зная, как он вам необходим.
  • Говорить нужно честно. Акцент сделайте на своих чувствах, но не перегибайте палку. «Да, мне это очень больно и неприятно, но я благодарна папе за то, что у нас есть такой прекрасный и любимый ты». Подчеркните, что развод- это по большому счету процесс нормальный. Жизнь не закончилась, все продолжается дальше. Главная мысль при разговоре с ребенком должна заключаться в том, что папа и мама по-прежнему будут любить своего сына или дочь, заботиться, воспитывать. Просто жить вместе они уже не будут.
  • Не стоит врать ребенку, объяснять отсутствие папы или мамы «срочными делами в другом городе». У детей отлично развита интуиция, и если даже они не знают истинных причин происходящей в доме катастрофы, они прекрасно почувствуют вашу ложь. И это непонимание приведет их в ужас. К тому же они могут перестать вам доверять.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Рассказывая ребенку о предстоящем разводе, нужно избегать негативной оценки своей еще недавно любимой второй половинки. Не нужны малышу ваши грязные подробности – кто кому изменил, кто кого разлюбил и т. д. Для него оба родителя должны оставаться хорошими и любимыми. Когда он вырастет, разберется во всем сам. Но если расставание происходит из-за патологической зависимости одного из членов семьи – алкоголизма, наркомании, азартных игр, скрывать это бессмысленно. Однако говорить на эту тему нужно корректно и аккуратно.

Чего не нужно делать?

Разводящиеся родители, как правило, допускают одни и те же ошибки. Главная из них – зацикленность на собственных переживаниях, неумение поставить себя на место ребенка. Требовать полной адекватности от людей, находящихся в состоянии сильнейшего стресса, глупо, а потому просто запомните, чего нельзя делать в период развода в присутствии ребенка:

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

  • Выяснять отношения, употреблять оскорбительные и унизительные выражения, муссировать детали предстоящего развода, раздела имущества. Кто кому и сколько должен вы будете выяснять в зале суда или когда ребенка не будет дома. Подслушанный разговор такого содержания может дать растущему человеку повод для размышлений на тему: «Как они могут говорить о квартире и машине сейчас, когда рушится наша семья?». Это сформирует неправильные установки на будущее – материальное будет важнее духовного.
  • Плакать, устраивать истерики. Ваш негативный выброс больно бьёт ребенка в самое уязвимое место. Хочется порыдать? Отправляйтесь к подруге, к маме, к психотерапевту. Там можно без проблем и поплакать, и пожаловаться на «неблагодарную скотину».
  • Резко менять порядок жизни и семейный уклад. Пусть для ребенка после развода все течет в привычном ритме. Ему и без переездов тяжелее некуда.
  • Манипулировать ребенком в отношениях с уже бывшей второй половинкой, ограничивать общение с отцом.
  • Подчеркивать ребенку его сходство с бывшим супругом (супругой), если он сделал что-то нехорошее. Нельзя кричать на разбившего дорогую вазу сына, что он «весь в отца». Образ папы будет ассоциироваться у ребенка исключительно с плохими поступками. Да и вас такое поведение не красит.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Советы психолога

  • Не нужно стесняться обращаться за помощью к специалисту. Развод – слишком мощный стресс и суровое испытание для психики взрослых. Для ребенка – он сравним с ядерной катастрофой. Часто без помощи опытного психолога ни вам, ни ребенку с этим не справиться.
  • Дети в семье, которая распадается или уже развалилась, вдвойне нуждаются во внимании. Уделяйте им время, следите, чтобы стресс не вышел из-под контроля и не превратился в тяжелую депрессию или психическое расстройство у ребенка.
  • Постарайтесь проводить выходные, как раньше, всей семьей. Конечно, если отношения с супругом остались доброжелательными. Это потребует от женщины огромной выдержки и самоконтроля, но оно того стоит. В такой обстановке ребенку будет проще привыкнуть к новой жизни.
  • Не срывайте свое зло на ребенке. Не слушайте советчиков, уверяющих, что мальчика, оставшегося без отцовского воспитания, нужно растить жестче и суровее. Такие мамы хватаются за ремень по поводу и без, ужесточают систему наказаний и постепенно становятся настоящими диктаторами.

Другая категория мам после развода пытается компенсировать ребенку отсутствие папы подарками и лаской. В результате у них вырастают избалованные изнеженные сыновья, которым сложно стать настоящими мужчинами.

О том, как воспитывать ребенка без отца, смотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Как помочь себе и ребенку пережить развод, можно посмотреть в следующем видеоролике.

После развода

Развод, безусловно, тяжелая травма для ребенка, но иногда он лучше, чем продолжать жить в семье, где давно нет взаимопонимания, уважения, где родители соревнуются, кто громче крикнет или хлопнет дверью. Последствия от развода для ребенка в будущем часто бывают менее серьезными, чем последствия от жизни в неадекватной агрессивной обстановке.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Хорошо, если ребенок сможет продолжать общаться с отцом и его родственниками после развода. Если такой возможности нет, попросить о помощи можно своих друзей – мужчин, других родственников – представителей сильного пола, потому что ребенку (особенно мальчику) необходимо общение с себе подобными в гендерном плане.

Почему стоит найти отца-наставника сыну, смотрите в следующем видео, где психолог Ирина Млодик рассказывает многие нюансы.

В России обычно дети остаются с матерью. Но бывают исключения. Несовершеннолетние могут отправиться жить к отцу по решению суда, если мама ведет асоциальный образ жизни, страдает алкоголизмом, употребляет наркотики.

Как будут общаться дети и родители после развода, зависит от того, как сумеют договориться бывшие супруги. Было бы неплохо установить порядок общения с ребенком после развода: кто и когда ведет его в бассейн, кто забирает, когда папа может сводить чадо в кино, а когда мама отправится с ним на экскурсию.

Чтобы ребенок не ощущал хаоса, маме и папе нужно строго придерживаться графика общения. Оба родителя должны уметь держать свое слово – пообещали приехать за ребенком в субботу, будьте добры исполнить. Время общения родители тоже должны определить самостоятельно.

Желательно, если бывшие супруги смогут находить хотя бы один день в месяц для совместного досуга. Ребенок нуждается не только в свиданиях с папой или мамой, ему нужно находиться хоть изредка с ними обоими.

Не превращайте ребенка в шпиона, не расспрашивайте вернувшегося из пиццерии после свидания с отцом сына, как там папа, где он живет, есть ли у него кто-нибудь, как он выглядит? Счастливым?

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Избегайте на встречах с ребенком обсуждения тем состоявшегося развода. Что было, то прошло.

Если у бывших мужа и жены не получается построить конструктивного диалога, и самостоятельно договориться о порядке общения с ребенком после развода, это может стать причиной дополнительного стресса для малыша. Разве будет счастлив карапуз, которому мама пытается ограничить общение с отцом? Оба родителя по закону имеют одинаковые права на своего сына или дочь. Если одна сторона пытается ущемлять это законное право другого, поможет обращение в суд с соответствующим исковым заявлением. Тогда уже служители Фемиды установят график и время общения с ребенком.

Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста

Я – сторонница диалога, а не судебных тяжб, а потому уверена, что двое взрослых всегда могут договориться при условии, что у них есть такое желание. В конце концов, ребенок ни в чем не виноват. Развод – это только ваше решение. Не позволяйте ему разрушить жизнь своего малыша. Ведь это отдельная личность, уникальная, любящая и ждущая ответной любви. От вас обоих.

В следующем видеоролике психолог Ольга Кулешова расскажет о некоторых нюансах развода и то, как они могут отразиться на психике ребенка и его дальнейшей жизни.

О том, с кем остаются дети после развода, смотрите в следующем видео.

О том, как лучше сказать ребенку о разводе родителей, смотрите в следующем видео.

Источник