Влияние развода на психическое развитие ребенка

К сожалению, ничего не вечно и любовная лодка может разбиться о быт или неразрешимые конфликты. В этой ситуации пара не должна забывать о том, что они не только две стороны конфликта, но еще и мама и папа. В зависимости от возраста, малыш или подросток по разному может воспринимать случившееся, но влияние развода на детей будет минимальным если:

  • Ребенок не один в семье. Маленькие дети становятся друзьями по несчастью и делятся друг с другом своим горем
  • Если климат в семье оставлял желать лучшего долгое время. Когда отец и мама постоянно скандалят и негатив сливают на ребенка, развод родителей может быть для него даже облегчением. Тем не менее, малыш или подросток все равно будет ощущать себя потерянным. В этом случае попробуйте объяснить ребенку, что так для семьи будет легче и добрая война хуже плохого мира
  • Если развод родителей будет мирным, без грязного белья и скандалов, а также вовлечения самого ребенка в конфликты семьи. В идеале, должны быть мирные переговоры и обсуждение всех проблем без истерики. В крайнем случае, выясняйте отношения на нейтральной территории и без детей
  • Влияние развода на детей зависит и от пола ребенка. Девочка из неполной семьи может быть неудачливой в личной жизни и не сможет строить нормальные отношения с мужчинами, если мать постоянно при ней оскорбляла бывшего мужа и её папу. Не стоит оскорблять отца при дочери: это может стать причиной убеждения, что все мужчины такие…

Развод и возраст ребенка

Дети разного возраста по-разному переживают расставание родителей.

  • Малыши до 3-х лет. Вам только кажется, что они ничего не понимают. Они очень эмпатичны и четко чувствуют эмоции мамы, кроме того, сейчас им нужна только безопасность, которую гарантируют именно мамы и папы. Разводу предшествует нервная обстановка в семье, а после кроха испытывает куда более сильный стресс. Выражаться это может в неконтролируемом поведении и возбужденности. На физиологическом уровне это проявляется как кожные болезни (дерматиты, диатезы), энурез, проблемы со сном и аппетитом, страх перед одиночеством. Как себя вести? Просто чаще брать малыша на руки и постоянно успокаивать, ну, и позволять папе контактировать с крохой.
  • От 3-х до 5-ти. Психологи считают, что это самый восприимчивый возраст и развод родителей чреват серьезными последствиями. Впрочем, бывает по-разному. Дети младшего дошкольного возраста много фантазируют и создают свой мир внутри, сейчас играет огромную роль общение ребенка с родителем противоположного пола. Плюс добавьте возрастной кризис. Из-за детского эгоцентризма и активного формирования совести ребенок может решить, что это он виноват в расставании мамы и папы, особенно если в семье принято впутывать малыша в конфликты. В чем это может выражаться? В усилении детского негативизма, характерного для детей в 3-4 года, в снижении самооценки и демонстративном поведении. Может ребенок и уйти в вымышленный мир, где живут опасные существа. Что делать? Показывать ребенку, что он все равно любим и не лишать контактов с родителем. Хотя бы на его глазах продолжать играть в хороших родителей и совместно радовать его: водить в парки и центры развлечений только вдвоем.
  • 6-9 лет. Дети уже понимают, что такое развод, пусть и по-своему. Причину расставания родителей (а они сейчас для него идеал женщины и мужчины), они находят только в себе: в своих плохих оценках, капризах, плохом поведении. Сейчас ребенком движет комплекс вины и страх. Ему может казаться, что родители скоро сойдутся, иногда они могут пытаться помирить маму и папу. Что делать сейчас? С таким ребенком уже можно разговаривать как со взрослым. Убедите ребенка, что его вины нет ни в чем, можете обратиться к психологу. Не заставляйте его выбирать между папой и мамой, пусть он близко общается с обоими родителями.
  • 10-12 лет. Семья кажется ребенку чем-то неделимым , и даже если они пытаются отдалиться от нее, ища себя в дружбе с одноклассниками или товарищами по двору, разрушение семьи будет казаться им трагедией. Ребенок может встать на сторону матери или папы, считая кого-то из них абсолютно правым и хорошим, а кого-то — плохим. В дальнейшей жизни это может вылиться в ненависть к мужчинами или женщинам. Еще одна проблема — сравнение себя с другими: почему у друзей есть папы, а у меня нет. Будьте готовы и к тому, что «безотцовщину» могут за это высмеивать в школе. Дети уже не винят себя в том, что случилось, но надеются, что все вернется к прежней жизни. Что делать? Здесь как никогда будет уместна помощь психолога. Если есть проблемы с одноклассниками, должен прийти папа и разобраться с ними по-мужски. Не унижайте бывшую половинку, не оскорбляйте её при ребенке и разрешайте контакты. Не настраивайте подростка против того, кто развод инициировал.
  • Подростковый возраст. Расставание родителей они могут переносить по-детски, но последствия для жизни могут быть весьма серьезными. Реакция на расставание мамы и папы может быть самой непредсказуемой: депрессии выливаются в побеги из дома, хулиганство и прочие безумные поступки. В этом возрасте вообще переоцениваются любые идеалы, а когда на фоне этого всего разрушается семья, пропадает и вера в любовь. Иногда школьник может просто озлобиться.

Как помочь? Только общаться с психологом, причем лучше, если все семьей. Не сливайте на подростка негатив и не контролируйте каждое его телодвижение. Даже если школьник 13-17 лет игнорирует родителей, давайте знать ему, что вы его любите.

Что делать можно и чего делать нельзя

Вне зависимости от возраста чада, при разводе ни в коем случае не говорите ему, что его папа-капитан дальнего плавания (или о том, что мама – бродячая артистка). Со временем тайное станет явным, а дальше два варианта: либо всю жизнь ваши дети будут считать вас лгунами, либо ложь станет нормой для них. И лгать будут, в том числе, и вам тоже.

Нельзя настраивать ребенка против ушедшего родителя и запрещать контакты с ним – ребенок в таком случае становится орудием мести и с годами привыкнет чувствовать себя вещью. Хорошо, если вы с бывшей половинкой будете хотя бы нормально общаться. Нельзя подкупать детей даже самыми дорогими подарками и игрушками- только искренняя любовь.
Также интересно (ссылки кликабельны):

???? ???? Лучшие скидки на AliExpress. Закажи сегодня! ????

???? ???? Как похудеть быстро. ???? Жиросжигание для женщин и мужчин.

???? ???? Как спасти себе жизнь. Не банальные советы????

???? ???? Покупайте товары для здоровья по лучшей цене на iHerb! Используйте промокод BAW8881 и получите скидку 10% на первый заказ и 5% на все последующие ????

Что же делать можно?

Во-первых, разговаривать с малышом на его языке. Не слишком лезьте в душу, но пусть он рассказывает о своих переживаниях хотя бы настолько, насколько считает нужным. Обязательно нужно составить график посещения покинувшего семью родителя и придерживаться его четко. Тот из родителей, который покидает семью, должен оставить свой номер телефона ребенку, чтобы они могли пообщаться в любой момент.

Попросите родственников и друзей ребенка оказать ему поддержку и помощь. А если состояние вызывает беспокойство — обратитесь к детскому психологу. Занимайте ваше чадо: ходите на кружки, в театры и на мастер-классы. Главное — отвлечь его от печальных мыслей.

Но самое главное — разговаривайте с ребенком вдвоем. Сейчас вы должны объяснить ему, что в любом случае у него есть и мама, и папа, что не он виноват в том, что они друг друга разлюбили, но его они будут любить ВСЕГДА.

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк, напишите свои мысли в комментариях и подпишитесь на мой канал (ссылка кликабельна), чтобы не пропустить новую, полезную информацию. Спасибо за вашу поддержку!

Источник

Статья «Влияние развода родителей на психическое развитие ребенка»

Распад семьи является не только личной проблемой супругов, поскольку развод и его последствия сильно влияют и на детей разводящихся.

Психическое здоровье – это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. О психическом здоровье можно говорить, если человек осознает чувства непрерывности, постоянства, идентичности своего физического и психического Я, а его переживания в однотипных ситуациях отмечаются чувством постоянности и идентичности. Психически здоровый человек критичен к себе и к результатам своей собственной психической деятельности. Его психические реакции адекватны и соответствуют силе и частоте средовых воздействий. О психическом здоровье может говорить способность человека к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами. Способность планировать свою жизнь и осуществлять свои планы, и в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств изменять способ своего поведения.

Реакция ребенка на развод родителей особенно болезненно протекает в 5-7 возрасте, и прежде всего у мальчиков. Реакция девочек на разлуку с отцом наиболее остро проявляется в возрасте от 2 до 5 лет. Существуют три основных типа реакции детей на развод родителей: отрицание факта развода, постепенное принятие факта развода и самый продолжительный тип реакции скорбь, продолжающаяся порой целые годы. В зависимости от пола ребенка различается и его реакция на развод. Отмечается склонность девочек к депрессии с плаксивостью, а мальчиков к депрессии с проявлениями агрессивности, грубости и враждебности.

Дети могут реагировать на развод по – разному, но все они испытывают при этом примерно одинаковые чувства. Наверное, самое первое, что чувствует ребенок, узнав о разводе родителей, это неудержимый страх. Привычный мир для него рушится, а с ним и чувство безопасности. Ребенок часто склонен брать вину за развод родителей на себя и его охватывает печаль. Понимая свое бессилие и всю необратимость ситуации, он начинает испытывать гнев по отношению к одному или обоим родителям, его поведение становится агрессивным. Развод родителей является причиной утраты доверия ребенка ко всему миру и приводит к изменению привычных для него связей и отношений.

В какой степени развод родителей повлияет на психику ребенка, будет зависеть от ряда факторов. Помимо возраста и пола ребенка, большое значение имеет то, какими были взаимоотношения в семье до развода и степень эмоциональной привязанности ребенка к ушедшему родителю. Насколько разрушительным окажется развод для ребенка, и какие последствия за ним последуют, будет зависеть от того, сможет ли оставшийся родитель справиться со своими эмоциональными переживаниями и обеспечить ребенка безопасным окружением. Дети воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых, поэтому внутренняя дисгармония родителя в послеразводном периоде будет отражаться и на ребенке. Неизбежным последствием развода становится воспитание ребенка в неполной семье, которое часто становится ущербным. Развод родителей является для ребенка серьезной травмирующей ситуацией, переживание которой порою затягивается на многие годы.

Трагичность этого события для ребенка связана с нарушением привычной среды его обитания. Это процесс, приносящий психологическому, душевному здоровью ребенка колоссальный вред. Психическое развитие считается нормальным, когда оно приводит к душевному здоровью: равновесию, адекватным взаимоотношениям человека с окружающим миром. Душевно здоровый человек – адекватен, позитивен и доброжелателен. Он склонен к позитивному мировосприятию, для него характерна легкость входа в позитив и трудность выпадения из позитива. Он живет в высоком эмоциональном тоне, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, жизненный мир для него – прекрасный и любимый.

В структуре психики каждого человека существует три взаимосвязанных между собой уровня, которые в своих работах описывал З. Фрейд. Это сознание, предсознание и бессознательное. Эмоции и переживания ребенка, связанные с фактом развода родителей, являются настолько угрожающими его сознанию, что с помощью защитных механизмов происходит их подавление и вытеснение на бессознательный уровень психики. Переживания приводят в течение короткого времени к такому сильному увеличению раздражения в душевной жизни, что освободиться от них или нормально переработать не удается, в результате чего наступают длительные нарушения в расходовании энергии.

Бессознательные переживания полностью не доступны сознанию ребенка, но в значительной степени определяют его действия. Происходит фиксация на травматической ситуации, следствием чего становится возникновение у ребенка определенных невротических жизненных установок. Не способность справиться со слишком сильным аффективным переживанием ведет к возникновению невроза. Травматическое событие, потрясающее все основы прежней жизни ребенка, останавливает его на столько, что оставаясь душой в прошлом, он может потерять всякий интерес к настоящему и будущему. Желание ребенка вернуть ушедшего родителя становится движущей силой бессознательных душевных процессов, результатом которых является возникновение навязчивых действий, которые могут быть одним из невротических симптомов.

С младенчества в жизни ребенка начинают работать психологические механизмы, связанные с проекцией на будущее. К ним относятся импринтинг и идентификация. В детском возрасте они непроизвольно фиксируются на бессознательном уровне, как правило, в возрасте до 6 лет. После 6 лет запечатление происходит на уровне ощущений.

Импринтинг – это механизм, в процессе которого происходит запечатление эмоциональных впечатлений ребенка, в результате которого у него формируются неизгладимые образы.

Идентификация – это механизм, в процессе которого происходит отождествление ребенка с родителем, перенимание его черт, особенностей характера, способов поведения, достигается ощущение сопричастности к семье.

Результатом работы этих психологических механизмов у ребенка будет сформированная система базисных убеждений, на которые он будет опираться в течение всей жизни. Базисные убеждения – это глобальные, устойчивые представления о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональное состояние и поведение человека. Они определяют жизненный выбор и поведение ребенка, являясь его эмоциональной установкой или жизненной позицией. Преобладающий в семье тип взаимоотношений подкрепляет и фиксирует соответствующую эмоциональную установку ребенка. Пока ребенок чувствует себя в соответствии с этой установкой, мир кажется ему безопасным и предсказуемым. Развод родителей ведет за собой изменение жизненных обстоятельств и рождает страх ребенка перед будущим. Необходимость изменить свою позицию вызывает у него эмоциональный дискомфорт, тревогу и изменение эмоциональной установки на негативную. Формируется убеждение о враждебности и опасности внешнего мира, представления о себе как о слабом и никчемном. Пытаясь достичь чувства безопасности, ребенок конструирует свой жизненный опыт.

В неполной семье, которая становится таковой в случае развода, происходит пространственное разделение и отчуждение ребенка со значимым объектом, которым является отец. Результатом переживания утраты эмоциональной связи будет искажение психического развития и адаптации ребенка. Недостаток социальных контактов, обеспечивающих формирование личности ребенка, ведет к его социально – психологической депривации. Депривация – это психическое состояние, возникновение которого обусловлено не возможностью в достаточной мере удовлетворить жизненно важные психические потребности человека в течение продолжительного времени.

На этом фоне возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии. Вероятность нарушений развития повышают сложные жизненные условия ребенка до, во время и после развода. Нарушения проявляются в специфических поведенческих реакциях, особенностях мировоззрения, в идентификации себя с агрессором как способ защиты, и способствуют предрасположенности к будущим невротическим заболеваниям. Даже при идеальном уходе дети, лишенные психологически правильных отношений с близкими, получают непоправимые психические травмы, приводящие к неврозу. Невроз – это заболевание, появляющееся в результате воздействия тяжелых психотравмирующих обстоятельств, которое блокирует либо уничтожает важнейшие личностно значимые ценности и ориентации человека. При этом преобладают эмоциональные и соматовегетативные проявления, которые осознаются и переживаются человеком как болезненные.

Такие психические симптомы как эмоциональная нестабильность, высокая чувствительность к стрессам, нарушение межличностного поведения, не могут не отразиться на дальнейшем формировании личности ребенка. На фоне перечисленных выше симптомов формируется неадекватная самооценка. Представления и себе и о других становятся неопределенными или противоречивыми, изменяется система ценностей, а с ней и жизненные желания. Ребенок становится циничным и зацикливается на психотравмирующей ситуации. В учебной деятельности ребенок быстро утомляется, что приводит к снижению памяти, внимания, мыслительных способностей. Ребенок становится чувствительным к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры. Наблюдаются расстройства сна. Вследствие невротического состояния у ребенка возможно появление задержки психического развития, которая характеризуется нарушением эмоционально – волевой сферы.

Одним из самых ближайших последствий после разводного стресса для детей является нарушение их адаптации к повседневной жизни. Дезадаптацию можно определить, как затруднение приспособления к меняющимся условиям. Она выражается в неадекватном реагировании и поведении личности, в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении, в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок.

Дезадаптация приводит к отчуждению от основных институтов социализации (семьи, школы), резкому ухудшению нервно – психического здоровья, увеличению подростковой алкоголизации и склонности к суициду. Субъективные проявления дезадаптации выражаются широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов, например, агрессивность и враждебность рассматриваются в данном случае как механизм защиты.

В свою очередь отчуждение и враждебность часто становятся причиной девиантности, которая относится к объективным проявлениям дезадаптации и выражается определенным типом поведения, отклоняющимся от общепринятых норм, наиболее распространенных в обществе. В случае невозможности реализации базовых ценностных установок, личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения. Под влиянием этих негативных факторов формируются эмоционально-личностные особенности ребенка. Он становится неуправляемым, агрессивным, теряет самоконтроль, проявляет несамостоятельность и тревожность, его поведение инфантильно как в школе, так и дома, склонен испытывать чувства личной тревоги и собственной неполноценности.

Причиной такого деструктивного поведения ребенка становится испытываемый им конфликт лояльности, который возникает в связи с неопределенностью семейной принадлежности и заставляет ребенка занимать оборонительную, агрессивную позицию. В ситуации развода родители часто ставят ребенка перед тяжелым эмоциональным выбором между ними. Такая ситуация переживается им как предательство одного из родителей и влечет за собой чувство вины перед ним.

Таким образом, развод родителей является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному состоянию ребенка. Сильные переживания, с помощью защитных механизмов подавляются и вытесняются на бессознательный уровень психики ребенка, откуда управляют его действиями. В этой ситуации поведение ребенка становится непредсказуемым, и он может навредить сам себе. Не выносимое желание вернуть ушедшего родителя заставляет ребенка уходить от реальности, всей душой оставаясь в прошлом. На этом фоне у него возникают психические расстройства, такие как невроз, депрессивные и невротические состояния.

Источник